Подпишитесь на рассылку

С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

В книге Псалмов 17:26-28 написано:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Интересно, как это место Писания показывает как бы ответную реакцию Бога на состояние человека, так что Господь поступает с каждым согласно тому, каким он есть.

Лучше увидеть суть сказанного здесь помогают также и другие переводы. Например, Новый живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) говорит о том, что Господь показывает, или являет, Себя каждому согласно состоянию каждого человека. Если дословно, то НЖПБ говорит: "Верным Ты показываешь себя верным; тем, кто честен, Ты показываешь честность. Чистым Ты показываешь Себя чистым, а нечестным -- [разоблачающе] проницательным. Ты спасаешь скромных, но унижаешь гордых". 

Формулировка Современной английской версии (САВ) похожа: "Ты всегда предан Своим преданным людям, и Ты верен верным. Со всеми искренними Ты искренен, но относишься к неверным так, как того заслуживают их дела". Месседж хоть и передает сказанное по-своему, все же суть мысли остается той же: "Хорошие люди вкушают Твою доброту, целостные люди вкушают Твое [божественное] здоровье, честные люди вкушают Твою правду, плохие не могут понять Тебя. Ты принимаешь сторону того, кто унижен, а вот превозносящихся Ты сокрушаешь (сламываешь)".

Читать дальше: С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

В Ев. от Матфея 5:38-41 читаем:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Это известнейшее место из Библии, при этом не только среди христиан, но и далеко за пределами христианских кругов. На это место Писания есть двенадцать подходов к его толкованию [1]. Некоторые даже говорят о том, что это наиболее дискуссируемый отрывок в Библии [2]. И все эти дискуссии находятся где-то между двух крайних позиций: одни считают, что слова Иисуса здесь нужно воспринимать и исполнять буквально, не противясь злому и даже не беря в руки оружие, а другие считают, что Иисус здесь слишком гиперболизировал, не призывая нас к буквальному исполнению этих Его слов или и вовсе не имел в виду то, что другие здесь воспринимают при буквальном прочтении. Получается, это место Писания достаточно затруднительно для понимания, однако столь важно нам для жизни. Поэтому, у меня и возникло желание немного углубиться в исследование этой темы.

Те, кто читают этот текст Евангелия буквально отстаивают и ту точку зрения, что эти принципы "несопротивления" нужно распространять и на политические межгосударственные отношения, однако Иисус здесь не говорит о политике и о международных отношениях. Он говорит об отношениях людей и с другими людьми. Потому большинство исследователей склоняются воспринимать эти слова Иисуса как наставления, относящиеся именно к межличностным отношениям. И если мы переводим это на личности, то получается, что даже на отношения "личность-государство", или "государство-личность", это может не распространяться.

Читать дальше: Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

Ответ Божьей справедливости

В этот раз мы остановимся на рассмотрении написанного в книге Псалмов 74. Весь этот  Псалом особенный, и хотя мы уже обращались к нему ранее (статья: "Бог решает, кто побеждает"), но в этот раз мы конкретно остановимся на стихах 3-4, 8, 10-11:

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Пойдем по порядку, сравнивая формулировку Синодального перевода с формулировкой Нового живого перевода Библии (далее - НЖПБ).

Интересно, как в ст.3 говорится о том, что Господь изберет время для суда. НЖПБ формулирует это место Писания так: "Бог говорит: «В то время, в которое Я запланировал, Я произведу правосудие против нечестивых". Как видим, речь идет о некоем запланированном Богом времени для суда. Это может быть ответом на вопрос о том, когда же Бог явит суд -- в запланированное Им время. И из предыдущей статьи, в которой мы рассматривали этот Псалом, мы знаем, что суд приходит, когда чаша нечестивых наполняется. Вместе с этим, о том, когда же приходит это запланированное время может подсказать и ст.4, поэтому перейдем к нему.

Читать дальше: Ответ Божьей справедливости

Оправдание от Бога, или Все сработает к лучшему

В книге Исаии 54:17 читаем: "Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь". Рассмотрим это место Писания в других переводах.

Месседж говорит: "Оружие, которое может навредить тебе, никогда [еще] не было выковано. Любой обвинитель, который вызовет тебя на суд, будет отклонен как лжец. Это то, чего могут ожидать слуги Божьи. Я прослежу за тем, чтобы все сработало к самому лучшему». Божий указ". 

Первое, что в этой формулировке привлекает внимание, так это то, что сказано, что оружие, способное навредить избранным Божьим, еще не было произведено или, можно еще сказать, не было изобретено. И это духовный образ. Нет ничего во всем мире, что бы могло навредить нам или нанести нам поражение, пока дети Божьи сами этого не позволят. Потому что нет ничего, что бы могло противиться силе Божьей, тем более нанести ей поражение.

Читать дальше: Оправдание от Бога, или Все сработает к лучшему

Воля, вера и сила Божья

Мы продолжаем рассматривать книгу Даниила, третью главу, только теперь обратимся к стихам 17 и 29:

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

29 И от меня [Навуходоносора] дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

Стоит обратить внимание на фразу стиха 29, в которой Навуходоносор констатирует, что нет иного бога, который мог бы так спасать. В Расширенном переводе Библии сказано, что нет такого бога, который бы мог спасти таким образом (таким путем, способом), подразумевая, наверное, спасение из среды огня, когда он даже не тронул, т.е. спасение, обеспечивающее полную непроницаемость. А Современная английская версия говорит, что нет иного бога, который бы имел такую великую силу спасать.

И вот интересно, что эта последняя формулировка показывает, как стих 29 перекликается с написанным в стихе 17, где Сидрах, Мисах и Авденаго сказали, что их Бог силен их спасти. А в конце истории и сам Навуходоносор признал и заявил, что Бог Израиля силен спасти, и что никто другой не имеет такой великой силы спасти, как Бог этих евреев. Как видим, одна мысль, только сначала она звучит как исповедание веры в устах евреев, а в конце как констатация факта от увиденного проявления явного чуда спасения и избавления.

Читать дальше: Воля, вера и сила Божья

Не преклоняться, чтобы возвыситься, или Бог защитит

В книге Даниила 3:16-18, 30 написано:

16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

30 Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.

Сидрах, Мисах и Авденаго отказались преклоняться перед истуканом. В их словах прям чувствуется эта железная воля. Они заняли бескомпромиссную позицию и не собирались отступать. Вот это решительность! Вот это храбрость!

Читать дальше: Не преклоняться, чтобы возвыситься, или Бог защитит

Определяющий фактор веры, а не времени

В Посл. к Евреям 11:11 написано: "Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший". Сарра родила не по времени возраста, но по вере. В её естественных условиях это было невозможно. Течение времени с естественной точки зрения было против неё. Однако не время определило её конечную цель, а вера, которая и дала ей возможность исполнить Божий план о ней -- родить сына обетования, родоначальника множества, которое было обещано Аврааму, и патриарха избранного народа.

Исходя из этого, можем увидеть, что не естественные условия и не течение времени определяет наши возможности и способности, наши достижения и успехи, наши цели и то, где мы можем быть, но только наша вера. Сарра родила не по времени возраста, хотя перед этим смеялась, что ей ли, 90-летней, родить? Так часто мы можем смотреть на время, на его течение, и чувствовать себя не очень хорошо, от того, что оно истекает, создавая тем самым видимость, что мы не успеваем... Нам не хватает дня, недели, месяца, года... На кого-то давят временные рамки возраста и того, что нужно было успеть по человеческим меркам и стереотипам к 20-ти, к 30-ти, к 60-ти... Однако если мы посмотрим в Писание, то время никогда не определяло ни способности, ни возможности, ни конечную цель избранных Божьих. Этим определяющим фактором всегда были слово Божье и вера в него.

Читать дальше: Определяющий фактор веры, а не времени

Возможности по сердцу

В Посл. к Евреям 11:31 написано: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными". Раав спасла жизнь соглядатаям, и получила спасение жизни себе и своей семье. В этом прослеживается действие того же закона сеяния и жатвы, только здесь в сфере добродетели. 

Вообще вся эта история с Раавью очень интересна. Ведь если бы соглядатаи не пришли к ней, то у неё и не было бы возможности посеять семя на спасение себе и своей семье. Но и если бы соглядатаи пришли к кому-то другому, то вероятно, их бы все другие в Иерихоне выдали. Так что тут Бог, можно сказать, свел эти обе стороны во взаимовыгодном обмене. Хотя это немного грубо, ведь речь идет не просто о выгоде, а о добродетели. 

Полагаю, Бог видел сердце Раав, что она боялась и почитала Бога Израилева; видел её сердце в том, что она была расположена к народу Израиля и к их Богу. Потому Он и дал ей возможность посеять семя и обрести спасение, в итоге присоединиться к народу Божьему, и даже, вероятно, попасть в родословную Мессии. Как видим, Бог видит наши сердца, а потому посылает нам и соответственные возможности посеять доброе семя добродетели, чтобы Бог потом мог умножить и использовать это в нашу пользу. Так что, по сути, возможность от Бога посеять хорошее семя -- это благословение от Бога, это Его путь дать вознаграждение нам за наше открытое состояние сердца перед Богом. 

Читать дальше: Возможности по сердцу

Деньги не спасут, или Ценность послушания

В книге Притчей 11:4 написано: "Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти". Здесь говорится, по сути, о тщетности надежды на богатство, потому что оно не спасет в день гнева. Кажется, так много людей сегодня возлагают свои надежды на деньги. Но как видим, Писание прямо говорит, что в день бедствия они сами по себе не помогут. Посмотрим на другие переводы.

Новый живой перевод Библии говорит: "Богатство не поможет в день суда, но правильная жизнь может спасти вас от смерти". Современная английская версия формулирует это так: "Когда Бог разгневан, деньги тебе не помогут. Повиновение Богу -- единственный способ спастись от смерти". Расширенный перевод Библии передает это так: "Богатство не обеспечит безопасность в день гнева и суда, но праведность спасает от смерти". И Месседж, который говорит: "Толстые финансовые ресурсы не помогут, когда жизнь разваливается, но жизнь по принципам (или с твердыми [моральными] устоями) может устоять перед наихудшим".

Интересно, как эти формулировки по-разному передают нам одну и ту же суть мысли о тщетности богатства и надежды на него во время неотвратимого бедствия. И кажется, что это совершенно противоречит обычным человеческим представлениям. Люди, имеющие определенные финансовые ресурсы, чувствуют себя спокойнее и увереннее. Люди стремятся к богатству, думая, что они обеспечат им безопасность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие и пр. Но как видим во свете Писания, все это не больше, чем иллюзия, как мираж в пустыне. 

Читать дальше: Деньги не спасут, или Ценность послушания

Путь к свободе и избытку

В предыдущей публикации мы рассматривали написанное в книге Исаии 43:2, в котором сказано: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя". С этим местом Писания связано написанное в книге Псалмов 65:12, где говорится: "Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (с Пс.65:12 идет ссылка на Ис.43:2). Потому в этой статье мы попробуем рассмотреть эти места Писания в связи.

В предыдущей публикации довольно детально рассмотрено сказанное в Исаии 43:2, а именно образы этого стиха. Вода, реки, огонь -- это земные стихии, которые представляют трудности и проблемы, с которыми человек может встречаться на протяжении своей жизни. При этом о реке трудностей и об огне притеснения говорится прямо в НЖПБ. Но Господь говорит, что ничто из этого не причинит нам вреда, не нанесет поражения, не заставит идти на дно, не раздавит. Потому что Господь помогает нам, и Его сила защищает нас. Потому нам не следует бояться никаких трудностей, ведь Господь -- с нами: Он поддержит, укрепит, избавит и поможет, и выведет на свободу. Это вкратце то, что говорит нам это место Писания и что уже было рассмотрено нами ранее, а теперь мы возвращаемся к этому как напоминание.

Однако теперь перейдем к написанному в Пс. 65:12. Здесь точно так же говорится об огне и о воде. И интересно, что здесь уже констатируется факт того, что народ Божий прошел все это: и огонь, и воду -- и был выведен Богом на свободу. Да, здесь говорится, что Господь провел их, однако я понимаю это не как то, что это было все подстроено Богом (или послано народу специально) как испытание, но как то, что Бог помог им пройти и из чего их вывел, от чего избавил.

Читать дальше: Путь к свободе и избытку