Подпишитесь на рассылку

Сохранять спокойствие и молиться

В Ев. от Луки 21:9,36 читаем: "9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. 36 Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого". 

Остановимся этих двух стихах. С одной стороны, Иисус здесь предупреждает о том, что должно произойти, а с другой, дает и наставления о том, как нам ко всему этому относиться и как на это реагировать. Рассмотрим эти стихи в разных переводах.

Стих 9 в переводе Месседж: "Когда вы услышите о войнах и восстаниях, сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Это обычная история и никакой еще не признак конца". РПБ передает это так: "Когда вы услышите о войнах и беспорядках [гражданских волнениях, мятежах (бунтах, протестах), восстаниях], не паникуйте; ибо это должно произойти в первую очередь, но конец наступит не сразу". 

Интересно, как Иисус наставляет здесь сохранять спокойствие и не паниковать. Но ведь слухи о войнах и беспорядках всегда вызывают панику у людей, потому они боятся потерь, которые несут войны и восстания. Потому сами эти слова Иисуса уже говорят нам о том, что у Него есть путь и план защиты для Своих последователей, а потому, полагаясь на Него, мы можем быть спокойны и не паниковать, независимо от слухов. Как написано: "...но к тебе не приблизится" (Пс.90:10, Ис.54:13-14). 

Читать дальше: Сохранять спокойствие и молиться

Тьма в мире, свет в Церкви

В книге Исиаии 60:2 написано: "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою".

Стоит обратить внимание на то, какой в этом месте Писания передан контраст между тем, что будет происходить в мире и посреди Божьего народа.

Мы смотрим или в наши глаза и уши попадают различные новости, а в них, кажется, давно уже особо ничего хорошего нет. То ли репортеры такую выборку делают в большинстве случаев, то ли это так все происходит в мире и выглядит обстоятельствах. И это может расстраивать, а не радовать; демотивировать, а не вдохновлять; возмущать, и не успокаивать. Однако если мы посмотрим в Писание, то увидим, что ухудшение дел у мира -- это совсем не новость.

Как видим, Библия даже более актуальна, чем последние новости, ведь они могут говорить, если правду, то только о том, что уже прошло или происходит; Библия же предупреждает нас наперед. Поэтому, смотря и отслеживая все те происшествия в мире, которые не радуют и возмущают, вдруг наткнувшись на этот известный, но упущенный из виду стих, думаешь, что чему тогда удивляться, если для мира сгущение тьмы -- это естественный ход событий. Чему удивляться о разных заблуждениях, разврате, если мир и так живет во грехе?

Читать дальше: Тьма в мире, свет в Церкви

Вера и власть

В этот раз мы обратимся к нескольким местам Писания, которые, однако, объединены одной темой веры:

Лк.17:5-6: "И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас".

Мф.8:8-10, 13: "Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.<...> И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".

Мы рассмотрим эти места Писания также в переводе Месседж. Начнем с первого отрывка.

"Апостолы подошли и сказали Учителю: «Дай нам больше веры». Но Учитель сказал: «Вам не нужно больше веры. В вере нет «больше» или «меньше». Если у вас есть зерно веры, скажем, размером с маковое семя, вы можете сказать этой смоковнице: «Прыгай в озеро», -- и оно сделает это".

Стоит обратить внимание на то, как в этом переводе акцентируется на том, что в вере нет таких категорий, как "больше" или "меньше". Хотя, кажется, мы все привыкли к тому, чтобы думать именно такими категориями в отношении веры. Мы думаем, что нам нужно больше веры, чтобы проявлялись бОльшие дела. Однако интересно, как здесь идет речь о зерне веры. Ведь размер зерна не важен, не имеет никакого значения в отношении размера того растения, которое оно может произвести. 

Читать дальше: Вера и власть

Настойчивость веры

В Ев. от Луки 18:6-8 написано: "И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

Теперь посмотрим на написанное в переводе Месседж: "Тогда Учитель сказал: «Вы слышите, что говорит этот судья, будучи настолько коррумпированным, как он? Итак, что заставляет вас думать, что Бог не вступится и не будет добиваться справедливости для своих избранных людей, которые продолжают взывать о помощи? Разве Он не поддержит их? Уверяю вас, Он вступится и поддержит. Он не будет тянуть лямку (т.е. Он не будет медлить, не желая этого исполнить). Но сколько такой настойчивой веры найдет Сын Человеческий на земле, когда вернется?»"

И стоит остановиться именно на этой фразе о настойчивой вере. В первом стихе перевод Месседж формулировку Синодального "должно молиться и не унывать" передает тем, что нужно "молиться и не сдаваться", или не отступать. А потом говорится о настойчивой вере, или настойчивости в вере. Однако что это за настойчивость? Проявляется ли она в том, что дети Божьи продолжают и продолжают вопить к Богу об одном и том же? Никак, ведь это не вера.

Мне кажется, что эту притчу чаще всего понимали не правильно, ведь считали, что нужно молиться и молиться об одном и том же. Однако суть этой притчи не в этом. Суть не столько в том, что женщина надоедала судье, сколько в том, что она отказывалась отступать и сдаваться, пока не получит желаемого и необходимого ей. И потому судья быстро понял, что она от него не отстанет, пока не получит желаемого, а потому ради своего спокойствия и решил таки дать ей требуемую ею справедливость в защите её нарушенных прав.

Читать дальше: Настойчивость веры

Случайное не случайно

Во второй книге Паралипоменон 18:18-34 изложена история, которая произошла с царем Иосафатом, когда он пошел помогать Израильскому царю и чуть не погиб из-за этого. Два царя договорились, что Иосафат один будет одет по-царски, а царь Израильский оделся так, как обычный воин. Но противники сговорились убить именно царя Израильского, и погнались за Иосафатом, царем Иудейским. Однако Господь спас его, и враги увидели, что это не был царь Израильский. Но вот что произошло с последним: "Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца.(2Пар.18:33-34)".

Интересно, как Библия говорит здесь о случайном событии. Хотя если мы посмотрим контекст, то увидим, что случившееся с царем Израильским произошло далеко не случайно (ведь пророк возвестил наперед о неудаче похода). Так почему же Писание говорит так?

Кажется, все довольно просто: это выглядело случайностью на фоне других событий. Несколькими стихами ранее рассказывается о том, что армия противника специально сговорилась против самого царя Изаильского, но поскольку на его месте оказался Иосафат, царь Иудейский, то по милости Божьей Сирияне отступили от него. И вот на фоне этих событий, когда начальники колесниц хотели взять одного, а получилось, что они преследовали совсем иного, какой-то безымянный для нас человек натянул лук и непреднамеренно, случайно попал в царя Израильского, так как он не знал и не представлял, что целится или попал в царя, так как тот был переодет. Вот как это выглядело. Это просто казалось случайностью, однако за ней стояло исполнение пророческого слова.

Читать дальше: Случайное не случайно

Продвижение в исполнении Божьего плана, или На пути к проявлению

В Ев. от Луки 9:51 читаем: "Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим".

Интересно, что когда начало приближаться время исполнения предписанного о Мессии, Иисус, как говорит Синодальный перевод, восхотел идти в Иерусалим. Исходя из этого, видим, что Иисус в духе ощущал, различал, времена и сроки, так что когда пришло время, Он знал и был готов двигаться в правильном направлении. И как пришло к Нему это водительство, понимание, внутреннее свидетельство? Синодальный передает это побуждение от Духа Святого тем, что Иисус восхотел идти в Иерусалим, чтобы исполнился план Божий о Нем, для Него и через Него.

Стоит заметить, что ни в каком другом из просмотренных мной переводов такой же формулировки не нашлось. Однако то, что Дух Святой может вести и побуждать нас к чему-то, вкладывая в нас соответствующие желания не оставляет сомнения. Есть иное место Писания, которое говорит, что Бог производит в нас хотения и действия по Своему благоволению (Фил.2:13). Однако это не значит, что все, что нам хочется -- это от Бога. Толкование Далласской семинарии говорит о том, что "Бог дает желание, силу, способность" исполнить волю Божью, "а на человеке лежит ответственность" в том, чтобы исполнить то, что Бог сказал. 

Читать дальше: Продвижение в исполнении Божьего плана, или На пути к проявлению

Внезапность сверхъестественного

В книге Малахии 3:1 читаем: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф".

Этот стих привлекает внимание, в частности, тем, что здесь сказано о внезапности явления Божьего. Синодальный говорит о том, что внезапно явится Господь, которого вы ищете. И казалось бы, если искать и ожидать, то в чем тогда будет внезапность, если это искалось, ожидалось, предполагалось быть найденным в определенный момент в определенном месте? 

Да, в поисках все же есть некий аспект внезапности, ведь не знаешь точно, где и когда найдешь. Например, потеряв ключи в квартире, не знаешь, под диваном ли они или за тумбочкой... Так что этот момент, когда найдешь потерянное в определенном месте, имеет некую внезапность, ведь пока не найдешь, точно не знаешь, где и что потерялось, где было спрятано. Однако все же некая предсказуемость есть. Ключи ищут именно в квартире, в автомобиле, в офисе... Иначе говоря, предполагаются места и там происходят поиски. И все ищут, пока не найдут (если, конечно, представляется возможным найти). И вот конкретный момент "находки", так сказать, оставляет за собой некую внезапность, однако имеет и значительную долю предсказуемости.

Здесь же говорится о том, что внезапно придет в храм Господь, которого ищут. Очевидно, что логично для Иудеев было бы искать Его в храме. И казалось бы, что Бог должен пребывать в храме постоянно. Однако тогда почему бы Его искать? И как тогда можно говорить о том, что Он внезапно туда придет? 

Читать дальше: Внезапность сверхъестественного

Власть и сила помазания

В 3-й книге Царств 18 читаем:

36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. 37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. 38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. 39 Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! 40 И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там. 41 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. (3-я Царств 18:36-41)

Эта история одна из самых ярких в ВЗ о том, как пророки влияли на народы и страны. И важно обратить внимание на то, какое было это влияние. Илия не собирал кампанию и не выходил на митинг против Иезавели, не организовывал партизанский отряд, чтобы поразить 400 беззаконников, и он не планировал переворота нечестивой государственной власти. 

Да, тогда это не была демократия, однако заговоры против царей и других людей власти, кажется, случались чаще, чем сегодня. Ведь сегодня власть меняется, а тогда она была пожизненной, так что единственный выход многие видели лишь в том, чтобы устранить человека. Это было сказано лишь для того, чтобы напомнить, что во времена монархии не все беспрекословно подчинялись монарху и были на его стороне.

Так вот, Илия не использовал никаких естественных методов и не предпринимал естественных мер, чтобы изменить что-то в политике и чтобы привлечь людей к Богу. Он даже не организовывал просветительскую кампанию. И это все не плохо -- нет ничего неправильного в том, чтобы выражать свою гражданскую позицию или вести просветительскую деятельность, однако возможности влияния этих методов ограничены. Бог же действует по-иному.

Читать дальше: Власть и сила помазания

Власть в принятии и в сборе урожая

В 2-м Посл. к Коринфянам 5:21: "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Это известное в Теле Христа место Писания, однако не многим очевидно то, о чем здесь идет речь. Синодальный перевод говорит о том, что Иисус был сделан жертвою за грех, дабы мы соделались праведностью. Но что значит "соделаться праведностью"? И почему это важно?

Начнем с оригинального текста. Слово, переведенное как "соделались" -- это греческое слово "γίνομαι (ginomai)", которое, согласно словарю Стронга, значит: 1. быть, становиться; 2. рождаться; 3. происходить, совершаться; 4. наступать, приходить. Однако в словаре Дворецкого первым стоит именно значение "рождаться". Исходя из этого, и получаем ответ на то, как же мы "соделались праведностью" -- мы были рождены в ней, мы были рождены праведными и в праведности.

И почему это важно? Это важно как для веры, так и для власти. Мы понимаем, что праведность сами мы заработать не можем, потому мы должны принять Иисуса верой, и тогда через чудо рождения свыше мы обретаем Его природу. Следовательно, спасение, рождение свыше, не зависит от дел, но только от веры. И кажется, что если присутствует это понимание того, что от тебя не зависит твоя природа, твое рождение свыше, то может быть и больше уверенности в том, что сделал Бог. Ведь если это дело Божье, то Бог силен. А если в этом будут замешаны человеческие дела, то они только то и дело, что будут давать повод сомневаться как в спасении, в рождении свыше, так и в праведности. Ведь человек не совершенен, и ему свойственно совершать ошибки. Но если бы ошибки человека могли отменить дело Божье, то это значило бы, что Христос напрасно умер. Но так быть не может.

Читать дальше: Власть в принятии и в сборе урожая

Как сохранять твердость в позиции власти

В продолжение предыдущей темы, обратимся к написанному в книге Исаии 26:3: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он". Как видим, здесь говорится о твердости, и твердости духа. А ведь твердость -- это то, что часто нужно для того, чтобы устоять в своей позиции власти.

И как же обрести эту твердость? Ответ на это находим в переводе Месседж этого стиха: "Людей, чьи мысли сосредоточены на Тебе, Ты хранишь полностью целостными, устойчивыми на ногах, потому что они держатся, не здаются и не отступают". В формулировке этого перевода можно увидеть секрет твердости в духе -- концентрация мыслей и разума на Боге. Такая сосредоточенность будет питать и веру, а потому и приносить реальное упование на Господа. 

Однако решения принимаются в разуме, поэтому он очень важен в этом вопросе власти и властной позиции. А это значит, что твердость должна быть не только и не просто в духе -- она должна быть и в разуме. Именно твердость делает решение неизменным. Именно твердость дает решительность и отказывается сдаваться. А если мы не отступаем и не сдаемся, если мы не отказываемся от своей первоначальной позиции власти, соответствующей слову Божьему, и не сдаемся, то мы побеждаем.

Читать дальше: Как сохранять твердость в позиции власти