Подпишитесь на рассылку
Избрать Бога прибежищем
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
Или Божьи гарантии защиты и заботы
В книге Псалмов 90:9 написано: "Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим". Примечательно, что здесь говорится об избрании Всевышнего своим прибежищем. Интересно, что не сказано просто: “Всевышний -- твое прибежище”, -- но речь идет именно об избрании, о волевом аспекте, о волеизъявлении.
В других переводах говорится: “Потому что ты сделал Всевышнего своим прибежищем”; а само слово иврита дословно переводится, в частности, как “определять, направлять (глаза), помещать”. Но как бы то ни было, любое это значение подразумевает определенное волевое действие -- нужно сделать выбор. Выбор уповать на Бога или бояться; выбор доверять Ему или заботиться; выбор слушаться Его или нет; выбор стоять в вере или идти на компромисс и/или искать “альтернативные” решения… В любом случае это должен быть выбор. И вот нашим выбором должен быть Бог.
И здесь же можно увидеть и то, как этот выбор делается. Возможно, иногда это может быть и мысленно, однако здесь говорится о том, что “ибо ты сказал: Господь -- Прибежище мое”. Решения могут приниматься в мыслях, однако они всегда будут иметь своим выражением определенное действие -- слова или поступки. Так что, фактически, волеизъявление происходит тогда, когда человек говорит что-то или действует определенным образом (или удерживается от действия, стоя в вере). Наверное, это то, что всегда называли поступками по вере, но суть здесь в волеизъявлении… Что мы выберем, как мы решим -- т.е. что мы скажем, как мы поступим, и это будет отражать то, как мы на самом деле считаем.
Следовательно, защита Божья -- это тоже вещь не автоматическая, но она предполагает не только само упование на Бога, но в этом уповании должен присутствовать этот волевой аспект выбора, что Господь есть нашим прибежищем, что мы выбрали Его своей защитой. И вот если мы выбрали, то и полагаемся на Него. Это как заключить договор со страховой компанией: когда человек выбрал определенную страховую, то на неё он и полагается в том, что она его “прикроет”, так сказать; на другие страховые он уже не смотрит, ожидая, что та компания, которую он выбрал, выполнит свои обязательства по договору. И это несколько примитивный пример, однако все же нечто показывает: когда мы выбираем Бога своей защитой, то на другие и запасные варианты мы уже не смотрим, но ожидаем от Него выполнение того, что Он предложил и взялся нам гарантировать. При этом страховой мы должны за её гарантии заплатить, Богу же от нас требуется наш выбор и наше доверие Ему. И по сути, выбор и показывает, демонстрирует доверие, ведь никто не станет заключать договор со страховой компанией, которой не доверяет.
И дальше, впрочем, как и до этого стиха, нам описываются все гарантии Божьей защиты, которые Господь обязался нам обеспечить. Нам они хорошо известны в формулировке Синодального перевода, однако мне понравились несколько иных, потому рассмотрим их.
В формулировке Современной английской версии ст.ст.7-10 звучат так:
7 Ты не пострадаешь (или тебе не будет причинен вред),
хотя тысячи падут вокруг тебя.
8 И своими глазами
ты увидишь наказание нечестивым.
9 Господь Всевышний -- твоя крепость.
Беги к нему за безопасностью,
10 и никакие ужасных бедствия
не постигнут тебя или твой дом.
И вот обращает внимание также сказанное о нечестивых, что мы увидим своими глазами наказание нечестивым. Новый живой перевод Библии (НЖПБ) говорит, что мы увидим, как нечестивые наказываются. Но когда христиане смотрят в мир, они не воспринимают происходящее как наказание нечестивым, а ассоциируют и себя с миром. Но вот наблюдаемое должно нами восприниматься как исполнение слова Божьего о том, что мы увидим наказание нечестивым; нас же это не касается -- в том смысле, что мы имеем защиту от Бога, как Ной имел ковчег. И вот ему пришлось переждать потоп в ковчеге, однако потоп ему не навредил, но это было возмездие нечестивым. Так и мы можем в определенной мере подстраиваться под условия (как Ною пришлось построить ковчег, а потом зайти в него и переждать потоп), однако Господь гарантирует, что если мы избрали Его своим прибежищем, то ничто из происходящего в мире нам не навредит.
И вот в этом контексте стоит рассмотреть формулировку Месседж, которая все эти гарантии Божьей защиты передает так:
7-13 Ты будешь стоять (или оставаться) нетронутым, смотреть на все это издалека,
наблюдая, как нечестивые превращаются в трупы.
Да, потому что Бог твое прибежище,
Всевышний Бог -- твой собственный дом,
Зло не может приблизиться к тебе,
вред не может пройти через дверь.
Он приказал Своим Ангелам
охранять тебя, куда бы ты ни пошел.
Если ты споткнешься, они тебя поймают;
их работа -- не дать тебе упасть.
Ты будешь ходить невредимым среди львов и змей,
и раскидать с пути (или пинать ногой) молодых львов и змей.
14-16 «Если ты будешь держаться за Меня изо всех сил, -- говорит Бог, --
«Я вытащу тебя из любых неприятностей.
Я дам тебе самую лучшую заботу (или Я позабочусь о тебе самым лучшим образом),
если ты только будешь познавать Меня и доверять Мне.
Воззови ко Мне, и Я отвечу, буду на твоей стороне (или рядом с тобой) в плохие времена;
Я спасу тебя, а потом устрою тебе вечеринку.
Дам тебе жизнь долгую,
дам тебе [пить] спасение большими глотками!»
В этом переводе отчетливо звучат несколько мыслей. Во-первых, сказано, что мы будем оставаться нетронутыми, смотря на все издалека. Во-вторых, образ Бога как прибежища передан через дом, что может быть более понятно, ведь если Господь -- наш дом-укрытие, тогда никакое зло, действительно, не пройдет через дверь. И затем сказано, что Господь даст нам самую лучшую заботу, или что Он позаботится о нас, в т.ч. о нашей сохранности и безопасности, самым лучшим образом! И эта забота Божья включает в себя не только Его избавление, но и то, что Он даст нам торжество -- Он даст нам праздновать победу и явление Божьей славы (что выражено образом вечеринки).
Потому, как говорит НЖПБ в ст. 5, “тебе не придется переживать (или беспокоиться) об опасностях ночью или стрелах днем”. Нам не нужно и даже не о чем беспокоиться, потому что Господь обещал оказать нам самую лучшую заботу! И в Его устах это звучит убедительно… Потому и в наше время нам нечего переживать и беспокоиться из-за опасностей (кто кашлянул ли чихнул возле нас, какая за окном погода и т.п.), потому что это забота Божья сохранить нас от зла, если мы избрали Его своим домом-прибежищем. Мы -- в Его защитном панцире, в защитном панцире Его силы, славы, помазания и благословения. Ведь, как говорит Расширенный перевод Библии (в классическом издании) в ст.1, “тот, который обитает в тайном месте Всевышнего, будет оставаться устойчивым и твердым под тенью Всемогущего [Чьей силе не может противостоять ни один враг]”. И вот эта сила Божья, которой ничто не может противостоять, и есть причиной того, что мы будем в безопасности и иметь прочное и устойчивое положение в Боге, сила которого и поддерживает нас и гарантирует сохранность нам и всему, что есть у нас.
Итак, если мы направили и направляем свой взор на Бога, если мы направили свою волю на то, чтобы избрать Его своим прибежищем, чем и продемонстрировали свое доверие Ему, что выражается в нашем исповедании и поведении, тогда нам не о чем и нечего беспокоиться о любых опасностях, существующих в этом мире, потому что Господь обещал не просто сохранить нас, так что мы только будем наблюдать издалека на наказанием нечестивым, но и дать нам самую лучшую заботу, самым лучшим образом позаботиться о нас! Потому будем веселиться и радоваться, сохраняя спокойствие и беззаботность, ведь Господь обещал не просто и не только избавить нас, но и дать нам торжество.
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой!
Аминь!