Подпишитесь на рассылку

Многообразное водительство Божье

В Посл. к Евреям 1:1-2 написано: "¹ Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, ² в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил".

Здесь говорится о том, что Бог говорил издревле, начиная с древних времен и доныне, многократно и многообразно в пророках, а ст. 2 говорит, что в последние дни Бог говорил в Сыне, однако остановимся на написанном о том, что Бог говорил многократно и многообразно. Если Он издревле так говорил, то так же говорит и сейчас, ведь Он -- не меняется. Потому рассмотрим детальнее, что же значит многократно и многообразно.

Если посмотреть греческие значения, то слово “многократно” еще переводится как “по различным, или многим, частям, в отдельных деталях” (словарь Дворецкого и Thayer). Комментарий Женевской Библии (ЖБ) о многократности говорит в контексте повторяющегося характера пророческого слова. А Расширенный перевод Библии говорит, что Бог говорил многими различными откровениями, каждое из которых несло в себе определенную порцию истины (а полнота была достигнута в Сыне). Если обратиться к слову “многообразно”, то толкование Далласской семинарии говорит о том, что это буквально значит “многими способами”, что подтверждается словарями (Стронга, Дворецкого). Комментарий ЖБ поясняет, что это может значить в видениях, снах и т.д. Теперь немного все это проанализируем в контексте некоторых историй Ветхого Завета.

Господь говорил многократно, т.е. много раз, многими откровениями, содержащими в себе некую часть истины, но не всю сразу, о важных пророческих событиях, которые должны были произойти в будущем. Например, Бог издревле начал говорить о том, что придет Мессия, потом пришло слово о Деве, потом о Вифлееме и т.д. Но о пришествии Мессии Бог начал говорить заранее и задолго и повторял это много раз. Это была пророческая цель Божья и Его план принести спасение человечеству. Нечто похожее прослеживается также в отношении слова Божьего о возвращении из Вавилонского плена, о котором пророчествовали Исаия, Иеремия, Даниил. Это такие явные наглядные примеры многократности слова в отношении этих событий. При этом каждое пророчество, с одной стороны, подтверждало иное (т.е. все пророчества подтверждали друг друга, и каждое новое подтверждало уже имеющиеся), а с другой, дополняло предыдущие, вырисовывая некую полную картину по частям, как пазлы, складываясь в одну картину по отдельным деталям.

Однако если мы посмотрим на то, как приходило конкретное Божье слово относительно конкретного водительства или человека, то Бог не повторялся. Он сказал, что тот сановник увидит глазами, а есть не будет в 4Цар.7, и так с ним и произошло. Господь сказал Самуилу пойти помазать Давида и перестать печалится о Сауле, и он должен был исполнить это с первого раза. Саул должен был с первого раза исполнить Божье слово и истребить амаликитян. Илия о засухе и о дожде сказал один раз; о конце дома Ахава сказал один раз; Господь дал Илии инструкции об избрании Елисея и о помазании Ииуя один раз и не повторял это Елисею. Елисей один раз сказал Нееману окунуться 7 р. в Иордане и не повторялся. Елисей один раз сказал вдове, что делать с маслом и сосудами и не повторялся. Моисею Бог один раз сказал пойти в Египет и вывести народ. И эти примеры можно было бы продолжать… В конце концов, Иисус говорил один раз: “Прозри, очистись, иди и да будет тебе по твоей вере и т.д.” Единственный пример, выпадающий из этих -- это обращение к фараону: “Отпусти народ Мой”. Там Бог говорил через Моисея 10 раз, пока тот наконец не отпустил. Но во всех описанных выше примерах конкретное слово от Бога в конкретную ситуацию приходило один раз и предполагало исполнение этого слова сразу же за первым разом.

О чем это говорит? Когда Господь открывает Свой план и нечто глобальное о Его целях и намерениях о нас, наших жизнях в общем, или о Церкви, о Теле Христа, тогда это слово будет повторятся, каждый раз неся в себе новую порцию откровения. И каждое новое слово, которое будет приходить, с одной стороны, будет подтверждать предыдущее, а с другой, дополнять его, вырисовывая картину все четче и яснее по мере приближения времени исполнения этого пророческого виденья. Однако что касается слова от Бога и Его водительства в определенную ситуацию, то оно подразумевает и требует принятия и повиновения с первого раза.

Конечно, Бог милостив, потому если мы никак не поймем, не распознаем или не уверены, что это Бог, тогда Господь может повторять или подтверждать и Свое конкретное водительство. Однако по идее оно подлежит исполнению с первого раза. Ведь все это благодать Божья в нашей жизни, так что по благодати Господь может что-то и повторить; однако если мы уже достигли определенного возраста во Христе, то, может, Господь уже и не будет повторять дважды, ожидая, чтобы мы исполнили Его слово с первого раза.

Теперь что касается многообразия. Как мы уяснили выше, Писание говорит о различных способах водительства Божьего. Мы знаем о трех самых распространенных в Новом Завете: о внутреннем свидетельстве, о голосе нашего духа (совести) и о голосе Духа Святого (по К. Хейгину). Комментарий Женевской Библии говорит о снах и видениях, что тоже имеется, однако уже не так часто, как например, внутреннее свидетельство. Если мы посмотрим на Ветхозаветные примеры, то Господь говорил и через ослиц, и в пылающем кусте, и в веянии тихого ветра, и в землетрясении, и в громе и молнии, и через Ангелов, и в свете Своей славы лицом к лицу, и в столпе огненном и облачном… -- в общем, с каждым и в каждой ситуации по разному. Вот многообразие. И полагаю, этим Господь не ограничивается. А если Господь говорил и говорит в таком многообразии, то это значит, что Он может использовать кого угодно и что угодно, чтобы проговорить к нам, и это может произойти в любой момент. 

Как Моисей занимался себе своими делами, пас овец, а тут бац: пылающий куст… Потому водительство Божье может прийти к нам в любой момент и любым способом. А это значит, что мы должны ожидать его и быть настроенным на волну Духа, чтобы распознать Его водительство. С другой стороны, сложно сказать, на что был настроен Моисей, когда пас овец, выполнял свою обычную работу (ведь он не занимался чем-то таким уж духовным и вполне мог думать об овцах, которые куда-то забежали или потерялись в пустыне), но куст он заметил -- Господь знал, чем привлечь его внимание, и это тоже благодать Божья. Так что, может, тут более важное значение имеет состояние нашего сердца -- если мы открыты для Бога, то Господь сможет привлечь наше внимание, и мы примем и уразумеем Его водительство, если искренне ищем Бога и Его воли и желаем исполнять её. Вместе с этим, стоит помнить и о том, что Ветхий Завет был более внешним, а Новый Завет -- более внутренний, так что нам следует быть больше ориентированным на то, что у нас внутри, чем на то, что мы видим вовне. Хотя Господь может использовать что угодно…

Итак, водительство Божье может приходить многократно и многообразно -- различными способами Господь посылает нам Свое слово и откровение. И что касается Божьих глобальных целей, то Его слово будет повторятся, становясь все более конкретным по мере приближения к их исполнению; но в отношении конкретного водительства Божьего в определенную ситуацию, то Господь ожидает, чтобы Его слово исполнялось с первого раза, потому Господь может и не повторятся. И чтобы проговорить к нам и направить нас Он может использовать что угодно и кого угодно, потому нам нужно быть просто открытыми для Бога, и Он поведет нас, Он даст нам уразуметь Его водительство, Он направит нас как раз в нужный момент. Так что нам нужно ожидать, что Господь направит нас как раз тогда, когда нам нужно будет знать, принять решение, сделать шаг, и просто доверять Ему, а не заботиться и волноваться (ведь забота только мешает нам услышать от Бога), и Он поведет, Он пойдет перед нами и Он откроет двери и введет нас туда, в то место, где хочет видеть и использовать.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь!