Подпишитесь на рассылку

Секрет счастливой жизни

Обратимся к Псалму 104:1-6, 16-22, 43-45 в переводе Месседж, начиная сначала:

[1-6] Аллилуйя! Слава Богу! Молитесь Ему по имени! Рассказывайте всем, кого встречаете, о том, что Он сделал! Пойте Ему песни, пойте гимны, переводите Его чудеса на музыку! Почитайте Его святое имя [говоря] "Аллилуйя", вы, ищущие Бога. Живите счастливой жизнью! Держите глаза открытыми к Богу, следите за Его делами; будьте бдительны к знакам Его присутствия. Помните мир чудес, которые Он сотворил, Его чудеса и вынесенные Им определения — о семя Авраама, Его слуги, о дитя Иакова, Его избранника. 

Примечательно, как здесь призывается петь Господу и жить счастливой жизнью. Можно подумать, что разве это от нас зависит жить счастливой жизнью? Всем хотелось бы! Но вот примечательно то, что говорится далее, что мне указывает на связь одной мысли с другой, тем более что и Месседж приводит это одним абзацем, подчеркивая это единство мысли. И вот далее говорится о том, чтобы глаза были открыты к Богу, чтобы замечать и отслеживать Его дела, Его действия, быть внимательными к Его присутствию. И вот если предположить, что человек фокусируется только на чем-то хорошем, не зная, не видя и не отслеживая ничего иного, то разве он не будет радостным и счастливым? 

Читать дальше: Секрет счастливой жизни

Ожидать Бога и Его решения

Рассмотрим написанное в 1 Царств 13:6-14, 14:52. Как мы знаем, народ Израильский избрал себе царя, чтобы он вел их войны. И вот примечательно, что об этом говорит 1 Цар.14:52 в переводе Месседж:

   Всю жизнь Саула шла война, жестокая и беспощадная, с филистимлянами. Саул мобилизовал всех сильных и храбрых людей, которых видел. 

И вот стоит заметить, что во дни главенствования Самуила, Бог так смирил филистимлян, что они не переступали границы. Израилю не нужно было воевать. Потом Израиль забоялся их вновь и захотел себе царя, чтобы он вел их войны. И в итоге, они войны и получили. Когда был Самуил главой, тогда им не приходилось даже воевать, ведь тяжела была рука Божья на филистимлянах. Однако когда народ избрал царя, думая, что нашел решение в отношении того, как им разбираться с их врагами, это как бы сработало наоборот -- они получили войну с филистимлянами во все дни Саула, при том еще и жестокую, и беспощадную, как говорит Месседж.

Как мы знаем, Саул был человеческим выбором, человеческим решением -- он не был Божьим решением для Израиля. Вероятно, дав Израилю Давида, Бог обратил их ошибку к лучшему, однако до этого им нужно было жить 40 лет под Саулом и в состоянии войны с филистимлянами. И они сделали этот выбор под влиянием страха.

Читать дальше: Ожидать Бога и Его решения

Благоволение Божье и уроки от Бога

Обратимся к 1 Царств 7:9-14: "И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь. И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер , сказав: до сего места помог нам Господь. Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила. И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями."

Примечательно, как в этой истории описывается то, как Бог даровал победу Израилю, и как сказано о том, что рука Божья была на Филистимлянах во все дни жизни Самуила. 

Если при священнике Илии и его нечестивых сыновьях Филистимляне победили и взяли верх, захватив даже ковчег (хотя, как мы знаем, они потом вынуждены были его вернуть назад), то когда Самуил стал судьей, то Бог наоборот избавил Израиль. И в этих стихах акцентируется на том, что Бог сделал это именно по молитве Самуила. 

Читать дальше: Благоволение Божье и уроки от Бога

Лишение враждебного способности к сопротивлению

Прочитаем написанное в Судей 7:9-14: "В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти один , то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому полку вооруженных, которые были в стане. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан."

В этот раз попробуем немного по-другому увидеть этот момент со сном, который приснился какому-то мадианитянину. Господь как бы разбудил Гедеона, чтобы он пошел и услышал, что бы послужило и ему поддержкой. Месседж говорит, что Бог сказал Гедеону, что когда он услышит, что там говорят, то он станет храбрым и уверенным. Таким образом, с одной стороны, этот сон был для Гедеона -- ему подтверждением, что Бог с ним и даровал ему победу. Однако это только с одной стороны. Ведь сон-то снился не Гедеону. И Гедеон должен был просто увидеть, что Бог уже начал делать в стане Мадианитян.

Читать дальше: Лишение враждебного способности к сопротивлению

Ниспровержение враждебного

Обратимся к написанному в 1Цар.5:1-6:

1 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. 2 И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. 3 И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. 4 И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и [обе ноги его и] обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона. 5 Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня, [а переступают чрез него].

В других переводах оно звучит практически без особых изменений, однако в Месседж более колоритно передано то, что Азотяне были шокированы, когда увидели своего бога Дагона лицом к земле перед ковчегом Господним. Они поставили ковчег внизу Дагона, у подножия, думая, что их идол победил, поэтому они принесли ему трофей, который поставили у его ног... Они таким образом унизили Бога и Его присутствие, проявили непочтение и неуважение, пренебрежение. И поплатились за это. 

Читать дальше: Ниспровержение враждебного

Вклад печали в радость, или Готовиться праздновать

Рассмотрим в этот раз написанное в книге Псалмов 29:4-5, 11-12. Это тоже хорошо знакомое место Писания, особенно ст.5, который говорит о том, что вечером водворяется плач, а на утро -- радость, что говорит о том, что Господь может все кардинально и даже быстро изменить. Однако перевод Месседж позволяет увидеть это немного с другой стороны:

[4-5] Все вы, святые! Пойте от всего сердца Богу! Благодарите Его! Он злится время от времени, но на протяжении всей жизни только любовь. Ночи слез на глазах дают путь дням смеха.

[11-12] Ты сделал это: ты превратил дикий плач в кружащийся танец; Ты сорвал с меня чёрную траурную повязку и украсил меня полевыми цветами. Я переполняюсь песней; я не могу молчать о Тебе. Боже, Боже мой, я не могу отблагодарить Тебя достаточно.

Как видим, мы вновь и вновь встречаем в Писании эту идею того, что Бог обращает печаль в радость. При этом ст.5 в Месседж говорит о том, что ночи плача дают дорогу дням, полным смеха. Это создает впечатление, что эти ночи плача как бы делают свой вклад в дни смеха, ведь дают им дорогу, как бы создают для них дорогу... И так может быть только с Богом, который обращает плач в смех, так что плач, в итоге, окажется тем, что сделает свой вклад в смех. Печаль сделает свой вклад в радость тем, что она даст повод Богу вмешаться, чтобы обратить её в радость. Это не значит, что печаль заставляет Бога действовать; напротив, Писание говорит, что радость в Господе -- наша сила. Однако Бог-Отец видит все слезы Своих детей, и Он это так не оставит, но возьмет это и сделает это вкладом в смех и радость, так чтобы в итоге у нас было еще больше радости и смеха, чем могло бы быть, если бы не было печали. И это часть работы Божьей в явлении Его утешения.

Читать дальше: Вклад печали в радость, или Готовиться праздновать

Молиться и полагаться на заботу Божью

Перечитывая написанное в Иакова 5 в переводе Месседж, несколько аспектов привлекли мое внимание, поэтому остановимся на нескольких стихах этой главы, начиная со ст.7-8:

[7-8] Тем временем, друзья, терпеливо ждите прихода Господа. Вы видите, как фермеры делают это все время, ожидая, пока созреет их ценный урожай, терпеливо позволяя дождю делать свое медленное, но верное дело. Будьте терпеливы. Оставайтесь непоколебимыми и сильными. Господь может прийти в любое время.

Примечательно, как здесь Иаков наставляет нас быть терпеливыми и ожидать приход Господа, в том числе, с ответом, с проявлением, подобно тому, как фермеры ожидают свой урожай. Писание часто использует образ семени и сеяния и жатвы, и в этом процессе особенным есть присутствие этого периода, когда фермеры ожидают, пока посеянное семя вырастет и их урожай проявится, так сказать. И в это время дождь и солнце должны выполнить свою работу. И фермеры терпеливо этого ожидают. При этом, опять таки, чем больше они ждут, тем ближе они к жатве, и они это знают. 

Читать дальше: Молиться и полагаться на заботу Божью

Вызовы как подарок

В этот раз остановимся на написанном в Посл. от Иакова 1:2-4, прочитав в формулировке перевода Месседж:

[2-4] Считайте это настоящим подарком, друзья, когда испытания и вызовы приходят на вас со всех сторон. Вы знаете, что под давлением ваша жизнь веры становится открытой (букв.: выходит в открытую) и показывает свои истинные краски (также можно перевести как "показывает истинное лицо"). Поэтому не пытайтесь уйти от чего-либо преждевременно. Позвольте этому сделать свою работу, чтобы вы стали зрелыми и хорошо развитыми, без ничего недостающего (или без несовершенств - прим. при переводе с англ.).

Примечательно, как здесь говорится считать настоящим подарком различные вызовы... Обычно люди склонны не так их воспринимать. Обычно это то, что несет угрозу, страх (в любых формах -- от волнения до буквальной боязни), и, соответственно, печаль. Однако Иаков наставляет принимать это, смотреть на это, как на подарок. А подарок в большом контрасте с вызовом -- подарок не несет угрозу, но приносит радость. 

Читать дальше: Вызовы как подарок

Укрытие в Боге и освежение радостью

Псалом 45:1-11 (в Месседж Пс.46) -- начнем, как обычно в последнее время, с того, что прочитаем этот Псалом в переводе Месседж:

[1-3] Бог — это безопасное место, где можно спрятаться, [который] готов помочь, когда мы в Нем нуждаемся. Мы бесстрашно стоим на краю разрушения, мужественно стоим перед морским штормом и землетрясением, перед шумом и ревом океанов, перед толчками, смещающими горы. Бог, боровшийся с Иаковом, сражается за нас, Бог-Ангельских-Армий защищает нас.  

[4-6] Речные фонтаны брызгают радостью, охлаждая Божий город, это священное прибежище Всевышнего. Здесь живет Бог, улицы безопасны, Бог к вашим услугам с самого рассвета. Безбожные народы разглагольствуют и неистовствуют, короли и королевства угрожают, но Земля делает все, что Он скажет.  

[7] Бог, боровшийся с Иаковом, сражается за нас, Бог-Ангельских-Армий защищает нас.  

[8-10] Внимание всем! Увидьте чудеса Божии! Он сажает цветы и деревья по всей земле, запрещает войну от полюса до полюса, ломает все оружие о колено. «Выйдите из пробки дорожного движения! Взгляните на Меня долгим, любящим взглядом, вашего Высшего Бога, [который] выше политики, выше всего».  

[11] Бог, боровшийся с Иаковом, сражается за нас, Бог-Ангельских-Армий защищает нас.

Прежде всего, примечательно то, что наш Бог есть безопасным местом, где можно спрятаться, укрыться, ведь Он готов нам помочь прямо в тот момент, когда Он нам понадобится. По этой причине сказано и о том, что мы можем бесстрашно стоять в лицо шторма. И вот примечательно, что не говорится о том, что шторма вовсе не будет, что мы никогда не столкнемся ни с чем подобным, но говорится о том, что мы будем бесстрашно стоять в лицо любого шторма на земле. 

Читать дальше: Укрытие в Боге и освежение радостью

Образ утешения

Рассмотрим написанное в книге Иеремии 31:10-14, 23-25 в формулировке перевода Месседж:

 [10-14] «Слушайте это, народы! Божье послание! Транслируйте это по всему миру!  Скажите им: «Тот, кто рассеял Израиль, снова соберет их». Отныне Он будет внимательно следить за ними, как пастырь за своим стадом». Я, Бог, заплачу за Иакова высокую цену выкупа;  Я освобожу его из хватки вавилонского хулигана.  Люди поднимутся по склонам Сиона, крича от радости, их лица будут сиять от щедрости Божией — зерно, вино и масло, стада овец, стада крупного рогатого скота. Их жизнь будет подобна хорошо политому саду, который больше никогда не будет оставлен засыхать. Молодые женщины будут танцевать и радоваться, к ним присоединятся юноши и старики. Я превращу их плач в смех, расточая утешение, заливая их горе радостью. Я позабочусь о том, чтобы их священники получали полноценное трехразовое питание, а Мой народ имел более чем достаточно». Указ Божий. ...

[23-24] Послание Армии Бога-Ангела Израиля: «Когда Я все изменю (букв: "разверну") и верну Свой народ, на улицах будут слышны старые выражения: «Да благословит вас Бог!».  .  .  «О Истинный Дом!».  .  .  «О Святая Гора!» Все жители Иуды, будь то в городе или деревне, будут прекрасно ладить друг с другом.  

[25] Я освежу усталые тела; Я восстановлю уставшие души.

Как видим, здесь вновь рисуется картина Божьего утешения и восстановления. При этом вновь звучит и идея того, что Господь обратит печаль в смех, даже Он будет заливать радостью прежнюю печаль. Как видим, эта идея по всей Библии. Вместе с этим, здесь и об утешении Божьем говорится не просто как о том, что Господь утешит и восстановит. Месседж сформулировал это так, что Господь будет расточать утешение. Он даст Его с избытком -- более, чем нужно; более, чем достаточно. Как насчет того, чтобы получить утешения больше того, чем то, в котором нуждаешься?

Читать дальше: Образ утешения