Подпишитесь на рассылку

Многообразное водительство Божье

В Посл. к Евреям 1:1-2 написано: "¹ Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, ² в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил".

Здесь говорится о том, что Бог говорил издревле, начиная с древних времен и доныне, многократно и многообразно в пророках, а ст. 2 говорит, что в последние дни Бог говорил в Сыне, однако остановимся на написанном о том, что Бог говорил многократно и многообразно. Если Он издревле так говорил, то так же говорит и сейчас, ведь Он -- не меняется. Потому рассмотрим детальнее, что же значит многократно и многообразно.

Если посмотреть греческие значения, то слово “многократно” еще переводится как “по различным, или многим, частям, в отдельных деталях” (словарь Дворецкого и Thayer). Комментарий Женевской Библии (ЖБ) о многократности говорит в контексте повторяющегося характера пророческого слова. А Расширенный перевод Библии говорит, что Бог говорил многими различными откровениями, каждое из которых несло в себе определенную порцию истины (а полнота была достигнута в Сыне). Если обратиться к слову “многообразно”, то толкование Далласской семинарии говорит о том, что это буквально значит “многими способами”, что подтверждается словарями (Стронга, Дворецкого). Комментарий ЖБ поясняет, что это может значить в видениях, снах и т.д. Теперь немного все это проанализируем в контексте некоторых историй Ветхого Завета.

Читать дальше: Многообразное водительство Божье

Чаша благословений

В книге Псалмов 22:5 написано: "Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена". В этот раз стоит остановиться на сказанном о чаше. Синодальный перевод говорит, что чаша преисполнена, но вот иные переводы позволяют увидеть более полную картину того, о чем здесь говорится, потому обратимся к ним.

Современная английская версия (САВ) говорит: «Ты угощаешь меня пиршеством, пока мои враги смотрят. Ты чтишь меня как Своего гостя, и Ты наполняешь мою чашу пока [она] не переливается через край». Как видим, здесь уже идет речь о том, что чаша наполняется Господом до переливания через край. И чем же она наполняется?

Посмотрим на Месседж, который передает рассматриваемый стих так: «Ты подаешь мне ужин из шести блюд прямо перед моими врагами. Ты оживляешь [поднимаешь] мою опущенную голову; моя чаша наполняется благословением». Здесь уже говорится о том, чем же чаша наполняется – благословением Божьим.

И наиболее мне понравилась формулировка Нового живого перевода Библии (НЖПБ): «Ты готовишь мне пир в присутствии моих врагов. Ты чествуешь меня, помазывая мою голову елеем. Моя чаша переполнена благословениями». Это перевод подтверждает сказанное в Месседж о благословениях, только говорит еще о переливании через край.

Читать дальше: Чаша благословений

Каковы мысли, таков и он

 

Или Мысли формируют сущность и конечную цель

В книге Притчей 23:6-8 написано: "⁶ Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; ⁷ потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», — говорит он тебе, а сердце его не с тобою. ⁸ Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно".

Наиболее интересный здесь ст.7, который говорит, что каковы мысли человека, таков и он, однако сначала рассмотрим этот стих в контексте всего высказывания. В различных переводах, как и в толкованиях, говорится о том, что смысл фразы иврита здесь не ясен в отношении того человека, о котором идет речь, и его мыслей.

Так, толкование Далласской семинарии говорит: "Высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного "вкушения пищи") с человеком неискренним и завистливым". А комментарий Женевской Библии утверждает, что "в отношении человека завистливого здесь точный смысл древнееврейского оборота неясен, однако из контекста следует, что имеется в виду человек, неискренний в своем гостеприимстве и скрывающий свои намерения". В переводе Месседж и в Новом живом переводе Библии этот человек и вовсе назван скрягой. 

Наиболее полную картину дает Расширенный перевод Библии (в классическом издании), поэтому к нему и обратимся: "Не ешь хлеба того, у кого жесткий, скупой и завистливый взгляд, и не желай его изысканной пищи; ибо, как он думает в своем сердце, таков и он. Как тот, кто считает, он говорит тебе: "Ешь и пей", - но сердце его не с тобой [но рассчитывает стоимость]. От того кусочка, который ты съел, тебя вырвет, и твои комплименты будут потрачены зря". Как видим, речь идет о завистливом, скупом и неискреннем человеке, которому, на самом деле, жалко делиться пищей, а потому в процессе трапезы он может испытывать недовольство от того, что и сколько его гость съел. 

Читать дальше: Каковы мысли, таков и он

Не спешить делать выбор

В книге Деяний 1:21-26 читаем о том, как Апостолы по предложению Петра решили выбрать двенадцатого на место Иуды: "²¹ Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, ²² начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. ²³ И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; ²⁴ и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал ²⁵ принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. ²⁶ И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам".

Примечательно, что им пришла в голову эта идея еще до крещения Духом Святым. Они должны были не отлучаться от Иерусалима, пока не облекутся силою свыше, так что они сидели на месте и, наверное, решили хоть двенадцатого Апостола выберут…

И они выбрали два варианта по их критериям и решили бросить жребий. О, да, они помолились за жребий, но кто сказал, что двенадцатого Апостола нужно было выбирать по тем критериям, которые они определили? Их выбрал Сам Господь, потому прерогативу выбрать и нового Двенадцатого им следовало оставить Ему же. И вот Иисус лично избрал и призвал еще одного человека -- Савла, который после явления ему Иисуса по пути в Дамаск стал Павлом. Однако Павел не соответствовал этим выдвинутым критериям одиннадцати, да и на тот момент его с ними даже и не было. Потому они хотели выбирать из тех вариантов, среди которого не было подходящего…

Читать дальше: Не спешить делать выбор

Единство для действия Духа

В книге Деяний 2:1-4 читаем: "¹ При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. ² И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. ³ И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. ⁴ И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

Остановимся на стихе 1, который говорит о том, что ученики были собраны единодушно вместе. И Синодальный перевод достаточно удачно формулирует это место Писания, что все были собраны единодушно вместе. Другие переводы говорят просто о том, что они были собраны вместе, однако слово оригинала первым значением имеет именно это слово “единодушно”, а также “единогласно”. И это говорит об их единстве. И именно когда они были в таком единстве, Дух Святой и двинулся.

Это показывает, что для движения Духа Святого нужно единство. Наверное, потому Павел и говорит в посланиях, чтобы не огорчали Духа Святого, чтобы ссоры и распри были удалены, ведь в такой атмосфере Дух Святой не может двигаться. И это показывает важность единства и некой единогласности даже, ведь без этого Дух Святой не сможет действовать так, как Он хочет и как нужно, чтобы исполнить волю Божью и план Божий для нас и через нас.

Читать дальше: Единство для действия Духа

Полнота благословений на Божьем пути

Обратимся к написанному в книге Притчей 3:1-8, только рассматривать всем известный Синодальный перевод здесь не будем, а начнем сразу с иных переводов, в которых отдельные аспекты звучат более отчетливо. 

Начнем с Расширенного перевода Библии:

1 Сын мой, не забывай моего учения,

Но пусть твое сердце хранит Мои заповеди;

2 Ибо они добавят тебе продолжительности дней и лет жизни [стоящей жить]

и спокойствие, и процветание [полноту жизненных благословений].

Читать дальше: Полнота благословений на Божьем пути

Судить не по видимому и решать не по слухам

В книге Исаии 11:1-3 читаем: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела". Остановимся на стихе 3.

Это известнейшая глава, и эти стих есть частью известнейшего отрывка, и мы привыкли уже к тому, что здесь написано. Но если вдуматься, то написанное здесь поразительно. В этом стихе говорится, что Мессия, Помазанный, будет судить не по взгляду очей и не слуху ушей решать дела, имеется в виду, принимать решения, кого оправдать, а кого признать виновным. И вот если вдуматься, как такое возможно, да и как это вообще?..

Все обычно привыкли воспринимать свои глаза и уши надежными источниками информации. Имеется в виду, что человек как бы запрограммирован на то, чтобы верить тому, что он видит и слышит. И конечно, понимая это, всякие нехорошие люди этим пользуются с целью обмануть, дезинформировать и ввести в заблуждение. Хотя действия нехороших людей лишь отражают действия духовного врага, о котором Иисус сказал, что он лжец и отец всякой лжи. Да, Иисус так и сказал, точно передав нам суть падшего ангела -- ложь и обман, и после Воскресения Христа это все, что у него осталось.

Читать дальше: Судить не по видимому и решать не по слухам

Слава Божья на Божьем пути

В книге Псалмов 137:4-5 написано: "⁴ Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, ⁵ и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня". Остановимся на стихе 5. Это хорошо известный и Псалом, и стих, однако в этот раз стоит обратить внимание на сказанное здесь о славе Господней и о путях Господних вместе, в связи. Ведь не зря о путях Господних и о Его славе говорится вместе, в одном стихе.

И стоит заметить, что Синодальный перевод довольно удачно передает смысл написанного в оригинале. К этому можно добавить разве что формулировку Расширенного перевода Библии (в классическом издании): "Да, они будут петь о путях Господа и радостно праздновать Его могущественные дела, ибо велика слава Господня". Как видим, здесь поясняется этот аспект воспевания через празднование могущественных дел Божьих, в которых и будет являться слава Божья, так что здесь уже больше прослеживается связь между первой и второй частью стиха о воспевании и о славе Божьей.

Однако все же стоит вернуться к идее связи путей Божьих и славы Божьей. Как было сказано выше, о них в связи говорится не просто так, но именно потому, что они и связаны. Таким образом, сказанное в этом стихе открывает нам, что слава Божья -- на путях Божьих, при том слава великая. За пределами путей Божьих славы Божьей и Его великих и могущественных дел, проявлений, не найти, да и быть их там не может. Слава Божья только на Божьем пути. Потому и пережить проявление славы Божьей можно только на Божьем пути. Обрести проявление великих дел Божьих можно только пойдя Божьим путем. А вот если пойти не Божьим путем, то и славы Божьей на нем не сыскать; если не пойти Божьим путем, то это значит и упустить славу Божью, приготовленную Богом для Своих детей на том пути, по которому Он ведет.

Читать дальше: Слава Божья на Божьем пути

Не раздражаться нечестивыми, или Поступать правильно

В книге Псалмов 36:1-5 написано:

¹ Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

² ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 

³ Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

⁴ Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. 

⁵ Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит...

Это известный Псалом, и мы уже неоднократно к нему обращались, однако в этот раз остановимся на сказанном в этих стихах об отношении, которое должно быть у праведников к нечестивым и к результатам такого отношения. И это всегда здесь было, но, наверное, было несколько завуалировано Синодальным переводом. Потому начнем с рассмотрения иных переводов.

Читать дальше: Не раздражаться нечестивыми, или Поступать правильно

Спасение Божье исправляет ошибки

В книге Исаии 35:4 написано: "Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас". Как видим, здесь говорится робким не бояться, потому что Бог придет и принесет отмщение и воздаяние, а также спасение. При этом стоит заметить, что здесь вновь говорится не бояться по причине Божьего фактора, фактора Его присутствия и Его вмешательства, а не по причине собственной самодостаточности. Иначе говоря, здесь вновь звучит та же идея, что не бояться мы можем именно потому, что с нами -- Бог.

И примечательно, что в этом стихе сказано о том, что придет спасение Божье. А спасение Божие приносит исправление человеческих ошибок. Иначе говоря, спасение не о том, что мы такие самодостаточные и совершенные, что все делаем правильно, но как раз о том, что Бог исправляет наши ошибки. И интересно, что как раз именно из-за этих наших ошибок и слабостей мы и осознаем нужду в Боге, нужду в спасителе, ведь если бы мы были и могли быть совершенны и самодостаточны сами по себе и если бы никогда не ошибались, то и Спаситель, то и Бог, нам был бы не нужен. Но вот Он нам нужен и еще как... 

А это значит, что нам не нужно бояться ошибок, потому что мы имеем, а потому и можем рассчитывать на спасение Божье, которое исправляет наши ошибки. По этой причине и говорится робким не бояться. При этом стоит заметить, что слово оригинала, переведенное как "робкие", согласно словарю Стронга, имеет, в частности, такие значения: "быть скорым, быстрым или поспешным, действовать поспешно, поступать опрометчиво или необдуманно; прич. поспешный, торопливый". Как видим, здесь в списке поступать опрометчиво (и интересно, что такая опрометчивость связывается с торопливостью), чем и подтверждается сказанное выше об ошибках. Потому, по сути, тут говорится, поступившим опрометчиво, ошибившимся, не бояться (т.е. даже ошибившимся сказано не бояться, а не совершенным только и поступающим правильно), потому что придет спасение Божье и принесет исправление ошибок. 

Читать дальше: Спасение Божье исправляет ошибки