Подпишитесь на рассылку

Не спешить делать выбор

В книге Деяний 1:21-26 читаем о том, как Апостолы по предложению Петра решили выбрать двенадцатого на место Иуды: "²¹ Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, ²² начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. ²³ И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; ²⁴ и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал ²⁵ принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. ²⁶ И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам".

Примечательно, что им пришла в голову эта идея еще до крещения Духом Святым. Они должны были не отлучаться от Иерусалима, пока не облекутся силою свыше, так что они сидели на месте и, наверное, решили хоть двенадцатого Апостола выберут…

И они выбрали два варианта по их критериям и решили бросить жребий. О, да, они помолились за жребий, но кто сказал, что двенадцатого Апостола нужно было выбирать по тем критериям, которые они определили? Их выбрал Сам Господь, потому прерогативу выбрать и нового Двенадцатого им следовало оставить Ему же. И вот Иисус лично избрал и призвал еще одного человека -- Савла, который после явления ему Иисуса по пути в Дамаск стал Павлом. Однако Павел не соответствовал этим выдвинутым критериям одиннадцати, да и на тот момент его с ними даже и не было. Потому они хотели выбирать из тех вариантов, среди которого не было подходящего…

Читать дальше: Не спешить делать выбор

Единство для действия Духа

В книге Деяний 2:1-4 читаем: "¹ При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. ² И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. ³ И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. ⁴ И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

Остановимся на стихе 1, который говорит о том, что ученики были собраны единодушно вместе. И Синодальный перевод достаточно удачно формулирует это место Писания, что все были собраны единодушно вместе. Другие переводы говорят просто о том, что они были собраны вместе, однако слово оригинала первым значением имеет именно это слово “единодушно”, а также “единогласно”. И это говорит об их единстве. И именно когда они были в таком единстве, Дух Святой и двинулся.

Это показывает, что для движения Духа Святого нужно единство. Наверное, потому Павел и говорит в посланиях, чтобы не огорчали Духа Святого, чтобы ссоры и распри были удалены, ведь в такой атмосфере Дух Святой не может двигаться. И это показывает важность единства и некой единогласности даже, ведь без этого Дух Святой не сможет действовать так, как Он хочет и как нужно, чтобы исполнить волю Божью и план Божий для нас и через нас.

Читать дальше: Единство для действия Духа

Полнота благословений на Божьем пути

Обратимся к написанному в книге Притчей 3:1-8, только рассматривать всем известный Синодальный перевод здесь не будем, а начнем сразу с иных переводов, в которых отдельные аспекты звучат более отчетливо. 

Начнем с Расширенного перевода Библии:

1 Сын мой, не забывай моего учения,

Но пусть твое сердце хранит Мои заповеди;

2 Ибо они добавят тебе продолжительности дней и лет жизни [стоящей жить]

и спокойствие, и процветание [полноту жизненных благословений].

Читать дальше: Полнота благословений на Божьем пути

Судить не по видимому и решать не по слухам

В книге Исаии 11:1-3 читаем: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела". Остановимся на стихе 3.

Это известнейшая глава, и эти стих есть частью известнейшего отрывка, и мы привыкли уже к тому, что здесь написано. Но если вдуматься, то написанное здесь поразительно. В этом стихе говорится, что Мессия, Помазанный, будет судить не по взгляду очей и не слуху ушей решать дела, имеется в виду, принимать решения, кого оправдать, а кого признать виновным. И вот если вдуматься, как такое возможно, да и как это вообще?..

Все обычно привыкли воспринимать свои глаза и уши надежными источниками информации. Имеется в виду, что человек как бы запрограммирован на то, чтобы верить тому, что он видит и слышит. И конечно, понимая это, всякие нехорошие люди этим пользуются с целью обмануть, дезинформировать и ввести в заблуждение. Хотя действия нехороших людей лишь отражают действия духовного врага, о котором Иисус сказал, что он лжец и отец всякой лжи. Да, Иисус так и сказал, точно передав нам суть падшего ангела -- ложь и обман, и после Воскресения Христа это все, что у него осталось.

Читать дальше: Судить не по видимому и решать не по слухам

Слава Божья на Божьем пути

В книге Псалмов 137:4-5 написано: "⁴ Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, ⁵ и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня". Остановимся на стихе 5. Это хорошо известный и Псалом, и стих, однако в этот раз стоит обратить внимание на сказанное здесь о славе Господней и о путях Господних вместе, в связи. Ведь не зря о путях Господних и о Его славе говорится вместе, в одном стихе.

И стоит заметить, что Синодальный перевод довольно удачно передает смысл написанного в оригинале. К этому можно добавить разве что формулировку Расширенного перевода Библии (в классическом издании): "Да, они будут петь о путях Господа и радостно праздновать Его могущественные дела, ибо велика слава Господня". Как видим, здесь поясняется этот аспект воспевания через празднование могущественных дел Божьих, в которых и будет являться слава Божья, так что здесь уже больше прослеживается связь между первой и второй частью стиха о воспевании и о славе Божьей.

Однако все же стоит вернуться к идее связи путей Божьих и славы Божьей. Как было сказано выше, о них в связи говорится не просто так, но именно потому, что они и связаны. Таким образом, сказанное в этом стихе открывает нам, что слава Божья -- на путях Божьих, при том слава великая. За пределами путей Божьих славы Божьей и Его великих и могущественных дел, проявлений, не найти, да и быть их там не может. Слава Божья только на Божьем пути. Потому и пережить проявление славы Божьей можно только на Божьем пути. Обрести проявление великих дел Божьих можно только пойдя Божьим путем. А вот если пойти не Божьим путем, то и славы Божьей на нем не сыскать; если не пойти Божьим путем, то это значит и упустить славу Божью, приготовленную Богом для Своих детей на том пути, по которому Он ведет.

Читать дальше: Слава Божья на Божьем пути

Не раздражаться нечестивыми, или Поступать правильно

В книге Псалмов 36:1-5 написано:

¹ Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

² ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 

³ Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

⁴ Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. 

⁵ Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит...

Это известный Псалом, и мы уже неоднократно к нему обращались, однако в этот раз остановимся на сказанном в этих стихах об отношении, которое должно быть у праведников к нечестивым и к результатам такого отношения. И это всегда здесь было, но, наверное, было несколько завуалировано Синодальным переводом. Потому начнем с рассмотрения иных переводов.

Читать дальше: Не раздражаться нечестивыми, или Поступать правильно

Спасение Божье исправляет ошибки

В книге Исаии 35:4 написано: "Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас". Как видим, здесь говорится робким не бояться, потому что Бог придет и принесет отмщение и воздаяние, а также спасение. При этом стоит заметить, что здесь вновь говорится не бояться по причине Божьего фактора, фактора Его присутствия и Его вмешательства, а не по причине собственной самодостаточности. Иначе говоря, здесь вновь звучит та же идея, что не бояться мы можем именно потому, что с нами -- Бог.

И примечательно, что в этом стихе сказано о том, что придет спасение Божье. А спасение Божие приносит исправление человеческих ошибок. Иначе говоря, спасение не о том, что мы такие самодостаточные и совершенные, что все делаем правильно, но как раз о том, что Бог исправляет наши ошибки. И интересно, что как раз именно из-за этих наших ошибок и слабостей мы и осознаем нужду в Боге, нужду в спасителе, ведь если бы мы были и могли быть совершенны и самодостаточны сами по себе и если бы никогда не ошибались, то и Спаситель, то и Бог, нам был бы не нужен. Но вот Он нам нужен и еще как... 

А это значит, что нам не нужно бояться ошибок, потому что мы имеем, а потому и можем рассчитывать на спасение Божье, которое исправляет наши ошибки. По этой причине и говорится робким не бояться. При этом стоит заметить, что слово оригинала, переведенное как "робкие", согласно словарю Стронга, имеет, в частности, такие значения: "быть скорым, быстрым или поспешным, действовать поспешно, поступать опрометчиво или необдуманно; прич. поспешный, торопливый". Как видим, здесь в списке поступать опрометчиво (и интересно, что такая опрометчивость связывается с торопливостью), чем и подтверждается сказанное выше об ошибках. Потому, по сути, тут говорится, поступившим опрометчиво, ошибившимся, не бояться (т.е. даже ошибившимся сказано не бояться, а не совершенным только и поступающим правильно), потому что придет спасение Божье и принесет исправление ошибок. 

Читать дальше: Спасение Божье исправляет ошибки

О событиях воскресения и реакции на него

Или Помнить слово и бесстрашно продвигаться вперед

В Ев. от Луки 24:1-11 читаем:

¹ В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; ² но нашли камень отваленным от гроба. ³ И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. ⁴ Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. ⁵ И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? ⁶ Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, ⁷ сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. ⁸ И вспомнили они слова Его; ⁹ и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. ¹⁰ То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. ¹¹ И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

Христос Воскрес! И Ангелы рассказали, а точнее, напомнили об этом женщинам, а те, в свою очередь, пришли и все передали и другим ученикам и, в частности, одиннадцати. Но какая была у них реакция? Её передает ст.11: "И показались им слова их пустыми, и не поверили им". Тут Ангелы явились, тут они говорят то же, что и Иисус говорил им прежде, но слова женщин показались ученикам пустыми... Это напоминает случай: "В своем ли ты уме?" (Деян.12), -- однако этот еще похлеще, ведь там служанка пришла и сказала, что Петр стучит и Ангелов даже не видела и слов их не передавала, а эти видели Ангелов и передали услышанное от них, но ученики все равно не поверили...

Перевод Месседж говорит, что ученики не поверили, потому что решили, что те женщины все это выдумали, а Расширенный перевод Библии (в классическом издании) говорит, что слова женщин показались мужчинам праздной сказкой -- безумием, притворством, вздором. И это соответствует значению употребленного слова с греческого, переведенного как "пустые", которое обозначает: "пустословие, болтовня, вздор, бессмыслица, пустяк". Так что слова женщин о воскресении Иисуса и об Ангелах показались ученикам пустой болтовней, вздором, бессмыслицей, выдумкой... И это после всего того, что они видели и слышали, находясь рядом с Иисусом!

Читать дальше: О событиях воскресения и реакции на него

Молитва против пассивности печали

В этот период мы все вспоминаем о пасхальных и предпасхальных событиях. В Ев. от Луки 22 описываются происшествия в Гефсиманском саду, когда арестовали Иисуса. Но перед этим Иисус молился и просил о том же учеников. И вот об учениках в стихах 45-46 мы читаем: "⁴⁵ Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали, ⁴⁶ и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". 

Стоит обратить внимание на сказанное о том, что ученики были спящими именно от печали. Все знают о том, что ученики в Гефсимании спали, и все привыкли воспринимать это так, что они спали от усталости, ведь была ночь. Но вот Лука конкретизирует, почему же они спали... Хотя другой перевод говорит, что ученики спали, будучи истощены, измучены грустью, печалью (САВ).

И почему они были печальны? Обычно ученики воспринимаются как особо не понимающие события, вплоть до самого ареста и распятия Иисуса, ведь так они в большинстве и описываются в Евангелиях. Но тут они спали от печали... Понимали ли они печальность момента? Сложно утверждать однозначно. С одной стороны, Иисус сказал им, что должно совершиться над Ним и что это вот-вот должно произойти, а с другой стороны, ученики, как уже было сказано, не предстают на страницах Евангелия как осознающие происходящее.

Читать дальше: Молитва против пассивности печали

Сила воскресения - в Слове

В Ев. от Иоанна 11:41-44 читаем:

⁴¹ Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. ⁴² Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. ⁴³ Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. ⁴⁴ И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Иисус воскресил Лазаря, отдав приказ. И в этом можем увидеть силу, стоящую за властью верующего в Имени Иисуса (Мф.18:18, Лк.10:19). Однако остановимся немного на самой истории, на самом происшествии. Интересно, что это одна и единственная, описанная в Евангелии, подобная история воскресения. Всего Иисус воскресил людей трижды (дочь Иарира, сын вдовы и Лазарь), но вот с таким временным интервалом только одного. И этот временной интервал -- 3 дня, на 4-й. Ничего не напоминает?..

Сам Иисус воскрес через 3 дня. Потому, хотя и сказано, что Иисус помолился Отцу при всех, чтобы они поверили в Него, есть основания полагать, что это воскресение Лазаря -- это было знамение для Самого Иисуса. Ведь Ему, предавая Себя за всех нас, нужно было верить, что Отец воскресит Его. И не просто воскресит сразу же, по горячих следах, скажем так, а через 3 дня... Потому обращение Иисуса к Отцу и последовавший за ним ответ -- это был ответ и для Самого Иисуса, что так же, как Отец силой Духа Святого воскресил Лазаря, так воскресит и Его. Вот символизм данной истории, данного происшествия. 

Читать дальше: Сила воскресения - в Слове