Подпишитесь на рассылку

Каковы мысли, таков и он

 

Или Мысли формируют сущность и конечную цель

В книге Притчей 23:6-8 написано: "⁶ Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; ⁷ потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», — говорит он тебе, а сердце его не с тобою. ⁸ Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно".

Наиболее интересный здесь ст.7, который говорит, что каковы мысли человека, таков и он, однако сначала рассмотрим этот стих в контексте всего высказывания. В различных переводах, как и в толкованиях, говорится о том, что смысл фразы иврита здесь не ясен в отношении того человека, о котором идет речь, и его мыслей.

Так, толкование Далласской семинарии говорит: "Высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного "вкушения пищи") с человеком неискренним и завистливым". А комментарий Женевской Библии утверждает, что "в отношении человека завистливого здесь точный смысл древнееврейского оборота неясен, однако из контекста следует, что имеется в виду человек, неискренний в своем гостеприимстве и скрывающий свои намерения". В переводе Месседж и в Новом живом переводе Библии этот человек и вовсе назван скрягой. 

Наиболее полную картину дает Расширенный перевод Библии (в классическом издании), поэтому к нему и обратимся: "Не ешь хлеба того, у кого жесткий, скупой и завистливый взгляд, и не желай его изысканной пищи; ибо, как он думает в своем сердце, таков и он. Как тот, кто считает, он говорит тебе: "Ешь и пей", - но сердце его не с тобой [но рассчитывает стоимость]. От того кусочка, который ты съел, тебя вырвет, и твои комплименты будут потрачены зря". Как видим, речь идет о завистливом, скупом и неискреннем человеке, которому, на самом деле, жалко делиться пищей, а потому в процессе трапезы он может испытывать недовольство от того, что и сколько его гость съел. 

И это определенные образы для нас, ведь, как было подмечено толкованием, вкушение пищи подразумевает здесь близкое общение и взаимоотношения. Потому это значит, что такой человек не ценит отношений, а все, что ему нужно вкладывать в отношения со своей стороны, он жалеет, он недоволен этим, потому что не желает делать какое-либо добро, и это приводит к тому, что другой человек, который рассчитывал на искренность своего "друга", в итоге только пожалеет о таких отношениях -- о том, что поверил, доверился и т.п.

Хотя все же интересно заметить, как Библия иллюстрирует влияние мыслей завистливого человека на желудок гостя -- еда ему в итоге не принесет пользы, а только доставит дискомфорт... В Месседж сказано, что скупость поданного вывернет желудок, из чего и станет понятно, что предложенная еда -- подделка, т.е. плохая и некачественная, испорченная. И если взять испорченную еду, тогда понятна реакция желудка -- т.е. это все физические процессы. Потому человек завистливый и неискренний не может предложить и дать ничего хорошего, потому и предупреждается о том, чтобы ничего от него не брать, чтобы потом не пожалеть. Вместе с этим, только этот перевод говорит об испорченной еде, а потому из контекста других переводов создается впечатление, что с самой едой все нормально, но из-за мыслей этого скупого и завистливого, съеденный кусок выйдет обратно из-за того, что тот пожалел. И здесь уже встречается это мысленное, душевное, и физическое. Неужели завистливые мысли другого человека могут навредить тому, на кого они направлены? И да, и нет.

Как видим из контекста, вкушающему пищу вредит не то, что он приобрел сам и тем более не то, то ему дал Бог, но то, что предложил этот завистник. Сам же этот человек легкомысленно открылся перед завистником и принял от него то, что ему не следовало (ведь он мог и должен был заметить неискренний и завистливый взгляд, отношение). А если вкушение пищи подразумевает общение, то этот вкушающий мог рассказать этому завистнику то, что тому не следовало знать, так что это могло вызвать реакцию, которая в итоге и навредила человеку, который вступил в общение с завистником. Исходя из этого, можно предположить, что завистливость другого может навредить тогда, когда человек легкомысленно откроется перед ним и поделится сокровенным, которое не нужно знать тому завистнику, тем самым сделав себя уязвимым; когда в наивной искренности человек поставит себя в зависимость от завистника, ожидая от него доброго, а тот в итоге не оправдает доверия; когда примет от него предлагаемое, но данное неискренне и с сожалением, так что это не принесет ничего хорошего, как например, неискренний совет или подарок, который, будучи подарен с сожалением и со скупой расчетливостью, окажется либо некачественным и испорченным, либо просто человек в силу тех или иных причин не сможет им воспользоваться. 

Иначе говоря, сама зависть человека, его неискренность и исходящие из них действия могут навредить другому только тогда, когда этот другой даст этому место, то ли излишней откровенностью, то ли наивной и неоправданной, безосновательной доверчивостью. Ведь взаимоотношения предполагают, что ты впускаешь другого в свой мир, ты открываешь перед ним дверь в определенные сферы своей жизни, а, как известно, каждый человек несет в себе свой духовный мир. И если то, что человек привносит -- это негатив, зависть, ревность и неискренность (и все это исходит от проклятия), тогда от этого нельзя и ожидать ничего хорошего.

С другой стороны, зависть других, как на мысленном уровне, так и выраженная в действиях, не может навредить человеку, который защищен от этого. И мы имеем духовные средства защиты -- мы имеем кровь Иисуса для защиты, мы имеем Божье обетование непроницаемости. Вместе с этим, нам нужно иметь и мудрость, ведь если проявлять бдительность, не открываться перед неискренними людьми и не вверять себя им, если не впускать и не подпускать их близко, тем самым не позволяя им оказывать свое влияние, тогда их зависть останется их проблемой и не сможет никак навредить. И здесь тоже играют роль верования человека, ведь Иисус сказал: "По вере вашей будет вам (Мф.9:30)", - потому если человек в своих убеждениях верит, что чужая зависть может навредить (что их могут "сглазить", как говорится), тогда этим он и открывает двери для этого негативного влияния в свою жизнь и делает себя уязвимым; если же человек убежден и верит, что никто и ничто не навредит ему, тогда он ставит этот барьер защиты, щита веры. А если кто сомневается, могут или не могут его "сглазить", тогда это все же не вера, а потому и говорить о наличии здесь щита веры не приходится, так что лучше не делать того, в отношении чего существуют сомнения (как например, не рассказывать и не показывать того, что вызвет зависть и из-за чего могут "сглазить" в понимании того человека).

И теперь стоит перейти к утверждению ст.7 о связи мыслей и сущности человека. Интересно, что сказано именно о мыслях, что каковы мысли человека, таков и он. Не сказано, что какова его вера или каков его дух, но именно мысли. Мысли определяют личность и его отношение, и поведение. Разве это не удивительно? Хотя сердцевина человека, откуда исходит жизнь -- это дух человека, но вот мысли человека делают его таким, каким он есть или станет. Следовательно, на этом душевном уровне определяется и формируется личность, характер, поведение, реакция... И если человек в этот процесс будет впускать духовное -- наполнять себя словом Божьим, молиться и тем самым укреплять свой дух, тогда душа будет находиться под влиянием духовного, и тогда дух и его состояние сможет влиять и на разум и мысли человека, на его волю и эмоции. Но если дух слаб, и человек не развивается духовно, тогда у него развивается только инстинктивное и плотское, а мы знаем, что это то, что приносит тление.

И теперь стоит заметить, что же делают СМИ: с экранов телевизора или мониторов, или печатных материалов они вкладывают определенную информацию в разум человека, которая попадает туда в виде образов и мыслей. Это же делает и образование: оно вкладывает в человека определенные мысли, оно изменяет и формирует его образ мышления. Именно по этой причине образование и способно изменить и изменяет человека -- его манеры, его речь, как и его поведение и действия, потому что оно изменяет мысли, тем самым изменяя его самого. А теперь представим, что все, чем питается разум человека -- это негатив, который только вкладывает, развивает и подогревает зависть и ненависть в человеке... Какими будут следствия? А такими, как мы наблюдали: определенные результаты выборов, вражда, военные конфликты и т.п. И все это может иметь место только по одной причине -- по причине личностной сущности человека, которую сформировали его мысли. Ведь если человек впустил мысли ненависти и стал ненавидящим, то разве он станет поддерживать на выборах того, кого ненавидит? Ответ очевиден. 

Но именно это и пытаются делать СМИ, рекламные агенты и PR- менеджеры: они хотят вложить в человека определенные мысли, чтобы они стали его сущностью, которая бы в итоге и повела человека в соответственном направлении. Ведь, в формулировке какого-то иного перевода эта мысль ст.7 звучит так, что каковы мысли человека, там он в итоге и закончит, и окажется, туда в итоге он и придет -- в реальность, соответствующую своим мыслям. Именно здесь, с мыслей, и начинается контроль и манипуляция, именно это и создает почву для неё, ведь если бы один человек не мог никак повлиять на мысли иного, то не было бы места и для манипуляции. Так что вот где зарождается манипуляция сознанием людей и масс. (И по сути, персональные данные и нужны манипуляторам для того, чтобы лучше понять человека, его личность и образ мышления, чтобы соответственно выстроить с ним коммуникацию, найти подход или даже зацепить за слабину и навязать ему "нужные" кому-то мысли. И вот почему и пороки народа делают возможным существование той или иной власти, ведь эти пороки на уровне менталитета и образа мышления, которым и могут воспользоваться определенные лукавые группы, стремящиеся к манипуляции, и который в итоге и приводит народ в соответственное место его духовному и ментальному состоянию.)

И теперь мы, имея это понимание, должны вести себя соответственно. Мы должны понимать, что все, что мы впустим в свой разум, будет иметь влияние на нашу душу, на наши мысли. И если это влияние будет сохраняться достаточно долго, то это в итоге сформирует и личность, сформирует дерево твердыни, которая если будет не Божьей, то будет только препятствовать Богу, а потому её в итоге придется искоренять словом Божьим. И этот процесс искоренения происходит через размышление. Как сказал один проповедник, размышление есть приглашением для Бога дать откровение, которое приносит восстановление, а потому нам нужно размышлять, пока мы не поверим в то, о чем размышляем. Но можно ведь и не позволить определенным растениям прорасти, чтобы их потом и не искоренять... Так что нам нужно быть внимательными к тем мыслям, которые мы впускаем в свой разум, а это значит, что нам нужно выбирать, что читать, что смотреть, что и кого слушать... 

И конечно, здесь есть и этот аспект того, что мы не можем удержать птицу от того, чтобы она пролетела над головой, но можем не позволить ей свить гнездо в волосах (как говорили К. Хейгин и М. Лютер). Так что определенная информация и мысли могут влетать, но нам нужно не принимать их. И полагаю, помогает в этом и критическое мышление -- т.е. мы не воспринимаем все за чистую монету, но анализируем и оцениваем, сравниваем и сопоставляем, и это помогает определить, какая информация правдива, а какая ложная, а потому её и не нужно воспринимать и ей следовать. Хотя для эффективности критического мышления нужно иметь правильные ориентиры, убеждения и основания, чтобы через это правильное сито и пропускать приходящую информацию. И нашим таким ситом, фильтром, должно быть слово Божье, потому у нас есть даже более сильный инструмент, чем само критическое мышление. Да, мы используем механизмы критического мышления, но для того, чтобы оценивать все не столько логически, сколько на соответствие слову Божьему, ведь если это логично, но противоречит слову, тогда мы должны это не принимать и этому противостоять.

Итак, мысли имеют важнейшее влияние на сущность человека и на его жизнь, потому нужно быть бдительными в том, на что мы направляем свое внимание, ведь оно и есть тем каналом, через который и поступают мысли. Так что станем направлять свое внимание на правильное, на истинное -- на слово Божье, и оно сделает нас теми, кем мы и должны быть, чтобы быть добрым инструментом в Божьих руках и иметь способность исполнить свою часть в Его плане, взяв во владение всю ту землю, которую Господь уже предал в наши руки, отдал нам и предопределил нам иметь.

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь!