Подпишитесь на рассылку

Не ослабевать

В Посл. к Галатам 6:9 написано:"Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем".

Как видим, здесь говорится о том, что мы в свое время пожнем урожай, если не ослабеем. Остановимся на слове "ослабеем". В других переводах Библии это передано как "если не сдадимся". Поэтому, для достижения духовных целей и для получения результата верой необходимым условием есть исключение нашего отступления -- мы просто отказываемся сдаваться и продолжаем продолжать...

Однако это не все, что подразумевается в слове оригинала на греческом. Переведенное слово "ἐκλύω (ekluō)", согласно словарю Thayer, значит:

1.) ослаблять, распустить [отпустить], освободить;

2.) растворять, метаф., ослабевать, расслабляться (ослаблять), истощать(ся) (исчерпывать, изнурять, выматывать);

2.a.) иметь силы расслабленными (ослабевшими), быть ослабленным из-за истощения, слабеть, уставать,  устать;

2.b.) унывать, становиться слабым сердцем.

Подставив эти значения в текст рассматриваемого места Писания, можем усмотреть следующую мысль: "В свое время пожнем, если не ослабеем, не расслабимся, не истощимся -- не исчерпаемся, не изнуримся и не вымотаемся; если не ослабнем из-за истощения, не устанем; если не будем унывать и не станем слабыми сердцем". Достаточно много факторов, на первый взгляд, однако они все, фактически сводятся к одному -- к поддержанию внутренней крепости духа.

Читать дальше: Не ослабевать

Исцеление сердца, утешение скорби

В книге Псалмов 146:3 написано: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их".

Интересно, что здесь не просто говорится о том, что Господь исцеляет сокрушенных сердцем, но и о том, что Он врачует их скорби. Таким образом, Божье врачевание скорбей есть неотъемлемой частью исцеления сердца и души.

На иврите слово "врачевать" буквально значит "перевязывать (раны)", а слово, переведенное как "скорби", также значит "боль, травма, скорбь, рана". Поэтому, в других переводах, в частности, в Новом Живом переводе Библии и в Месседж, это место Писания звучит так: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает их раны".

Расширенный перевод Библии включает в себя формулировки, похожие на обе версии перевода, которые сформулированы в Синодальном и в приведенных других: "Он исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает их раны [исцеляя их боль и утешая их скорбь]". 

А разве исцеление не приводит к тому, что от раны не остается и следа? Тем самым Господь и дает забыть прежний дискомфорт и печаль. Ведь рана болит, однако Иисус понес нашу боль во всех сферах, в которых она только может возникнуть. Человек может чувствовать боль в душе или в теле. Поэтому, Господь, исцеляя сердце -- я верю, что в данном случае подразумевается душа -- приносит и утешение, убирая боль и, тем самым, устраняя скорби.

Читать дальше: Исцеление сердца, утешение скорби

Пастырь Добрый

В Ев. от Иоанна 10:11-13 написано:

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Здесь Иисус говорит о том, что Он есть Пастырь Добрый, и при этом Он объясняет, кто такой добрый пастырь. Часто, смотря в мир, на отношение, которое в нем преобладает, люди эту проекцию переносят на Бога, воспринимая Его не как пастыря доброго, но как наемного работника, который убегает при первом же виде опасности, оставляя овец один на один с волком. Но Бог не такой.

Вот как сформулировано это место Писания в Месседж: "Я -- Добрый Пастырь. Добрый Пастырь ставит овец выше Себя, жертвует собой, если это необходимо. Наемный человек не настоящий пастырь. Овцы ничего не значат для него. Он видит, что волк приходит, и убегает от него, оставляя овец на  разорение (опустошение) и разбрасывание [рассеивание] волку. Наемник в деле только за деньги. Овцы не имеют для него никакого значения".

В этой версии перевода очень хорошо видно контраст отношений наемного работника и истинного Доброго Пастыря. Для наемника важны деньги, а не овцы. Поэтому, встречаясь с опасностью, он, не задумываясь, бросает овец, чтобы уберечь себя. Судьба овец его совершенно не волнует. В мире люди встречаются все больше и больше с таким отношением, где каждый сам за себя, а другие их не волнуют. Как писал Павел, последние дни будут отличаться эгоизмом (2Тим.3:1-5). Однако у Бога, в Царстве Божьем, все совершенно не так. 

Читать дальше: Пастырь Добрый

Искать Бога, а не причину

В Ев. от Иоанна 9:1-3 читаем:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.

Здесь ученики спрашивают Иисуса о том, почему тот человек находился в том состоянии, в котором они его увидели. Другими словами, они спросили Иисуса о причине столь безнадежного положения того бедолаги. И что им Иисус ответил? Сказал ли Он о причине? Ничего подобного.

Примечательным есть также то, что Иисус опроверг их предположение о том, что с ним это случилось из-за его греха или греха его родителей. Интересно, что слово, переведенное как "родители", на греческом означает также "отцы". В этом я усматриваю указание не только на родителей, от которых он произошел непосредственно, но и на его предков -- можно сказать, на родителей в предыдущих поколениях. И разве никто из них не согрешил? Такого не могло быть. Так почему же Иисус сказал, что не согрешил ни он, ни родители его? Значит, Он имел в виду что-то другое, так что Его слова нужно понимать иначе.

Хотя в других переводах эти слова Иисуса и формулируются иначе. НЖПБ говорит о том, что ни его грех, ни грех его родителей не стали причиной его положения. А Месседж вообще особенный: "Иисус сказал: «Вы задаете неправильный вопрос. Вы ищете того, кто виноват (или: того, кого можно было бы обвинить). Здесь нет такой причинно-следственной связи. Вместо этого ищите то, что Бог может сделать". Исходя из этого, можем увидеть, что настрой учеников в отношении поиска причины был признан Иисусом не правильным. И усматривается несколько причин, почему.

Читать дальше: Искать Бога, а не причину

Оживляющее действие слова

В книге Псалмов 118:49-50 написано:

49 Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50 это - утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

В ст. 50 говорится о том, что слово Божье оживляет, что обетование Божье приносит утешение. Конечно, это утешение приходит в полноте, когда обетование проявляется, принося реальность сказанного Богом в нашу жизнь. Однако и надежда на слово, упование на обетование, тоже приносят утешение, как писал Павел, когда смотрим не на видимое, но на невидимое (2Кор.4:17-18). 

В видимом, если руководствоваться только им и не жить верой, чаще всего можно найти повод только для разочарования и расстройства. Но невидимое несет надежду на лучшее, приносит утешение лучшей перспективой. И если мы взираем на невидимое и продолжаем смотреть на него, будучи движимы верой, а не естественным виденьем обстоятельств, тогда в этом мы находим утешение, так что некий дискомфорт, с которым мы можем сталкиваться пока стоим в вере, кажется легким и кратковременным, и ведущим к великой радости проявления обетования, осуществления слова, установления реальности искупления и избавления, и благословения Божьего.

Поэтому, если мы расстраиваемся, значит, наше виденье направлено не на то; значит, настрой нашего взгляда сбился, переключившись с невидимого на видимое. Следовательно, если мы замечаем у себя эмоции, не свойственные вере, такие как расстройство, удрученность, подавленность, раздраженность и т.п., тогда это сразу же должно быть для нас индикатором того, что наши духовные настройки сбились.

Читать дальше: Оживляющее действие слова

Вера Авраама

В Посл. к Римлянам 4:18-21 написано:

18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое".

19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;

20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу

21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Это известное место Писания о вере Авраама, который есть примером всем нам. Сначала остановимся на сказанном в ст.18 о том, что он сверх надежды поверил с надеждою.

Естественной надежды для Авраама не было в виду всех неблагоприятных факторов -- ничего в естественном не могло дать ему основание для надежды иметь сына от Сарры. Но Писание говорит, что не смотря на это, он поверил с надеждою. Что значит верить с надеждою? Казалось бы, это силы, имеющие разную временную направленность: надежда ожидает чего-то хорошего в будущем, а вера имеет обещанное Богом сейчас. Тогда как же можно верить, что ты имеешь это сейчас, и в то же время надеяться на то, что ты получишь это в будущем?

Читать дальше: Вера Авраама

Верить, что верим

В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет". 

Здесь есть один интересный момент, на который стоит остановиться и рассмотреть детальнее. Говорится о том, что поверивший в сердце будет говорить, и тогда будет ему, что ни скажет. Другими словами, если мы решаемся что-то сказать, значит, мы верим в то, или мы уверенны в том, что имеем необходимую веру для осуществления и проявления того, что мы решили сказать -- высвободить своими словами. Иначе говоря, когда мы исповедуем что-то, называя несуществующее как существующее, то при этом мы подразумеваем наличие у нас веры, которая требуется для исполнения наших слов.

Таким образом, когда мы говорим, то тем самым уже поступаем по вере в то, что у нас есть достаточно веры для осуществления сказанного нами. Ведь если бы мы не верили в это, то и не стали говорить бы. И вот тут враг хочет уловить, одурачить и остановить, заставив думать, что ничего не произойдет, потому что у нас не хватает для этого веры. Хватает! Должно хватать, ведь Иисус сказал, что вера с зерно горчичное может двигать горы (Мф.17:20)! Но враг хочет заставить нас думать, что у нас нет веры, чтобы тем самым обеспечить основание себе для того, чтобы остаться -- остаться со своей ложью в теле, в делах, в жизни... 

Ведь если у нас нет веры, то нечем и противостоять ему, а это значит, что мы принимаем и соглашаемся с тем, что он нам предлагает и подкидывает, соглашаясь с его клеветой. Более того, если думать, что нет веры при всех усилиях, которые были приложены для её обретения в слове Божьем, тогда и вовсе опускаются руки, человек больше не противостоит либо вообще, принимая ложь и обман и смиряясь с ними, либо перестает сражаться духовно и пытается сражаться по плоти, в которой не победить окончательно и полностью. И это все, что врагу и нужно.

Читать дальше: Верить, что верим

Только продолжать верить!

В Ев. от Марка 5:36 написано: "Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй". Этот стих есть частью еще одной истории о вере, хотя стоит признать, что к ней обращаются все-таки не столько, как к истории о прикоснувшейся к Иисусу женщине, описанной несколькими стихами выше. Но ведь и в этом месте Писания есть для нас нечто важное -- оно раскрывает еще один важный аспект хождения в вере и обретении победы в её подвиге. 

Стоит заметить также, что это подвиг веры (1Тим.6:12). Да, в других переводах речь идет о борьбе веры, но борьба веры в любом случае приводит к подвигу веры. Победа, которую мы достигаем через веру -- это подвиг. А обычные и легкие, и не стоящие никаких усилий вещи и дела не называют подвигами. Поэтому, отваживаясь на веру, мы отваживаемся на подвиг, который потребует от нас всех наших духовных усилий. И чтобы мобилизовать их, нам нужно будет стать посвященными стилю жизни веры, а это, в свою очередь, часто может не быть комфортным для плоти, однако она должна подчиниться духу.

Возвращаясь от этого небольшого отступления к рассматриваемой истории, стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, начальник синагоги пришел к Иисусу и пал к Его ногам. Я не припоминаю, чтобы еще Писание нам говорило о ком-либо, падающем в ноги Иисусу, а тем более о человеке такого положения (да, есть Мария, которая помазала Иисусу ноги, однако этот поступок был нечто иного характера). Следовательно, этот факт говорит о том, что этот человек пришел с верой, которую и выразил своими словами, умоляя Иисуса прийти и возложить руки, чтобы девица осталась жива. Его вера была в том, что если Иисус возложит руки, то его дочь будет жива. Поэтому, такими же были и его слова.

Читать дальше: Только продолжать верить!

Что делать, когда не знаешь, что делать

В 2-й книге Паралипоменон 20:12 читаем: "Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!"

Мы уже рассматривали эту историю ранее, однако, как известно, в Писании заложена бездна премудрости Божьей, поэтому всегда есть что-то новое, что Дух Святой может показать нам. Так что Господь вновь повел к этой уникальной и своеобразной истории, в которой заложены особенные образы. В указанном стихе говорится о том, как Иосафат констатировал факт того, что они не знают, что делать. И если мы с Богом, то это не плохое состояние.

Для человека естественного, не живущего с Богом, такое положение равняется безвыходности или даже обреченности. Но не с Богом. В действительности, ситуация, в которой мы не знаем, что делать, является даже благоприятной для Бога, потому что мы перестаем задействовать собственные силы и переводим взор на Бога, чем и позволяем Ему вступить в сражение за нас и вмешаться Своей силой ради нас, в нашу пользу. Да, это может быть сложно для плоти, но хорошо для духа и для исходящей из него силы веры, которая при таких обстоятельствах получает возможность проявить весь свой потенциал.

Итак, они не знали, что делать, поэтому обратили свой взор на Господа. Фактически, это и было тем, что от них требовалось. Так что когда мы не знаем, что делать, тогда нам нужно обращать свой взор на Господа, обращаться к Нему, потому что именно это нам и следует делать, когда мы не знаем, что делать. И в таком случае было бы хорошо поступать так, как говорил один проповедник: не двигаться и не действовать никак, пока не будем знать точно, как нам следует это делать -- другими словами, пока мы не получим водительство от Бога.

Читать дальше: Что делать, когда не знаешь, что делать

Все содействует ко благу

В посл. к Римлянам 8:28 написано: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу".

Это очень хорошее место Писания, которое дает основание надеяться на лучшее при любых обстоятельствах в ожидании, что все посодействует ко благу. Однако что же конкретно подразумевается под содействием ко благу? Попробуем разобраться.

Расширенный перевод Библии (далее -- РПБ) формулирует это место Писания так: "И мы знаем [с большой уверенностью], что Бог [Который глубоко обеспокоен нами] заставляет все работать вместе [как план] на благо для тех, кто любит Бога, для тех, кто призван согласно Его плану и цели".

РПБ в Классическом издании приводит нечто иную формулировку: "Мы уверены и знаем, что [Бог, являющийся партнером в их труде] все задействует вместе и [подстраивает в план] на благо для тех, кто любит Бога и призван по Его предопределению и цели".

Исходя из написанного в этих переводах, видим, что Бог не просто обращает все во благо, но даже действие любых факторов подстраивает в план так, чтобы они все сработали на пользу Его избранных. Другими словами, Бог не разбирается хаотично с неразберихой, пытающейся сбить с толку и воспрепятствовать, но Он приводит все в порядок, Он все использует для того, чтобы это послужило достижению Его целей и выполнению Его намерений. Однако это не все, что можно увидеть из рассматриваемого места Писания. Для углубления в смысле обратимся к греческому тексту.

Читать дальше: Все содействует ко благу