Подпишитесь на рассылку

Искать Бога, а не причину

В Ев. от Иоанна 9:1-3 читаем:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.

Здесь ученики спрашивают Иисуса о том, почему тот человек находился в том состоянии, в котором они его увидели. Другими словами, они спросили Иисуса о причине столь безнадежного положения того бедолаги. И что им Иисус ответил? Сказал ли Он о причине? Ничего подобного.

Примечательным есть также то, что Иисус опроверг их предположение о том, что с ним это случилось из-за его греха или греха его родителей. Интересно, что слово, переведенное как "родители", на греческом означает также "отцы". В этом я усматриваю указание не только на родителей, от которых он произошел непосредственно, но и на его предков -- можно сказать, на родителей в предыдущих поколениях. И разве никто из них не согрешил? Такого не могло быть. Так почему же Иисус сказал, что не согрешил ни он, ни родители его? Значит, Он имел в виду что-то другое, так что Его слова нужно понимать иначе.

Хотя в других переводах эти слова Иисуса и формулируются иначе. НЖПБ говорит о том, что ни его грех, ни грех его родителей не стали причиной его положения. А Месседж вообще особенный: "Иисус сказал: «Вы задаете неправильный вопрос. Вы ищете того, кто виноват (или: того, кого можно было бы обвинить). Здесь нет такой причинно-следственной связи. Вместо этого ищите то, что Бог может сделать". Исходя из этого, можем увидеть, что настрой учеников в отношении поиска причины был признан Иисусом не правильным. И усматривается несколько причин, почему.

Читать дальше: Искать Бога, а не причину

Оживляющее действие слова

В книге Псалмов 118:49-50 написано:

49 Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50 это - утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

В ст. 50 говорится о том, что слово Божье оживляет, что обетование Божье приносит утешение. Конечно, это утешение приходит в полноте, когда обетование проявляется, принося реальность сказанного Богом в нашу жизнь. Однако и надежда на слово, упование на обетование, тоже приносят утешение, как писал Павел, когда смотрим не на видимое, но на невидимое (2Кор.4:17-18). 

В видимом, если руководствоваться только им и не жить верой, чаще всего можно найти повод только для разочарования и расстройства. Но невидимое несет надежду на лучшее, приносит утешение лучшей перспективой. И если мы взираем на невидимое и продолжаем смотреть на него, будучи движимы верой, а не естественным виденьем обстоятельств, тогда в этом мы находим утешение, так что некий дискомфорт, с которым мы можем сталкиваться пока стоим в вере, кажется легким и кратковременным, и ведущим к великой радости проявления обетования, осуществления слова, установления реальности искупления и избавления, и благословения Божьего.

Поэтому, если мы расстраиваемся, значит, наше виденье направлено не на то; значит, настрой нашего взгляда сбился, переключившись с невидимого на видимое. Следовательно, если мы замечаем у себя эмоции, не свойственные вере, такие как расстройство, удрученность, подавленность, раздраженность и т.п., тогда это сразу же должно быть для нас индикатором того, что наши духовные настройки сбились.

Читать дальше: Оживляющее действие слова

Вера Авраама

В Посл. к Римлянам 4:18-21 написано:

18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое".

19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;

20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу

21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Это известное место Писания о вере Авраама, который есть примером всем нам. Сначала остановимся на сказанном в ст.18 о том, что он сверх надежды поверил с надеждою.

Естественной надежды для Авраама не было в виду всех неблагоприятных факторов -- ничего в естественном не могло дать ему основание для надежды иметь сына от Сарры. Но Писание говорит, что не смотря на это, он поверил с надеждою. Что значит верить с надеждою? Казалось бы, это силы, имеющие разную временную направленность: надежда ожидает чего-то хорошего в будущем, а вера имеет обещанное Богом сейчас. Тогда как же можно верить, что ты имеешь это сейчас, и в то же время надеяться на то, что ты получишь это в будущем?

Читать дальше: Вера Авраама

Верить, что верим

В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет". 

Здесь есть один интересный момент, на который стоит остановиться и рассмотреть детальнее. Говорится о том, что поверивший в сердце будет говорить, и тогда будет ему, что ни скажет. Другими словами, если мы решаемся что-то сказать, значит, мы верим в то, или мы уверенны в том, что имеем необходимую веру для осуществления и проявления того, что мы решили сказать -- высвободить своими словами. Иначе говоря, когда мы исповедуем что-то, называя несуществующее как существующее, то при этом мы подразумеваем наличие у нас веры, которая требуется для исполнения наших слов.

Таким образом, когда мы говорим, то тем самым уже поступаем по вере в то, что у нас есть достаточно веры для осуществления сказанного нами. Ведь если бы мы не верили в это, то и не стали говорить бы. И вот тут враг хочет уловить, одурачить и остановить, заставив думать, что ничего не произойдет, потому что у нас не хватает для этого веры. Хватает! Должно хватать, ведь Иисус сказал, что вера с зерно горчичное может двигать горы (Мф.17:20)! Но враг хочет заставить нас думать, что у нас нет веры, чтобы тем самым обеспечить основание себе для того, чтобы остаться -- остаться со своей ложью в теле, в делах, в жизни... 

Ведь если у нас нет веры, то нечем и противостоять ему, а это значит, что мы принимаем и соглашаемся с тем, что он нам предлагает и подкидывает, соглашаясь с его клеветой. Более того, если думать, что нет веры при всех усилиях, которые были приложены для её обретения в слове Божьем, тогда и вовсе опускаются руки, человек больше не противостоит либо вообще, принимая ложь и обман и смиряясь с ними, либо перестает сражаться духовно и пытается сражаться по плоти, в которой не победить окончательно и полностью. И это все, что врагу и нужно.

Читать дальше: Верить, что верим

Только продолжать верить!

В Ев. от Марка 5:36 написано: "Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй". Этот стих есть частью еще одной истории о вере, хотя стоит признать, что к ней обращаются все-таки не столько, как к истории о прикоснувшейся к Иисусу женщине, описанной несколькими стихами выше. Но ведь и в этом месте Писания есть для нас нечто важное -- оно раскрывает еще один важный аспект хождения в вере и обретении победы в её подвиге. 

Стоит заметить также, что это подвиг веры (1Тим.6:12). Да, в других переводах речь идет о борьбе веры, но борьба веры в любом случае приводит к подвигу веры. Победа, которую мы достигаем через веру -- это подвиг. А обычные и легкие, и не стоящие никаких усилий вещи и дела не называют подвигами. Поэтому, отваживаясь на веру, мы отваживаемся на подвиг, который потребует от нас всех наших духовных усилий. И чтобы мобилизовать их, нам нужно будет стать посвященными стилю жизни веры, а это, в свою очередь, часто может не быть комфортным для плоти, однако она должна подчиниться духу.

Возвращаясь от этого небольшого отступления к рассматриваемой истории, стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, начальник синагоги пришел к Иисусу и пал к Его ногам. Я не припоминаю, чтобы еще Писание нам говорило о ком-либо, падающем в ноги Иисусу, а тем более о человеке такого положения (да, есть Мария, которая помазала Иисусу ноги, однако этот поступок был нечто иного характера). Следовательно, этот факт говорит о том, что этот человек пришел с верой, которую и выразил своими словами, умоляя Иисуса прийти и возложить руки, чтобы девица осталась жива. Его вера была в том, что если Иисус возложит руки, то его дочь будет жива. Поэтому, такими же были и его слова.

Читать дальше: Только продолжать верить!

Что делать, когда не знаешь, что делать

В 2-й книге Паралипоменон 20:12 читаем: "Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!"

Мы уже рассматривали эту историю ранее, однако, как известно, в Писании заложена бездна премудрости Божьей, поэтому всегда есть что-то новое, что Дух Святой может показать нам. Так что Господь вновь повел к этой уникальной и своеобразной истории, в которой заложены особенные образы. В указанном стихе говорится о том, как Иосафат констатировал факт того, что они не знают, что делать. И если мы с Богом, то это не плохое состояние.

Для человека естественного, не живущего с Богом, такое положение равняется безвыходности или даже обреченности. Но не с Богом. В действительности, ситуация, в которой мы не знаем, что делать, является даже благоприятной для Бога, потому что мы перестаем задействовать собственные силы и переводим взор на Бога, чем и позволяем Ему вступить в сражение за нас и вмешаться Своей силой ради нас, в нашу пользу. Да, это может быть сложно для плоти, но хорошо для духа и для исходящей из него силы веры, которая при таких обстоятельствах получает возможность проявить весь свой потенциал.

Итак, они не знали, что делать, поэтому обратили свой взор на Господа. Фактически, это и было тем, что от них требовалось. Так что когда мы не знаем, что делать, тогда нам нужно обращать свой взор на Господа, обращаться к Нему, потому что именно это нам и следует делать, когда мы не знаем, что делать. И в таком случае было бы хорошо поступать так, как говорил один проповедник: не двигаться и не действовать никак, пока не будем знать точно, как нам следует это делать -- другими словами, пока мы не получим водительство от Бога.

Читать дальше: Что делать, когда не знаешь, что делать

Все содействует ко благу

В посл. к Римлянам 8:28 написано: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу".

Это очень хорошее место Писания, которое дает основание надеяться на лучшее при любых обстоятельствах в ожидании, что все посодействует ко благу. Однако что же конкретно подразумевается под содействием ко благу? Попробуем разобраться.

Расширенный перевод Библии (далее -- РПБ) формулирует это место Писания так: "И мы знаем [с большой уверенностью], что Бог [Который глубоко обеспокоен нами] заставляет все работать вместе [как план] на благо для тех, кто любит Бога, для тех, кто призван согласно Его плану и цели".

РПБ в Классическом издании приводит нечто иную формулировку: "Мы уверены и знаем, что [Бог, являющийся партнером в их труде] все задействует вместе и [подстраивает в план] на благо для тех, кто любит Бога и призван по Его предопределению и цели".

Исходя из написанного в этих переводах, видим, что Бог не просто обращает все во благо, но даже действие любых факторов подстраивает в план так, чтобы они все сработали на пользу Его избранных. Другими словами, Бог не разбирается хаотично с неразберихой, пытающейся сбить с толку и воспрепятствовать, но Он приводит все в порядок, Он все использует для того, чтобы это послужило достижению Его целей и выполнению Его намерений. Однако это не все, что можно увидеть из рассматриваемого места Писания. Для углубления в смысле обратимся к греческому тексту.

Читать дальше: Все содействует ко благу

Исключить самонадеянность глупости

В книге Притчей 28:26 написано: "Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел", -- так говорит Синодальный перевод. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о надеющемся на себя. На иврите слово "בָּטַח (bāṭaḥ)", переведенное как "надеяться", имеет также значения "доверять, быть уверенным, быть смелым, быть безопасным (сохранным)".

Таким образом, можем говорить о том, что речь идет о человеке, который есть самоуверенным -- он доверяет только себе, считая свои силы достаточными для обеспечения его безопасности и благоденствия, а потому он чувствует себя смелым, так что может быть даже бесцеремонным, дерзким и наглым по отношению к другим. Такой человек полагается на свои собственные силы, способности и возможности и доверяет им в том, что они способны обеспечить его сохранность, а потому, не имея страха Божьего, может идти на неправедные поступки. 

И здесь вспоминается судья неправедный из притчи Иисуса в Лк.18:2-6, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. Кажется, что это хорошая иллюстрация самонадеянного человека. Тот судья решил, что в его руках суд, так что его судить никто не будет. Он возомнил себя властелином человеческих судеб, которые были в его руках как судьи, а потому пришел к ошибочному выводу о том, что Бог ему в этом не указ. Он решил, что все в его жизни и в жизнях приходящих к нему зависит от него, а потому не видел причин угождать ни Богу, ни людям.

Читать дальше: Исключить самонадеянность глупости

Страх Божий и его плоды

В книге Притчей 19:23 написано: "Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его". Интересно, как здесь выстроена связь со страхом Господним и исключением зла, говоря о том, что  имеющего страх Божий зло не коснется.

Это место Писание напоминает сказанное в Пр.3:7-8, в котором наличие страха Господнего связывается с обретением исцеления и восстановления, подкрепления и здоровья. Здесь же идет речь о том, что зло не коснется боящихся Бога. Об этом же написано и в Пс.90, в котором говорится о живущем под покровом Всевышнего.

Соединяя все это вместе, можно увидеть, что страх Божий, т.е. почтение Господа, и помещает человека под покров Всевышнего, давая Ему возможность явить милость, не допуская злу приблизиться и, таким образом, скрывая от него. Грубо говоря, Божья милость прикрывает человека, боящегося Господа, обеспечивая ему защиту и не позволяя никакому проклятию оказывать какое-либо влияние. И это тоже есть частью благословения от Бога.

Теперь немного стоит остановиться на страхе Господнем. О нем говорится как о начале мудрости; как о том, что приносит исцеление и подкрепление, а также и уберегает от зла. Как же так, что сам страх Божий может оказать такое влияние на жизнь человека? На самом деле, не сам -- наличие у человека богобоязненности порождает в нем определенное состояние сердца и соответственный стиль жизни, в котором человек старается угодить Богу, так как не желает впасть в немилость со всеми последствиями. 

Читать дальше: Страх Божий и его плоды

Исцеление и освежение на пути

В книге Притчей 3:7-8 написано: "Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих".

Интересно, что Писание говорит о страхе Божьем, который есть Его почитанием, выражающимся в послушании и повиновении Ему, и об удалении от зла как о том, что несет здравие телу и питание костям. При этом стоит заметить, что эта формулировка не совсем точна.

На иврите слово, переведенное как "здравие" -- это не то же слово, которое употреблено в Пр.4:22, и букв. значит "исцеление". А "питание" дословно переводится как "напоение, освежение". Таким образом, можем говорить о том, что почитание Бога и послушание Ему приносит исцеление для тела, а удаление от зла приносит освежение костям. Посмотрим на другие переводы Библии.

Новый Живой перевод Библии говорит: "Не будь впечатлен своей собственной мудростью. Вместо этого, бойся Господа и отвергайся от зла. Тогда у тебя будет исцеление для твоего тела и крепость для твоих костей".

Расширенный перевод Библии: "Не будь мудрыми в своих глазах; бойся Господа (с благоговейным трепетом и послушанием) и отвергайся от зла. Это будет здоровьем для твоего тела [твоего мозга, твоих нервов, твоих сухожилий, твоих мышц -- всех твоих внутренних частей) и освежением (физическим благополучием) для твоих костей".

Читать дальше: Исцеление и освежение на пути