Подпишитесь на рассылку

Недоступны для зла и проклятия

Мы продолжим рассмотрение Псалма 90 и остановимся теперь на стихах 7-8, которые говорят о непроницаемости находящегося под покровом Всевышнего: "⁷ Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: ⁸ только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым".

Но прежде, чем начать рассмотрение этих стихов, обратимся к другим переводам.

Расширенный перевод Библии говорит:

7 Тысячи могут упасть с одной стороны

И десять тысяч по правую руку от тебя,

Но опасность не приблизится к тебе.

8 Ты будешь только [зрителем], глядя на него своими глазами

И [будешь] свидетелем [божественного] возмездия нечестивым [в то время как ты в безопасности наблюдаешь из убежища Всевышнего].

Мне понравилось, как здесь рисуется картина, образ того, что избравший Бога своим прибежищем только наблюдает за происшествиями в мире, находясь в безопасности в убежище Всевышнего, потому что сказано, что опасность, никакая опасность, не приблизится. Следовательно, видимое не должно нас пугать, и мы не должны позволять ему влиять на нас, как не позволил Давид повлиять на него всему видимому в отношении Голиафа. Нам нужно понимать, что в мире мы можем и будем наблюдать опасности и скорби, однако при этом нам следует помнить, что мы посреди всего этого находимся в безопасности в убежище Всевышнего. 

Читать дальше: Недоступны для зла и проклятия

Безопасное место в Боге

Или Божье присутствие есть убежище

Обратимся к хорошо известному Псалму 90, только в этот раз остановимся на начале этого Псалма и рассмотрим ст.1-3: "¹ Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, ² говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» ³ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы".

Рассмотрим эти стихи также в других переводах.

Начнем с Нового живого перевода Библии: 

1 Живущие в убежище Всевышнего

найдут покой в тени Вседержителя.

2 Вот что я провозглашаю о Господе:

Он один - мое убежище, мое безопасное место (или место безопасности);

Он - мой Бог, и я Ему доверяю.

3 Ибо Он спасет тебя от каждой ловушки

и защитит от смертельной болезни.

Читать дальше: Безопасное место в Боге

Следствия пребывания Бога с нами

Во 2-й книге Паралипоменон 1:1 написано: "¹ И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь, Бог его, был  с ним, и вознес его высоко". Здесь говорится о Соломоне, однако этот стих мы возьмем как отправную точку. В этом стихе тоже звучит мысль того, что Бог был с Соломоном. И по этой причине Соломон утвердился в своем царстве – как говорят другие переводы, взял полный контроль над царством, и Господь вознес его чрезвычайно высоко.

А это показывает, что если Господь с нами, то Он даст нам утвердится в том положении, в которое нас поставил, и будет возвышать нас до того, что мы возвысимся чрезвычайно, или весьма, высоко. Вот Божий план для всех Его избранных. И это будет не нашими силами, потому что своими силами это невозможно, но вот для силы Божьей это легко. Потому Божье присутствие с нами, Его помазание на нас, чтобы утвердить нас, сделать наше положение прочным, так чтобы никто и ничто не могли пошатнуть и поколебать его, и возвысить нас высоко – весьма, чрезвычайно высоко, а это значит, что это будет выходить за рамки наших представлений, как, полагаю, выходило за рамки представлений и Соломона и Давида все то богатство и слава, и величие, которое Господь дал Соломону. 

В 1Пар.29:28 говорится о Давиде, что он был насыщен жизнью, славою и богатством, но Соломон в славе и богатстве превзошел его. Хотя примечательно, что о патриархах говорится как о насыщенных жизнью, но вот о Давиде, о помазаннике Божьем, сказано как о насыщенном и славою, и богатством, а не только жизнью. А это указывает на то, что у Бога есть план для Своих избранных и помазанных, чтобы не просто насытить их жизнью, но и славою, и богатством. И это все должна быть и будет Божья работа в жизни верующего, результат, или следствие действия Божьего помазания, Божьего присутствия в жизни дитя Божьего и Его избранного. Вот что приносит фактор Божьего присутствия в жизни! Однако не только это…

Читать дальше: Следствия пребывания Бога с нами

Увидеть землю и взять её во владение

В книге Иисуса Навина 2:1, 24 читаем: "¹ И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. ... ²⁴ И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас".

Интересно, что Иисус Навин послал уже двух соглядатаев, а не 12. В прошлый раз, когда Моисей посылал соглядатаев в Чис.13, только двое из 12 принесли послание веры: “Пойдем и овладеем землей, ибо мы можем одолеть её”. Теперь же Навин послал только 2. И эти двое принесли ему тоже весть истины: вся земля Ханаанская в страхе от Израильтян.

И примечательно, что именно эти двое здесь прояснили картину и дали увидеть истину, в отношении которой ошиблись те 10, ходивших раньше – те 10 тогда твердили иное, что Хананеи видят их саранчой перед собой, но эти уже со слов самой хананеянки узнали, что это вся земля Ханаанская в страхе от Израиля и от их Бога. Тогда Иисус Навин и Халев тоже говорили верно, однако у них тогда не было этих данных, так сказать, что жители Иерихона боятся Бога Израилева, а эти двое принесли весть, которая показала абсурдность и ошибочность молвы, которую распространили те 10 40 лет назад.

Читать дальше: Увидеть землю и взять её во владение

Не жаловаться, но действовать

или Вера сохранит от вреда и даст наслаждаться успехом

В книге Даниила 6:10, 21-23 читаем: "¹⁰ Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. ... ²¹ Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! ²² Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. ²³ Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего".

Это история Даниила, когда другие князья из зависти сговорились против него и издали указ, чтобы уловить Даниила. И он отказался преклоняться перед несправедливым указом, запрещающим ему молиться к своему Богу, за что был брошен в львиный ров, но львы не навредили ему.

И вот примечательно, что когда Даниил узнал об указе, он не начал жаловаться, не начал возмущаться и негодовать, обсуждать царя, какой он недалекий, и других князей, какие они плохие… Нет, он просто пошел и сделал то, что и раньше – начал молиться у окна, выходящему в сторону к Иерусалиму. Он даже не пытался спрятаться. Как видим, он не жаловался, он даже не высказал свою точку зрения царю об этом указе, а просто действовал.

Нечто похожее встречаем и в других историях. Седрах, Мисах и Авденаго тоже не жаловались и не кляли Навуходоносора за его указ, а просто действовали – они отказались преклониться перед истуканом (Дан.3). И Мардохей не жаловался на Амана и не проклинал его, а просто действовал – продолжал стоять, когда все другие падали ниц (Есф.3). И вот это тоже в контрасте с тем, как обычно ведут себя люди. Они жалуются, негодуют, возмущаться и проклинают, но потом преклоняются и падают ниц. В лицо тех, кого они за спинами проклинают, они улыбаются, умиляются и покоряются. Но вот эти евреи действовали иначе: они не жаловались и не возмущались, но не преклонялись. И это показывает совершенно иное отношение.

Читать дальше: Не жаловаться, но действовать

Владычествовать над штормом

В Ев. от Матфея 8:23-27 написано: "²³ И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. ²⁴ И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. ²⁵ Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. ²⁶ И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. ²⁷ Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?"

Это та же история, что в Мк.4:35-41, только в Мк. записано, что Иисус сказал им: “Переправимся на ту сторону”, а в Мф. просто сказано, что Иисус вошел в лодку и за Ним последовали ученики. И эта история уже неоднократно рассматривалась многими в контексте того, что тот шторм встретил их на пути исполнения воли Божьей. Однако почему все же Иисус сказал им переправиться и почему они таки переправились (достигли берега)? Потому что Иисус явил владычество над штормом.

А затем Иисус обратился к ученикам и их спросил, почему они так боязливы? А до этого Сам Он спал. Ведь среди учеников были опытные рыбаки, которые не боялись ни воды, ни глубины, но вот получается, что шторм был такой, что и они испугались. Но почему Иисус к ним обратился с вопросом? Если бы они не могли ни на что повлиять и сами решить это, то обращался ли бы к ним Иисус с таким вопросом? А это говорит о том, что они могли тоже применить то, чему научились у Иисуса, и остановить шторм. И это подводит нас к следующему: Иисус и не стал бы их посылать на другую сторону, если бы они не могли справиться с штормом, т.е. не имели владычества над ним.

Читать дальше: Владычествовать над штормом

Вера сделает так, что это произойдет

В Ев. от Матфея 8:5-10,13 написано: "⁵ Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: ⁶ Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. ⁷ Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. ⁸ Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ⁹ ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. ¹⁰ Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. ... И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".

Мы уже как-то немного рассматривали эту историю в контексте власти слова Иисуса (см. "Слово власти, или Одного слова достаточно"), теперь же остановимся на ней детальнее, а именно на сказанном в ст. 13. Его стоит рассмотреть в формулировке Современной английской версии ("CEV"), которая говорит: “Тогда Иисус сказал сотнику: «Теперь ты можешь идти домой. Твоя вера сделала так, что это произошло». Именно тогда его слуга был исцелен”.

Вера сделала так, что произошло исцеление. Не было бы веры, не произошло бы и исцеления. А не было бы у сотника откровения о власти, которое он перенес на духовную власть Иисуса, то не было бы и веры. Как видим, мы приходим вновь к той же формуле: познание → вера → проявление (хотя у сотника было познание именно власти). И у сотника была вера именно во власть Иисуса, и эта вера сделала так, что исцеление произошло, и не просто произошло, но так, как сотник сказал – без необходимости Иисусу приходить в дом, что, по сути, значило, что оно произошло быстрее, ведь сказано, что слуга исцелился прямо тогда, а если бы Иисус шел с ним, то это потребовало еще определенного времени.

Читать дальше: Вера сделает так, что это произойдет

Быть уверенным в Боге

В Ев. от Матфея 9:1-8 читаем: "¹ Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. ² И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. ³ При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. ⁴ Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ⁵ Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? ⁶ Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. ⁷ И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. ⁸ Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам".

Это известная история, однако в Ев. от Матфея она описана не полностью, а в Ев. от Марка 2:3-4 говорится еще и о том, что этих друзей было 4, и они разобрали кровлю дома, чтобы “доставить” своего друга перед лицо Иисуса. И в этот раз остановимся на сказанном о том, что Иисус, видя веру их, сказал… Иисус, видя веру их, отдал приказ. 

И сначала стоит немного остановиться на вере. Перевод Месседж говорит, что Иисус увидел их смелое верование. И вот это говорит о том, что веру видно. Да, она есть нематериальной силой, так что её нельзя ощутить буквально, однако истинная вера, твердая уверенность, смелое верование, настолько отражается в поведении, действиях и словах человека, что её становится видно. И вот Расширенный перевод Библии (РПБ) говорит о том, что эта вера, которую было видно, исходила из уверенности в Иисусе. 

Читать дальше: Быть уверенным в Боге

Отношение для победы

Обратимся к написанному в 1Цар.17:26-28:

²⁶ И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?

²⁷ И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его. 

²⁸ И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.

В предыдущей публикации (см. "Не заботиться, чтобы побеждать") мы немного затронули этот аспект отношения Давида к Голиафу, однако мне хочется остановиться на нем детальнее, потому что это было чуть ли не ключевым в том, что он вышел против него и победил. Он пришел на поле сражения с совершенно иным отношением, чем было у всех, кто уже находился там. При этом у них уже был стаж ведения войн, все уже были опытные в сражении, а тут пришел Давид со стажем пастуха и новичок в военном деле. По крайней мере, его так воспринимали. Но Давиду было все равно, как его воспринимали и что о нем думали окружающие и его же братья, в том числе.

И вот когда он пришел на поле сражения, то все, что он видел -- это необрезанного язычника. Другие были напуганы его ростом, весом, вооружением, опытом, поведением и словами, а для Давида все это не имело значения. А теперь представим, если бы Давид позволил тому, что он видел и слышал, устрашить его? Если бы он перенял страхи и озабоченность других в отношении Голиафа и стал бояться его так же, как остальные, и если бы его озаботили рост, опыт и вооружение этого силача?

Читать дальше: Отношение для победы

Не заботиться, чтобы побеждать

В книге Псалмов 36:5 написано: "Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит". Чтобы лучше осознать и глубже проникнуть в то, о чем здесь говорится, стоит рассмотреть другие переводы этого стиха.

Расширенный перевод Библии (далее РПБ) в классическом издании говорит: “Предай свой путь Господу [перекати и возложи на Него каждую заботу из своего бремени]; доверяй Ему (опирайся, полагайся [на Него] и будь уверен [в Нем]), и Он осуществит это”. Современная английская версия (далее САВ) передает это так: “Позволь Господу вести тебя, и доверяй Ему, что [Он] поможет”. Новый живой перевод Библии (далее НЖПБ) предлагает похожую формулировку: “Предай все, что ты делаешь, Господу. Доверься Ему, и Он тебе поможет”. И Месседж: “Открывайся перед Богом, ничего не скрывай; Он сделает все, что должно быть сделано”.

И если объединить эти переводы вместе, то они рисуют картину полного упования на Господа, или призывают к полному и всецелому упованию на Него. РПБ говорит перекатить и возложить на Господа каждую заботу из ноши своего бремени забот, и если каждую составляющую этой ноши переложить на Иисуса, то ноши у нас, фактически не останется. Но если мы чувствуем себя так, что несем определенную ношу, бремя, значит, мы несем заботу сами и не возложили её на Иисуса.

Затем мне понравилось сказанное о том, чтобы доверять Господу в том, что Он поможет. Иначе говоря, мы не рассчитываем на собственные силы, на свою собственную самодостаточность, но полагаемся на помощь Господа в этом. И вот часто напряг у нас может вызывать то, что мы сами не можем проконтролировать или на что у нас не хватает наших сил, но вот это как раз тот случай, когда нужно полагаться на помощь Господа. Мы знаем свои слабости, и никто не идеален, но вот Господь, как мы знаем, может и хочет прикрыть наши слабости Своей силой. Таким образом, нам нужно смотреть не на свои силы, особенно там, где их недостаточно, но на силу Божью, а её всегда с переизбытком -- всегда больше, чем достаточно, чтобы справиться с чем угодно.

Читать дальше: Не заботиться, чтобы побеждать