Подпишитесь на рассылку
Размышления о "своем месте"
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Притч 27:8 написано: "Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое".
В наше время все барьеры были разрушены, так что человек может выбирать, где ему жить. И даже не просто может, но сегодня модно и престижно выезжать за рубеж, в европейские страны или США, чтобы там найти себе лучшую жизнь. Однако удастся ли найти там эту лучшую жизнь? И что говорит Библия о таких переездах и поисках? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит обратиться к Писанию.
Как видим из указанного стиха из Притчей, человек, покинувший свое место сравнивается с птицей, покинувшей свое гнездо. И хотя в других переводах мы находим иные формулировки, все же пока остановимся на этой. Говорится: "Как птица покинувшая гнездо". И последствия этого могут быть разные для птиц разного возраста. Если это взрослая птица, которая покинула гнездо и птенцов, тогда она обрекает последних на уничтожение. В мире достаточно хищников, которые захотят полакомиться то ли яйцами, то ли маленькими птенцами. А даже если их и минует такая опасность, то они сами себя прокормить не смогут, потому все равно погибнут. Так что бросить на погибель своих птенцов -- это, по меньшей мере, аморально, это плохо и безответственно.
Если речь идет о молодой птице, о птенце, тогда если он покинет свое гнездо прежде, чем сможет сам себя прокормить и построить себе отдельное гнездо, то разве он долго продержится? Он еще слаб, летать и добывать себе пищу еще толком не научился, то что он может? Поэтому он легко может стать легкой добычей котов или подобных. Вдали от гнезда, от своей стаи, он не сможет выжить. А если и сможет, то это будет очень сложно -- сложнее, чем если бы он остался в гнезде еще некоторое время и окреп. Так что здесь, хотя этот птенчик может особо и не подставлять никого своим легкомыслием, все же он подставляет себя, подвергает себя опасности, лишним трудностям и даже погибели.
Вот что несет в себе сравнение с образом птицы, покинувшей гнездо. Если человек взрослый бросает своих и не заботится о тех, о ком должен, то он поступает безответственно и аморально. И это не принесет ничего хорошего ни ему самому, ни тем, кого он бросил. И не важно, какими могут быть мотивы -- заработать денег или лучше устроиться -- все равно даже материальное содержание часто не может компенсировать личностное отсутствие человека как того, кто мог бы поддержать, утешить, помочь или даже просто быть рядом. Особенно это касается детей, которые оставляются своими родителями, едущими на заработки далеко за границу в тот момент, бросая их надолго в то время, когда детям наиболее необходимо родительское присутствие в их жизни, а не деньги.
Вот что об этом говорит толкование Далласской семинарии: "Тут, возможно, подразумевается, что человек, покинувший родной дом, отрекся и от обязанностей по отношению к своим домашним, и от уз, связывающих его с ними. Он подобен птице, рано оставившей гнездо свое или далеко от него улетевшей. Если речь идет о молодом человеке, то очень скоро он может обнаружить, что навлек на себя непосильные трудности (см. притчу о блудном сыне в Лук. 15:11-32)".
И рассматриваемое здесь анализируется не для осуждения людей за их жизненный выбор, не для осуждения тех, кто едут "на заработки", однако верующим следует иметь в виду, что это не всегда лучший путь. У Бога может быть иное решение. Нет, если Бог поведет так, откроет возможности и устроит все, тогда нужно следовать за Богом. Однако я не думаю, что Бог будет вести к разделению, чтобы часть семьи оставалась в одном месте, а другая часть ехала далеко зарабатывать на хлеб и к хлебу. Мне кажется, что если уж Бог и будет вести на другое место, то не по отдельности, а вместе, так что никто никого не будет бросать, оставляя самих бороться с трудностями жизни.
И в этом контексте стоит уяснить, где же это и что это за "свое место", о котором говорится? В толковании предполагается, что речь идет о доме. А дом находится в определенной стране, которую называют "отечеством". Таким образом, если следовать этой логике, тогда следует считать, что это место Писания предупреждает тех, кто покидает свой дом и свою родину о том, как это поведение расценивается и что им следует ожидать в последствии. Вместе с этим, известны и многие случаи, когда Господь говорил определенным людям переехать из одного места в другое с целью нести служение. И эти люди могли бросить все и ехать. Однако часто они ехали именно семьями, если они их имели. И конечно, это тоже не было легко, однако если это была воля Божья для них, тогда это было правильное решение. Как например Авраам -- Бог вывел его из его родины, однако он пошел со своей семьей. И он пошел в новое место, которое Бог определил быть его местом, местом его и его потомства, -- в Ханаан.
Исходя из этого, можем констатировать необходимость уяснить, знать, где же это твое место, ведь всем нужно быть в воле Божьей. И если чье-то место по призванию, по предназначению и призыву Божьему находится в другой стране, тогда на такого человека сказанное в рассматриваемом месте Писания не распространяется, ведь он будет не покидающим свое место, но наоборот, ищущим и обретающим его. Вместе с этим, стоит иметь в виду и то, что это должен быть явный призыв, ведь люди часто могут в этих вопросах быть более ведомы модой мира, чем водительством Божьим, так что их стремления переехать в другую страну часто могут быть результатом внешнего влияния мира, которому они подверглись, а не голосом водительства Божьего и не Божьим планом для них. Так что нужно знать волю Божью для себя точно, четко и конкретно. И если мы будем искать её, то мы найдем её, и Бог откроет нам все, что нам нужно знать.
Теперь следует рассмотреть формулировки других переводов. Месседж говорит: "Люди, которые не остепеняются и не обосновываются (не селятся, не приживаются, не оседают), блуждая туда-сюда, подобны беспокойным птицам, летающим туда-сюда". Как видим, здесь более акцент на том, чтобы найти свое место, остепениться, поселиться на нем и успокоиться. При этом здесь тоже идет речь о том, что это одно место, на котором и следует осесть и поселиться, так что мотаться туда-сюда в бесконечных поисках здесь тоже не поощряется.
Перевод Современной английской версии формулирует это по-своему: "Когда ты далеко от дома, ты чувствуешь себя, как птица без гнезда". И с этим сложно не согласиться. И кажется, что такое чувство будет именно тогда, когда ты, действительно, окажешься далеко от "своего места". Если же твое место будет там, тогда этого чувства, полагаю, не должно возникать. Если человек по водительству Божьему найдет свое место, отличающееся от того, где он родился или вырос, так что оно будет даже за пределами своей страны, тогда он по благодати Божьей должен прижиться, не имея этого чувства отсутствия гнезда, чувства, когда ты не в своей тарелке, как говорится. Но когда ты далеко от дома, от своего места, тогда это чувство одиночества и как бы отсутствия гнезда может быть довольно угнетающим. Ведь как чувствует себя птица без гнезда? Разве она может иметь покой? Ведь ей негде успокоиться. Она чувствует себя в опасности. Ей не на кого и не на что положиться. Она не защищена, как могла бы быть в своем гнезде. Вот такие чувства и могут возникать, когда ты сам и когда ты далеко от дома, от родных и близких.
Итак, вывод во всем этом один и прост: нужно слушать (подразумевается также и слушаться) Бога. Ведь если ты покинешь свое гнездо, свой дом, не по воле Божьей, то с великой вероятностью можешь закончить так, как блудный сын из притчи Иисуса, который в чужой стране остался банкротом без чьей-либо поддержки, никому не нужным и никого не интересующим. Если же переезд из одного гнезда в другое будет по водительству Божьему, тогда Господь обо всем позаботится и все устроит. Конечно, это не значит, что все будет легко и просто, однако в таком случае будешь иметь помощь и утешение от Бога, а это уже многое значит. Так что нам всем главное взыскивать Бога и Его воли для своей жизни, ведь Его воля, как известно, самое лучшее место для всех в наших жизнях.
Нам главное жить с Ним, жить с Богом, а когда Он живет с нами, то где -- это уже не столь важно и не имеет большого значения. И когда мы в воле Божьей, то Божье присутствие, Его благодать и Его благословение с нами, по этой причине Его воля и есть самым лучшим местом для нас -- это и есть нашим местом. Следовательно, пока нам Господь не откроет иное какое наше место, отличающееся от того, где мы сейчас, нам следует оставаться на том месте, которое Он уже нам дал, и просто позволить Ему позаботиться обо всем остальном. Но когда Он поведет нас выйти, то лучше выйти, ведь Он поведет нас к большему и лучшему.
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в нашей части Дух Святой! Аминь.