Подпишитесь на рассылку

Определяющий фактор веры, а не времени

В Посл. к Евреям 11:11 написано: "Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший". Сарра родила не по времени возраста, но по вере. В её естественных условиях это было невозможно. Течение времени с естественной точки зрения было против неё. Однако не время определило её конечную цель, а вера, которая и дала ей возможность исполнить Божий план о ней -- родить сына обетования, родоначальника множества, которое было обещано Аврааму, и патриарха избранного народа.

Исходя из этого, можем увидеть, что не естественные условия и не течение времени определяет наши возможности и способности, наши достижения и успехи, наши цели и то, где мы можем быть, но только наша вера. Сарра родила не по времени возраста, хотя перед этим смеялась, что ей ли, 90-летней, родить? Так часто мы можем смотреть на время, на его течение, и чувствовать себя не очень хорошо, от того, что оно истекает, создавая тем самым видимость, что мы не успеваем... Нам не хватает дня, недели, месяца, года... На кого-то давят временные рамки возраста и того, что нужно было успеть по человеческим меркам и стереотипам к 20-ти, к 30-ти, к 60-ти... Однако если мы посмотрим в Писание, то время никогда не определяло ни способности, ни возможности, ни конечную цель избранных Божьих. Этим определяющим фактором всегда были слово Божье и вера в него.

Читать дальше: Определяющий фактор веры, а не времени

Возможности по сердцу

В Посл. к Евреям 11:31 написано: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными". Раав спасла жизнь соглядатаям, и получила спасение жизни себе и своей семье. В этом прослеживается действие того же закона сеяния и жатвы, только здесь в сфере добродетели. 

Вообще вся эта история с Раавью очень интересна. Ведь если бы соглядатаи не пришли к ней, то у неё и не было бы возможности посеять семя на спасение себе и своей семье. Но и если бы соглядатаи пришли к кому-то другому, то вероятно, их бы все другие в Иерихоне выдали. Так что тут Бог, можно сказать, свел эти обе стороны во взаимовыгодном обмене. Хотя это немного грубо, ведь речь идет не просто о выгоде, а о добродетели. 

Полагаю, Бог видел сердце Раав, что она боялась и почитала Бога Израилева; видел её сердце в том, что она была расположена к народу Израиля и к их Богу. Потому Он и дал ей возможность посеять семя и обрести спасение, в итоге присоединиться к народу Божьему, и даже, вероятно, попасть в родословную Мессии. Как видим, Бог видит наши сердца, а потому посылает нам и соответственные возможности посеять доброе семя добродетели, чтобы Бог потом мог умножить и использовать это в нашу пользу. Так что, по сути, возможность от Бога посеять хорошее семя -- это благословение от Бога, это Его путь дать вознаграждение нам за наше открытое состояние сердца перед Богом. 

Читать дальше: Возможности по сердцу

Деньги не спасут, или Ценность послушания

В книге Притчей 11:4 написано: "Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти". Здесь говорится, по сути, о тщетности надежды на богатство, потому что оно не спасет в день гнева. Кажется, так много людей сегодня возлагают свои надежды на деньги. Но как видим, Писание прямо говорит, что в день бедствия они сами по себе не помогут. Посмотрим на другие переводы.

Новый живой перевод Библии говорит: "Богатство не поможет в день суда, но правильная жизнь может спасти вас от смерти". Современная английская версия формулирует это так: "Когда Бог разгневан, деньги тебе не помогут. Повиновение Богу -- единственный способ спастись от смерти". Расширенный перевод Библии передает это так: "Богатство не обеспечит безопасность в день гнева и суда, но праведность спасает от смерти". И Месседж, который говорит: "Толстые финансовые ресурсы не помогут, когда жизнь разваливается, но жизнь по принципам (или с твердыми [моральными] устоями) может устоять перед наихудшим".

Интересно, как эти формулировки по-разному передают нам одну и ту же суть мысли о тщетности богатства и надежды на него во время неотвратимого бедствия. И кажется, что это совершенно противоречит обычным человеческим представлениям. Люди, имеющие определенные финансовые ресурсы, чувствуют себя спокойнее и увереннее. Люди стремятся к богатству, думая, что они обеспечат им безопасность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие и пр. Но как видим во свете Писания, все это не больше, чем иллюзия, как мираж в пустыне. 

Читать дальше: Деньги не спасут, или Ценность послушания

Путь к свободе и избытку

В предыдущей публикации мы рассматривали написанное в книге Исаии 43:2, в котором сказано: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя". С этим местом Писания связано написанное в книге Псалмов 65:12, где говорится: "Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (с Пс.65:12 идет ссылка на Ис.43:2). Потому в этой статье мы попробуем рассмотреть эти места Писания в связи.

В предыдущей публикации довольно детально рассмотрено сказанное в Исаии 43:2, а именно образы этого стиха. Вода, реки, огонь -- это земные стихии, которые представляют трудности и проблемы, с которыми человек может встречаться на протяжении своей жизни. При этом о реке трудностей и об огне притеснения говорится прямо в НЖПБ. Но Господь говорит, что ничто из этого не причинит нам вреда, не нанесет поражения, не заставит идти на дно, не раздавит. Потому что Господь помогает нам, и Его сила защищает нас. Потому нам не следует бояться никаких трудностей, ведь Господь -- с нами: Он поддержит, укрепит, избавит и поможет, и выведет на свободу. Это вкратце то, что говорит нам это место Писания и что уже было рассмотрено нами ранее, а теперь мы возвращаемся к этому как напоминание.

Однако теперь перейдем к написанному в Пс. 65:12. Здесь точно так же говорится об огне и о воде. И интересно, что здесь уже констатируется факт того, что народ Божий прошел все это: и огонь, и воду -- и был выведен Богом на свободу. Да, здесь говорится, что Господь провел их, однако я понимаю это не как то, что это было все подстроено Богом (или послано народу специально) как испытание, но как то, что Бог помог им пройти и из чего их вывел, от чего избавил.

Читать дальше: Путь к свободе и избытку

Исключение опасности и страха

В книге Исаии 43:1-4 написано:

1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.

2 Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.

3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.

4 Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.

Остановимся сначала на стихах 1-2, в которых Господь говорит о том, что нам нечего бояться. Как видим, в этом месте Писания в качестве иллюстрации используются вода и огонь, которые считаются неконтролируемыми стихиями. Это природные ресурсы и явления, которые человек научился использовать в своих целях и для своих потребностей, однако все это в неких пределах. Пока вода находится на своем месте в русле реки или в океане, тогда человек чувствует себя безопасно. Но как только стихия разыграется -- как только речь зайдет о наводнении или цунами, об извержении вулкана или о большом пожаре, тогда человек становится абсолютно бессилен перед этими силами природы, не имея способности им противостоять. 

Читать дальше: Исключение опасности и страха

Решение нужды и устроение будущего

В 4-й книге Царств 4:1-7 читаем:

1 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.

2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.

3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,

4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.

5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.

6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.

7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.

Как видим, здесь эта женщина столкнулась с неразрешимой нуждой: у неё не было денег и не было как их заработать, и это угрожало разлукой и рабством её детям. Уже сам этот факт может показать, что если у кого-то и есть нужда, но не столь критическая, как у этой женщины, то нет оснований паниковать, ведь никакая подобная угроза не висит...

Эта женщина была в отчаянии. Она не знала, что делать. Ей нужны были деньги, и нужны были очень срочно. При этом не думаю, что её детей бы хотели забрать, если долг был небольшой. Полагаю, сумма могла быть довольно крупная, так что речь шла даже не об одном ребенке, а о двух. Интересно, что говорится все же о сынах -- и кажется, что сыны могли бы работать и содержать мать... Или они были малолетними? Вполне вероятно, раз они были в такой нужде и раз решение этого вопроса легло на плечи матери. Но как бы то ни было, в её ситуации решение могло прийти к ней только сверхъестественно (даже хотя бы потому, что ей нужны были деньги прямо тогда -- времени на то, чтобы работать и заработать не было; не говоря о том, что ей, скорее всего, и вовсе не было как заработать). Потому она и обратилась к сверхъестественному источнику -- к Богу и к силе Божьей через пророка.

Читать дальше: Решение нужды и устроение будущего

Возвратиться к сверхъестественному

В 4-й книге Царств 6:16-18 читаем:

16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.

17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

18 Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.

Это хорошо известная история о защите Божьей. И это хорошо известная фраза, говорящая о том, что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. Однако ходим ли мы в понимании этой истины? А она сегодня для нас, как никогда, актуальна.

Елисей жил в военное время. Но даже передвижение войск не заставало его врасплох, потому что Господь открывал ему это. Он знал о том, где и когда вражеское войско надумало нападать, и предупреждал об этом главнокомандующего. А когда войско пришло против него лично, он знал, что с ним больше -- с ним были отряды Воинства Небесного. Потому он не боялся. Он видел невидимое. То вражеское войско не смогло бы даже приблизиться к Елисею, ведь Ангелы не позволили бы этого. И они не позволили, ведь Елисей помолился, чтобы Господь поразил воинов слепотой. Как нам такой способ ведения сражения?

Читать дальше: Возвратиться к сверхъестественному

Сверхъестественные радикальные изменения, или Сюрпризы от Бога

В 4-й книге Царств 7:1-4 читаем:

1 И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии.

2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь.

3 Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти?

4 Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрем; если же сидеть здесь, то также умрем. Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем.

Это еще одна классическая история о действии Божьем (как и рассмотренная в предыдущей статье история из 3Цар.17:8-14). Почему-то Господь ведет нас ко всем этим классическим историям -- возможно, укрепляет нашу веру. Так вот, нам хорошо известно, что говорится в формулировке Синодального перевода, однако мне понравилась формулировка Месседж, потому что она, как мне кажется, более правильно и более отчетливо передает отдельные моменты. Потому рассмотрим эти стихи в переводе Месседж:

Читать дальше: Сверхъестественные радикальные изменения, или Сюрпризы от Бога

Сверхъестественные возможности

В 3-й книге Царств 17:8-14 читаем одну из чудесных историй из жизни пророка Илии:

8 И было к нему слово Господне:

9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.

10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

Это история чудесного обеспечения Божьего. Господь послал Илию к вдове в Сарепту Сидонскую, и в этом было благословение для них обоих.

Однако в этот раз рассмотрим эту историю в контексте перевода Месседж. В нем привлекает внимание, в частности, то, что женщина, отвечая Илии на его просьбу, в формулировке Месседж сказала Илии, что он появился как раз перед тем, как она собирала дрова, чтобы приготовить последнюю еду. У неё была последняя еда. Больше не оставалось у неё, и она не видела никаких естественных способов того, откуда она может взяться еще. Однако когда не видно естественных, приходят, появляются и проявляются сверхъестественные. Слава Господу! В этом я вижу действие того же принципа, о котором сказал Л. Самралл: "Когда вы думаете, что все кончено, Бог только начинает". Так что последнее Бог обратил в бесконечное, в не заканчивающееся, в неистощимое. Разве это не чудесно? 

Читать дальше: Сверхъестественные возможности

Напрасность заботы, или Господь поможет справиться с трудностями

В Ев. от Матфея 6:34 Иисус сказал: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".

Как видим, Он говорит не заботиться о том, что будет завтра, потому что для каждого дня довольно своих дел, с которыми нужно справляться. Иначе говоря, что происходит сегодня, мы знаем, а потому можем и предпринимать определенные действия в решении тех или иных вопросов, забота же направлена в неведомое. И если мы заботимся, значит, мало доверяем или и вовсе не доверяем Богу в том, что Он позаботится о нас, явит Свое решение, поможет, поддержит и т.п.

При этом мы часто в сегодняшнем дне, не зная, что будет завтра, можем заботиться о том, что при наступлении завтрашнего дня с его происшествиями может оказаться совсем бесполезным, не нужным и тщетным, потому что то, о чем мы могли, например, всю ночь заботится, на утро может отпасть само собой. Завтра то, о чем мы заботимся сегодня, может совершенно отпасть, потерять актуальность и даже разрешиться. И разрешиться "само собой" может потому, что Господь заботиться о нас и помогает нам. 

Читать дальше: Напрасность заботы, или Господь поможет справиться с трудностями