Подпишитесь на рассылку

Веселиться и радоваться о делах Божьих

В книге Иоиля 2:21 написано: "Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это". Как видим, здесь говорится веселиться и радоваться, потому что Господь велик, чтобы совершить все Им обещанное. А если мы почитаем дальше, то обещанное прекрасно -- это благословение и восстановление. И по причине того, что это исполнится, потому что Господь велик, и следует веселиться и радоваться.

Если посмотреть другие переводы, то хотя их формулировки и несколько отличаются, все же не существенно, потому у них звучит эта мысль с немного иным акцентом на то, что Господь уже совершил или совершает великое. Например, Месседж говорит: "Не бойся, Земля! Радуйся и празднуй! Бог совершил великие дела". Или Современная английская версия: "Господь творит чудеса и совершает великие дела. Потому скажи почве праздновать". 

Если соединить все это вместе -- все переводы, в т.ч. и Синодальный, то получится то, что мы можем и даже нам следует радоваться о том, что Господь совершил, что совершает и что еще совершит. Иначе говоря, у нас есть причины для радости, как в прошлом -- о том, что Господь уже совершил для нас; так и в настоящем -- что сила Божья совершает для нас или через нас в настоящем; так и в будущем -- что сила Божья еще проявит в нашей жизни.

И кажется, что этот аспект будущего особенно восхитительный. Ведь пережитый нами в прошлом опыт с Богом хорош; то, что Господь творит для нас сейчас и как сила Божья выполняет свою работу в нынешнем моменте, часто не всегда заметно; но вот Божье обетование о будущем вселяет надежду, приносит хорошие ожидания, рисует светлую перспективу. Ведь что толку человеку от его прошлого или настоящего, если у него уже нет будущего?.. (Как тот человек в притче Иисуса собрал великий урожай, и собирался есть и пить, но ему было сказано, что у него уже нет перспективы.) Но Господь всегда дает надежду на светлую перспективу.

Потому формулировка Синодального перевода особенна тем, что она направляет взор в будущее, тем самым питая веру в настоящем. Она говорит о том, что Господь силен совершить обещанное, а значит то, что Бог сказал, произойдет. А если то, что Бог сказал, произойдет, значит, все будет хорошо. И не просто хорошо, а даже потрясающе и великолепно! Потому что такой Бог -- Он творит больше того, о чем мы просим и помышляем (Еф.3:20). И здесь в Иоиля 2 если мы почитаем дальше, то увидим потрясающие обетования Божьи о том, как Он устроит будущее Своего народа. И если все так и будет, то разве это не причина для радости?

Но вот теперь мне хочется обратить внимание на следующее. Как уже было сказано выше, у нас есть причины радоваться о том, что Господь сотворил, творит и что еще проявит для нас и через нас. Так вот, эта причина для радости в Боге и в том, что Он творит, что Его сила совершает, а не о происходящем в мире. В происходящем в мире может быть не видно никакой причины для радости, но не на это нам Писание говорит смотреть. И не о происходящем в мире нам Писание говорит радоваться, а о том, что Бог творил, творит и что еще совершит, и как еще явит Свою славу. Вот наши причины для радости, потому и вот что нам нужно отслеживать -- дела Божьи и Его движение, а не происходящее в мире.

Однако часто дети Божьи больше смотрят в мир и отслеживают происходящее в нем больше, чем дела Божьи, при этом последние даже и вовсе выпуская из виду, так что они видят везде одни угрозы, бедствия, недоразумения и безобразия... Но это не имеет отношение к делам Божьим и к действию силы Божьей -- для Бога весь этот мир, как ничто (Ис.40:7)! Но это не влияет на план Божий и на его исполнение, ведь все запланированное Богом будет исполнено! И это не создает полной картины того, что действительно происходит... Ведь Бог может двигаться всем фронтом, а верующие могут этого не замечать, будучи сосредоточены и напуганы тем, что они видят происходящим в мире, которое есть делами врага и следствием проклятия. 

Хотя Ной тоже мог наблюдать за непогодой, однако открытые окна могло быть чревато тем, что и Ной мог бы намокнуть, смотря в окно -- намокнуть, хоть и немного... Так что нам нужно не слишком открывать окно, чтобы смотреть в мир, чтобы не намокнуть -- не попасть под негативное влияние от негативного потока информации, ведь мы имеем ковчег в Боге (Его покров и защиту). Мы больше должны смотреть в слово и видеть, и стараться отслеживать движение Божье, ища то, что и как делает Бог (Мф.6:33), а не увлекаясь миром и его заботами -- вот тогда наше сердце и будет в правильном состоянии, и мы сможем видеть истинную картину происходящего в духовном, оценивать и воспринимать все духовно и соответственно реагировать, при этом не теряя мира и радости изнутри. И да поможет нам в этом Господь!

При этом интересно посмотреть на некоторые значение слов оригинала. Слово, переведенное в Синодальном как "радуйся", согласно словарю Стронга значит: "ликовать, радостно кричать". А слово, которое переведено как "веселись", значит: "радоваться, веселиться, торжествовать". Исходя из этого, можем сформулировать свой расширенный перевод: "Не бойся (не страшись и не пугайся), земля, но радуйся и веселись -- ликуй, торжествуй и восклицай от радости, -- потому что Господь велик, чтобы совершить это". Так что эти радость и веселье подразумевают, опять-таки, не просто хорошее настроение, но торжество и ликование! А очевидно то, что для великой радости и тожества, и ликования и повод должен быть существенный... И этот повод -- великие дела Божьи. 

Вместе с этим, также стоит заметить и то, что сначала стиха говорится не бояться, а значит, в видимом может быть то, что может вызывать некие опасения... Но не смотря на это, Господь говорит радоваться. Потому что не опасения сбудутся, а дело Божье. Потому что не бояться мы должны, а верить Богу, чтобы Его сила проявилась! А для этого и потребуется больше смотреть в слово, чтобы больше питать веру, а не страх и опасения. Но когда христианин боится, значит, то, что он видит в мире и в обстоятельствах, для него больше того, что сказал Бог и что Он совершает. Значит, дела в мире для него больше и важнее в его восприятии, чем дела Божьи. Значит, он больше верит тому, что он видит в мире, а не тому, что говорит и делает Бог. Ведь если человек не видит дел Божьих, то это еще не значит, что их нет. Дело в виденье и в направлении внимания -- куда мы смотрим. Ведь можно быть настолько сконцентрированным на чем-то, что не замечать ничего иного. И печально, что христиане могут быть так сконцентрированы на происходящем в мире, что уже не замечают того, что делает Бог, в то время как это должно быть наоборот!

Итак, у нас есть причины для радости, и даже для ликования, торжества и веселья -- и это совершаемое Богом, это Божьи дела, явленные нам в прошлом и совершаемые Им сейчас, и которые еще проявятся в будущем. Об этом мы можем и нам следует радоваться, независимо от того, что происходит вокруг, ведь оно нас не касается. Но нас касаются Божьи дела -- их и искать мы должны, их и отслеживать. И когда мы будем видеть исполнение слова Божьего и Писания, тогда это будет и приносить нам радость и питать её (при этом мы можем видеть исполнение пророчеств Писания и в происходящем в мире, так что происходящие там события тоже нужно воспринимать правильно и правильно на них смотреть). 

И поскольку наша перспектива светлая и заключается в потрясающем будущем с Богом и в Нем, то по этой причине мы и должны радоваться, ведь Господь силен, а потому и совершит обещанное, а обещанное -- прекрасно! Это и вселяет надежду и формирует правильные ожидания от Бога, и дает нам повод для радости и торжества, и веселья, как и Израильтяне ликовали после того, как Господь накрыл фараона водами моря, по дну которого они прошли, хотя они могли радоваться еще и на том берегу, ведь они все равно бы были избавлены (Ис.14-15). А это говорит о том, что можно и нужно начинать ликовать уже сейчас -- еще до того, как обещанное Богом проявится, ведь Бог силен, и Его сила действует, и Он исполнит Свой великий план. А потому не обязательно и ждать, пока это проявится, чтобы радоваться, хотя вера всегда будет веселиться наперед, считая сделанным и уже имеющимся просимое и называя несуществующее, как существующее (Рим.4:17).

Аллилуйя! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь.