Подпишитесь на рассылку

Внезапность сверхъестественного

В книге Малахии 3:1 читаем: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф".

Этот стих привлекает внимание, в частности, тем, что здесь сказано о внезапности явления Божьего. Синодальный говорит о том, что внезапно явится Господь, которого вы ищете. И казалось бы, если искать и ожидать, то в чем тогда будет внезапность, если это искалось, ожидалось, предполагалось быть найденным в определенный момент в определенном месте? 

Да, в поисках все же есть некий аспект внезапности, ведь не знаешь точно, где и когда найдешь. Например, потеряв ключи в квартире, не знаешь, под диваном ли они или за тумбочкой... Так что этот момент, когда найдешь потерянное в определенном месте, имеет некую внезапность, ведь пока не найдешь, точно не знаешь, где и что потерялось, где было спрятано. Однако все же некая предсказуемость есть. Ключи ищут именно в квартире, в автомобиле, в офисе... Иначе говоря, предполагаются места и там происходят поиски. И все ищут, пока не найдут (если, конечно, представляется возможным найти). И вот конкретный момент "находки", так сказать, оставляет за собой некую внезапность, однако имеет и значительную долю предсказуемости.

Здесь же говорится о том, что внезапно придет в храм Господь, которого ищут. Очевидно, что логично для Иудеев было бы искать Его в храме. И казалось бы, что Бог должен пребывать в храме постоянно. Однако тогда почему бы Его искать? И как тогда можно говорить о том, что Он внезапно туда придет? 

Читать дальше: Внезапность сверхъестественного

Власть и сила помазания

В 3-й книге Царств 18 читаем:

36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. 37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. 38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. 39 Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! 40 И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там. 41 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. (3-я Царств 18:36-41)

Эта история одна из самых ярких в ВЗ о том, как пророки влияли на народы и страны. И важно обратить внимание на то, какое было это влияние. Илия не собирал кампанию и не выходил на митинг против Иезавели, не организовывал партизанский отряд, чтобы поразить 400 беззаконников, и он не планировал переворота нечестивой государственной власти. 

Да, тогда это не была демократия, однако заговоры против царей и других людей власти, кажется, случались чаще, чем сегодня. Ведь сегодня власть меняется, а тогда она была пожизненной, так что единственный выход многие видели лишь в том, чтобы устранить человека. Это было сказано лишь для того, чтобы напомнить, что во времена монархии не все беспрекословно подчинялись монарху и были на его стороне.

Так вот, Илия не использовал никаких естественных методов и не предпринимал естественных мер, чтобы изменить что-то в политике и чтобы привлечь людей к Богу. Он даже не организовывал просветительскую кампанию. И это все не плохо -- нет ничего неправильного в том, чтобы выражать свою гражданскую позицию или вести просветительскую деятельность, однако возможности влияния этих методов ограничены. Бог же действует по-иному.

Читать дальше: Власть и сила помазания

Власть в принятии и в сборе урожая

В 2-м Посл. к Коринфянам 5:21: "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Это известное в Теле Христа место Писания, однако не многим очевидно то, о чем здесь идет речь. Синодальный перевод говорит о том, что Иисус был сделан жертвою за грех, дабы мы соделались праведностью. Но что значит "соделаться праведностью"? И почему это важно?

Начнем с оригинального текста. Слово, переведенное как "соделались" -- это греческое слово "γίνομαι (ginomai)", которое, согласно словарю Стронга, значит: 1. быть, становиться; 2. рождаться; 3. происходить, совершаться; 4. наступать, приходить. Однако в словаре Дворецкого первым стоит именно значение "рождаться". Исходя из этого, и получаем ответ на то, как же мы "соделались праведностью" -- мы были рождены в ней, мы были рождены праведными и в праведности.

И почему это важно? Это важно как для веры, так и для власти. Мы понимаем, что праведность сами мы заработать не можем, потому мы должны принять Иисуса верой, и тогда через чудо рождения свыше мы обретаем Его природу. Следовательно, спасение, рождение свыше, не зависит от дел, но только от веры. И кажется, что если присутствует это понимание того, что от тебя не зависит твоя природа, твое рождение свыше, то может быть и больше уверенности в том, что сделал Бог. Ведь если это дело Божье, то Бог силен. А если в этом будут замешаны человеческие дела, то они только то и дело, что будут давать повод сомневаться как в спасении, в рождении свыше, так и в праведности. Ведь человек не совершенен, и ему свойственно совершать ошибки. Но если бы ошибки человека могли отменить дело Божье, то это значило бы, что Христос напрасно умер. Но так быть не может.

Читать дальше: Власть в принятии и в сборе урожая

Как сохранять твердость в позиции власти

В продолжение предыдущей темы, обратимся к написанному в книге Исаии 26:3: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он". Как видим, здесь говорится о твердости, и твердости духа. А ведь твердость -- это то, что часто нужно для того, чтобы устоять в своей позиции власти.

И как же обрести эту твердость? Ответ на это находим в переводе Месседж этого стиха: "Людей, чьи мысли сосредоточены на Тебе, Ты хранишь полностью целостными, устойчивыми на ногах, потому что они держатся, не здаются и не отступают". В формулировке этого перевода можно увидеть секрет твердости в духе -- концентрация мыслей и разума на Боге. Такая сосредоточенность будет питать и веру, а потому и приносить реальное упование на Господа. 

Однако решения принимаются в разуме, поэтому он очень важен в этом вопросе власти и властной позиции. А это значит, что твердость должна быть не только и не просто в духе -- она должна быть и в разуме. Именно твердость делает решение неизменным. Именно твердость дает решительность и отказывается сдаваться. А если мы не отступаем и не сдаемся, если мы не отказываемся от своей первоначальной позиции власти, соответствующей слову Божьему, и не сдаемся, то мы побеждаем.

Читать дальше: Как сохранять твердость в позиции власти

Твердая позиция власти

В Ев. от Луки 9:40-42 написано:

40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

Эти стихи есть частью истории об исцелении сына одного человека. И попробуем представить картину: Иисус только что пребывал в славе и присутствии Отца, а тут Его встречают отчетом о том, что Его ученики не смогли справиться с ситуацией. И реакция Иисуса была довольно резкой.

Однако почему они не смогли? Это слово "[не] могли", которое на греческом "δύναμαι (dunamai)", согласно словарю Стронга значит: "мочь, быть в состоянии, быть в силе, иметь возможность, уметь". Потому речь идет о том, что ученики почему-то оказались не в состоянии, не были в силе для того, чтобы изгнать и исцелить. И почему? Полагаю, потому что они не смогли применить, продемонстрировать надлежащую твердость в духовной власти верующего.

Мы видим, что когда даже мальчика начали вести к Иисусу, то началось весьма неприятное шоу. Иисус на это никак не отреагировал, т.е. это Его совсем не смутило, и Он взялся за Свое: Он запретил и тем самым изгнал. Вероятно, что нечто похожее могло быть проделано с учениками, и они могли повестись на видимое, решив, что у них ничего не получается. Толкование Далласской семинарии делает вывод, что ситуация оказалась под силу только Иисусу. И почему она оказалась под силу только Ему? Потому что никто не смог применить, продемонстрировать власть так, как Он.

Читать дальше: Твердая позиция власти

Необходимость силы свыше

В книге Деяний 1:4-8 написано:

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Интересно, что вместе с этим, как говорит нам Мф.28:19-20 и Мк.16:15, Иисус дал им повеление идти по всему миру и проповедовать. Соединив это вместе, можем увидеть, что ученики получили наставление приблизительно такого смысла: "Идите по всему миру и проповедуйте... Но не идите, пока не облечетесь силою свыше".

Перевод Месседж сформулировал наставление не отлучаться от Иерусалима как ни в коем случае не покидать его, пока они не примут Духа Святого. И целых 10 дней им нужно было просто ждать. О, как трудно нам бывает успокоиться. Да, кажется, что 10 дней это и не так уж и много, но им это могло показаться долгим периодом. Ведь все знают, что когда ждешь, время по ощущениям течет медленнее. Так вот, 10 дней они должны были просто ждать исполнения обетования и ничего не делать. Ничего. Даже не проповедовать.

Читать дальше: Необходимость силы свыше

Наша часть в благосостоянии города

В книге Иеремии 29:7 написано: "И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир".

Это слово было послано Иеремией к переселенцам в Вавилон. Таким образом, пророк говорит уведенным в плен молиться о Вавилоне и заботиться о его благосостоянии. И стоит обратить внимание, что сказано не просто только молиться, но и заботиться о благосостоянии города. Посмотрим на другие переводы.

: "Ищите мира и благополучия для города, куда Я отправил вас в изгнание, и молитесь Господу в его пользу; ибо в его мире (благополучии) у вас будет мир".

Современная англ.версия: "Молитесь за мир в Вавилонии и усердно работайте, чтобы он процветал. Чем успешнее эта нация, тем лучше для вас".

Перевод Месседж: "Чувствуйте себя [там] как дома и работайте на благо страны. Молитесь за благополучие Вавилона. Если у Вавилона все будет хорошо, [то и] у вас все будет хорошо".

И хотя во всех этих переводах наставления передаются по-разному, все же смысл один и тот же -- заботиться о благополучии города. И важно обратить внимание на то, о благополучии какого города им следовало заботиться -- не их родного города, не Иерусалима, а нечестивого Вавилона -- того города, который принес им разрушение. Да, мы знаем, что Вавилонский плен был наказанием за их беззакония. Так что им нужно было там жить. И здесь говорится о том, что для того, чтобы им жить там благополучно, им следует заботиться о благополучии того города, той страны, в которой они жили. 

Читать дальше: Наша часть в благосостоянии города

Где ваша вера и в чем власть?

В Ев. от Луки 8:22-25 написано:

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Возможно, эта история более известна нам из других Евангелий, как например, из Мк.4:35-41, однако в один раз меня коснулась формулировка вопроса Иисуса именно в этом Евангелии. В Мк. написано, что Иисус спросил: "Как у вас нет веры?" Здесь же Он спросил: "Где ваша вера?" И кажется, что для нас, для возрожденных верующих, более актуальный именно этот вопрос: "Где наша вера?"

И в этой формулировке подразумевается не то, что её нет. Если посмотреть на греческое слово "где?", то оно также значит: "в каком месте?". Таким образом, подразумевается, что она где-то есть, только в чем она? На что она направлена? На бурю и волны, на видимое временное и обманчивое или на невидимое вечное и стабильное? И этот вопрос актуален каждый раз, когда обстоятельства могут выглядеть не так, как нам хотелось бы, в стране, в делах... -- в чем угодно. Потому что именно этот миг есть тем моментом, в котором и должна работать вера, чтобы принести нам желаемое в наше видимое. А для этого наша вера должна быть в правильном месте -- в слове Божьем, а не в новостях и в том, что пишут на Фейсбуке...

Читать дальше: Где ваша вера и в чем власть?

Постоянное просветление

В книге Притчей 4:18 написано: "Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня". Стоит остановиться на том, как здесь раскрывается перспектива для праведного, которая заключается в постоянном просветлении.

Толкование Далласской семинарии связывает этот стих с возрастанием и умножением в мудрости, и это верно, ведь Господь будет научать нас большему по мере продвижения с Ним. Однако прежде всего здесь рисуется картина будущего человека праведного, следующего за Богом. И речь идет о постоянном просвещении до достижения полноты. Но полнота, по моему мнению, придет уже только в Небесном Иерусалиме, а пока этот путь из того места, где мы сейчас находимся, туда подлежит постоянному просветлению. А это значит, что чем дальше мы идем, тем лучше становится, а это, в свою очередь, говорит о том, что лучшее еще впереди.

И это подтверждается написанным в переводе Месседж: "Пути праведных людей сияют светом; чем дольше они живут, тем ярче они светят". Мне нравится эта формулировка: "чем дольше живут, тем ярче светят", -- слава Богу! При этом такая перспектива праведных противопоставляется участи нечестивых, которых, согласно тому же переводу Месседж, ждет следующее: "Но путь правонарушителей становится все темнее -- [такие] путешественники ничего не видят; они падают на свои лица".

Читать дальше: Постоянное просветление

Проповедовать жизнью

В Ев. от Луки 5:12-16 читаем:

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Эта история похожа на описанную в Мк.1:40-45, и не столько в Синодальном переводе, сколько в переводе Месседж. Именно в этом переводе акцентируется на некоторых особенных моментах, на которые следует обратить внимание. Однако начнем по порядку.

Прежде всего стоит заметить, что этот человек оказался рядом с Иисусом -- Синодальный говорит, что он пришел в город, пришел к Иисусу. Нам известно, что таким людям закон Моисеев предписывал оставаться изолированными. Но несмотря на этот запрет прокаженный пришел к Иисусу за исцелением и очищением. И он был уверен в том, что Иисус может его очистить. Его лишь смущала неуверенность в отношении того, хочет ли. Поэтому, когда он услышал от Иисуса: "Хочу", -- этого было достаточно для его веры. Иисус также высвободил слово -- Свое повеление власти: "Очистись", -- и вера, соединённая со властью, произвела мгновенное чудо исцеления.

Читать дальше: Проповедовать жизнью