Подпишитесь на рассылку

Утешение, успокоение в тревоге

В книге Псалмов 93:19 читаем: "При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою". Это место Писания не совсем точно сформулировано в Синодальном переводе, хотя тот факт, что Господь утешает в скорбях -- истина. При этом утешение Божье имеет отношение не просто к тому, что Он скажет что-то, от чего станет легче (как часто воспринимают утешение), но что Он даст, принесет Свой ответ на скорби так, что даст их забыть.

Посмотрим на другие формулировки этого стиха в иных переводах. Современная английская версия говорит: “И когда я был обременен заботами, Ты утешал меня и давал мне чувство безопасности”. Как видим, здесь “скорби” переданы словом “заботы”. Впрочем, в оригинале это слово, согласно словарю BDB, значит “тревожные мысли”, и это понятие включает в себя и заботы. 

Следовательно, даже когда тревожные мысли наполняют разум и не дают покоя душе, мы можем и нам следует искать утешения в Боге. А то мы знаем, что Господь сказал нам не заботиться, но часто не понятно, как не заботиться, если тревожные мысли не дают покоя. И в таком случае нам нужно прибегать к Богу и просить у Него помощи и утешения. И как хорошо, что у нас есть обетование об утешении Божьем даже в отношении мыслей заботы и тревоги! Вместе с этим, нам нужно не забывать и о том, чтобы применять власть в Имени Иисуса и против заботы и тревожных мыслей. 

Читать дальше: Утешение, успокоение в тревоге

Исключение поражения, или Вот как Бог с нами

Обратимся вновь к Посланию к Римлянам 8 и остановимся на стихах 26, 28-29, 31 и рассмотрим то, что сказанное здесь может показать нам, если мы рассмотрим эти аспекты в связи:

²⁶ Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 

²⁸ Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. ²⁹ Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 

³¹ Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? 

Во-первых, сначала говорится, что Дух Святой подкрепляет нас в немощах наших. Если посмотреть перевод Месседж, то это там говорится в связи со сказанным выше об ожидании в терпении, так что эта фраза звучит так: “Между тем, в тот момент, когда мы устаем в ожидании, Божий Дух рядом с нами, помогая нам”. У нас есть обетование Божье, исполнение которого мы ожидаем в терпении, и когда мы устаем, когда нам кажется, что у нас больше нет сил, Дух Святой в этот же момент с нами, чтобы подкрепить и укрепить нас, чтобы помочь нам.

Читать дальше: Исключение поражения, или Вот как Бог с нами

Хорошие времена после трудных

или Временные трудности будут, как ничто и ни в какое сравнение с грядущей славой Божьей

В Посл. к Римлянам 8:18 написано: "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас".  Согласно формулировке Современной английской версии, то, что приходится нам переносить в страданиях сейчас, не может сравниться с той славой, которая будет нам явлена. 

И все это как бы указывает на перспективу славы Божьей в небесах, однако я верю, что сказанное здесь имеет отношение не только к славной перспективе нашего будущего с Богом на небесах. Ведь и далее говорится о том, что творение ожидает откровения сынов Божьих, и это откровение относится еще к земному, ведь творение на земле (Рим.8:19). И вот в формулировке перевода Месседж тоже можно усмотреть подтверждение этому, ведь говорится: “Потому я не думаю, что может быть какое-либо сравнение между настоящими трудными временами и грядущими хорошими временами”. И в этой фразе “хорошие времена” я усматриваю также и то хорошее, что еще ждет нас на земле из приготовленного Богом для нас еще здесь.

Потому, получается, что временные наши трудности и дискомфорт, связанный с ними, будут ни в какое сравнение с той славой Божьей, явление которой и принесет нам хорошие времена. Иначе говоря, после трудностей Господь введет нас в такие хорошие времена, что все предыдущие трудности ничего не будут стоить в сравнении с этими хорошими временами! Потому если на пути с Богом, пока мы на пути к цели, пока ожидаем проявления, нам и может быть нелегко, этот путь и усилия стоят того, потому что этот временный дискомфорт будет ни в какое сравнение с тем явлением славы Божьей, которое мы обретем в конце, они просто будут ничто в сравнении с тем хорошим и самым лучшим, к чему приведет нас Бог.

Читать дальше: Хорошие времена после трудных

Преодолеваем силой Божьей

В Посл. к Римлянам 8:35-37 читаем: "³⁵ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: ³⁶ «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». ³⁷ Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас".

Мы уже довольно детально рассматривали это место Писания (см. "Преодолеваем силой Возлюбившего нас, или Ошеломляющая победа силой Божьей", стоит перечитать в нашем нынешнем контексте), однако Дух Святой обращает наше внимание на него вновь. Павел сначала упоминает о различных трудностях: о скорбях, тесноте, гонениях, голоде, наготе (перевод Месседж передает это как “бездомность”), опасностях и мече, но потом говорит: “Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас”.

И если посмотреть на историю жизни и служения Павла, то он знал, что говорил. Сколько раз он сам терпел кораблекрушения, не имел места, где остановиться, сколько раз терпел голод и был избиваем?.. И все это ради Христа и ради того, чтобы нести и распространять Евангелие. И вот если посмотреть на эту историю Павла, то кажется, что как обычный человек мог все это вынести, не то, что преодолевать даже и продолжать? Но Павел сам дал ответ на этот вопрос: “Все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас”.

Читать дальше: Преодолеваем силой Божьей

Господь явит спасение

В книге Псалмов 90:16 читаем: "Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".  Остановимся на последней фразе этого стиха о том, что Господь явит Свое спасение. Мы настолько привыкли к этому Псалму и этой фразе, что, кажется, уже и не задумываемся, что же это конкретно значит для нас. Но что же значит явление Божьего спасения?

Однако прежде, чем перейти к рассмотрению этого, стоит заметить, что в толкованиях и комментариях, в частности в Женевской Библии и толковании Далласской семинарии, обращается внимание на то, что все эти обетования защиты, записанные в Пс.90 не для всех, а только для тех, кто любит Бога и послушен Ему, кто верит и доверяет Ему. В подтверждение такой позиции цитируется и написанное в Новом Завете о том, что “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28). Не всем, а только любящим Бога и призванным Им -- т.е. тем, кто находятся в своем призвании, в послушании Богу, в воле Божьей. Потому все делается к лучшему, или Господь обратит все так, что это будет к лучшему, не для всех, а только для любящих Бога и послушных Ему; и не всем Господь обещает защиту, но любящим Его и живущим под Его покровом, а это невозможно без того, чтобы отдать и посвятить свою жизнь Богу.

Читать дальше: Господь явит спасение

О заботе и о том, как действует Бог

Обратимся к написанному в Ев. от Матфея 6. Да, в этот раз я не стану выделять отдельных стихов, потому что хочу рассмотреть всю эту главу в переводе Месседж, так как там отчетливо звучат многие важные мысли. Однако мы не за раз рассмотрим главу целиком, но будем останавливаться на отдельных стихах и мыслях. Потому обратимся к Месседж:

1 Будьте особенно осторожны, когда пытаетесь быть хорошими, чтобы не устроить из этого представление. Это может быть хороший театр, но Бог, создавший вас, не будет аплодировать.  

2-4 «Когда вы делаете что-то для кого-то другого, не привлекайте внимания к себе. Я уверен, вы видели их в действии — Я называю их «актерами» — они относятся к молитвенному собранию и углу улицы как к сцене, проявляют сострадание, пока кто-то смотрит, играют для толпы. Они получают аплодисменты, правда, но это все, что они получают. Когда вы помогаете кому-то, не думайте о том, как это выглядит. Просто делайте это — тихо и ненавязчиво. Так помогает вам ваш Бог, который зачал вас в любви, работая за кулисами.  

Пока остановимся на этих стихах. Иисус здесь проводит параллель с тем, как Бог помогает нам, наставляя и нас стремиться действовать так же, если мы собираемся помочь кому-то. И вот стоит обратить внимание на сказанное в конце ст.4 о том пути, или способе, как Бог действует и как нам всем помогает -- Он работает за кулисами. Почему-то все так устроено: мы видим великое творение, мы видим результат дела Божьего в сотворении, мы видим, что Вселенная все еще существует, хотя для этого должны сохраняться точнейшие настройки, как например, в долях градусов температуры на Земле, однако Самого Бога и Его силы, которая сотворила и держит все, мы не видим. Бог остается за кулисами. Да, Писание говорит, что творение возвещает о величии Творца, однако это не есть непосредственным соприкосновением с величием Божьим. 

Читать дальше: О заботе и о том, как действует Бог

Непоколебимость дома на скале

или Держаться за Бога и исполнять Его слово

В Ев. от Матфея 7:24-29 Иисус в Своей притче использует образ дома, основанного на камне, и дома, основанного на песке. Примечательно, что дом, основанный на камне, не упал, устоял под всем давлением непогоды. Одинаковые факторы воздействовали и на дом, построенный на песке, и на дом, построенный на камне, однако результаты были разными. Все оказались под одной непогодой, однако одному дому она вовсе не навредила, но другой разрушила.

Обратимся к этому отрывку в переводе Месседж: 

24-25 “Эти слова, которые Я говорю вам, не являются случайными дополнениями к вашей жизни, улучшениями домовладельца к вашим стандартам жизни. Это основополагающие слова, слова, на которых строится жизнь. Если вы внедрите эти слова в свою жизнь, вы уподобитесь искусному плотнику, построившему свой дом на прочном камне. Полился дождь, разлилась река, ударил торнадо — но ничто не поколебало этот дом. Он был закреплен на скале.  

26-27 Но если вы просто используете Мои слова в изучении Библии и не применяете их в своей жизни, вы уподобляетесь глупому плотнику, который построил свой дом на песчаном пляже. Когда налетела буря и поднялись волны, он рухнул, как карточный домик”.  

28-29 Когда Иисус закончил свою речь, толпа разразилась аплодисментами. Они никогда не слышали такого учения. Было очевидно, что Он жил тем, о чем говорил, — в отличие от их учителей религии! Это было лучшее учение, которое они когда-либо слышали.

Читать дальше: Непоколебимость дома на скале

Ответ могуществом руки Божьей

В книге Псалмов 19:7 написано: "Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей".

Стоит обратить внимание на сказанное о том, что Господь отвечает помазаннику Своему могуществом спасающей десницы Своей. Не сказано, что просто отвечает и спасает, избавляет, хотя и этого было бы уже достаточно, как кажется; но речь идет о явлении могущества Божьего.

И это показывает нам, как Господь отвечает, или как приходит Божий ответ -- могуществом спасающей десницы Божьей. Это не просто ответ, это не просто решение ситуации, это не просто выход из безвыходности, улучшающий положение, но это ответ, в котором является могущество Божье. Потому каждый раз, когда мы ожидаем ответа, мы должны понимать, как этот ответ придет -- явлением могущества Божьего. Не наших сил, ведь их недостаточно, иначе нам бы не нужен был Божий ответ, ответ Его могущества, Его всесильной руки.

Читать дальше: Ответ могуществом руки Божьей

Искать присутствия Божьего и следовать за Богом

Обратимся к Псалму 26 в переводе Месседж:

1 Свет, пространство, энергия — это Бог! Потому с Ним на моей стороне я бесстрашен, никого и ничего не боюсь.  

2 Когда полчища вандалов съезжаются, готовые съесть меня заживо, эти хулиганы и бандиты падают ниц.  

3 В осаде я спокоен, как младенец.  Когда весь ад вырывается на свободу, я собран и спокоен.  

4 Я прошу у Бога одного, только одного: прожить с Ним в Его доме всю мою жизнь.  Я буду созерцать Его красоту;  Я буду учиться у Его ног.  

5 Это единственное тихое, безопасное место в шумном мире. Идеальное место для отдыха, вдали от шума уличного движения.  

Читать дальше: Искать присутствия Божьего и следовать за Богом

Новое начало из безысходности

В Ев. от Иоанна 11:35-44 читаем: "³⁵ Иисус прослезился. ³⁶ Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. ³⁷ А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? ³⁸ Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. ³⁹ Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. ⁴⁰ Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ⁴¹ Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. ⁴² Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. ⁴³ Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. ⁴⁴ И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет".

Эта история привлекает внимание вновь и вновь. Иисус, придя к пещере, сказал отвалить камень. Марфа сразу же попыталась отговорить Иисуса, обратив внимания на обстоятельства. Но как отреагировал Иисус? Принял ли Он во внимание текущие обстоятельства тела Лазаря? Нет. Он смотрел на славу Божью и на то, что она может сделать с текущими обстоятельствами. И потому Иисус ответил Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божью?»

Читать дальше: Новое начало из безысходности