Подпишитесь на рассылку
Господь -- твердыня, или Наше надежное основание в Боге
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
Мы продолжаем рассматривать Псалом 61, потому мы остановимся на некоторых аспектах стиха 2, которые не рассмотрели в предыдущей публикации, а также обратимся к написанному в стихах 7-8:
² Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
⁷ Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
⁸ В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
Стоит сказать, что весь этот Псалом особенный, и в нем несколько мыслей, на которых стоит отдельно остановиться. Однако главное внимание мы уделим сказанному именно в этих стихах. Здесь неоднократно повторяется мысль о том, что Господь есть твердыней и убежищем. Посмотрим, как это звучит в иных формулировках.
В частности, Расширенный перевод Библии (РПБ) говорит: "2 Он один - моя скала и мое спасение, Моя защита и моя крепкая башня; Я не поколеблюсь и не буду разочарован. 7-8 Только Он моя скала и мое спасение; моя крепость и моя защита, я не поколеблюсь и не буду обескуражен. На Боге основываются мое спасение и моя слава; Он моя скала [непоколебимой] силы, мое убежище в Боге".
Как видим, здесь вместо твердыни используется слово скала, что может быть более понятно. Кроме этого, надежность упования на Бога передается также словами: крепость, защита; в других переводах употребляются еще и такие слова, как башня, безопасное место. И все это призвано передать нам надежность и непоколебимость Бога как основания нашей веры и доверия Ему, нашего спасения и избавления, которые приходят от Него.
И стоит также заметить, что говорится даже о том, что когда мы уповаем на Бога, мы не будем разочарованы -- столь надежным упованием, опорой и основанием Он есть. При этом вспоминаются многие примеры в Библии, в которых люди не принимали сразу же или относились к Божьему слову несколько скептически, насторожено, не столько потому, что сомневались в Боге, сколько просто боялись быть разочарованными и не хотели питать ложные надежды; они не были достаточно уверенны в том, что это именно план Божий для них.
Например, когда Елисей сказал Сонамитянке, что будет у неё сын, она сказала: "Не обманывай рабы твоей" (4Цар.4:16), -- иначе говоря, это для неё было очень желанным, но она уже потеряла всякую надежду и потому не хотела больше питать ложных надежд. Но тем не менее, у неё на следующий год и родился сын по слову пророка. Или когда Бог сказала Аврааму, что у него будет сын через год, и Сарра это слышала, то она рассмеялась, может, не столько по неверию, сколько это было просто ответной реакцией на услышанное, которое было для неё настолько удивительным, ведь она говорила, что ей ли 90-летней родить? В этих словах звучит подтекст: она столько надеялась, а тут, когда она потеряла всякую надежду, родит? (Быт.18)
Люди боятся разочарований, потому часто с опасением принимают и слово, которое несет им ободрение и надежду, ведь они боятся питать ложные надежды. Почему-то людям кажется, что лучше не питать никаких надежд, чем надеяться, а потом быть разочарованным, не получив осуществления своей надежды. И может, в мире это и так; может, если жить без Бога, то этот подход и разумен -- но не тогда, когда мы имеем дело с Богом и с Его словом. Божье слово несет надежду, однако не ложную, но истинную.
Иногда мы колеблемся и в отношении того, было ли это нам слово от Бога или же это наши мысли, которые выдают желаемое за действительное, так что мы как будто бы слышим желаемое от Бога, но не уверенны, от Бога ли это или это просто то, что нам хотелось бы услышать... Не буду утверждать однозначно, однако в таком случае нужно точно понимать, что мы подразумеваем под "нашими" мыслями. Ведь если имеется в виду то, что поднимается из нашего духа -- из нашего настоящего и истинного "я", -- тогда это мысли от Бога, тогда это приходит от Бога, ведь дух человека есть светильником Господним (Пр.20:27). И именно в таком смысле "наши" мысли и есть истинно нашими.
Если же эти мысли возникают от плоти: от забот или от внешнего влияния обстоятельств, -- тогда это не совсем наши мысли... Они не совсем наши, потому что навязываются извне и, скорее всего, под негативным влиянием лукавого. Но вот кому лукавый в Писании обещал что-либо безвозмездно? Иисусу обещал при искушении царства мира, но ценой поклонения ему (Лк.4). Или кого враг утешал надеждою? Наоборот, он стремится украсть у людей надежду.
Так что если к нам приходит утешение надеждой, то пусть мы и не уверенны, от Бога ли это или же это просто наше желание, это просто наши мысли, в которых нам кажется, что звучит голос Божий, пусть хотя мы и не спешим принимать это, опасаясь, чтобы это не было просто тем, что нам хотелось бы слышать, все-таки более вероятно, что утешение надеждою приходит именно от Бога, то ли через голос Духа Святого, то ли поднимаясь из нашего духа, который, будучи соединен с Духом Божьим, знает больше, чем наш разум. Иначе говоря, если мы слышим слова, несущие надежду и утешение, то с большой вероятностью это от Бога, ведь Его обетования всегда несут надежду и утешение, и исполнение надежд и осуществление ожиданий, желаний.
Я знаю, что есть те, кто считают, что Бог не будет исполнять желания, однако а что тогда Бог делал в историях, которые мы читаем в Писании? Не было ли желаем Авраама и Сарры иметь детей, иметь сына? Не было ли желанием Исаака и Ревекки иметь детей? Не было ли желанием Рахили иметь детей? Не было ли желанием той Сонамитянки иметь детей? Не было ли желанием вдовы быть свободной от долгов и сохранить свободу своим детям? Не было ли желанием Неемана быть здоровым? Не было ли желанием Вартимея быть зрячим? Не было ли желанием Израиля быть свободными от египетского ига рабства? Не было ли желанием Давида взойти на трон, которое возникло после того, как он был помазан? Не было ли желанием Иосифа получить исполнение снов? И этот список можно продолжать.
Ведь все, кто приходили к Иисусу и просили у Него чего-то, то те просили желаемого и получали это, как сотник, сиронификиянка, Иаир и другие. При этом в случае Иосифа и Давида очевидно, что их желания и надежды были вложены в них самим Богом. И они тоже могли отказаться от них из-за опасения не питать ложных надежд. Но вот когда мы с Богом, то ложных надежд Он никому не предлагает. По этой причине мы и не будем разочарованы, ведь Господь приведет нас в исполнение надежд и осуществление ожиданий и даже больше того, о чем мы могли мечтать. Аллилуия!
И это так потому, что Бог есть надежная твердыня: Он и Его слово -- это скала, непоколебимая гора. А мы видели, чтобы гора когда-нибудь колебалась? Да, её может содрогнуть землетрясение, но лишь в смысле некой вибрации. В крайнем случае, пару камней покатится вниз... И все. Скала, гора, и дальше стоит, где стояла. Её невозможно поколебать. Это построенные людьми здания шатаются и рушатся, но не горы. Горы стоят на одном и том же месте веками. И вот именно такой непоколебимый образ и употреблен в Писании, чтобы до нас, наконец, дошло, что у нас нет оснований сомневаться в Боге! Ведь Он столь же надежен, как и скала, как твердыня, как башня, как крепость и даже больше!
Поэтому, когда наша вера, наши надежды, своим основанием имеют Бога и Его слово, то это непоколебимое основание, как скала, гора, так что и нашей вере нет причин колебаться! Давид это понял, потому и поет в своем Псалме о том, что он не поколеблется. Об этом говорит и толкование Далласской семинарии: "Мысль о том, что никто и ничто не в состоянии "обесславить" Божию помощь, передана через часто встречающееся сравнение Бога с "твердыней" (или скалой), с надежным убежищем. Давид сознает, что у него нет оснований сомневаться в этом: не поколеблюсь более".
Однако в противовес и в противоположность этому он анализирует и другое, что могут люди видеть своим основанием, а именно: других людей, грабительство, хищение, богатство. И ни другой человек, ни грабительство и притеснения, ни хитрость с ложью и воровство, ни накопленное богатство не могут быть надежным основанием силы человека. Рассмотрим это по порядку.
Стих 10 говорит о том, что другие люди -- пустота. РПБ передает это так: "Люди низкого ранга -- это только дыхание (пустота), а люди [высокого] ранга -- ложь (заблуждение). На весах они поднимаются вверх [потому что у них нет измеримого веса или ценности]; все они вместе легче дыхания". Вот какое отношение было у Давида к людям, и вот что нужно понимать и нам в отношении упования на человека. К этому можем добавить еще и сказанное в Новом живом переводе Библии (НЖПБ), который предлагает такую формулировку: "Простые люди бесполезны, как дуновение ветра, а сильные -- не то, чем кажутся. Если взвесить их на весах, вместе они легче глотка воздуха".
Как видим, что простые люди, что занимающие какое-то высокое положение в обществе не есть надежной опорой, потому что они сами, будучи легче пустоты, ничего не могут и дать. Если знатные в мире -- то они ложь и заблуждение, что значит, что они лгут и себе на уме, при этом и часто выдают себя совсем не за тех, кем они кажутся или есть на самом деле. И тогда о простых и вовсе говорить нечего -- они сами нуждаются в помощи, что они еще и предложить могут? Это нужно понимать в отношении того, если кто смотрит на людей как на свой источник безопасности или успеха.
Если рассмотреть другие вещи, которые люди также часто могут видеть основанием своей силы, то Писание столь же четко открывает, что это все суетно. Ст.11 в РПБ говорит: "Не надейся на угнетение, и не надейся напрасно на грабеж; если богатства увеличиваются, не привязывайся своим сердцем к ним". Как видим, здесь предостерегается и от того, чтобы пытаться выкрутиться всякими неправдами, притеснениями и грабежами, ведь путь беззакония -- не надежный путь вовсе, а только даже наоборот. К этому можно добавить еще и формулировку НЖПБ: "Не зарабатывайте на жизнь вымогательством и не уповайте на воровство. И если ваше богатство увеличивается, не делайте его центром своей жизни".
И во всем этом Псалме звучит призыв найти успокоение только в Господе, ведь только Он -- надежная твердыня и непоколебимая скала. Только Он может быть истинным упованием, и только Его слово может быть основанием для веры и надежды -- и это самое надежное упование, которое может быть! Аллилуия! Ведь вся сила и власть -- у Бога, у Него же можно найти и милость (ст.12-13). Вот почему Он столь надежное упование! Потому от Него и наша победа (ст.2 в НЖПБ), и только Он дает внутреннее спокойствие (ст.6 в САВ). Потому мы можем и нам следует всецело зависеть от Него, потому что только зависимость от Бога есть надежной опорой, которая не только обеспечивает непоколебимость нашим позициям и безопасность, но и которая дарует спасение и победу, принося с этой победой возвышение. Аллилуия!
Итак, Господь есть наша крепость, твердыня, скала, гора, башня, убежище. Он есть самой надежной опорой, так что нам нет оснований сомневаться в Нем и в Его слове. И когда мы имеем такую твердую уверенность в своем Боге, то мы и не поколеблемся, как и говорит Давид (что он не поколеблется). И имея это понимание надежности Бога и Его слова как основания нашей веры и наших надежд, нам не нужно опасаться питать ложных надежд, потому что когда мы с Богом, то с Ним ложных надежд не может быть, а только истинные, которые и осуществляются.
И в отношении этого можно привести формулировку Месседж стиха 2, который говорит, что "я буду ожидать Господа столько, сколько Он скажет, потому что все, что мне нужно, исходит (приходит) от Него. Тогда почему бы и нет? (в смысле, почему бы и не ожидать Господа?)". Так что даже если исполнение надежд от Бога и затянется в нашем понимании времен и сроков, то это все равно стоит того, чтобы ждать и уповать на Бога, доверяя Ему. К тому же, у Бога времена и сроки, так что у Него и все вовремя. Потому будем твердо стоять в своем уповании на Бога, ведь основания надежнее не найти -- его просто нет. Все остальное, что люди в мире видят своим основанием, есть пустотой, а потому и не более, чем шаткой иллюзией. Но наш Бог -- наша скала, и в Нем мы не поколеблемся, и на пути с Ним мы не будем разочарованы! А это значит, что мы получим исполнение надежд и осуществление ожиданий, и Господь известен тем, что Он превосходит их (Еф.3:20).
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в исполнении нашей части Дух Святой!
Аминь.