Подпишитесь на рассылку

Воля, вера и сила Божья

Мы продолжаем рассматривать книгу Даниила, третью главу, только теперь обратимся к стихам 17 и 29:

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

29 И от меня [Навуходоносора] дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

Стоит обратить внимание на фразу стиха 29, в которой Навуходоносор констатирует, что нет иного бога, который мог бы так спасать. В Расширенном переводе Библии сказано, что нет такого бога, который бы мог спасти таким образом (таким путем, способом), подразумевая, наверное, спасение из среды огня, когда он даже не тронул, т.е. спасение, обеспечивающее полную непроницаемость. А Современная английская версия говорит, что нет иного бога, который бы имел такую великую силу спасать.

И вот интересно, что эта последняя формулировка показывает, как стих 29 перекликается с написанным в стихе 17, где Сидрах, Мисах и Авденаго сказали, что их Бог силен их спасти. А в конце истории и сам Навуходоносор признал и заявил, что Бог Израиля силен спасти, и что никто другой не имеет такой великой силы спасти, как Бог этих евреев. Как видим, одна мысль, только сначала она звучит как исповедание веры в устах евреев, а в конце как констатация факта от увиденного проявления явного чуда спасения и избавления.

Конечно, эта история, как и эти фразы, в очередной раз показывают величие спасающей силы Божьей и что только наш Бог может так спасать. А как Он может спасать? А вот так, что огонь не опалит и воды не потопят (Дан.3; Ис.43:2); а так, что львы не тронут (Дан.6); а так, что воды расступятся и стены падут (Исх.14; Нав.3, 6); а так, что огонь сойдет с неба и попалит врагов (4Цар.1); а так, что вражеское войско, окружившее город, ослепнет (4Цар.6); а так, что пойдет Ангел и истребит в стане врага 185 тыс. (4Цар.19:35); а так, что менее, чем за сутки, изменится экономическое состояние города (4Цар.7); а так, что одна женщина убедит царя изменить указ и не губить целый народ (Есф.8); а так, что пошлет Ангела, так что цепи падут и двери откроются (Деян.12)... В общем, можно продолжать, однако и так список достойный. И он показывает все то же: что нет иного бога, который мог бы так спасать. 

Однако насколько дети Божьи осознают эту великую спасающую и избавительную силу Божью? Насколько мы ходим в этом понимании, что нет иного бога, который мог бы так спасать? Ведь кажется, что если бы до детей Божьих это по-настоящему дошло, то во многих случаях (если не в большинстве) они вели бы себя совершенно иначе, совершенно по-другому. Ведь такое понимание дает уверенность в своем Боге, с которой приходит и способность стоять так, как Сидрах, Мисах и Авденаго.

И вот на этом аспекте их позиции и стоит больше остановиться. Ведь, с одной стороны, да, нет иного бога, который мог бы так спасать, но, с другой стороны, сколько найдется людей, которые смогут так стоять в своей вере, как Анания, Мисаил и Азария в виду раскаленной печи? Сколько найдутся таких, как Даниил, который, невзирая на царский указ, пошел и открыл окна, и начал молиться, как обычно, хотя за это и висела угроза львиного рва? И, казалось бы, подумаешь -- всего 30 дней не молиться, делов то... Однако это был недопустимый компромисс, как и в случае Сидраха, Мисаха и Авденаго поклонение перед истуканом было недопустимым компромиссом, который бы фактически свидетельствовал о том, что они отвернулись от Бога живого, нарушив Его указ не преклоняться перед идолами.

Можно привести и другие примеры того, как стояли в своей вере и как действовали в послушании люди Божьи, которые и получали чудеса, приводящие в восторг мир до сих пор. Сколько осмелились бы пойти к самому могущественному правителю, одно слово или даже жест которого может стоить жизни пришедшему к нему, и сказать ему в лицо: "Так говорит Господь: "Отпусти народ Мой"? Сколько готовы послушать Бога и идти к морю, к тупику, еще не видя вод расступившимися и не понимая замысел Божий? Сколько отважатся ступить в мутные и коварные воды Иордана еще до того, как они расступятся? Сколько отважатся глупо маршировать вокруг стен целую неделю? Кто при виде окружившей армии выйдет к ним с отношением, что с ним больше, и помолиться, чтобы Ангелы поразили войско слепотою, вместо того, чтобы прятаться и убегать? Сколько отважились бы пойти к царю без приглашения, когда этот визит мог бы стоять жизни? Как видим, послушание всех избранных Божьих им чего-то стояло, и могло им стоять очень дорого -- жизни, однако они все были готовы платить такую цену. Но вот дело в том, что именно когда они были готовы платить такую цену, Бог был готов их так спасать.

Как видим, великие чудеса являлись по великой вере, и великая -- не в смысле размера, а в смысле твердой и бескомпромиссной волевой позиции, в соответствии с которой были предпринимаемы и соответственные действия (как Даниил все равно молился) или наоборот бездействие (как три еврея отказались пасть перед истуканом). Конечно, мы видим, что это было великое явление избавительной силы Божьей, однако для тех, кто готов был ради своей веры идти на великие жертвы и платить великую цену. А эта готовность, эта решительность и бескомпромиссность -- это воля человека, которая в Новом Завете имеет отношение и к применению духовной власти верующего в Имени Иисуса. Так что так спас Бог Сидраха, Мисаха и Авденаго, которые заявили -- исповедали и провозгласили, -- что Бог, которому они служат, силен их так спасти.

Как видим, хотя чудеса и совершает сила Божья, здесь есть наш часть, так что сила Божья проявляется для каждого так, как тот готов стоять. Имеется в виду, что явление силы Божьей зависит от нашей воли, от нашего волевого решения, исходящего из нашей веры, так что если человек не направит свою волю на то, чтобы принять избавление от Бога или чтобы исполнить Его волю любой ценой, то и сила Божья не сможет проявиться, чтобы так спасти, как этих евреев. Если верующий не будет готов так стоять до последнего, то и сила Божья не сможет явиться в таком избавлении и спасении. А мы можем быть готовы так стоять, только когда считаем, что наш Бог силен нас спасти, и когда готовы платить любую цену за то, чтобы проявить послушание и исполнить волю Божью. 

И хотя часто это очень не легко и не просто, как это было для этих евреев в виду огненной печи, но вот сила Божья как раз и проявляется с таким избавлением и спасением именно тогда, когда избранные Божьи так стоят в своей вере и решительности или готовы так стоять. И это не согласие в разуме: "Да, я готов стоять", -- а потом первое же легкое давление повергает в уныние от сомнения; это внутренний настрой, в котором воля человека и вера так сплетаются воедино, что человек становится настолько предан своей вере, своим убеждениям, что отказывается идти на любые компромиссы с ними (со своей верой и со своими убеждениями). Но именно это и высвобождает силу Божью. Так что насколько мы будем посвящены своей вере в готовности платить за неё цену, настолько сила Божья и будет проявляться в нашей жизни

А мы убеждены в слове Божьем? А насколько мы убеждены, что наш Бог силен спасти, так что мы имеем Его ответ и просимое? Ведь если мы не убеждены, то мы не можем и считать так, а пока нет этого волевого аспекта, пока воля не направлена на исполнение слова Божьего, поддерживая нашу веру, то мы не сможем и поступать на основании слова Божьего, и это так не сработает. Потому что, как говорил О. Робертс, поступок по вере есть точкой контакта; а я скажу, как нам Бог открыл, что наша волевая позиция с применением власти Имени Иисуса по вере есть включателем, заставляющим силу Божью течь. Потому насколько мы готовы стоять, чтобы получить ответ от Бога? Ведь как мы будем верить и как будем готовы стоять, так сила Божья и проявится в нашей жизни. 

По этой причине, полагаю, одни получают великое избавление, проявляя великую веру и полную преданность слову Божьему в решительности не отступать от него, во что бы то ни стало; а другие терпят то, что называют скорбями, хотя то есть просто поражение их веры, потому что они либо имели неправильные представления о Боге (заблуждения), либо не проявили такой волевой готовности и решительности стоять в вере и в послушании Богу до конца, чего бы им это не стоило. Конечно, могут быть и иные ситуации, иные случаи, ведь мы знаем, что произошло с некоторыми пророками и Апостолами. Хотя произошедшее не значит, что Бог не мог их спасти; это лишь показывает, что это по каким-то причинам произошло. И хотя нам сложно судить о том, что происходило между теми людьми и Богом, однако с большой вероятностью это произошло не столько потому, что это было волей Божьей, сколько по их воле. 

Павел, например, хотел умереть за Христа. Другой монах получил возможность сбежать из тюрьмы и избежать костра, но имел неправильные представления заблуждения, а потому бросился спасать своего преследователя, провалившегося сквозь лед, на которого просто таким образом пришел суд Божий, а когда спас, то тот обратно возвратил монаха в темницу, так что он не использовал даруемую ему Богом возможность, что и стоило ему в итоге жизни. О Петре мы знаем, что ему была как бы возвещена его участь, однако вот Иоанна не смогли сварить даже в кипящем масле. И разве Бог не для всех одинаковый? Нет, у Него нет лицеприятия. Однако мы все можем верить Богу неодинаково, иметь неодинаково близкие с Ним отношения, неодинаково Ему доверять, иметь неодинаковую уверенность в слове Божьем и неодинаковую решительность и неодинаковое посвящение платить цену за свою веру, за послушание Богу. Отсюда и неодинаковые результаты. Так что это не то, что приписывают Богу, что Его воля -- гонения и скорби, иначе чего бы Ему было тогда спасать Даниила, Ананию, Мисаила и Азарию и всех остальных?.. 

Потому не следует делать неправильных выводов о том, что есть волей Божьей, а что нет. Ведь есть еще аспект и воли самого человека, на которую влияют его вера и убеждения, и этот аспект не следует упускать, ведь если в него проберутся заблуждения, тогда это повлияет на результаты, которые могут быть следствием того, что Божье избавление не было принято и проявлено, причиной чему будет совершенно не Бог и не то, что не было Его воли явить Свое избавление. Как видим, Сидрах, Мисах и Авденаго направили свою волю на то, что они примут избавление Божье, что Бог силен их спасти, потому и получили проявление воли Божьей в таком чудесном спасении. И это показывает удивительную связь между волей Божьей и волей человека, между действием силы Божьей и волей человека, направленной на принятие действия силы Божьей, готовой принимать от Бога Его спасение и избавление.

Итак, мы видим, что нет иного бога, который мог бы так спасать, как наш Бог, однако Его спасение и избавление проявится в нашей жизни настолько, насколько мы будем готовы стоять в своей вере и решительности получить ответ Божий и исполнить Его волю. Потому нам нужно не упускать этот  аспект нашей воли, чтобы нам направлять его в одну сторону с нашей верой, чтобы, соединяясь вместе, они высвобождали силу Божью, которая может принести такое спасение и такие победы от Бога. Так что будем укрепляться в вере и развивать свою решительность, тренировать свою волю, чтобы нам иметь твердые убеждения, согласно слову Божьему, чтобы мы и могли считать, видеть и воспринимать все так и таким, как это говорит слово. И если мы будем считать, что Бог силен спасти и спасет, то это мы и получим от Него, и иначе быть не может, как это было для этих трех евреев. В ином случае, если мы недостаточно убеждены в слове, а потому не считаем так, как оно говорит, результаты могут быть иначе или проявление может занимать дольше времени, и виной тому не Бог. Потому будем стараться проявлять такую же решительность и посвящение в отношении получения ответа от Бога, как и Сидрах, Мисах и Авденаго, и тогда мы увидим такие же великие чудеса в наших жизнях, как видели они.

И да поможет нам Дух Святой в нашей части Своей благодатью!

Аллилуия! Слава Богу!

Аминь!