Подпишитесь на рассылку

Избавление Божье ведет к возвышению

В книге Исход 2:3-9 читаем: "³ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, ⁴ а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.⁵ И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. ⁶ Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. ⁷ И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? ⁸ Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. ⁹ Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его". 

Это всем известная история рождения Моисея и его спасения из воды. Примечательно, как здесь действовала мать Моисея – она сплела корзину-лодочку и положила в неё ребенка. Формально, она выбросила дитя в реку, но вот фактически… Такой себе способ обхода закона. Догадливые же евреи…

И вот здесь вновь стоит обратить внимание на способ действия Бога. Господь не просто спас Моисея, но сделал его членом правящей семьи Египта! И ребенок не просто вернулся к матери, чтобы она его выкормила, но она еще и оказала услугу дочери фараона и получила за это деньги (и полагаю, не малые, ведь не думаю, чтобы дочь фараона плохо платила…). При этом иронично и то, кого же Бог использовал – дочь фараона, т.е. того, кто и приказал бросать детей в реку! Иначе говоря, Господь взял ближайшего человека из окружения фараона и под носом у него, так сказать, провернул это дело, под носом у него был нарушен этот указ фараона, так что даже дочь фараона отказалась повиноваться этому несправедливому приказу. 

В толковании Далласской семинарии высказано предположение, что этой дочерью фараона могла быть царевна Хатшепсут, которая считается одной из самых известных правителей Египта (она формально была соправительницей малолетнего Тутмоса ІІІ, но, по сути, устранила его от власти). В отношении её детей мнения египтологов расходятся – некоторые говорят, что она имела дочь, некоторые же и это отрицают. Так что она вполне могла решить усыновить себе сына, тем более увидев, что младенец красив, что значило, что и здоров. Женщину эту характеризуют как сильную, решительную, влиятельную и пользующуюся уважением еще при отце, а потому она вполне могла себе позволить такой шаг. Но как бы то ни было, Господь нашел человека из самого окружения того, кто издал этот несправедливый указ, чтобы спасти Моисея, чтобы для него сделать исключение, да еще так, что он получил привилегии принца Египта!

И в этом вновь видим почерк Божий. Он не просто спас Моисея, но возвысил его до беспрецедентного положения с точки зрения того положения евреев, в котором они находились. По сути, ребенка рабов, т.е. раба, сделали принцем! И это вот так, в два счета, как говорится. Могла ли это себе представить мать Моисея? Сложно сказать, однако поступила она очень находчиво – полагаю, эту идею в неё вложил Бог. Хотя это требовало и доверия Богу, а то там и крокодилы, наверное, водились… Но вот крокодилы Моисея не сожрали, но он с этой корзинки стал сыном дочери фараона – царевичем Египта.

И здесь стоит заметить, что если бы не этот указ фараона бросать мальчиков-евреев в реку, то и Моисей не оказался бы в корзине и не стал бы сыном дочери фараона… Это к тому, как Господь обратил угрозу в возвышение – то, что должно было погубить Моисея не то, что не причинило ему вреда, но возвысило его. И хотя здесь некоторые могут заметить, что это только для Моисея так произошло… Но на это есть ответ: во-первых, многие были тоже оставлены в живых, потому что Господь вселил страх Божий в повивальных бабок, которые получили указ от фараона убивать мальчиков, но отказались его выполнять; а во-вторых, только мать Моисея так поступила, по сути, отпустив и предав сына в Божьи руки. И вот как Господь все решил. Никто другой из еврейских женщин так не поступил. И в этом и заключается часто отличие результатов: люди хотят иметь благословения тех, на кого они смотрят, однако сами никогда не решались на тот же шаг доверия Богу (хотя в таких ситуациях часто и терять нечего, ведь Моисей все равно должен был оказаться в реке, так что почему бы не попробовать его спасти? Но это здравое виденье, ведущее к послушанию Богу, часто завуалировано страхом...).

Хотя, конечно, особенное присутствие Божье прослеживается во всей жизни Моисея и Божественное утроение хода событий для него. Это особенное Божье присутствие в его жизни было из-за особой цели и предназначения, которое имел для него Бог. Однако у Господа есть особенная цель для каждого верующего. И создается впечатление, что Моисей эту цель как-то чувствовал, ведь он предстает защитником сначала еврею, которого избивал египтянин, а потом и дочерям Иофора. И вот когда Моисей сбежал, Господь позаботился о его пристанище и там – тут появились дочери Иофора, Моисей с его рвением не смог удержаться от того, чтобы не защитить девушек, а отец их так расположился к защитнику, что пригласил жить у себя, да еще и создал ему такие условия, что Моисею там понравилось жить! Конечно, Иофору, похоже, это тоже было выгодно, но все же Моисей очень быстро, сразу же, нашел себе дом и ни на одну ночь не остался без крова! Вот как о нем позаботился Бог! К тому же, толкователи обращают внимание еще и на то, что народ Мадиамский пошел от сына Хеттуры, жены Авраама после Сарры, так что Моисей оказался у потомков Авраама; а также и на то, что Моисей провел 40 лет в Синайской пустыне, а потому хорошо знал ту местность, когда впоследствии вел народ по пустыне, так что это его пребывание там в итоге даже в некой мере послужило в пользу его предназначению.

И мне все это показывает устроение Божье, Его заботу и то, как Господь все оборачивает и выстраивает. И для этого от нас, прежде всего, требуется доверие Богу и послушание Ему, но Господь даст нам благодать и в этом, если мы только будем иметь правильное состояние сердца и устремления перед Богом (как дал благодать матери Моисея, ведь это было благодатью для неё, что её сына нашла именно дочь фараона, которая имела власть поступить так, как поступила – это во-первых, а во-вторых, она даже получила награду за свой смелый поступок доверия и послушания Богу в виде платы дочери фараона за вскармливание сына).

Но вот как действует Бог – Он берет угрозу и оборачивает её в возвышение. Он берет человека из-под носа противников и использует его для реализации Божьих замыслов, так что ближайшие из окружения неприятелей окажутся играющими против них. Он, будучи Творцом, знает, у кого за какую веревочку дернуть, как тут дочь фараона охватила жалость и симпатия настолько, что она решила взять ребенка себе, а не выбросить его в реку с корзины, хотя этот второй вариант тоже был теоретически возможен… но не в том случае, когда действует фактор Божьего присутствия

Потому мы должны осознавать действие этого фактора в нашей жизни и доверять Богу, поступая так же смело и дерзновенно, как и мать Моисея. И Господь будет использовать это, чтобы обратить все нам во благо. Более того, мы должны оценивать ход событий именно исходя из фактора Божьего присутствия, Его заботы и устроения, ведь ход событий в нашей жизни есть и будет направляемый Богом, так что ничего нежелательного не произойдет (как дочь фараона не выбросила ребенка в реку), а только наоборот – нам нужно ожидать, что будет происходить то, что мы и не могли себе представить – беспрецедентное возвышение! И Господь устроит все для нас, как устроил для Моисея и многих других библейских героев, потому нам, имея это познание Бога, нужно уже доверять Богу и иметь соответственные ожидания от хода событий, в которых для нас будут делать исключение, к нам будет сверхъестественное расположение, к нам будет эксклюзивное отношение, для нас будут беспрецедентные возможности… И все потому, что с нами – Бог! Так что имея это осознание, станем действовать смело и уверенно, ведь с нами – Бог, и Он выстроит всех и все: от мала до велика, но обратит все (и для того, чтобы обратить все) в нашу пользу к возвышению и благословению всех, служащих Богу.

Аллилуйя! Слава Богу!

Да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь и аминь!