Подпишитесь на рассылку

Никто не устоит против, или Божье присутствие с нами как основание нашего мужества

В книге Иисуса Навина 1:5-8 написано:

5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.

6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Это известное нам место Писания, однако Господь продолжает проговаривать им к нам вновь. В этом отрывке из Писания звучит несколько мыслей. Во-первых, Бог говорит Навину, что перед ним никто не устоит. Во-вторых, Господь обещает ему быть с ним, как Он был с Моисеем. В-третьих, наставляется быть твердым и мужественным. И в-четвертых, постоянно обращаться к книге закона и исполнять написанное в ней. И если последнее уже неоднократно рассматривалось, то в этот раз хочется больше остановиться на первых двух-трех аспектах.

Итак, прежде всего, Бог сказал Иисусу Навину, что никто не устоит перед ним. И как бы интуитивно мы, вроде, и понимаем, о чем идет речь, но все же осознаем ли, что это значит? В Расширенном переводе Библии звучит идея того, что никто не устоит пред тобою в оппозиции, а Месседж говорит, что никто не сможет, не будет иметь способности, тебе противостоять. Перевод Современной английской версии ко всему этому добавляет то, что никто не сможет нанести тебе поражение. Следовательно, еще перед началом сражения, вводя в землю народ во главе с Навином, Бог возвестил ему, что он будет победоносен и не потерпит поражение в своей миссии. Никакие из тех великанов не смогут не то, что нанести ему поражение, но даже противиться ему или противостоять. 

И кажется, что это то, что и произошло в Иерихоне. Раав сказала соглядатаям, что не стало у них духа против Израильтян. А потом, когда те маршировали вокруг города, никто из находящихся в Иерихоне даже не предпринял никаких попыток противостоять Израилю. Да, может, это потому, что они не понимали, что те странные евреи вообще делают... Но как бы то ни было, они не противостояли Израилю, не пускали в них стрелы со стен и все такое... Но ведь теоретически могли бы. Но Бог сделал так, что те даже не предприняли попыток противостать. Так часто мы можем переживать из-за того, что может произойти теоретически, в то время как Бог, Который обещал быть с нами, лишает всех и все способности нам противостоять, когда мы двигаемся по Его пути к достижению установленной Им для нас цели. Бог может просто обезоружить всех и все. И ни у кого может даже и мысли не возникнуть стать к нам в оппозицию. И это может иметь отношение к чему бы то ни было, начиная от простых дискуссий и заканчивая выполнением серьезных дел и задач. Бог -- с нами, со Своими помазанниками, потому никто не сможет устоять перед нами, не сможет устоять против нас. Аллилуия!

Следующие аспекты, я полагаю, нужно рассматривать вместе, ведь Бог обещает быть с Навином и затем дает ему повеление быть твердым и мужественным, а другие переводы добавляют к этому еще и характеристики силы, уверенности и храбрости (т.е. Навин должен был также быть сильным, уверенным и храбрым). Как усматривается, Навин мог демонстрировать эти качества и быть таким, и вести себя соответственно именно по причине этого Божьего обещания. Если бы Бог не пообещал ему быть с ним, как с Моисеем, и соответственно помогать ему также и поддерживать его точно также, и слышать его так же, и отвечать ему так же, как и Моисею, то у него, может, и не было бы оснований быть сильным и мужественным, и твердым против всех тех великанов. Однако по той причине, что Бог обещал ему быть с ним, он мог быть мужественным.

Примечательно, что Бог не сказал ему здесь не бояться, а сказал быть мужественным и храбрым. Возможно, в тех обстоятельствах в чувствах и эмоциях им было сложно вовсе не испытывать никакого страха, однако Бог не сказал ему не испытывать страха, а быть мужественным. Конечно, было бы хорошо вовсе не испытывать страх, и наверное, это тоже благодать Божья, которая пребывает на некоторых людях, вовсе свободных от всякого страха (по крайней мере, они так утверждают). Однако вот храбрость часто определяется не как отсутствие страха, а как способность действовать, невзирая на него. Потому Иисус Навин должен был действовать твердо и мужественно, храбро и уверенно, не взирая на то, как он себя чувствовал и не зависимо от своих эмоций. И далее мы действительно читаем о том, как его действия были четкими, решения -- твердыми, а поступки -- мужественными. Так что у нас создается впечатление, что страх, действительно, не ведом этому человеку. Однако Писание все же нам не передает чувства и эмоции. 

Примечательно, что оно никогда этого не делает. Сложно представить, что чувствовал Авраам, когда шел на гору с Исааком, чтобы принести его во всесожжение. Сложно представить, что чувствовал Исаак, когда был связан. Сложно представить, что чувствовал Иисус, когда молился в Гефсиманском саду перед взятием Его. Нам просто сложно представить! Однако Писание не предпринимает даже никаких попыток описать их состояние. Возможно, потому, что чувства не имеют никакого значения и не играют никакой роли в хождении с Богом, в хождении верой. Мы должны исполнять слово Божье, независимо от чувств, и поступать храбро и мужественно, не взирая на страх. В этом контексте стоит привести комментарий на ст.7-8 Далласской семинарии, который говорит: "Призыв (быть твердым и мужественным) содержит в себе и ту мысль, что для неуклонного следования слову Божию требуется больше характера и силы воли, чем для одержания военной победы!" 

И тот факт, что Бог дал такое повеление Иисусу Навину перед вхождением в землю говорит о том, что и мы, вступая в Божье лучшее, должны действовать храбро, не взирая на страх. Почему-то на пути в землю, к осуществлению данных нам Богом обетований, в которых исполняются наши надежды и ожидания, от нас потребуется мужественность, что значит, что нам придется в некоторых аспектах противостоять страху. Возможно, страх -- это тоже одно из орудий противления, пытающегося заставить нас отступить и сдаться, но Бог сказал, что никакое противление не устоит перед нами, а значит, мы преодолеем и всякий страх, если он встанет у нас на пути, и преодолеем его успешно.

Мы справимся с тем, чего боимся, и мы справимся с этим, одержав победу, как над самим страхом, так и над его ложью и клеветой (т.е. над самим предметом страха, как например, боязнь вступать в сражение вызвана страхом не остаться в живых, но Господь дает победу, как в самом сражении, так и над самим страхом поражения, ведь когда мы с Богом, то мысли о том, что мы можем потерпеть поражение -- это ложь). Один проповедник как-то часто повторял, что самое лучшее Божье находится за пределами нашего страха, т.е. за ним. Страх может попытаться скрыть от нас самое лучшее Божье, однако нам нужно противостать ему и решительно устремиться вперед, исполняя волю Божью, выполняя то, что нам скажет Бог.

Так что мы можем быть мужественными из-за того, что с нами -- Бог. Не из-за того, что мы сами такие сильные и справимся, потому что сами по себе, может, и нет... Но вот с Богом нет ничего невозможного, потому что нет ничего невозможного для Него. Так что наше мужество должно корениться в том факте, что с нами Бог, и Он с нами в Новом Завете не просто так, как был с Моисеем, но как был с Иисусом Христом! А это куда более масштабно и могущественно!

И полагаю, чтобы мы могли действовать в этой реальности, нам и следует выполнять последнее наставление в отношении пребывания в слове. Кажется, раввины говорили, что для исполнения закона нужно себе его постоянно напоминать, проговаривая вслух. Так что и нам для того, чтобы ходить в осознании того, что с нами Бог, нам следует постоянно напоминать себе (и особенно тогда, когда нам нужно быть мужественными, но наши чувства и эмоции могут пытаться нести нам иное состояние...), что с нами Бог, в т.ч. проговаривая себе это вслух. Кстати, сказанное вслух имеет отношение к тому, чтобы отдавать приказы и использовать свою духовную власть, так что здесь все может быть связано.

Итак, Господь дал нам, всем Его детям, Его избранным и помазанным, обетование того, что перед нами и против нас не устоит никто на Божьем пути достижения наших целей, потому что с нами -- Бог. Так что нам следует быть твердыми и мужественными, поступая храбро и дерзновенно не зависимо от того, что говорят чувства или эмоции, в исполнении слова Божьего и данных нам Духом Святым повелений. И для этого нам следует напоминать себе и постоянно, и особенно при необходимости, о том факте, что с нами -- Бог и Его могущественное присутствие с Его самой великой силой во всей вселенной. Это поможет нам действовать храбро, не взирая на страх и волнение, и переживания, которые все же могут возникать, пока мы во плоти (от этого никто не застрахован на земле), и делать то, что нам следует, простираясь к Божьему лучшему, и Господь поможет нам в этом и введет нас в нашу землю -- в исполнение надежд и осуществление ожиданий и даже в большее мечтаний.

Аллилуия! Слава Богу!

И да будет так, аминь!

Аллилуия! Хвала нашему Господу!

Аминь.

 

P.S. И кстати, некоторые мужи Божьи молились до тех пор, пока к ним не приходили мир и уверенность. Так что может быть, что и нам в определенных аспектах, ситуациях нужно больше молиться, пока не придет мир и не даст нам способность действовать так, как мы должны, как нам следует... И да поможет нам в нашей части Дух Святой! И на это тоже аминь!