Подпишитесь на рассылку

Связь Божьих намерений и наших надежд

Или Божий план приносит исполнение желаний

В книге Иеремии 29:11 написано: "Ибо только  Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду". Примечательно, что здесь говорится о надежде. Господь имеет намерения, чтобы исполнить наши надежды. Ну не удивительно ли это?

И стоит посмотреть значение слова “надежда”, и употребленное здесь слово иврита значит “надежда, упование, ожидание, чаяние”. А слово “дать” значит “давать, приносить, преподносить, позволять, передавать”. Потому если мы подставим эти значения в текст, то получим, что Господь имеет намерения о нас, чтобы дать нам, или принести нам, наши надежды, ожидания, чаяния, упование, т.е. исполнить их. 

И очень удивительна эта связь между Божьими намерениями и нашими надеждами, нашим упованием, нашими ожиданиями и чаяниями. Господь в Свои намерения о нас включает наши надежды, ожидания, чаяние, и ими отвечает на наше упование. А если надежд и ожиданий не будет, то что тогда включать в намерения и планы? И если нет упования, то на что тогда отвечать Богу? Конечно, можно сказать, что Бог знает лучше, но вот почему-то все же это имеет значение, и Бог не навязывает никому ничего. Почему-то все же здесь идет речь о Божьих намерениях и планах в связи с ожиданиями и надеждами, и упованием самого человека. И вот Божьи намерения о нас заключаются в том, чтобы принести нам надежду и то, на что мы надеемся, чего ожидаем, что уповаем обрести.

Читать дальше: Связь Божьих намерений и наших надежд

О значении ревности Господа

В книге Исаии 37:32 написано: "Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это." Этот стих есть частью известной истории об Езекии и Сеннахириме, и вот он говорит, что ревность Господа Сафаофа выполнит то, что Бог пообещал. И вот стоит немного поисследовать глубже, что же это значит.

Если посмотреть на слово оригинала, то оно также значит: “раздражение, гнев, ярость”. И в этой истории это оправдано и вполне могло иметь место, ведь Сеннахирим позволил себе непозволительную дерзость в отношении Бога Израилева и Езекии, который уповал на Бога. И почему он позволил себе такую дерзость? Потому что он опирался на предыдущий свой опыт и думал, что Бог Израиля такой же, как и боги других народов, которых он поразил. Однако вот он ошибся, ведь с Богом Израиля еще ему не приходилось иметь дело, и Он -- Бог живой, в отличии от идолов языческих народов. И это показывает, почему люди могут вести себя дерзостно -- потому что у них есть какой-то опыт, который они переносят и на Бога и на служащих Богу, однако в этом они очень просчитываются, как и царь Ассирийский не учел силы и власти Бога Живого и напоролся, нарвался, на Его гнев в этом случае.

При том примечательно, каким был здесь ответ Божий: Господь сказал, что дочь Сиона посмеется над ним, ведь Господь вложит кольцо в его ноздри и возвратит назад. Толкование пишет, что известны барельефы, в которых сирийцы ведут пленных, связанных между собой цепями, проткнутыми сквозь ноздри. И вот интересно, что за эту жестокость они не были наказаны судом Божьим, пока не подошли к Езекии. И вот с Езекией и народом Божьим им подобное не то, что не удалось, но Господь сказал, что Он сделает с ними то же, что они делали с другими. 

Читать дальше: О значении ревности Господа

Не заботиться, чтобы принимать от Бога

В Ев. от Матфея 6:31-33 написано: 

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Так хорошо известное место Писания, однако Господь продолжает и продолжает обращать на него внимание. Значит, нам есть здесь над чем работать… И в этот раз меня привлекло слово “приложится”, так что мне стало интересно, что оно конкретно значит. И это греческое слово имеет, кроме этого значения, еще такие: “прибавлять, присоединять”. А это значит, что когда мы ищем Бога и Его правды, праведности и истины, то мы найдем её, но к этому нам Господь прибавит еще и все нужное нам обеспечение для хорошей жизни.

Однако самое интересное находим здесь в других переводах. Начнем с Современной английской версии (САВ, СEV): “Не волнуйтесь и не спрашивайте себя: «Будет ли у нас поесть что-нибудь? Будет ли у нас что-нибудь попить? Будет ли у нас какая-нибудь одежда, чтобы носить?» 32 Только люди, которые не знают Бога, всегда беспокоятся о таких вещах. Ваш Небесный Отец знает, что вам все это нужно. 33 Но прежде всего ставьте дело Божие на первое место и делайте то, что Он хочет. Тогда и другие вещи будут вашими”.

Читать дальше: Не заботиться, чтобы принимать от Бога

Важность водительства Божьего

В книге Иисуса Навина 7:1-4: "¹ Но сыны Израилевы сделали [великое] преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля. ² Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Беф‐Авена, с восточной стороны Вефиля, и сказал им: пойдите, осмотрите землю. Они пошли и осмотрели Гай. ³ И, возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало [там]. ⁴ Итак, пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских..."

Потом Иисусу Навину пришлось разобраться с непослушанием согрешивших перед Богом, и затем в главе 8:1-2 мы читаем: "¹ Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его; ² сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города".

Итак, продвигаясь далее во взятии земли, перед ними предстал город Гай. Примечательно, что сразу после блестящего взятия Иерихона мы читаем именно эту историю неудачи, скажем так. И это в большом контрасте с тем, как это было в Иерихоне. Да, нам в начале главы раскрыта причина этого -- один из народа проявил непослушание и взял из заклятого, потому Господь не мог быть с ними. 

Читать дальше: Важность водительства Божьего

Воля Божья - ковчег, или Возвышение во время суда

В книге Бытие 7:17 читаем: "И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею". Здесь говорится о том, что вода усилилась и подняла ковчег. И хотя это известный нам образ, мне пришло на сердце обратиться к нему вновь. Вода подняла ковчег, в котором был Ной. А что несла с собой вода на землю во время потопа? Суд Божий. И в этом вновь видим этот образ того, что приносящее суд Божий над нечестием и беззаконием в мире, приносит возвышение служащим Богу.

При этом стоит обратить внимание на то, что Ной должен был проявить послушание Богу, чтобы построить ковчег, войти в него, а потому возвысится в нем над землей. Исходя из этого образа, можем увидеть, что послушание Богу есть нашим ковчегом. Иначе говоря, когда мы находимся в воле Божьей, то мы, как в ковчеге. А ковчег – это не просто укрытие от бедствий мира, это не просто Божья защита, но это и возвышение. И в ковчеге возвышение обеспечивают те же факторы, что несут суд миру. Вот как Господь все оборачивает для нас, когда мы в Его воле.

А из этого следует, что нам нужно бдеть о том, чтобы быть в воле Божьей и следить за тем, послушны ли мы Богу, и если это так, тогда нам больше не о чем переживать, волноваться или заботиться и чего бояться, потому что когда мы в послушании Богу и в воле Божьей, то мы – в ковчеге. И это очень сильный образ, ведь потоп нес разрушение на землю и даже изменение мирового порядка. Когда Ной вышел из ковчега, все уже на земле было не так – цивилизации не было, т.е. это были кардинальные изменения. Но Ною они не повредили.

Читать дальше: Воля Божья - ковчег, или Возвышение во время суда

Избрать Бога прибежищем

Или Божьи гарантии защиты и заботы

В книге Псалмов 90:9 написано: "Ибо ты сказал:  «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим". Примечательно, что здесь говорится об избрании Всевышнего своим прибежищем. Интересно, что не сказано просто: “Всевышний -- твое прибежище”, -- но речь идет именно об избрании, о волевом аспекте, о волеизъявлении.

В других переводах говорится: “Потому что ты сделал Всевышнего своим прибежищем”; а само слово иврита дословно переводится, в частности, как “определять, направлять (глаза), помещать”. Но как бы то ни было, любое это значение подразумевает определенное волевое действие -- нужно сделать выбор. Выбор уповать на Бога или бояться; выбор доверять Ему или заботиться; выбор слушаться Его или нет; выбор стоять в вере или идти на компромисс и/или искать “альтернативные” решения… В любом случае это должен быть выбор. И вот нашим выбором должен быть Бог.

И здесь же можно увидеть и то, как этот выбор делается. Возможно, иногда это может быть и мысленно, однако здесь говорится о том, что “ибо ты сказал: Господь -- Прибежище мое”. Решения могут приниматься в мыслях, однако они всегда будут иметь своим выражением определенное действие -- слова или поступки. Так что, фактически, волеизъявление происходит тогда, когда человек говорит что-то или действует определенным образом (или удерживается от действия, стоя в вере). Наверное, это то, что всегда называли поступками по вере, но суть здесь в волеизъявлении… Что мы выберем, как мы решим -- т.е. что мы скажем, как мы поступим, и это будет отражать то, как мы на самом деле считаем.

Читать дальше: Избрать Бога прибежищем

Избавление Божье ведет к возвышению

В книге Исход 2:3-9 читаем: "³ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, ⁴ а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.⁵ И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. ⁶ Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. ⁷ И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? ⁸ Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. ⁹ Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его". 

Это всем известная история рождения Моисея и его спасения из воды. Примечательно, как здесь действовала мать Моисея – она сплела корзину-лодочку и положила в неё ребенка. Формально, она выбросила дитя в реку, но вот фактически… Такой себе способ обхода закона. Догадливые же евреи…

И вот здесь вновь стоит обратить внимание на способ действия Бога. Господь не просто спас Моисея, но сделал его членом правящей семьи Египта! И ребенок не просто вернулся к матери, чтобы она его выкормила, но она еще и оказала услугу дочери фараона и получила за это деньги (и полагаю, не малые, ведь не думаю, чтобы дочь фараона плохо платила…). При этом иронично и то, кого же Бог использовал – дочь фараона, т.е. того, кто и приказал бросать детей в реку! Иначе говоря, Господь взял ближайшего человека из окружения фараона и под носом у него, так сказать, провернул это дело, под носом у него был нарушен этот указ фараона, так что даже дочь фараона отказалась повиноваться этому несправедливому приказу. 

Читать дальше: Избавление Божье ведет к возвышению

Многообразное водительство Божье

В Посл. к Евреям 1:1-2 написано: "¹ Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, ² в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил".

Здесь говорится о том, что Бог говорил издревле, начиная с древних времен и доныне, многократно и многообразно в пророках, а ст. 2 говорит, что в последние дни Бог говорил в Сыне, однако остановимся на написанном о том, что Бог говорил многократно и многообразно. Если Он издревле так говорил, то так же говорит и сейчас, ведь Он -- не меняется. Потому рассмотрим детальнее, что же значит многократно и многообразно.

Если посмотреть греческие значения, то слово “многократно” еще переводится как “по различным, или многим, частям, в отдельных деталях” (словарь Дворецкого и Thayer). Комментарий Женевской Библии (ЖБ) о многократности говорит в контексте повторяющегося характера пророческого слова. А Расширенный перевод Библии говорит, что Бог говорил многими различными откровениями, каждое из которых несло в себе определенную порцию истины (а полнота была достигнута в Сыне). Если обратиться к слову “многообразно”, то толкование Далласской семинарии говорит о том, что это буквально значит “многими способами”, что подтверждается словарями (Стронга, Дворецкого). Комментарий ЖБ поясняет, что это может значить в видениях, снах и т.д. Теперь немного все это проанализируем в контексте некоторых историй Ветхого Завета.

Читать дальше: Многообразное водительство Божье

Чаша благословений

В книге Псалмов 22:5 написано: "Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена". В этот раз стоит остановиться на сказанном о чаше. Синодальный перевод говорит, что чаша преисполнена, но вот иные переводы позволяют увидеть более полную картину того, о чем здесь говорится, потому обратимся к ним.

Современная английская версия (САВ) говорит: «Ты угощаешь меня пиршеством, пока мои враги смотрят. Ты чтишь меня как Своего гостя, и Ты наполняешь мою чашу пока [она] не переливается через край». Как видим, здесь уже идет речь о том, что чаша наполняется Господом до переливания через край. И чем же она наполняется?

Посмотрим на Месседж, который передает рассматриваемый стих так: «Ты подаешь мне ужин из шести блюд прямо перед моими врагами. Ты оживляешь [поднимаешь] мою опущенную голову; моя чаша наполняется благословением». Здесь уже говорится о том, чем же чаша наполняется – благословением Божьим.

И наиболее мне понравилась формулировка Нового живого перевода Библии (НЖПБ): «Ты готовишь мне пир в присутствии моих врагов. Ты чествуешь меня, помазывая мою голову елеем. Моя чаша переполнена благословениями». Это перевод подтверждает сказанное в Месседж о благословениях, только говорит еще о переливании через край.

Читать дальше: Чаша благословений

Каковы мысли, таков и он

 

Или Мысли формируют сущность и конечную цель

В книге Притчей 23:6-8 написано: "⁶ Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; ⁷ потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», — говорит он тебе, а сердце его не с тобою. ⁸ Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно".

Наиболее интересный здесь ст.7, который говорит, что каковы мысли человека, таков и он, однако сначала рассмотрим этот стих в контексте всего высказывания. В различных переводах, как и в толкованиях, говорится о том, что смысл фразы иврита здесь не ясен в отношении того человека, о котором идет речь, и его мыслей.

Так, толкование Далласской семинарии говорит: "Высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного "вкушения пищи") с человеком неискренним и завистливым". А комментарий Женевской Библии утверждает, что "в отношении человека завистливого здесь точный смысл древнееврейского оборота неясен, однако из контекста следует, что имеется в виду человек, неискренний в своем гостеприимстве и скрывающий свои намерения". В переводе Месседж и в Новом живом переводе Библии этот человек и вовсе назван скрягой. 

Наиболее полную картину дает Расширенный перевод Библии (в классическом издании), поэтому к нему и обратимся: "Не ешь хлеба того, у кого жесткий, скупой и завистливый взгляд, и не желай его изысканной пищи; ибо, как он думает в своем сердце, таков и он. Как тот, кто считает, он говорит тебе: "Ешь и пей", - но сердце его не с тобой [но рассчитывает стоимость]. От того кусочка, который ты съел, тебя вырвет, и твои комплименты будут потрачены зря". Как видим, речь идет о завистливом, скупом и неискреннем человеке, которому, на самом деле, жалко делиться пищей, а потому в процессе трапезы он может испытывать недовольство от того, что и сколько его гость съел. 

Читать дальше: Каковы мысли, таков и он