Подпишитесь на рассылку
Не преклоняться, чтобы возвыситься, или Бог защитит
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Даниила 3:16-18, 30 написано:
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
30 Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.
Сидрах, Мисах и Авденаго отказались преклоняться перед истуканом. В их словах прям чувствуется эта железная воля. Они заняли бескомпромиссную позицию и не собирались отступать. Вот это решительность! Вот это храбрость!
Сложно однозначно сказать, откуда у них была эта железная воля и бескомпромиссность. Возможно, это был результат еврейского воспитания в законе Мойсеевом. С другой стороны, сложно себе представить, через что им уже пришлось пройти. Они пережили осаду города и военные сражения, они могли видеть, как Халдеи поразили их знакомых или даже близких. Они видели, как был сожжен Иерусалим и разрушен храм, а они сами, возможно, чудом уцелели от того пламени. Затем они были отлучены от своих семей (если кто из них и вовсе остался в живых) и попали в рабство. Что после этого могло быть хуже? Не думаю, что огненная печь была им так уж страшна... Ведь кто знает, хотели ли они вообще жить дальше в тех условиях и после всего пережитого?.. Может, это немного утрировано и слишком пессимистично, однако они в своем молодом возрасте могли уже пройти столь нелегкий путь трудностей и испытаний, которые в наше время большинству не знакомы и не станут знакомы и за всю жизнь, и слава Богу. Так что трудности вполне могли сыграть и свою роль в закаливании их характера и развитии железной воли.
Однако я даже не об этом. Да, они не преклонились, и они поступили правильно. Они твердо отказались нарушать Божий закон ради закона царя. И это их решение исходило из их духа, так что все их естество противилось идее преклониться перед истуканом, ведь если бы это решение было суто в разуме, то они бы не выстояли. Так стоять и так выстоять дала им способность только сила духа. Однако не это главное, на чем мне бы хотелось сегодня остановиться. В этой истории есть еще, как минимум, два аспекта, которые стоит рассмотреть. И вот первый отчетливо просматривается в других переводах, потому к ним и обратимся.
Синодальный перевод говорит о том, что эти евреи сказали царю: "Нет нам нужды отвечать тебе, царь, на это", -- но потом все же что-то ответили. Так что теряется главная суть оригинала, но благо есть другие переводы. Так, Новый живой перевод Библии (НЖПБ) говорит: "Седрах, Мисах и Авденаго ответили: «О, Навуходоносор, нам не нужно защищаться перед тобой. Если мы будем брошены в пылающую печь, то Бог, которому мы служим, может спасти нас. Он спасет нас от вашей силы, ваше величество. Но даже если Он этого не сделает, мы хотим дать вам понять, ваше величество, что мы никогда не будем служить вашим богам или поклоняться золотой статуе, которую вы установили»."
Они сказали, что им не нужно защищаться, потому что их Бог силен избавить их! Они и вовсе не намерены были защищаться перед царем, потому что понимали и свято верили, что Бог, которому они служат, силен защитить их! Они не стали оправдываться и не пытались даже объясниться или смягчить свою вину. Они не пытались царя уговорить помиловать их. Нет, они сказали, что защищаться они не будут. Они отказались даже сказать что-либо в свою защиту! При этом они только наоборот дали царю четко и ясно понять их позицию, что они не поклонились и не поклонятся, они не пали перед истуканом и впредь не собирались это делать ни перед этим истуканом, ни еще каким-либо из, так званых, богов Навуходоносора. Они отказались почитать его богов! Конечно, такая речь привела царя в ярость. Их речь вполне могла показаться ему дерзкой. Однако они говорили верой и согласно своей вере. Как видим, речь веры может показаться дерзкой и не угодной человеку, однако главное то, что она угодна Богу.
И эти трое евреев явно заявили, что они будут стоять в этой позиции при любых обстоятельствах, не зависимо от того, придет ли к ним избавление Божье. Они знали, что их Бог силен. Однако они стояли в своей позиции не только потому, что ожидали избавления, но они сказали, что если даже избавление и не придет, они все равно не изменят своей позиции. Этим они дали понять, что они не цепляются за жизнь и говорят так даже не из-за надежды сохранения им жизни их Богом, а готовы стоять в своем решении, чего бы им это не стояло. Таким образом, они не говорили о том, что их Бог может и не избавить их, хотя и силен, а о том, что они будут стоять в своей позиции и не изменяет её, чего бы им это не стоило. Такой бескомпромиссности еще нужно поучиться.
И Бог почтил такую их веру и позицию. Мне понравилось, что об этом написал Л. Самралл: "Бог, верный Себе, встретил их посреди огня и сохранил их так, что даже волосы у них не опалились, и одежда не пропахла гарью. Единственное, что они потеряли в огне, это веревки, которыми они были связаны" [Отвага побеждать, с.135]. Эта последняя фаза понравилась мне особенно: они потеряли лишь связывающие их веревки! И это напоминает написанное в Ис.42:3: "... пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя", -- ведь Бог в огне притеснения встретит Своих детей так же, как встретил и Ананию, Мисаила и Азарию. Так что даже то пламя Господь обратит во благо, используя его для того, чтобы разделаться со всеми удерживающими и связывающими веревками -- со всем, что могло сдерживать, удерживать и притеснять, так что в итоге всякое притеснение само сгорит в своем огне и попалит всех противников (как были попалены все, кто бросал их в огонь). Аллилуия!
Потому и нам совершенно не обязательно защищаться, потому что наш Господь силен защитить нас точно так же, как защищал всех Своих избранных, включая Сидраха, Месаха и Авденаго. И вот мы видим, какая защита Божья: она не только сохраняет нас в целостности невредимыми, но и обращает все во благо, ведь выйдя из печи они получили возвышение. На этом мы немного остановимся далее, однако сначала хочется заметить реакцию Навуходоносора, как сменялись его эмоции и речь. Тут он только что пришел в ярость, но в следующий миг -- уже в ужас. Ведь тот Бог, который спас этих трех, разве не мог отомстить Навуходоносору, чтобы он оказался в печи?..
Так что полагаю, царь испугался не только и не столько самого чуда, сколько того, что Бог этих трех евреев может сделать с ним. Полагаю, тот его указ, изложенный в конце главы, был неспроста. Он не только увидел силу Божью, но полагаю, был и рад тому, что сам остался жив и невредим, что Бог Седраха, Мисаха и Авденаго оказался милостивым. Ведь как только он увидел силу Божью, так и переменил свое отношение к Богу Израиля. Как видим, некоторые в мире могут скептически относиться к Богу, потому что не видели Его силу; но как только увидят, то ни от скепсиса, ни от гордыни может не остаться и следа, хотя это будет выбор человека. В этом Навуходоносор отличается от Египетского фараона: последний ожесточался при виде того, что сила Бога Израилева больше, чем сила его самого и его жрецов; а Навуходоносор каждый раз признавал силу и величие Бога Израилева, потому Навуходоносору будет отраднее в день суда, как говорится.
И теперь о возвышении. Сидрах, Мисах и Авденаго получили возвышение после того, как отказались стать на колени. Они не стали на колени перед человеком -- и были возвышены Богом. И это отличительная черта всех Божьих избранных в Писании. Никто из них не получал возвышение, становясь на колени перед человеком, никто. И часто даже наоборот, они отказывались преклоняться. И кажется, что это то, что у евреев в крови. Они не преклоняют колени перед человеком, в отличии от остальных. Обычно люди стремятся получить собственную выгоду от человекоугодничества и от раболепствования перед другими и перед сильными мира сего. Обычно люди привыкли ставать на колени, чтобы получать подачку милости, но не евреи. Они не преклоняются. И самое удивительное то, что они и возвышаются в итоге. И это еще одна причина, по которой их не любят.
Но как бы то ни было, для нас, христиан Нового Завета, это тоже имеет значение. Это показывает нам, что мы получаем возвышение от Бога, когда не становимся на колени перед людьми. Для возвышения нам не просто не нужно ни перед кем ставать на колени, но иногда это будет и необходимостью, как в случае этих трех евреев. Ведь если бы они преклонились, то у Бога бы уже не было бы возможности защитить их, а потому если и не в этот, то в другой раз они могли бы попасть в ловушку завистников, которые и донесли на них. Потому мы получаем возвышение от Бога, когда отказываемся ставать на колени перед людьми, ведь именно это и дает возможность Богу и возвысить нас, и защитить во всем процессе возвышения. Аллилуия! Так что если мы хотим получить возвышение от Бога, мы должны не преклоняться перед людьми. Это условие, это необходимость. Люди и так ничего не могут дать, но они также ничего и не могут сделать, если Господь Всемогущий защищает нас. И для того, чтобы не преклониться, мы должны верить в силу Божью, однако и должны быть готовы стоять до конца, чего бы нам это ни стояло, как и Сидрах, Мисах и Авденаго. И да поможет нам в этом Господь!
Итак, нам не нужно, нам совершенно нет необходимости защищаться перед людьми или оправдываться перед ними, потому что Бог защитит нас и Он же и оправдает. Но что нам нужно, так это стоять бескомпромиссно в своей позиции веры и доверия Богу, сохраняя свою верность и преданность Богу и Его слову, не преклоняясь перед людьми или обстоятельствами, какими бы они ни выглядели. Господь встретит Своих избранных везде, где бы они ни оказались, как встретил этих трех евреев в печи, так что не важно, где мы, а важно с Кем, и мы -- с Богом! Потому мы должны научиться не преклоняться перед людьми и не ожидать ничего от них, ведь они ничего не могут ни дать нам, ни также сделать нам, когда мы находимся под покровом Божьим. И чтобы оставаться под покровом Божьим, нам и нужно сохранять свою верность и преданность Богу и Его слову, и своей вере в Бога и в Его слово. И это даст возможность Господу не просто защитить нас, но и возвысить, и обратить все во благо, заставив даже противников признать, что наш Бог выше и сильнее, и могущественнее, и что никакой человек и никакое иное существо не сравнится с Ним в силе и не сможет устоять перед нашим Богом Всевышним и Всемогущим. И Господь докажет это всем несогласным.
Аллилуия! Слава Богу!
Да будет наш Господь прославлен!
Хвала Ему на небе и на земле!
Аминь!