Подпишитесь на рассылку

Исключение опасности и страха

В книге Исаии 43:1-4 написано:

1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.

2 Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.

3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.

4 Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.

Остановимся сначала на стихах 1-2, в которых Господь говорит о том, что нам нечего бояться. Как видим, в этом месте Писания в качестве иллюстрации используются вода и огонь, которые считаются неконтролируемыми стихиями. Это природные ресурсы и явления, которые человек научился использовать в своих целях и для своих потребностей, однако все это в неких пределах. Пока вода находится на своем месте в русле реки или в океане, тогда человек чувствует себя безопасно. Но как только стихия разыграется -- как только речь зайдет о наводнении или цунами, об извержении вулкана или о большом пожаре, тогда человек становится абсолютно бессилен перед этими силами природы, не имея способности им противостоять. 

Читать дальше: Исключение опасности и страха

Решение нужды и устроение будущего

В 4-й книге Царств 4:1-7 читаем:

1 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.

2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.

3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,

4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.

5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.

6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.

7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.

Как видим, здесь эта женщина столкнулась с неразрешимой нуждой: у неё не было денег и не было как их заработать, и это угрожало разлукой и рабством её детям. Уже сам этот факт может показать, что если у кого-то и есть нужда, но не столь критическая, как у этой женщины, то нет оснований паниковать, ведь никакая подобная угроза не висит...

Эта женщина была в отчаянии. Она не знала, что делать. Ей нужны были деньги, и нужны были очень срочно. При этом не думаю, что её детей бы хотели забрать, если долг был небольшой. Полагаю, сумма могла быть довольно крупная, так что речь шла даже не об одном ребенке, а о двух. Интересно, что говорится все же о сынах -- и кажется, что сыны могли бы работать и содержать мать... Или они были малолетними? Вполне вероятно, раз они были в такой нужде и раз решение этого вопроса легло на плечи матери. Но как бы то ни было, в её ситуации решение могло прийти к ней только сверхъестественно (даже хотя бы потому, что ей нужны были деньги прямо тогда -- времени на то, чтобы работать и заработать не было; не говоря о том, что ей, скорее всего, и вовсе не было как заработать). Потому она и обратилась к сверхъестественному источнику -- к Богу и к силе Божьей через пророка.

Читать дальше: Решение нужды и устроение будущего

Возвратиться к сверхъестественному

В 4-й книге Царств 6:16-18 читаем:

16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.

17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

18 Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.

Это хорошо известная история о защите Божьей. И это хорошо известная фраза, говорящая о том, что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. Однако ходим ли мы в понимании этой истины? А она сегодня для нас, как никогда, актуальна.

Елисей жил в военное время. Но даже передвижение войск не заставало его врасплох, потому что Господь открывал ему это. Он знал о том, где и когда вражеское войско надумало нападать, и предупреждал об этом главнокомандующего. А когда войско пришло против него лично, он знал, что с ним больше -- с ним были отряды Воинства Небесного. Потому он не боялся. Он видел невидимое. То вражеское войско не смогло бы даже приблизиться к Елисею, ведь Ангелы не позволили бы этого. И они не позволили, ведь Елисей помолился, чтобы Господь поразил воинов слепотой. Как нам такой способ ведения сражения?

Читать дальше: Возвратиться к сверхъестественному

Сверхъестественные радикальные изменения, или Сюрпризы от Бога

В 4-й книге Царств 7:1-4 читаем:

1 И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии.

2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь.

3 Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти?

4 Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрем; если же сидеть здесь, то также умрем. Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем.

Это еще одна классическая история о действии Божьем (как и рассмотренная в предыдущей статье история из 3Цар.17:8-14). Почему-то Господь ведет нас ко всем этим классическим историям -- возможно, укрепляет нашу веру. Так вот, нам хорошо известно, что говорится в формулировке Синодального перевода, однако мне понравилась формулировка Месседж, потому что она, как мне кажется, более правильно и более отчетливо передает отдельные моменты. Потому рассмотрим эти стихи в переводе Месседж:

Читать дальше: Сверхъестественные радикальные изменения, или Сюрпризы от Бога

Сверхъестественные возможности

В 3-й книге Царств 17:8-14 читаем одну из чудесных историй из жизни пророка Илии:

8 И было к нему слово Господне:

9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.

10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

Это история чудесного обеспечения Божьего. Господь послал Илию к вдове в Сарепту Сидонскую, и в этом было благословение для них обоих.

Однако в этот раз рассмотрим эту историю в контексте перевода Месседж. В нем привлекает внимание, в частности, то, что женщина, отвечая Илии на его просьбу, в формулировке Месседж сказала Илии, что он появился как раз перед тем, как она собирала дрова, чтобы приготовить последнюю еду. У неё была последняя еда. Больше не оставалось у неё, и она не видела никаких естественных способов того, откуда она может взяться еще. Однако когда не видно естественных, приходят, появляются и проявляются сверхъестественные. Слава Господу! В этом я вижу действие того же принципа, о котором сказал Л. Самралл: "Когда вы думаете, что все кончено, Бог только начинает". Так что последнее Бог обратил в бесконечное, в не заканчивающееся, в неистощимое. Разве это не чудесно? 

Читать дальше: Сверхъестественные возможности

Напрасность заботы, или Господь поможет справиться с трудностями

В Ев. от Матфея 6:34 Иисус сказал: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".

Как видим, Он говорит не заботиться о том, что будет завтра, потому что для каждого дня довольно своих дел, с которыми нужно справляться. Иначе говоря, что происходит сегодня, мы знаем, а потому можем и предпринимать определенные действия в решении тех или иных вопросов, забота же направлена в неведомое. И если мы заботимся, значит, мало доверяем или и вовсе не доверяем Богу в том, что Он позаботится о нас, явит Свое решение, поможет, поддержит и т.п.

При этом мы часто в сегодняшнем дне, не зная, что будет завтра, можем заботиться о том, что при наступлении завтрашнего дня с его происшествиями может оказаться совсем бесполезным, не нужным и тщетным, потому что то, о чем мы могли, например, всю ночь заботится, на утро может отпасть само собой. Завтра то, о чем мы заботимся сегодня, может совершенно отпасть, потерять актуальность и даже разрешиться. И разрешиться "само собой" может потому, что Господь заботиться о нас и помогает нам. 

Читать дальше: Напрасность заботы, или Господь поможет справиться с трудностями

Благое воздаяние по справедливости, или Ничто не забыто у Бога

В Посл. к Евреям 6:10 читаем: "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым".

Возможно, это будет как бы в продолжение предыдущей статьи, в которой говорилось, что наш Бог есть Богом воздаяний. Это место Писания показывает нам, почему. И вместе с этим, мы сосредоточимся на этой стороне благого Божьего воздаяния за добро.

Как обычно, рассмотрим другие формулировки. НЖПБ передает это так: "Бог не несправедлив. Он не забудет, как усердно вы трудились для Него, и как вы проявили к Нему свою любовь, заботясь о других верующих, как вы [делаете] и до сих пор". Перевод САВ похож: "Бог всегда справедлив. Он помнит, как вы помогали Его людям в прошлом и как вы все еще помогаете им. Вы принадлежите Богу, и Он не забудет любовь, которую вы показали Его людям". И перевод Месседж: "Бог не упускает (не пропускает) ничего. Он прекрасно знает всю любовь, которую вы Ему оказали, помогая нуждающимся христианам, что вы и продолжаете делать".

Как видим, здесь поднимается тема справедливости Божьей. Если бы Бог забыл благодеяния, если бы забыл какое-то доброе дело, или хорошее семя доброго дела, то тогда это было бы несправедливо с Его стороны, а это значит, что Бог перестал бы быть справедливым Богом, что невозможно. И в чем бы была суть этой несправедливости? Просто в том факте, что Бог забыл? Нет, конечно же. Если бы речь шла только об этом, то тогда это нельзя было бы считать несправедливым. Однако факт забвения говорил бы от отсутствии воздаяния. А потому и несправедливость бы была в этом отсутствии воздаяния. Однако Бог не несправедлив, и Он не забыл, что значит, что воздаяние не может не прийти. Иначе это нарушит справедливость и праведность Божью, что, как уже было сказано выше, невозможно.

Читать дальше: Благое воздаяние по справедливости, или Ничто не забыто у Бога

Бог воздаяний, или Справедливая расплата

В книге Иеремии 51:56 написано: "Ибо придет на него, на Вавилон, опустошитель, и взяты будут ратоборцы его, сокрушены будут луки их; ибо Господь, Бог воздаяний, воздаст воздаяние". В этом стихе внимание привлекает то, что сказано о Господе, что Он есть Бог воздаяний. А потому Он воздаст всем за все. Получается, Он ничего не упускает из виду. И хотя иногда и может казаться так, что Бога не видно, а люди делают, что хотят, все равно это не меняет сути -- наш Бог есть Богом воздаяний, а потому Он воздаст.

Так часто люди, а именно правители в мире, могут что-то планировать и даже до определенного момента успешно осуществлять свои коварные стратегии. Они ставят свои цели в своих интересах и предпринимают действия, которые нельзя назвать справедливыми. И они думают, что кроме них никого нет. Они учитывают естественные факторы, но забывают о сверхъестественных. Они думают, что им все их зло и лукавство сойдет с рук. Однако они глубоко ошибаются и заблуждаются. Над всеми ими есть Бог на небе -- Верховный Правитель. 

В предыдущей публикации мы обращались к толкованию Далласской семинарии, в которой читали о том, что Бог любит справедливость, или справедливое управление. Бог Сам есть тот, кто справедливо управляет всем, так что Ему нравятся и те, кто стремится к справедливости. Однако если люди, правители пренебрегают справедливостью, тогда Господь воздаст им в смысле Его отмщения. И хотя это может быть и не сразу, ведь мы знаем образ чаши беззаконий, который говорит о том, что Бог в Своей милости дает время на покаяние, но если человек не остановится и наполнит эту чашу беззаконий своими злыми делами, тогда придет возмездие. Но кажется, что многие безбожные правители ведут себя так, как будто Бога нет, как будто им все сойдет с рук. Что ж, может, до поры, до времени, но в конце концов воздаяние придет. 

Читать дальше: Бог воздаяний, или Справедливая расплата

Достойное похвалы перед Богом

Полное название этой статьи я бы сформулировала так: "Правильное отношение к достижениям (человеческим), или Достойное (т.е. то, что достойно) похвалы перед Богом"

В книге Иеремии 9:23-24 читаем:

23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.

24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Казалось бы, идея нам знакомая -- Павел писал о том, что "хвалящийся хвались Господом" (1Кор.1:31), да и сам он говорил, что не будет хвалиться, чем бы мог, но может похвалиться лишь своими слабостями. Очевидно, что он был знаком с этим местом Писания (в сносках к 1Кор.1:31 указано, что цитируется Иер.9:24). И вот оно расшифровывает нам, что же значит хвалиться Господом. Конечно, в это может включаться и свидетельство о том, что Бог сделал для нас в нашей жизни и через нас. Однако что касается нас, то единственное, что Господь считает таким, чем бы мог человек похвалиться -- это своим познанием Господа.

Читать дальше: Достойное похвалы перед Богом

Бог смиряет гордых

В книге Даниила 4:34 написано: "Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо".

Как видим, здесь говорится о том, что Бог силен смирить ходящих гордо. В наши дни таковых стает только больше, и Писание нас об этом предупреждает как о знаке дней последних (2Тим.3). А это значит, что мы всё больше можем встречать таких людей и, возможно, с такими даже придется как-то взаимодействовать. Но иметь дело с такими людьми не очень-то приятно, особенно если сам обладаешь противоположными чертами характера. Но вот мы, имея понимание истины, а потому и способность смотреть на всех и на все правильно, можем спокойно относится и к надменным, и гордым.

Посмотрим на другие переводы этого места Писания. Перевод Современной английской версии (САВ) говорит: "Вот почему я говорю: «Хвала и честь Царю, который правит с небес! Все, что Он делает -- честно и справедливо, и Он может разрушить силу тех, кто горд»". Гордые надеются на что-то как на свою силу? Что ж, Бог может легко лишить их того, на что они надеются и в чем усматривают свою силу.

Читать дальше: Бог смиряет гордых