Подпишитесь на рассылку
Постоянное просветление
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Притчей 4:18 написано: "Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня". Стоит остановиться на том, как здесь раскрывается перспектива для праведного, которая заключается в постоянном просветлении.
Толкование Далласской семинарии связывает этот стих с возрастанием и умножением в мудрости, и это верно, ведь Господь будет научать нас большему по мере продвижения с Ним. Однако прежде всего здесь рисуется картина будущего человека праведного, следующего за Богом. И речь идет о постоянном просвещении до достижения полноты. Но полнота, по моему мнению, придет уже только в Небесном Иерусалиме, а пока этот путь из того места, где мы сейчас находимся, туда подлежит постоянному просветлению. А это значит, что чем дальше мы идем, тем лучше становится, а это, в свою очередь, говорит о том, что лучшее еще впереди.
И это подтверждается написанным в переводе Месседж: "Пути праведных людей сияют светом; чем дольше они живут, тем ярче они светят". Мне нравится эта формулировка: "чем дольше живут, тем ярче светят", -- слава Богу! При этом такая перспектива праведных противопоставляется участи нечестивых, которых, согласно тому же переводу Месседж, ждет следующее: "Но путь правонарушителей становится все темнее -- [такие] путешественники ничего не видят; они падают на свои лица".
Проповедовать жизнью
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Луки 5:12-16 читаем:
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
Эта история похожа на описанную в Мк.1:40-45, и не столько в Синодальном переводе, сколько в переводе Месседж. Именно в этом переводе акцентируется на некоторых особенных моментах, на которые следует обратить внимание. Однако начнем по порядку.
Прежде всего стоит заметить, что этот человек оказался рядом с Иисусом -- Синодальный говорит, что он пришел в город, пришел к Иисусу. Нам известно, что таким людям закон Моисеев предписывал оставаться изолированными. Но несмотря на этот запрет прокаженный пришел к Иисусу за исцелением и очищением. И он был уверен в том, что Иисус может его очистить. Его лишь смущала неуверенность в отношении того, хочет ли. Поэтому, когда он услышал от Иисуса: "Хочу", -- этого было достаточно для его веры. Иисус также высвободил слово -- Свое повеление власти: "Очистись", -- и вера, соединённая со властью, произвела мгновенное чудо исцеления.
Решение вблизи
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В 4-й книге Царств 7:1-3, 5-7 написано:
1 И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии.
2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот, увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь.
3 Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота, и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти? ...
5 И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека.
6 Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно, нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас.
7 И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя.
В этой истории мы видим, как одно слово от Бога полностью изменило их обстоятельства, да еще и за короткий промежуток времени. Перевод Месседж здесь также говорит о том, что слово Божье исполнилось в точности до буквы. Однако это произошло так, как никто и не мог себе представить.
В этом видим ограниченность человеческого разума и воображения. Чаще всего человек не видит дальше своего носа. Это продемонстрировал сановник царя. Когда пророк сказал, что еды будет много и она будет дешевая, как сановник отреагировал? Он сказал, что если и окна небесные откроются, то может ли это быть? Перевод Месседж передает это немного иначе: "Ты ожидаешь, что мы поверим в это? В небе откроются люки и вывалится еда?"
Ожидать сверхъестественного
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 16:1-4 написано:
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
Стоит остановиться сначала на поведении женщин. Кажется, оно типичное, впрочем, как и в учеников в этом случае: одни шли к пещере, не ожидая воскресения, а другие даже не то, что не ожидали воскресения, но не поверили, когда им об этом рассказывали (ст.11). И все были напуганы происходящим.
При этом женщины шли на рассвете к пещере, заботясь о том, кто им отвалит камень. Перевод Месседж говорит о том, что они заботились, волновались в голос, вероятно, друг другу высказывая свое волнение и заботу или предположения о том, как же они смогут попасть в пещеру. И с точки зрения воскресения поведение, что одних (женщин), что других (учеников) выглядит абсурдным.
Однако ничего ли нам это не напоминает? Ни на кого ли не похоже? К сожалению, создается впечатление, что мы сами часто можем вести себя столь же абсурдно с точки зрения воскресения и соделанного Иисусом. Мы волнуемся и заботимся о том, о чем совсем не должны. Потому что это может быть либо и вовсе не наше дело, которое совсем не следует предпринимать с точки зрения Божьих обетований (ведь если бы они ожидали исполнения слова Иисуса о воскресении, то не шли бы к пещере помазывать Его Тело), либо нам нужно просто доверять Богу в том, что Он выполнит Свою часть, исполнив то, что пообещал. Ведь камень был весьма велик. Для меня это символизирует невозможное с точки зрения человека, так как женщины сами не могли отвалить камень. И о чудо, камень отвален!
Основание для веры
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет". Обратимся к значениям греческого слова, переведенного как "вера".
Согласно словарю Стронга, в этом месте Писания употреблено слово "πίστις (pistis)", которое значит: "вера, верность, доверие, убежденность, удостоверение". Кроме этого, в словаре Дворецкого приведено также еще такое значение: "уверение, подтверждение, доказательство". На основании этого последнего пояснения этого слова можно увидеть, что вера -- не является абстракцией, витающей в воздухе и ни на чем не основывающейся. Да, вера не связана с чувствами, однако часто это учение о том, что вера не имеет под своими ногами ничего естественного, физического, материального, создает не совсем верное впечатление о ней, как будто нам нужно поймать неуловимое и ухватиться за непонятную абстракцию. Но на самом деле, вера -- это совершенно конкретное состояние, а в духовном -- также и сила, которая стоит на прочном основании подтверждений и доказательств.
Чтобы проиллюстрировать это, обратимся вновь к часто используемому нами примеру суда. Судья, рассматривающий дело, не был очевидцем произошедшего. Он не знает, как и что произошло. Поэтому, стороны рассказывают каждый свою версию, которую и должны доказать. Если какая-либо из сторон свою версию не сможет доказать, не представив доказательства или представив недостаточные доказательства, тогда судья не поверит этой стороне. Эта сторона не сможет убедить судью в своей версии обстоятельств дела, потому судья примет решение на основании других данных, которые показались ему достаточно убедительными в том, чтобы поверить, что все произошло именно так, как рассказала та сторона, которая смогла привести достаточные и действительные, и допустимые доказательства.
Бог не человек, или Неизменность Божьего слова-обязательства
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Чисел 23:19 написано: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" Начнем с этого места Писания, так как Господь сперва обратил внимание на него. Однако рассмотрим и другие стихи по 24-й, т.к. именно в такой связи приводится написанное в переводе Месседж.
Итак, сначала говорится о том, что Бог -- не человек. И это, вроде как, понятно. Однако далее говорится то, что очень важно уяснить: "Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?" Человеку свойственно бросаться словами. И иногда это так получается просто потому, что он не может выполнить все, что скажет. Иначе говоря, человек в своих способностях и возможностях ограничен, так что иногда при стечении обстоятельств он оказывается не в силах выполнить взятое на себя обязательство. Даже в юриспруденции предусмотрены форс-мажоры, из-за которых человек освобождается от ответственности, потому что возникли факторы, от него не зависящие. И вот здесь в понимании этого различия между Богом и человеком является ключевым сказанное: "Бог не человек".
Очевидно, что Бог -- на другом уровне возможностей, т.к. для Его силы нет ничего невозможного. Бог не ограничен обстоятельствами или какими-либо другими факторами. А это значит, что для Него остается лишь один важный фактор -- Его слово, Его обещание. И даже если люди серьезно относятся к данным обещаниям и взятым на себя обязательствам в договоре, то не тем ли более Бог? И если человек может быть освобожден от выполнения договорного обязательства в силу форс-мажорных обстоятельств, то не Бог, потому что для Него таких нет и быть не может. А это значит, что если Бог сказал, то тем самым Он Сам взял на Себя обязательство и связал Себя Им. Все. Пути назад нет. Нет таких факторов, которые бы освободили Бога от Его обязательства выполнить Его слово. Тем более, что речь идет о Божьем слове, об обязательстве, Завета.
Читать дальше: Бог не человек, или Неизменность Божьего слова-обязательства
Истина Слова Божьего превозмогает
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Посл. к Римлянам 3:3-4 написано:
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
Рассмотрим ст. 4. Как-то меня коснулась эта фраза, процитированная из Пс.50:6, в которой говорится, что Бог праведен в Своих словах, а потому победит и в суде. Иначе говоря, Он прав в своих словах, и Он всегда прав. Никто не может быть более правым, чем Бог. Потому и говорится, что Он победит в суде.
Однако здесь не идет речь о том суде, в котором Бог выступает как судия. В Расширенном переводе Библии (далее - РПБ) приписано в скобках пояснение, что суд грешными людьми. Чтобы было понятнее, процитирую все место Писания из РПБ: "...Пусть Бог будет признан правдивым [каким Он и будет], однако каждый человек будет признан лжецом, как написано [в Писании]: «Ты можешь быть оправдан в Своих словах, и возобладаешь, когда Ты судим [грешниками]»".
Таким образом, если человек надумает состязаться с Богом, то победит не он, а Бог. Если человек надумает судить Бога, то сам останется виновным во лжи. Потому что Бог всегда истинен и праведен. А потому за Ним победа и в суде.
Доверять, как дети
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Матфея 18:10 написано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".
Как видим, здесь Иисус говорит о "малых сих", предостерегая внешних не презирать их. И кто же эти малые? Имеются ли в виду только дети, которые по физическому возрасту такие? Нет, ведь Иисус сказал всем: "Если не будете, как дети...", -- не зависимо от возраста по документам. И в этом контексте кажется, что с детьми полезно проводить время, ведь имеешь возможность непосредственно наблюдать за тем, какие же дети, и даже перенимать у них их беззаботность.
Но что же самое главное, что характеризирует детей? Полагаю, их доверчивость. Они верят всему, что говорят им взрослые, воспринимая это как истину в последней инстанции. Да, такая доверчивость у них из-за того, что многое они сами еще не понимают. Однако если сравнить нас в нашем, хотя и зрелом, но человеческом понимании, и Бога-Отца в Его знании всего, то не похожи ли мы на малых детей, мало понимающих? Несомненно. По этой причине Иисус и сказал, что нам следует иметь отношение детей, воспринимая слово Божье с полным доверием, как Богу, так и сказанному Им.
При этом дети могут серьезно воспринимать то, что на самом деле кажется абсолютно нелепым. Например, ребенок будет верить, что рыбу можно поймать, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и меленькая!" На первый взгляд, это кажется смешным взрослым, однако стоит поразмыслить, раз уже взрослые такие логические. В Быт.1:28 Бог передал владычество человеку над всем творением, в т.ч. и рад рыбами. Иисус пришел, демонстрируя это владычество. И как Он его использовал? Как Он использовал Свою власть владычествовать? Словами. Буре Он повелел умолкнуть, так что сделалась великая тишина (Мк.4). Поэтому, приказывать рыбе ловиться не так уж и смешно, ведь это соответствует духовным принципам использования человеком своего владычества на земле.
Быть, как дети
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 10:13-17 написано:
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Интересно, как эти две истории переданы одна за другой. А это значит, что они связаны одной общей мыслью. Так часто мы рассматриваем Писание фрагментарно, в то время как оно все едино.
Итак, сначала Иисус вознегодовал на учеников за то, что они не подпускали к Нему детей. Стоит заметить, что это единственный случай во всех Евангелиях, в котором говорится, что Иисуса вознегодовал. И это произошло потому, что ученики недооценивали детей. Как говорит толкование Далласской семинарии, ученики чисто по-человечески считали детей малозначимыми, чтобы Иисусу тратить на них Свое время. Однако Иисуса такой их подход возмутил.
Вот как говорит об этом Месседж (ст.13-16): "Люди привели детей к Иисусу, надеясь, что он коснется их. Ученики отогнали их. Но Иисус был разгневан и дал им понять: «Не отталкивай этих детей. Никогда не становись между ними и Мной. Эти дети находятся в самом центре жизни в Царстве. Отметьте это: если вы не примете Царство Божье в простоте ребенка, вы никогда не войдете [в него]». Затем, взяв детей на руки, Он возложил на них руки благословения". Иисус благословил всех и каждого ребенка, пришедшего к Нему. Он не удерживает благословения ни от кого, кто к Нему обращается.
Гонения и умножение
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 10:30 написано:
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Остановимся на стихе 30. Здесь Иисус говорит о воздаянии за все, что будет оставлено ради Него и Евангелия. И Он сказал, что воздаяние придет ныне, во время сие, что указывает еще на земной период пребывания на земле. И вот подчеркивается это словами среди гонений, которые точно относятся к земле. С одной стороны, эта последняя фраза была сказана Иисусом, чтобы и показать отчетливо, что Он имеет в виду именно земной период жизни. С другой стороны, эта фраза может нести и дополнительную смысловую нагрузку.
Интересно, что Иисус сказал о принятии воздаяния именно среди гонений, посреди стесненных обстоятельств. Из других мест Писания нам известно, что Господь обещает и избавление от стеснения, и расширение, распространение пределов (Иов 36:16, Пс.17:20, Ис.54:2-3). Но вот почему об умножении сказано в связи с гонениями? На греческом это слово "гонения" также значит "преследование, погоня, охота". В других переводах (РПБ, НЖПБ, Месседж) говорится о том, что воздаяние придет с гонениями. Так все-таки, какая между ними связь? Умножение порождает гонения, или гонения -- умножение? Или они просто так себе идут вместе, но не зависят одно от другого? Последнее возможно, однако, на мой взгляд, мало вероятно. Предполагаю, что-то из первых двух вариантов или оба вместе (т.е. может быть и то, и другое). Попробуем разобраться.
Еще статьи...
- Помощь от Бога, или Что может сделать мне человек?
- Не останавливаться на пути к лучшему
- Путь определяет результаты
- Послушание ведет к самому лучшему
- Наполнение новым
- Путь к Божьему лучшему
- Стремление к лучшему
- Открыться к большему
- Черпать благословения
- Образы в истории Рождества
- Образ Божьего нового
- О представлениях о действии Божьем
- Потрудиться, чтобы войти в покой
- Решительность идти до конца
- Любить врагов и молиться за обижающих