Подпишитесь на рассылку

Удивительное действие (явление) Божье

В книге Исаии 64:1-4 написано: "¹ О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, ² как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. ³ Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего. ⁴ Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него". 

Рассмотрим это место Писания в других переводах. Мало того, что они дают свежий взгляд, так еще и помогают отчетливее увидеть некоторые моменты в том, о чем здесь говорится.

Начнем с перевода Современной английской версии (САВ), который говорит: "Разорви небеса на части! Сойди, Господь; заставь горы дрожать. Будь искрой, которая начинает огонь, заставляющий воду кипеть. Тогда Твои враги будут знать, кто Ты есть; все народы будут дрожать, потому что Ты рядом. Твои страшные поступки полностью удивили (или поразили) нас; даже горы дрожат, когда Ты спускаешься. Ты -- единственный Бог, Которого когда-либо видели или [о Котором] слышали [как] о Том, Кто творит чудеса для Своих последователей". Здесь особенно акцентируется на том, что наш Бог есть Тот, Кто творит чудеса для Своих последователей.

Читать дальше: Удивительное действие (явление) Божье

Что происходит в духе, или Причины задержки ответа

В книге Даниила 9:19-20 написано:

19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".

20 И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;

В книге Даниила 10:12-14 мы также читаем:

12 Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням ".

Интересно сравнить эти два отрывка, два случая. В первом говорится о том, что Гавриил пришел, еще когда Даниил молился -- т.е. прежде, чем он закончил молитву, ответ уже пришел. Но во втором случае ответ пришел лишь через 21 день поста и молитвы Даниила через то, что был задержан, хотя Богом ответ был послан, опять-таки, еще в начале молитвы Даниила -- еще в первый день, скажем так. И в этих двух случаях привлекают внимание несколько аспектов.

Читать дальше: Что происходит в духе, или Причины задержки ответа

Ускорит совершить, или О временах и сроках

В книге Исаии 60:22 написано: "От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время".

Стоит обратить внимание на последнюю фразу этого стиха, в которой говорится, что Господь ускорит совершить это в свое время. Если проанализировать, то становится не совсем понятно: или ускорит совершить, или в свое время ускорит? Другими словами, или пришествие времени, в котором это должно произойти, ускорит, приблизит, или же ускорит совершить это уже тогда, когда настанет время? В общем, я обратилась к иным переводам.

В некоторых звучат практически аналогичные формулировки. Например, НЖПБ и Месседж говорят одинаково о том, что Господь совершит это в правильное время. РПБ звучит похоже: "Я, Господь, ускорю это в свое [назначенное] время". А вот САВ передал это иначе: "Я Господь, и когда придет время, Я быстро все это сделаю". Толкование Далласской семинарии тоже говорит: "Вдохновенная пророческая песнь, которой звучит вся эта глава, завершается впечатляющим обещанием Господа быстро совершить это в свое время".

Читать дальше: Ускорит совершить, или О временах и сроках

О пророческом слове заранее

В книге Исаии 44:28 написано: "[Я Господь...] Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!" Как видим, здесь даже говорится прямо об имени правителя, который отпустит народ из плена. И это нам, оборачиваясь назад на историю, довольно просто это воспринимать, ведь все это уже было. Но вот как-то мне стало интересно, мог ли знать Исаия Кира -- в том смысле, что мне стало интересно посмотреть хронологически, когда они оба жили.

Так вот, согласно датировкам, которые приводит толкование Далласской семинарии, считается, что общественное и духовное служение Исаии длилось где-то 58 лет, а конец его жизни относят к 681 г. до н.е. Но вот завоевание Иерусалима Навуходоносором произошло лишь в 586 г., а Кир, соответственно, появился и того позже -- в 559 г. до н.е. он стал правителем, а затем в 539 г. до н.е. завоевал Вавилон и в следующем году отпустил народ Израильский домой (хотя у меня тут подсчеты не сошлись, ведь если считать от 586 года завоевания Иерусалима до 539 г., когда Кир позволил возвратиться, то не получается 70 лет плена, а лишь 47... Они были отпущены заранее? Или как? Хотя, конечно же, не многие сразу возвратились). 

Читать дальше: О пророческом слове заранее

Ничтожность и пустота суетного

В книге Исаии 41:29 написано: "Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их". Это место Писания привлекает своей особенностью в отношении того, что здесь сказано. И хотя толкование Далласской семинарии говорит о том, что в этом стихе идет повторение мысли о никчемности языческих истуканов, все же, полагаю, речь может идти о более широком круге отношений. 

Обратимся к другим переводам. Перевод Современной английской версии говорит: "Они -- ничто, и они ничего не могут сделать, они -- просто проходящий ветерок". Новый живой перевод Библии передает это так: "Видите, все они глупые, бесполезные вещи. Все ваши идолы пусты, как ветер". Расширенный перевод Библии говорит не только об идолах: "Фактически, все эти [языческие пророки и священники] являются ложными; их дела ничего не стоят, их образы -- это [просто] ветер и пустота". Перевод Месседж (Послание) прост: "Здесь ничего. Это все дым и горячий воздух -- фиктивные боги, пустые боги, не боги".

Как видим, в этих переводах речь идет о ложных богах, об идолах, и о тех людях, которые им поклоняются и служат. И в современном мире практическое большинство людей цивилизованных стран не поклоняется идолам как таковым, что может немного как бы приуменьшать актуальность сказанного в этом месте Писания, однако это только на первый взгляд. Раньше люди поклонялись изображением божества, которое олицетворяло некие силы природы. Этим они пытались задобрить это божество и тем самым получить себе выгоду. Например, поклонялись идолам плодородия, ожидая хорошего урожая. И хороший урожай имеет прямое отношение к материальному достатку и к удовлетворению нужд. 

Читать дальше: Ничтожность и пустота суетного

Исполнение желаний в точности

Мы в этот раз рассмотрим написанное в Псалмах 19 и 20:3-4. Сначала обратимся к Псалму 19 в переводе Месседж:

1-4 Бог отвечает тебе в день крушения [падения, разрушения], 

Имя Бога Иакова делает тебя недоступным для зла [букв. "за пределами достижения вреда (ущерба, зла)"], 

Посылает подкрепление со Священного Холма, 

Высылает из Сиона свежие припасы, 

Восклицает над твоими приношениями, 

Празднует твои жертвы, 

Дает тебе то, чего желает твое сердце 

Выполняет твои планы. 

5 Когда ты побеждаешь, мы планируем снести крышу [т.е. наделать много шума, играя громкую музыку, празднуя и громко восклицая] и провести парад с нашими знамёнами [флагами]. 

Пусть все твои желания исполнятся! 

6 Это утверждено [или окончательно решено] -- помощь приходит, 

ответ на пути, 

все получится.

Читать дальше: Исполнение желаний в точности

Благословлены при входе и при выходе

Во Второзаконии 28:6 написано: "Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем".

Сначала посмотрим комментарии и толкования. В Хумаше мы находим такой комментарий Сончино: "Всевышний повсюду охраняет людей, исполняющих заповеди". Комментарий Новой Женевской Библии указывает на следующее: "Очевидно, это значит "при входе и выходе из ворот города", т.е. имеются в виду дела, совершаемые вне дома. "Выход", вероятно, иногда означал военный поход. Бог благословляет послушный Ему народ во всяком деле". Хотя для военного похода есть отдельное, специальное и конкретное, обетование. 

Толкование Далласской семинарии пишет: "Если бы Израиль повиновался Господу (стихи 1-2), то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. ... И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божиим благословениям (благословен ты при входе… и благословен при выходе твоем)". Мне здесь понравилось сказанное о благословении в каждом аспекте жизни, в каждой её сфере. А ведь это то, что может дать только Бог. И вот Его благословение делает это доступным для каждого, кто принимает это Божье благословение. Аллилуия! Хотя это благословение во всех аспектах невозможно без благословения в повседневной жизни, так что все здесь связано.

Читать дальше: Благословлены при входе и при выходе

О верности Бога и параллелизме событий

В книге Руфь 4:17 написано: "Соседки нарекли ему имя и говорили: "у Ноемини родился сын", и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова". 

Иосиф Флавий об этом написал: "У Оведа был сын Иессей, а у этого Давид, достигший царской власти и оставивший ее потомкам своим до двадцать первого поколения. Историю Руфи я рассказал по необходимости, потому что хотел дать образ всемогущества Божия: Господу легко доставить почетное и блестящее положение даже ничтожным людям, подобно тому как Он возвысил и Давида, происходившего из столь скромного рода".

Первое, что обратило на себя внимание -- это тот факт, что потомки Давида правили в 21 поколении, до самого Вавилонского плена, а это приблизительно 339 лет. И это ради самого только Давида! Ради самого Божьего обещания Давиду, ведь многие (если не большинство) из этих царей не ходили по стопам Давида в служении Господу. Но тем не менее, Бог сдержал Свое обещание. Он обеспечил ему сидящих на троне, а в итоге -- и пришествие Мессии из рода Давидова. Бог обеспечил правление, как это называют, династии Давидидов больше 300 лет... Конечно, в сопоставлении с другими династиями это может быть и не столь великий период, однако для Израиля с его сложной историей государственности это весьма длинный период. Возможно, даже самый долгий в отношении периода правления одной династии (т.е. что никакая другая династия не правила дольше династии Давида в Израильском и Иудейском государстве). 

Читать дальше: О верности Бога и параллелизме событий

Правота Божьего пути

В книге пророка Иезекииля 33:17 написано: "А сыны народа твоего говорят: "неправ путь Господа ", тогда как их путь неправ". В этом стихе изложена довольно простая и понятна истина: "Бог прав и Его путь прав, а все остальное, что не в согласии, что не соответствует, то не право". Однако попробуем пойти несколько глубже.

Обратимся к другим переводам. Новый живой перевод Библии передает (НЖПБ) этот стих так: "Твои люди говорят: «Господь не делает то, что правильно», -- но именно они не делают то, что правильно". Перевод Современной английской версии (САВ) приводит свою формулировку: "Иезекииль, твои люди обвиняют Меня в несправедливости. Но [это] они несправедливы". И перевод Месседж где-то по средине Синодального и САВ: "Твои люди говорят: "Путь Господа не справедлив", -- в то время как это они живут тем, что не справедливо".

И попробуем представить себе картину. Израиль был в изгнании. Они переживали свои самые худшие времена как народ. И им во всех тех трудностях казалось, что Господь поступает с ними не справедливо и делает не то, что правильно. Но проблема была не в Боге, а в них.

Читать дальше: Правота Божьего пути

Никто не устоит против, или Божье присутствие с нами как основание нашего мужества

В книге Иисуса Навина 1:5-8 написано:

5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.

6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Это известное нам место Писания, однако Господь продолжает проговаривать им к нам вновь. В этом отрывке из Писания звучит несколько мыслей. Во-первых, Бог говорит Навину, что перед ним никто не устоит. Во-вторых, Господь обещает ему быть с ним, как Он был с Моисеем. В-третьих, наставляется быть твердым и мужественным. И в-четвертых, постоянно обращаться к книге закона и исполнять написанное в ней. И если последнее уже неоднократно рассматривалось, то в этот раз хочется больше остановиться на первых двух-трех аспектах.

Итак, прежде всего, Бог сказал Иисусу Навину, что никто не устоит перед ним. И как бы интуитивно мы, вроде, и понимаем, о чем идет речь, но все же осознаем ли, что это значит? В Расширенном переводе Библии звучит идея того, что никто не устоит пред тобою в оппозиции, а Месседж говорит, что никто не сможет, не будет иметь способности, тебе противостоять. Перевод Современной английской версии ко всему этому добавляет то, что никто не сможет нанести тебе поражение. Следовательно, еще перед началом сражения, вводя в землю народ во главе с Навином, Бог возвестил ему, что он будет победоносен и не потерпит поражение в своей миссии. Никакие из тех великанов не смогут не то, что нанести ему поражение, но даже противиться ему или противостоять. 

Читать дальше: Никто не устоит против, или Божье присутствие с нами как основание нашего мужества