Подпишитесь на рассылку

Хотения и действия по Божьему благоволению

В Посл. к Филиппийцам 2:12-15 написано:

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,

13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Все делайте без ропота и сомнения,

15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.

Написанное в стихах 13-14 -- это известное и часто цитируемое место Писания. Однако кажется, что не всегда оно может цитироваться правильно, будучи вырванным из контекста. Поэтому, правильнее будет читать стихи 13-14 в контексте с 12 по 15-16, так как Павел говорит в нем о совершении спасения. При этом толкование Далласской семинарии говорит о том, что речь идет не о заслуживании, не о зарабатывании спасения, но греческая фраза буквально значит "практиковать свое спасение", т.е. проживать его, поступая так, как должно, как надлежит спасенному человеку.

И если рассматривать в этой связи сказанное в ст.13-14, то можно увидеть, что речь идет не о всех и любых "хотениях". Некоторые "хотения", которые не от Бога, могут возникать и у христиан, поэтому мы и должны контролировать свою плоть. При этом не забываем о самой главной фильтрации всего через слово Божье (или через самый главный способ проверки словом Божьим), так что если "хотения" не соответствуют слову Божьему, то тогда они не могут быть от Бога. И это несоответствие может быть как конкретно записанному слову, закону, заповеди, так и духу Божьего закона в общем, слову Божьему и изложенному в нем Божьему плану в общем. 

Например, Божий план в том, чтобы даровать человеку свободу и чтобы верующие не преклонялись ни под какое иго рабства. Поэтому Павел и писал, что если у раба-христианина есть желание и возможность стать свободным, то ему следует воспользоваться этой возможностью. С другой стороны, Павел наставлял не заключать безбожные союзы, чтобы не подпасть под одно иго с неверными и чтобы они не совратили из прямых путей Божьих. Поэтому, говоря о том, что Бог производит хотения и действия в нас по Своему благоволению, и что нам все следует делать без ропота и сомнения, Павел имеет в виду, прежде всего, это "практикование" спасения, исполнение нами воли Божьей и Его слова. Об этом четко и ясно говорят другие переводы. Посмотрим на некоторые из них.

Перевод Современной английской версии говорит (ст.13-14): "Бог работает в вас, чтобы вы хотели и могли повиноваться ему. Делайте все без ворчания или споров". 

Новый Живой перевод Библии передает это так: "Потому что Бог работает в вас, давая вам желание и силу делать то, что Ему угодно (или что Ему угождает). Делайте все, не жалуясь и не споря, чтобы никто не мог вас критиковать. Живите чистыми, невинными жизнями как дети Божьи, сияющие как яркие огни в мире, полном нечестных и извращенных людей (по ст.15)". 

Месседж формулирует это несколько по-своему: "Будьте энергичны в своей спасенной жизни, почтительны и чувствительны перед Богом. Эта энергия -- энергия Бога, энергия глубоко внутри вас, сам Бог желает и работает над тем, что Ему наиболее угодно (или букв. "доставит Ему наибольшее удовольствие"). Делайте все с готовностью и весело -- никаких ссор, никаких догадок (сомнений, критики)! Выходите в мир неиспорченными, глотком свежего воздуха в этом убогом и загрязненном обществе. Предоставьте людям проблеск хорошей жизни и живого Бога".

Если смотреть Расширенный перевод Библии, то он объединяет в себе все идеи, изложенные в рассмотренных переводах: "Поэтому, мои дорогие, как вы всегда были послушны [моим предложениям], так что теперь, не только [с энтузиазмом, который бы вы показали] в моем присутствии, но гораздо больше, потому что я отсутствую, вырабатывайте (культивируйте, доводите к цели, и полностью совершайте (завершайте, доделывайте, делайте совершенным) ) свое спасение с благоговением и страхом и трепетом (неуверенностью в себе, с серьезной осторожностью, нежностью совести, настороженностью против искушения, застенчиво уклоняйтесь (избегайте) от того, что может оскорбить Бога и дискредитировать имя Христа). [Не вашими собственными силами] потому что это Бог, Который все время действенный (эффективный, действующий) в работе в вас [возбуждая и сотворяя в вас силу и желание] для того, чтобы хотеть и действовать (работать, трудится) для (ради, по причине) Его благоволения и удовлетворения, и удовольствия (восхищения, наслаждения). Все делайте без ропота и придирки, и жалованья [на Бога], и вопросов, и сомнения [между собой], чтобы вы могли показать себя, будучи непорочными и бесхитростными, невинными и незагрязненными, детьми Божиими непорочными (безупречными, безукоризненными) посреди строптивого (извращенного) и нечестивого (злого) рода [духовно извращенного и развращенного], среди которых вы видитесь как яркий свет (звезды или сияющие ясно маяки) в [темном] мире, протягивая [ему] и предлагая всем людям Слово Жизни..." (Фил.2:12-16; перевод автора здесь и во всех  выше приведенных версиях переводов Библии)

Поэтому, можем обобщить теперь все идеи, изложенные выше в формулировках разных переводов.

Итак, во-первых, Сам Бог через Своего Святого Духа действует в нас, чтобы производить в нас желание и способность исполнить Его волю. Как видим, даже исполнение воли Божьей нами не есть суто нашим делом, но и Божьим. Поэтому, Он дает нам силу и способность жить жизнью, угодной Ему, и поступать так, как Ему угодно (как Ему это угождает, как Ему нравится и приносит удовольствие, согласно формулировке НЖПБ, Месседж, и РПБ). Конечно, в этом всегда будет присутствовать аспект нашего выбора и нашей воли, которую Господь никогда не станет нарушать или переступать, или сокрушать, так что выбор повиноваться или нет всегда будет за нами. Однако Господь дает нам силу, и способность, и желание следовать Его воле, если мы искренне открыты перед Ним для того, чтобы Он нас использовал, творя Свою волю через нас и совершая Свой план для нас.

Далее, говорится о том, чтобы мы все делали без ссор, споров, ропота и сомнения. Так что когда мы собираемся сделать шаг, нам нужно быть уверенными в том, что мы идем по воле Божьей, по Божьему пути, иначе в этом не будет веры, а вера -- это уверенность. Ведь все, что не по вере -- грех.

Затем нам нужно вести себя достойно той жизни и того положения во Христе, которое Христос и обеспечил нам, стараясь не ссориться, не вести ярых споров, но решать все миролюбиво, спокойно, с советом и мудростью, принимая во внимание мнение каждого, однако взыскивая волю Божью. Ведь написано, что у советующегося мудрость, однако советы должны вести к исполнению воли Божьей, потому им нужно следовать, если они ведут в правильном направлении, по правильному пути.

И затем нам следует демонстрировать хорошее расположение духа, не жалуясь и не ропща на Бога, на жизнь и пр., потому что это не подобает ни вере, ни жизни спасения. А не подобает потому, что не демонстрирует доверия Богу, а наоборот -- есть выражением сомнения и неверия, а это не есть практикой, "практикованием", спасенной жизни верующего.

И ко всему этому Месседж добавляет еще и то, чтобы мы были почтительны перед Богом (т.е. почитали Его), а также и чувствительны к Нему, т.е. к голосу Его водительства через Духа Святого. И в этом нам следует демонстрировать готовность исполнить все, что Он нам скажет, покажет, к чему поведет. И в этом нам следует быть энергичными, а не вялыми и ленивыми. Мы должны быть энергичными и дерзновенными в том, чтобы практиковать спасенную жизнь, поступая как спасенные, согласно нашему спасению, исполняя слово Божье. Потому что спасенная жизнь -- это не скучная жизнь сухого исполнения установленных Богом правил, но это жизнь, исполненная Божьего присутствия, Его славы, Его благословения. Так что и наше отношение к жизни и по жизни должно быть радостным, энергичным и дерзновенным, ведь Христос даровал нам спасение и обеспечил жизнь с Ним, которая есть жизнью с избытком.

Поэтому, станем совершать, проживать, практиковать наше спасение, потому что Сам Бог производит в нас хотения и действия по Своему благоволению, а точнее именно силу, способность и желание исполнить Его волю. Так что мы можем сделать все, что от нас требуется в нашей части! Хотя и даже сама эта наша часть исполняется по благодати Божьей, будучи тоже делом Божьим, сила и жизненная энергия Которого действует в нас и через нас. Поэтому будем исполнять слово Божье, следуя за голосом водительства Божьего, чтобы нам проживать жизнь с избытком, дарованную нам Жертвой Христа.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в этом Господь!