Подпишитесь на рассылку

Размышления о "своем месте"

В книге Притч 27:8 написано: "Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое".

В наше время все барьеры были разрушены, так что человек может выбирать, где ему жить. И даже не просто может, но сегодня модно и престижно выезжать за рубеж, в европейские страны или США, чтобы там найти себе лучшую жизнь. Однако удастся ли найти там эту лучшую жизнь? И что говорит Библия о таких переездах и поисках? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит обратиться к Писанию.

Как видим из указанного стиха из Притчей, человек, покинувший свое место сравнивается с птицей, покинувшей свое гнездо. И хотя в других переводах мы находим иные формулировки, все же пока остановимся на этой. Говорится: "Как птица покинувшая гнездо". И последствия этого могут быть разные для птиц разного возраста. Если это взрослая птица, которая покинула гнездо и птенцов, тогда она обрекает последних на уничтожение. В мире достаточно хищников, которые захотят полакомиться то ли яйцами, то ли маленькими птенцами. А даже если их и минует такая опасность, то они сами себя прокормить не смогут, потому все равно погибнут. Так что бросить на погибель своих птенцов -- это, по меньшей мере, аморально, это плохо и безответственно.

Читать дальше: Размышления о "своем месте"

Пример и выбор смирения

В Ев. от Иоанна 13:14-18 написано:

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

Вся глава эта интересна по нескольким причинам, а приведенные стихи выделены лишь как отправной пункт. До этого рассказывается об омовении ног Иисусом ученикам, а после этого -- о предательстве Иуды. Указанные стихи служат тоже своеобразным мостом между этими происшествиями. Но есть ли связь в самих происшествиях? Вполне возможно. Поэтому рассмотрим их сначала по отдельности.

Сначала рассказывается о том, как Иисус омыл ноги ученикам. И вот стоит заметить, что Иисус, встав с вечери, препоясался и начал омывать ноги. Насколько мне известно, на древнем востоке умывали ноги еще перед тем, как занять место у стола, потому что того требовала гигиена возлежания (хотя в другой истории Иисус говорит фарисею, что тот и воды на ноги не дал Ему, а женщина умыла их слезами и помазала миром, хотя это исключение, ведь считается, что предлагать воду для омовения рук и ног было проявлением гостеприимства). Таким образом, есть основания полагать, что перед трапезой ученики уже должны были помыть и ноги, как и руки. А потому когда Иисус встал с трапезы и начал вновь мыть ноги, то этот жест был более символичным, нежели был необходим для того, чтобы сделать ноги возлежащих учеников чистыми от пыли и грязи буквально.

Читать дальше: Пример и выбор смирения

Получать и распространять утешение Божье

Во 2-м Посл. к Коринфянам 1:3-4 написано:

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,

4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

Интересно, как здесь говорится о Божьем утешении. Не написано, что Бог через нас утешает других, а потом уже и нас. Не написано также, что только когда мы утешим других, тогда Бог утешит нас. Все здесь сформулировано как раз наоборот: Бог утешает нас, чтобы потом мы могли утешить других тем же утешением.

А ведь кажется, что все банально просто: никто не может дать никому ничего из того, что не имеет сам. Потому как бы мы могли утешать других, если бы сами не имели утешения от Бога? Как можно советовать другим, не имея достаточной мудрости для себя? Как можно помочь другим справиться с чем-то, если сам не знаешь, как с этим справиться? Все это риторические вопросы, на которые ответы очевидны. Поэтому, исходя из написанного в этом месте Писания, можем увидеть два аспекта в отношении утешения Божьего.

Читать дальше: Получать и распространять утешение Божье

Устойчивая связь с небом

В Посл. к Филиппийцам 3:17-21 написано:

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.

20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,

21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Здесь противопоставляется мирской образ жизни с его стремлениями образу жизни христианина, который имеет свое жительство на небесах. Те, кто от земли, думают о земном; перспектива же нашей жизни уходит в вечность, поэтому и наши мысли должны быть о вечном, о небесном, о духовном. Как Писал Павел, живущие по плоти о плотском и помышляют, а живущие по духу -- о духовном (Рим.8:5).

Из Расширенного перевода Библии мы знаем, что в Фил.3:20 речь идет о том, что мы граждане страны, государства, родины, которая на небесах. Во всех других переводах говорится именно о гражданстве, о нашем небесном гражданстве, ведь это то, что значит употребленное в оригинале греческое слово, что подчеркивает и толкование Далласской семинарии. Толкование также пишет о том, что филиппийцы жили как колонизаторы, сохраняя свое римское гражданство, так что подобно этому верующие, хотя и живут на земле, сохраняют небесное гражданство.

Читать дальше: Устойчивая связь с небом

Хотения и действия по Божьему благоволению

В Посл. к Филиппийцам 2:12-15 написано:

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,

13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Все делайте без ропота и сомнения,

15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.

Написанное в стихах 13-14 -- это известное и часто цитируемое место Писания. Однако кажется, что не всегда оно может цитироваться правильно, будучи вырванным из контекста. Поэтому, правильнее будет читать стихи 13-14 в контексте с 12 по 15-16, так как Павел говорит в нем о совершении спасения. При этом толкование Далласской семинарии говорит о том, что речь идет не о заслуживании, не о зарабатывании спасения, но греческая фраза буквально значит "практиковать свое спасение", т.е. проживать его, поступая так, как должно, как надлежит спасенному человеку.

И если рассматривать в этой связи сказанное в ст.13-14, то можно увидеть, что речь идет не о всех и любых "хотениях". Некоторые "хотения", которые не от Бога, могут возникать и у христиан, поэтому мы и должны контролировать свою плоть. При этом не забываем о самой главной фильтрации всего через слово Божье (или через самый главный способ проверки словом Божьим), так что если "хотения" не соответствуют слову Божьему, то тогда они не могут быть от Бога. И это несоответствие может быть как конкретно записанному слову, закону, заповеди, так и духу Божьего закона в общем, слову Божьему и изложенному в нем Божьему плану в общем. 

Читать дальше: Хотения и действия по Божьему благоволению

Божьи слава и честь в Его избранных -- ч.2

В книге Исаии 62:1-3 читаем:

1 Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник.

2 И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.

3 И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.

Обычно эти стихи воспринимаются как слова Божьи, однако в других переводах это передано как слова пророка. 

Например, Новый Живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) формулирует это место Писания следующим образом: "Потому что я люблю Сион, я не буду тихим. Поскольку мое сердце тоскует по Иерусалиму, я не могу молчать. Я не перестану молиться за нее, пока ее праведность не засияет, как рассвет, и ее спасение не запылает, как горящий факел. Народы увидят твою праведность. Мировые лидеры будут ослеплены твоей славой. И тебе будет дано новое имя собственными устами Господа. Господь будет держать тебя в руке, чтобы все могли видеть -- великолепная корона в руке Божьей".

Читать дальше: Божьи слава и честь в Его избранных -- ч.2

Божьи слава и честь в Его избранных

В книге Иеремии 33:9 написано: "И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему".

Рассмотрим формулировку Нового Живого перевода Библии, которая мне показалась особенной: "Тогда этот город принесет Мне радость, славу и честь перед всеми народами земли! Люди мира увидят все то хорошее, что Я делаю для своих людей, и они затрепещут с благоговением (или благоговейно затрепещут -- прим.авт.) от мира и процветания, которые Я обеспечиваю им". 

И хотя эта формулировка немного размывает восприятие того, кто же будет трепетать и кому Бог обеспечивает хорошее, все же мы понимаем, о чем идет речь: Бог творит благо своему народу, от чего изумляются и трепещут другие. Хотя дела Божьи могут изумлять и приводить в трепет и народ Божий не меньше, чем людей, чуждых Завета с Богом.

В этой приведенной формулировке интересно заметить, как Господь говорит о том, что восстановленный город принесет Богу радость, славу и честь перед всеми народами земли. Господь здесь говорит о восстановлении, которое принесет славу Богу. Из этого можно увидеть, что Бог прославляется посреди других народов тем, что творит среди Своих людей и для них. Из этого и получается, что если славы Божьей нет в Церкви, то как её увидят и люди мира? 

Читать дальше: Божьи слава и честь в Его избранных

Волхвы и образ пути веры в истории Рождества

В Ев. от Матфея 2:1-2, 9-12 читаем:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

В очередной раз прочтения этой истории мое внимание привлекли волхвы. Они пришли из другой страны и, вероятно, из дальней страны. Эти люди оставили свои дома, двинулись в долгий путь, который в те времена был рискованным, чтобы пойти поклониться новорожденному Царю Иудеи -- страны, ничего не значащей в то время. Они пошли поклониться даже не наследному принцу своей страны, а Царю Иудейскому (как они говорили, спрашивая о нем в Мф.2:1-2), Царю евреев, как говорит другой перевод. 

Потому мало вероятно, что на такой путь, на такое паломничество, их сподвиг сам факт рождения просто очередного нового царя из какого-то незнакомого царства -- полагаю, они видели в этом Младенце Мессианский посыл, они видели в Нем Спасителя и Царя для всего человечества. Понимали ли они Мессию так, как о Нем было предсказано Писаниями и потом осуществилось в Иисусе -- сложно сказать, однако эти волхвы должны были увидеть точно нечто большее и нечто особенное в рождении этого Младенца, чтобы пойти в длинный путь и поклониться Ему, и принести дары.

Читать дальше: Волхвы и образ пути веры в истории Рождества

Ночь Рождества, или Как оказаться в месте славы Божьей

В Ев. от Луки 2:7-17 читаем:

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. 8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. 16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

Это история Рождества, к которой мы ежегодно возвращаемся. И во всех переводах она передается практически одинаково, однако некоторые отличия все же есть. Поэтому, обратимся к переводу Месседж: 

Пока они были там, пришло время Ей родить. Она родила Сына, Своего Первенца. Она завернула Его в одеяло и положила в ясли, потому что в хостеле не было места. По соседству стояли пастухи. Они установили ночные стражи над своими овцами. Внезапно Божий Ангел встал среди них, и Божья слава вспыхнула вокруг них. Они были в ужасе. Ангел сказал: «Не бойтесь. Я здесь, чтобы объявить о великом и радостном событии, предназначенном для всех во всем мире: Спаситель только что родился в городе Давида -- Спаситель, Мессия и Учитель. И вот что вам нужно искать: Ребенка, завернутого в одеяло и лежащего в яслях». Вдруг к Ангелу присоединился огромный Ангельский хор, поющий хвалу Богу: "Слава Богу на небесных высотах, мир всем мужчинам и женщинам на земле, которые Ему угождают (или которые Ему угодны)". Когда хор Ангелов поднялся на небеса, пастухи обсудили это. «Давайте как можно быстрее отправимся в Вифлеем и сами увидим, что Бог открыл нам». Они побежали и нашли Марию и Иосифа, а Младенец лежал в яслях. Видение было верованием (т.е. они увидели и поверили). Они рассказали всем, кого встретили, то, что Ангелы сказали об этом Ребенке. Все, кто слышал пастухов, были впечатлены.

Читать дальше: Ночь Рождества, или Как оказаться в месте славы Божьей

Уверенность в Боге, или Верить самому только слову

В Рождественский период мы перечитываем историю Рождества, и она продолжает проговаривать к нам и сегодня. Обратимся в начало истории к написанному в Ев. от Луки 1:18: "И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных".

Как известно, в Луки все начинается с повествования о Захарии, и вот этот стих вновь привлекает к себе внимание. А ведь Захария спросил по чему он узнает, что слово Ангела сбудется. Иначе говоря, он искал подтверждения в естественном. Он хотел знамения. 

Само явление Ангела его не убедило. Заверение Ангела в том, что он говорит слово от Бога, его не убедило. Ничего из этого сверхъестественного видения его не убедило. Он хотел убедиться чем-то естественным. Он считал, что только нечто в естественном убедит его в том, что слова Ангела сбудутся. Он искал естественного подтверждения сверхъестественному. И это выглядит абсурдно, хотя многие именно так и поступают и дальше, а не только Захария, ведь в Писании -- образы и прототипы.

Читать дальше: Уверенность в Боге, или Верить самому только слову