Подпишитесь на рассылку

Откуда помощь, или Ответ от Бога

В книге Псалмов 120:1-2 написано: "¹ Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. ² Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю". Остановимся на вопросе стиха 1 о том, откуда же придет помощь?.. Ведь часто в естественном все может выглядеть так, что откуда же может прийти помощь? Откуда возьмется ответ?.. Посмотрим на другие переводы.

Современная английская версия передает это так: “Я смотрю на холмы! Где я найду помощь?” Новый живой перевод Библии говорит так: “Я смотрю на горы – моя помощь исходит оттуда?” В формулировке Месседж стихи 1-2 идут вместе: “Я смотрю на горы; моя сила исходит от гор? Нет, моя сила исходит от Бога, сотворившего небо и землю, и горы”.

Как видим, везде звучит этот вопрос: “Откуда помощь? Где найти помощь? Помощь из гор? Разве оттуда?..” И это часто напоминает нас: мы смотрим по сторонам, и в естественном нет ничего, что бы могло свидетельствовать о том, что может прийти помощь или что она на пути, или что все может измениться… Часто бывает и так, что мы смотрим не в ту сторону, как здесь псалмопевец смотрел на горы… Но вот суть в том, что независимо от того, как все выглядит в естественном, помощь приходит от Бога и может изменить все. И вот если смотреть не на Бога, а в какую-то другую сторону, то так всегда будешь смотреть не туда; но если смотреть на Бога, то так мы всегда будем смотреть в правильную, в ту сторону, из которой помощь и придет.

Читать дальше: Откуда помощь, или Ответ от Бога

Не сомневаться в Иисусе

или Суть не в волнах, а в реакции на них

В Ев. от Матфея 14:25-33 читаем: "²⁵ В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. ²⁶ И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. ²⁷ Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. ²⁸ Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. ²⁹ Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, ³⁰ но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. ³¹ Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? ³² И, когда вошли они в лодку, ветер утих. ³³ Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий".

Это очень известная история, однако поразмышляем над ней вновь. Петр вышел из лодки и пошел по воде, но потом, видя сильный ветер, начал тонуть. В других переводах, в частности, в Месседж, рисуется более колоритная картина: “Выскочив из лодки, Петр подошел к Иисусу по воде. Но когда он посмотрел вниз на волны, вспенившиеся под его ногами, он потерял самообладание (или мужество) и начал тонуть. Он закричал: «Учитель, спаси меня!» (ст.29-30)”.

Исходя из этой иллюстрации, можно увидеть некий акцент на том, что Петр посмотрел вниз на волны. Сначала он смотрел на Иисуса, потому выпрыгнул из лодки, чтобы подойти к Нему. Но потом посмотрел на волны. В Расширенном переводе Библии также сказано, что когда Петр увидел (воспринял, осознал) и почувствовал сильный ветер, тогда испугался и начал тонуть. Когда он был в лодке и когда он вышел из лодки, ветер был такой же сильный и такими же высокими и пенящимися были волны, но Петр, похоже, настолько был увлечен Иисусом и тем, что Он пришел к ним по воде, что уже перестал осознавать, воспринимать эту бурю, и ему захотелось подойти к Иисусу. И он пошел. Он начал идти, когда ветер и волны были столь же сильными. Но потом он посмотрел вниз – переключил внимание с Иисуса на бушующие волны, на обстоятельства. Осознав всю естественную беспомощность своего состояния, он испугался. И начал тонуть.

Читать дальше: Не сомневаться в Иисусе

Символизм даров в истории Рождества

В Ев. от Матфея 2:9-11 читаем: "⁹ Они (волхвы, мудрецы - Т.Б.), выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. ¹⁰ Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, ¹¹ и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну".

Важной частью истории Рождества есть поклонение волхвов Иисусу. В некоторых источниках указано, что буквально это слово, переведенное как “волхвы”, значит “маги”; хотя довольно распространенным есть и восприятие этих волхвов как неких восточных царей. Считается также, что именно они стали основателями традиции дарить подарки на Рождество (хотя Сам Мессия был первым и самым главным подарком человечеству от Бога-Отца, так что Кто основал традицию дарить подарки, еще нужно разобраться…). Но как бы то ни было, эти люди пришли поклониться Мессии. 

И хотя повествование не говорит конкретно о том, что это были за люди, очевидно, что это были люди знатные и ученые, которые, во-первых, могли позволить себе дальнее путешествие; во-вторых, могли позволить себе подарить столь дорогостоящие подарки; и в-третьих, исследовали звёздное небо, что и дает основания отнести их к ученым. Сам Ирод принял их. Думаю, простые и заурядные люди вряд ли бы удостоились личной аудиенции царя. Так что это точно были люди не простые и необычные. И вот они пришли поклониться Мессии своими дарами. 

И вот интересно, что они не просто пришли поклониться Иисусу, но принесли ему и дары. А это было богатство язычников, так сказать. Потому в истории Рождества можем увидеть еще и идею перевода богатства. И вот Писание, опять-таки, не уточняет, сколько же именно было принесено ими в дар, однако практически все исследователи и толкователи говорят о том, что это были подарки, достойные царя, или подходящие царю. Потому грамм золота они точно не могли подарить, ведь это не достойно царя… И вот обычно, чем более великий царь, тем большими должны быть и дары, достойные его. А если они шли поклониться Царю царей, тогда это должны были быть подарки весьма и весьма значительные. Потому, полагаю, речь не идет даже о маленькой шкатулочке золота… это вполне мог быть достаточно приличный сундук, достойный великого Царя.

Читать дальше: Символизм даров в истории Рождества

Отдалены от ужаса

В книге Исаии 54:14 написано: "Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе". Хотя даже сказанное в Синодальном переводе утешает, ведь звучит обетование о том, что Господь отдалит всякий ужас и угнетение, все же стоит поисследовать это место писания немного глубже. Обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии в классическом издании говорит: “Ты утвердишься в праведности (правоте, в соответствии с волей и порядком Бога): ты будешь далека даже от мысли угнетения или разрушения, потому что ты не будешь бояться, и от ужаса, потому что он не приблизится к тебе”. Здесь примечательно сказанное о далекости даже от мысли угнетения и разрушения. И это обращение направлено к Израилю в общем, и к Иерусалиму, в частности, в образе жены, которую Господь утешит, а Израиль в Ветхом Завете, как известно, есть образом Церкви в Новом Завете, а Иерусалим – символом человеческого сердца, так что это обращение имеет прямое отношение ко всем нам. Потому даже мысль об угнетении будет удалена от нас. И да будет так!

Современная английская версия передает это так: “Ты будешь основана на справедливости без опасений несправедливости; каждая из твоих волнений (или: опасений, забот) будут забраны далеко от тебя”. Здесь мне понравилось сказанное о том, что каждое из волнений, что может также быть переведено как каждое из опасений или забот, будут забраны далеко от нас. А это значит, что все то, о чем мы могли волноваться и переживать, что могло вызывать у нас волнения, переживания, опасения, будет забрано далеко от нас! А если это далеко, то это больше нас не тревожит, не смущает и даже не находится в нашем поле зрения, так что то, что прежде могло вызывать волнение и вовсе забудется. Аллилуия!

Читать дальше: Отдалены от ужаса

Ответ Божий в истории Рождества

В Ев. от Луки 2:1-20 читаем о событиях Рождества:

¹ В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. ² Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. ³ И пошли все записываться, каждый в свой город. ⁴ Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, ⁵ записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. ⁶ Когда же они были там, наступило время родить Ей; ⁷ и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".⁸ В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. ⁹ Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. ¹⁰ И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ¹¹ ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; ¹² и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. ¹³ И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: ¹⁴ слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ¹⁵ Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. ¹⁶ И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. ¹⁷ Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. ¹⁸ И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. ¹⁹ А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. ²⁰ И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было.

История Рождества всегда есть ответом на все, с чем бы ни столкнулось человечество. Иисус пришел как Божий ответ на все то проклятие, в котором погрязло человечество после грехопадения. И вот в этом контексте стоит заметить, что Иисус пришел тоже в довольно смутное время.

Читать дальше: Ответ Божий в истории Рождества

Недоступны для зла и проклятия

Мы продолжим рассмотрение Псалма 90 и остановимся теперь на стихах 7-8, которые говорят о непроницаемости находящегося под покровом Всевышнего: "⁷ Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: ⁸ только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым".

Но прежде, чем начать рассмотрение этих стихов, обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии говорит:

7 Тысячи могут упасть с одной стороны

И десять тысяч по правую руку от тебя,

Но опасность не приблизится к тебе.

8 Ты будешь только [зрителем], глядя на него своими глазами

И [будешь] свидетелем [божественного] возмездия нечестивым [в то время как ты в безопасности наблюдаешь из убежища Всевышнего].

Мне понравилось, как здесь рисуется картина, образ того, что избравший Бога своим прибежищем только наблюдает за происшествиями в мире, находясь в безопасности в убежище Всевышнего, потому что сказано, что опасность, никакая опасность, не приблизится. Следовательно, видимое не должно нас пугать, и мы не должны позволять ему влиять на нас, как не позволил Давид повлиять на него всему видимому в отношении Голиафа. Нам нужно понимать, что в мире мы можем и будем наблюдать опасности и скорби, однако при этом нам следует помнить, что мы посреди всего этого находимся в безопасности в убежище Всевышнего. 

Читать дальше: Недоступны для зла и проклятия

Безопасное место в Боге

Или Божье присутствие есть убежище

Обратимся к хорошо известному Псалму 90, только в этот раз остановимся на начале этого Псалма и рассмотрим ст.1-3: "¹ Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, ² говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» ³ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы".

Рассмотрим эти стихи также в других переводах.

Начнем с Нового живого перевода Библии: 

1 Живущие в убежище Всевышнего

найдут покой в тени Вседержителя.

2 Вот что я провозглашаю о Господе:

Он один - мое убежище, мое безопасное место (или место безопасности);

Он - мой Бог, и я Ему доверяю.

3 Ибо Он спасет тебя от каждой ловушки

и защитит от смертельной болезни.

Читать дальше: Безопасное место в Боге

Следствия пребывания Бога с нами

Во 2-й книге Паралипоменон 1:1 написано: "¹ И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь, Бог его, был  с ним, и вознес его высоко". Здесь говорится о Соломоне, однако этот стих мы возьмем как отправную точку. В этом стихе тоже звучит мысль того, что Бог был с Соломоном. И по этой причине Соломон утвердился в своем царстве – как говорят другие переводы, взял полный контроль над царством, и Господь вознес его чрезвычайно высоко.

А это показывает, что если Господь с нами, то Он даст нам утвердится в том положении, в которое нас поставил, и будет возвышать нас до того, что мы возвысимся чрезвычайно, или весьма, высоко. Вот Божий план для всех Его избранных. И это будет не нашими силами, потому что своими силами это невозможно, но вот для силы Божьей это легко. Потому Божье присутствие с нами, Его помазание на нас, чтобы утвердить нас, сделать наше положение прочным, так чтобы никто и ничто не могли пошатнуть и поколебать его, и возвысить нас высоко – весьма, чрезвычайно высоко, а это значит, что это будет выходить за рамки наших представлений, как, полагаю, выходило за рамки представлений и Соломона и Давида все то богатство и слава, и величие, которое Господь дал Соломону. 

В 1Пар.29:28 говорится о Давиде, что он был насыщен жизнью, славою и богатством, но Соломон в славе и богатстве превзошел его. Хотя примечательно, что о патриархах говорится как о насыщенных жизнью, но вот о Давиде, о помазаннике Божьем, сказано как о насыщенном и славою, и богатством, а не только жизнью. А это указывает на то, что у Бога есть план для Своих избранных и помазанных, чтобы не просто насытить их жизнью, но и славою, и богатством. И это все должна быть и будет Божья работа в жизни верующего, результат, или следствие действия Божьего помазания, Божьего присутствия в жизни дитя Божьего и Его избранного. Вот что приносит фактор Божьего присутствия в жизни! Однако не только это…

Читать дальше: Следствия пребывания Бога с нами

Увидеть землю и взять её во владение

В книге Иисуса Навина 2:1, 24 читаем: "¹ И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. ... ²⁴ И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас".

Интересно, что Иисус Навин послал уже двух соглядатаев, а не 12. В прошлый раз, когда Моисей посылал соглядатаев в Чис.13, только двое из 12 принесли послание веры: “Пойдем и овладеем землей, ибо мы можем одолеть её”. Теперь же Навин послал только 2. И эти двое принесли ему тоже весть истины: вся земля Ханаанская в страхе от Израильтян.

И примечательно, что именно эти двое здесь прояснили картину и дали увидеть истину, в отношении которой ошиблись те 10, ходивших раньше – те 10 тогда твердили иное, что Хананеи видят их саранчой перед собой, но эти уже со слов самой хананеянки узнали, что это вся земля Ханаанская в страхе от Израиля и от их Бога. Тогда Иисус Навин и Халев тоже говорили верно, однако у них тогда не было этих данных, так сказать, что жители Иерихона боятся Бога Израилева, а эти двое принесли весть, которая показала абсурдность и ошибочность молвы, которую распространили те 10 40 лет назад.

Читать дальше: Увидеть землю и взять её во владение

Не жаловаться, но действовать

или Вера сохранит от вреда и даст наслаждаться успехом

В книге Даниила 6:10, 21-23 читаем: "¹⁰ Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. ... ²¹ Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! ²² Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. ²³ Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего".

Это история Даниила, когда другие князья из зависти сговорились против него и издали указ, чтобы уловить Даниила. И он отказался преклоняться перед несправедливым указом, запрещающим ему молиться к своему Богу, за что был брошен в львиный ров, но львы не навредили ему.

И вот примечательно, что когда Даниил узнал об указе, он не начал жаловаться, не начал возмущаться и негодовать, обсуждать царя, какой он недалекий, и других князей, какие они плохие… Нет, он просто пошел и сделал то, что и раньше – начал молиться у окна, выходящему в сторону к Иерусалиму. Он даже не пытался спрятаться. Как видим, он не жаловался, он даже не высказал свою точку зрения царю об этом указе, а просто действовал.

Нечто похожее встречаем и в других историях. Седрах, Мисах и Авденаго тоже не жаловались и не кляли Навуходоносора за его указ, а просто действовали – они отказались преклониться перед истуканом (Дан.3). И Мардохей не жаловался на Амана и не проклинал его, а просто действовал – продолжал стоять, когда все другие падали ниц (Есф.3). И вот это тоже в контрасте с тем, как обычно ведут себя люди. Они жалуются, негодуют, возмущаться и проклинают, но потом преклоняются и падают ниц. В лицо тех, кого они за спинами проклинают, они улыбаются, умиляются и покоряются. Но вот эти евреи действовали иначе: они не жаловались и не возмущались, но не преклонялись. И это показывает совершенно иное отношение.

Читать дальше: Не жаловаться, но действовать