Подпишитесь на рассылку

Использовать власть, чтобы задействовать веру

В Ев. от Марка 4:38 написано: "А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" Здесь ученики разбудили Иисуса, по сути, с претензией. Они обвинили Иисуса в том, что Он не заботится о них в сложившейся ситуации. Но было ли это правдой? Очевидно, что это было необоснованное обвинение.

Когда ученики разбудили Иисуса, Он им ничего не сказал. Видя, что они не справляются, Он сначала обратился к ветру и морю. А затем, когда усмирил бурю, обратился к ученикам и спросил их о том, где их вера. Иначе говоря, они обвинили Иисуса в том, что Ему безразлично их положение, раз Он бездействует, а Он указал им на их недоработку в вере. По сути, вопрос Иисуса к ученикам о том, где их вера, указывал им на то, что это была их ответственность, а не Его. Другими словами, они смотрели на Иисуса, чтобы Он что-то сделал, а Иисус им сказал, что они могли с этим справиться сами. Иисус учил их слову, которое должно было принести им веру, так что она у них была, однако они её не использовали в данной ситуации. Они были охвачены страхом, а не верой. И причину этого тоже можно усмотреть.

Читать дальше: Использовать власть, чтобы задействовать веру

Ценность Божьего избранного

В книге Исаии 43:3-4 написано: "Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою".

Большинство людей (если не сказать все) привыкли воспринимать чью-то значимость на основании социального и материального положения, однако Бог смотрит не так. Для Бога никакой из этих факторов не имеет никакого значения, кроме фактора Его избрания. Что представлял (и представляет) собой Израиль без Бога, и кем был Авраам, когда Господь призвал его? Без Бога что Израиль, что АвраАм не состоялись бы. Так что избранный Богом в момент избрания может ничего собой не представлять -- с естественной точки зрения его ценность может быть нулевой, однако не для Бога. Для Него ценность и значение имеет то, что Он избирает, а точнее те, кого Он избирает.

В прочитанном отрывке говорится о Египте, Ефиопии и Савее, отданные в выкуп за Божьего избранного. А что собой представляли эти страны? Они были самыми могущественными, самыми влиятельными и самыми богатыми странами того времени. Что стоил Израиль по сравнению с ними? Да его вообще тогда еще не существовало как отдельного государства, когда Египет уже достиг своей мощи! Но для Бога вся эта естественная человеческая мощь и богатство, и слава не представляла собой никакой ценности, а потому с легкостью, не задумываясь Он мог отдать их всех вместе взятых в выкуп за Израиль, за Своего избранного! Ценность и значимость для Бога представляют Его избранные, и это место Писания дает нам представление, какую -- оно показывает, что Бог даже готов отдать все ценное и лучшее мира, ведь для Него это все не стоит ровным счетом ничего. Самое богатое (как Египет) в выкуп за ничего незначащее? Абсурд?! Нет, но мудрость Божья, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом.

Читать дальше: Ценность Божьего избранного

Слово и власть

В 1-й книге Царств 3:19-21 написано: "19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. 20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. 21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне".

Здесь говорится о Самуиле, о развитии его взаимоотношений с Богом и о его становлении как пророка. И стоит сначала обратить внимание на сказанное в ст.21. Синодальный говорит о том, что Господь открыл себя Самуилу через слово Господне. Кажется, не совсем понятная формулировка. Потому обратимся к другой.

Новый Живой перевод Библии говорит о том, что Господь продолжал являться Самуилу и давать ему послания. Но вот формулировка Месседж мне показалась более интересной. В ст.19-21 Месседж говорит следующее: "Самуил вырос. Бог был с ним, и Самуилов пророческий рассказ о событиях был безупречен. Все в Израиле, от Дана на севере до Вирсавии на юге, признавали, что Самуил был настоящим -- истинным пророком Бога. Бог продолжал появляться в Силоме, открываясь через Свое слово к Самуилу в Силоме".

Интересно, как здесь речь идет о том, что Бог открывался Самуилу через Свое слово, тем самым появляясь в Силоме. Божьи посещения Силома были посещениями Самуила Божественными откровениями. И полагаю, речь идет не только о будущих, грядущих событиях, ведь говорится о том, что Бог открывался Сам, открывал Самуилу Себя. А Божьи намерения, выражающиеся в грядущих событиях -- это было частью того, что Бог открывал Самуилу Себя. И в результате все узнали, что Самуил удостоен чести быть пророком Божьим.

Читать дальше: Слово и власть

Молитва и власть, или Молитва со властью определяет ход событий

В Ев. от Луки 22:31-32 написано: "И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих". Как видим, Иисус здесь говорит о планах врага и о Своей молитве. И мы знаем, что произошло все так, как молился Иисус -- Петр обратился и утверждал остальных.

Исходя из этого примера, можем еще раз увидеть, что нам следует делать и как реагировать на всякую попытку вражеского противодействия в отношении нашего продвижения с Богом или в отношении окружающих нас. Нам небезызвестны его умыслы (2Кор.2:11), потому Писание наставляет постоянно молиться (1Фес.5:17), или не сдаваться в молитве, не отступать (Лк.18:1-8). Хотя здесь Иисус говорит о Своем конкретном знании планов врага на учеников Иисуса, которым Он противостал в молитве. Полагаю, Дух Святой может показать нам тоже что-то конкретно, а может просто положить на сердце молиться. И нам нужно последовать Его водительству.

Иисус знал о Своей участи, а потому предвидел и состояние учеников -- поражение пастыря ведет за собой рассеяние овец. Но Он не стал бездействовать, не пустил все на самотек, но молился. И все в итоге произошло именно так, как Иисус молился. Поэтому, и нам нужно реагировать в молитве, нам нужно молиться, тем самым определяя ход событий. Вот почему нам нужно молиться -- чтобы нам определить ход событий и не позволить врагу исполнить свои планы. 

Читать дальше: Молитва и власть, или Молитва со властью определяет ход событий

Сохранять спокойствие и молиться

В Ев. от Луки 21:9,36 читаем: "9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. 36 Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого". 

Остановимся этих двух стихах. С одной стороны, Иисус здесь предупреждает о том, что должно произойти, а с другой, дает и наставления о том, как нам ко всему этому относиться и как на это реагировать. Рассмотрим эти стихи в разных переводах.

Стих 9 в переводе Месседж: "Когда вы услышите о войнах и восстаниях, сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Это обычная история и никакой еще не признак конца". РПБ передает это так: "Когда вы услышите о войнах и беспорядках [гражданских волнениях, мятежах (бунтах, протестах), восстаниях], не паникуйте; ибо это должно произойти в первую очередь, но конец наступит не сразу". 

Интересно, как Иисус наставляет здесь сохранять спокойствие и не паниковать. Но ведь слухи о войнах и беспорядках всегда вызывают панику у людей, потому они боятся потерь, которые несут войны и восстания. Потому сами эти слова Иисуса уже говорят нам о том, что у Него есть путь и план защиты для Своих последователей, а потому, полагаясь на Него, мы можем быть спокойны и не паниковать, независимо от слухов. Как написано: "...но к тебе не приблизится" (Пс.90:10, Ис.54:13-14). 

Читать дальше: Сохранять спокойствие и молиться

Тьма в мире, свет в Церкви

В книге Исиаии 60:2 написано: "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою".

Стоит обратить внимание на то, какой в этом месте Писания передан контраст между тем, что будет происходить в мире и посреди Божьего народа.

Мы смотрим или в наши глаза и уши попадают различные новости, а в них, кажется, давно уже особо ничего хорошего нет. То ли репортеры такую выборку делают в большинстве случаев, то ли это так все происходит в мире и выглядит обстоятельствах. И это может расстраивать, а не радовать; демотивировать, а не вдохновлять; возмущать, и не успокаивать. Однако если мы посмотрим в Писание, то увидим, что ухудшение дел у мира -- это совсем не новость.

Как видим, Библия даже более актуальна, чем последние новости, ведь они могут говорить, если правду, то только о том, что уже прошло или происходит; Библия же предупреждает нас наперед. Поэтому, смотря и отслеживая все те происшествия в мире, которые не радуют и возмущают, вдруг наткнувшись на этот известный, но упущенный из виду стих, думаешь, что чему тогда удивляться, если для мира сгущение тьмы -- это естественный ход событий. Чему удивляться о разных заблуждениях, разврате, если мир и так живет во грехе?

Читать дальше: Тьма в мире, свет в Церкви

Вера и власть

В этот раз мы обратимся к нескольким местам Писания, которые, однако, объединены одной темой веры:

Лк.17:5-6: "И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас".

Мф.8:8-10, 13: "Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.<...> И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".

Мы рассмотрим эти места Писания также в переводе Месседж. Начнем с первого отрывка.

"Апостолы подошли и сказали Учителю: «Дай нам больше веры». Но Учитель сказал: «Вам не нужно больше веры. В вере нет «больше» или «меньше». Если у вас есть зерно веры, скажем, размером с маковое семя, вы можете сказать этой смоковнице: «Прыгай в озеро», -- и оно сделает это".

Стоит обратить внимание на то, как в этом переводе акцентируется на том, что в вере нет таких категорий, как "больше" или "меньше". Хотя, кажется, мы все привыкли к тому, чтобы думать именно такими категориями в отношении веры. Мы думаем, что нам нужно больше веры, чтобы проявлялись бОльшие дела. Однако интересно, как здесь идет речь о зерне веры. Ведь размер зерна не важен, не имеет никакого значения в отношении размера того растения, которое оно может произвести. 

Читать дальше: Вера и власть

Настойчивость веры

В Ев. от Луки 18:6-8 написано: "И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

Теперь посмотрим на написанное в переводе Месседж: "Тогда Учитель сказал: «Вы слышите, что говорит этот судья, будучи настолько коррумпированным, как он? Итак, что заставляет вас думать, что Бог не вступится и не будет добиваться справедливости для своих избранных людей, которые продолжают взывать о помощи? Разве Он не поддержит их? Уверяю вас, Он вступится и поддержит. Он не будет тянуть лямку (т.е. Он не будет медлить, не желая этого исполнить). Но сколько такой настойчивой веры найдет Сын Человеческий на земле, когда вернется?»"

И стоит остановиться именно на этой фразе о настойчивой вере. В первом стихе перевод Месседж формулировку Синодального "должно молиться и не унывать" передает тем, что нужно "молиться и не сдаваться", или не отступать. А потом говорится о настойчивой вере, или настойчивости в вере. Однако что это за настойчивость? Проявляется ли она в том, что дети Божьи продолжают и продолжают вопить к Богу об одном и том же? Никак, ведь это не вера.

Мне кажется, что эту притчу чаще всего понимали не правильно, ведь считали, что нужно молиться и молиться об одном и том же. Однако суть этой притчи не в этом. Суть не столько в том, что женщина надоедала судье, сколько в том, что она отказывалась отступать и сдаваться, пока не получит желаемого и необходимого ей. И потому судья быстро понял, что она от него не отстанет, пока не получит желаемого, а потому ради своего спокойствия и решил таки дать ей требуемую ею справедливость в защите её нарушенных прав.

Читать дальше: Настойчивость веры

Случайное не случайно

Во второй книге Паралипоменон 18:18-34 изложена история, которая произошла с царем Иосафатом, когда он пошел помогать Израильскому царю и чуть не погиб из-за этого. Два царя договорились, что Иосафат один будет одет по-царски, а царь Израильский оделся так, как обычный воин. Но противники сговорились убить именно царя Израильского, и погнались за Иосафатом, царем Иудейским. Однако Господь спас его, и враги увидели, что это не был царь Израильский. Но вот что произошло с последним: "Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца.(2Пар.18:33-34)".

Интересно, как Библия говорит здесь о случайном событии. Хотя если мы посмотрим контекст, то увидим, что случившееся с царем Израильским произошло далеко не случайно (ведь пророк возвестил наперед о неудаче похода). Так почему же Писание говорит так?

Кажется, все довольно просто: это выглядело случайностью на фоне других событий. Несколькими стихами ранее рассказывается о том, что армия противника специально сговорилась против самого царя Изаильского, но поскольку на его месте оказался Иосафат, царь Иудейский, то по милости Божьей Сирияне отступили от него. И вот на фоне этих событий, когда начальники колесниц хотели взять одного, а получилось, что они преследовали совсем иного, какой-то безымянный для нас человек натянул лук и непреднамеренно, случайно попал в царя Израильского, так как он не знал и не представлял, что целится или попал в царя, так как тот был переодет. Вот как это выглядело. Это просто казалось случайностью, однако за ней стояло исполнение пророческого слова.

Читать дальше: Случайное не случайно

Продвижение в исполнении Божьего плана, или На пути к проявлению

В Ев. от Луки 9:51 читаем: "Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим".

Интересно, что когда начало приближаться время исполнения предписанного о Мессии, Иисус, как говорит Синодальный перевод, восхотел идти в Иерусалим. Исходя из этого, видим, что Иисус в духе ощущал, различал, времена и сроки, так что когда пришло время, Он знал и был готов двигаться в правильном направлении. И как пришло к Нему это водительство, понимание, внутреннее свидетельство? Синодальный передает это побуждение от Духа Святого тем, что Иисус восхотел идти в Иерусалим, чтобы исполнился план Божий о Нем, для Него и через Него.

Стоит заметить, что ни в каком другом из просмотренных мной переводов такой же формулировки не нашлось. Однако то, что Дух Святой может вести и побуждать нас к чему-то, вкладывая в нас соответствующие желания не оставляет сомнения. Есть иное место Писания, которое говорит, что Бог производит в нас хотения и действия по Своему благоволению (Фил.2:13). Однако это не значит, что все, что нам хочется -- это от Бога. Толкование Далласской семинарии говорит о том, что "Бог дает желание, силу, способность" исполнить волю Божью, "а на человеке лежит ответственность" в том, чтобы исполнить то, что Бог сказал. 

Читать дальше: Продвижение в исполнении Божьего плана, или На пути к проявлению