Подпишитесь на рассылку

Радость от исполнения ожиданий

В книге Притчей 10:28 написано: "Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет". Интересно, как говорится (в формулировке Синодального перевода) о том, что ожидание праведных -- радость. Однако мы знаем, что также написано в Притчах о том, что долго не сбывающаяся надежда томит сердце (Пр.13:12). Это к тому, что само по себе ожидание радостью не может быть, но вот если оно увенчивается исполнением ожидаемого, тогда это приносит радость. Посмотрим на другие переводы.

Расширенный перевод Библии говорит: "Надежда праведных [тех, кто обладает почетным (т.е. достойным чести и уважения, благородным, честным) характером и честностью] -- это радость, но ожидание нечестивых [тех, кто противостоит Богу и игнорирует Его мудрость], ни к чему не приводит".

Новый живой перевод Библии передает это так: "Надежды благочестивого кончаются счастьем (или букв.: имеют своим результатом счастье), но ожидания нечестивых ни к чему не приводят".

Перевод Современной английской версии формулирует это по-своему: "Если вы будете слушаться Господа, вы будете счастливы, но у нечестивых нет будущего".

И наконец Месседж: "Устремления хороших людей заканчиваются празднованием; амбиции плохих людей рушатся".

Читать дальше: Радость от исполнения ожиданий

Веселиться и радоваться о делах Божьих

В книге Иоиля 2:21 написано: "Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это". Как видим, здесь говорится веселиться и радоваться, потому что Господь велик, чтобы совершить все Им обещанное. А если мы почитаем дальше, то обещанное прекрасно -- это благословение и восстановление. И по причине того, что это исполнится, потому что Господь велик, и следует веселиться и радоваться.

Если посмотреть другие переводы, то хотя их формулировки и несколько отличаются, все же не существенно, потому у них звучит эта мысль с немного иным акцентом на то, что Господь уже совершил или совершает великое. Например, Месседж говорит: "Не бойся, Земля! Радуйся и празднуй! Бог совершил великие дела". Или Современная английская версия: "Господь творит чудеса и совершает великие дела. Потому скажи почве праздновать". 

Если соединить все это вместе -- все переводы, в т.ч. и Синодальный, то получится то, что мы можем и даже нам следует радоваться о том, что Господь совершил, что совершает и что еще совершит. Иначе говоря, у нас есть причины для радости, как в прошлом -- о том, что Господь уже совершил для нас; так и в настоящем -- что сила Божья совершает для нас или через нас в настоящем; так и в будущем -- что сила Божья еще проявит в нашей жизни.

Читать дальше: Веселиться и радоваться о делах Божьих

Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

В книге Псалмов 36:37 читаем: "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир". Синодальный перевод говорит о будущности праведного, которая есть мир, в отличии от нечестивых, будущность которых погибнет. Если посмотреть словарь Стронга, то мы найдем, что другие значения слова, переведенного как "будущность" -- это грядущее, последствия, конечный итог. А грядущее находится в будущем. Потому можем говорить о том, что в будущем праведника ждет мир, что будущее праведника заключается в мире, в то время как для нечестивых в их будущем их ждет погибель (ст.38). 

При этом не сложно догадаться, что за слово иврита переведено как "мир" -- это слово "шалом". А "шалом", как известно, на иврите значит не просто "мир", но и "благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность, дружелюбие" (по словарю Стронга; и много других хороших значений по словарю BDB). Если соединить это вместе, то увидим, что суть выраженной здесь мысли заключается в том, что в будущем праведника ждет мир, благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность и даже дружеское отношение окружающих (которое может быть вполне естественной реакцией на миролюбивость и дружелюбие самого праведного). Иначе говоря, будущее непорочного перед Богом заключается в благоденствии и мире, и здоровье, и целостности! Вот наше будущее в Боге и с Ним! Вот будущее всех, кто старается следовать за Богом и идти Его путем! И это независимо от того, что происходит в мире. Аллилуия!

Подтверждение этому находим и в других переводах. Начнем их рассмотрение с Расширенного перевода Библии: "Отметьте безупречного человека [духовно совершенного (или завершенного, целостного -- прим.при пер.)] и узрите праведных [идущих в нравственной непорочности]; у человека мира (наверное, имеется в виду: у чел. миролюбивого -- прим.при переводе) [хорошее] будущее [потому что честная жизнь благословляет потомков]". 

Читать дальше: Будущность праведных -- мир, или Потрясающее будущее в Боге

О собирании угольев на голову врага

В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза "собрать на голову горящие уголья".

Естественно, существует уже много толкований этого места Писания и этого образа. Так, толкование Далласской семинарии говорит о том, что здесь, вероятнее всего, "подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями". Во свете этого, собрать горящие уголья -- это привести человека-врага к покаянию. Комментарий Женевской Библии высказывает похожую мысль: "Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится". Здесь уже говорится о том, чтобы и устыдить врага.

Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.

Читать дальше: О собирании угольев на голову врага

С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

В книге Псалмов 17:26-28 написано:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Интересно, как это место Писания показывает как бы ответную реакцию Бога на состояние человека, так что Господь поступает с каждым согласно тому, каким он есть.

Лучше увидеть суть сказанного здесь помогают также и другие переводы. Например, Новый живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) говорит о том, что Господь показывает, или являет, Себя каждому согласно состоянию каждого человека. Если дословно, то НЖПБ говорит: "Верным Ты показываешь себя верным; тем, кто честен, Ты показываешь честность. Чистым Ты показываешь Себя чистым, а нечестным -- [разоблачающе] проницательным. Ты спасаешь скромных, но унижаешь гордых". 

Формулировка Современной английской версии (САВ) похожа: "Ты всегда предан Своим преданным людям, и Ты верен верным. Со всеми искренними Ты искренен, но относишься к неверным так, как того заслуживают их дела". Месседж хоть и передает сказанное по-своему, все же суть мысли остается той же: "Хорошие люди вкушают Твою доброту, целостные люди вкушают Твое [божественное] здоровье, честные люди вкушают Твою правду, плохие не могут понять Тебя. Ты принимаешь сторону того, кто унижен, а вот превозносящихся Ты сокрушаешь (сламываешь)".

Читать дальше: С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью

Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

В Ев. от Матфея 5:38-41 читаем:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Это известнейшее место из Библии, при этом не только среди христиан, но и далеко за пределами христианских кругов. На это место Писания есть двенадцать подходов к его толкованию [1]. Некоторые даже говорят о том, что это наиболее дискуссируемый отрывок в Библии [2]. И все эти дискуссии находятся где-то между двух крайних позиций: одни считают, что слова Иисуса здесь нужно воспринимать и исполнять буквально, не противясь злому и даже не беря в руки оружие, а другие считают, что Иисус здесь слишком гиперболизировал, не призывая нас к буквальному исполнению этих Его слов или и вовсе не имел в виду то, что другие здесь воспринимают при буквальном прочтении. Получается, это место Писания достаточно затруднительно для понимания, однако столь важно нам для жизни. Поэтому, у меня и возникло желание немного углубиться в исследование этой темы.

Те, кто читают этот текст Евангелия буквально отстаивают и ту точку зрения, что эти принципы "несопротивления" нужно распространять и на политические межгосударственные отношения, однако Иисус здесь не говорит о политике и о международных отношениях. Он говорит об отношениях людей и с другими людьми. Потому большинство исследователей склоняются воспринимать эти слова Иисуса как наставления, относящиеся именно к межличностным отношениям. И если мы переводим это на личности, то получается, что даже на отношения "личность-государство", или "государство-личность", это может не распространяться.

Читать дальше: Как реагировать на зло, или Что значит подставить другую щеку

Ответ Божьей справедливости

В этот раз мы остановимся на рассмотрении написанного в книге Псалмов 74. Весь этот  Псалом особенный, и хотя мы уже обращались к нему ранее (статья: "Бог решает, кто побеждает"), но в этот раз мы конкретно остановимся на стихах 3-4, 8, 10-11:

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Пойдем по порядку, сравнивая формулировку Синодального перевода с формулировкой Нового живого перевода Библии (далее - НЖПБ).

Интересно, как в ст.3 говорится о том, что Господь изберет время для суда. НЖПБ формулирует это место Писания так: "Бог говорит: «В то время, в которое Я запланировал, Я произведу правосудие против нечестивых". Как видим, речь идет о некоем запланированном Богом времени для суда. Это может быть ответом на вопрос о том, когда же Бог явит суд -- в запланированное Им время. И из предыдущей статьи, в которой мы рассматривали этот Псалом, мы знаем, что суд приходит, когда чаша нечестивых наполняется. Вместе с этим, о том, когда же приходит это запланированное время может подсказать и ст.4, поэтому перейдем к нему.

Читать дальше: Ответ Божьей справедливости

Оправдание от Бога, или Все сработает к лучшему

В книге Исаии 54:17 читаем: "Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь". Рассмотрим это место Писания в других переводах.

Месседж говорит: "Оружие, которое может навредить тебе, никогда [еще] не было выковано. Любой обвинитель, который вызовет тебя на суд, будет отклонен как лжец. Это то, чего могут ожидать слуги Божьи. Я прослежу за тем, чтобы все сработало к самому лучшему». Божий указ". 

Первое, что в этой формулировке привлекает внимание, так это то, что сказано, что оружие, способное навредить избранным Божьим, еще не было произведено или, можно еще сказать, не было изобретено. И это духовный образ. Нет ничего во всем мире, что бы могло навредить нам или нанести нам поражение, пока дети Божьи сами этого не позволят. Потому что нет ничего, что бы могло противиться силе Божьей, тем более нанести ей поражение.

Читать дальше: Оправдание от Бога, или Все сработает к лучшему

Воля, вера и сила Божья

Мы продолжаем рассматривать книгу Даниила, третью главу, только теперь обратимся к стихам 17 и 29:

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

29 И от меня [Навуходоносора] дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

Стоит обратить внимание на фразу стиха 29, в которой Навуходоносор констатирует, что нет иного бога, который мог бы так спасать. В Расширенном переводе Библии сказано, что нет такого бога, который бы мог спасти таким образом (таким путем, способом), подразумевая, наверное, спасение из среды огня, когда он даже не тронул, т.е. спасение, обеспечивающее полную непроницаемость. А Современная английская версия говорит, что нет иного бога, который бы имел такую великую силу спасать.

И вот интересно, что эта последняя формулировка показывает, как стих 29 перекликается с написанным в стихе 17, где Сидрах, Мисах и Авденаго сказали, что их Бог силен их спасти. А в конце истории и сам Навуходоносор признал и заявил, что Бог Израиля силен спасти, и что никто другой не имеет такой великой силы спасти, как Бог этих евреев. Как видим, одна мысль, только сначала она звучит как исповедание веры в устах евреев, а в конце как констатация факта от увиденного проявления явного чуда спасения и избавления.

Читать дальше: Воля, вера и сила Божья

Не преклоняться, чтобы возвыситься, или Бог защитит

В книге Даниила 3:16-18, 30 написано:

16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

30 Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.

Сидрах, Мисах и Авденаго отказались преклоняться перед истуканом. В их словах прям чувствуется эта железная воля. Они заняли бескомпромиссную позицию и не собирались отступать. Вот это решительность! Вот это храбрость!

Читать дальше: Не преклоняться, чтобы возвыситься, или Бог защитит