Подпишитесь на рассылку

Исключить самонадеянность глупости

В книге Притчей 28:26 написано: "Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел", -- так говорит Синодальный перевод. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о надеющемся на себя. На иврите слово "בָּטַח (bāṭaḥ)", переведенное как "надеяться", имеет также значения "доверять, быть уверенным, быть смелым, быть безопасным (сохранным)".

Таким образом, можем говорить о том, что речь идет о человеке, который есть самоуверенным -- он доверяет только себе, считая свои силы достаточными для обеспечения его безопасности и благоденствия, а потому он чувствует себя смелым, так что может быть даже бесцеремонным, дерзким и наглым по отношению к другим. Такой человек полагается на свои собственные силы, способности и возможности и доверяет им в том, что они способны обеспечить его сохранность, а потому, не имея страха Божьего, может идти на неправедные поступки. 

И здесь вспоминается судья неправедный из притчи Иисуса в Лк.18:2-6, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. Кажется, что это хорошая иллюстрация самонадеянного человека. Тот судья решил, что в его руках суд, так что его судить никто не будет. Он возомнил себя властелином человеческих судеб, которые были в его руках как судьи, а потому пришел к ошибочному выводу о том, что Бог ему в этом не указ. Он решил, что все в его жизни и в жизнях приходящих к нему зависит от него, а потому не видел причин угождать ни Богу, ни людям.

Читать дальше: Исключить самонадеянность глупости

Страх Божий и его плоды

В книге Притчей 19:23 написано: "Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его". Интересно, как здесь выстроена связь со страхом Господним и исключением зла, говоря о том, что  имеющего страх Божий зло не коснется.

Это место Писание напоминает сказанное в Пр.3:7-8, в котором наличие страха Господнего связывается с обретением исцеления и восстановления, подкрепления и здоровья. Здесь же идет речь о том, что зло не коснется боящихся Бога. Об этом же написано и в Пс.90, в котором говорится о живущем под покровом Всевышнего.

Соединяя все это вместе, можно увидеть, что страх Божий, т.е. почтение Господа, и помещает человека под покров Всевышнего, давая Ему возможность явить милость, не допуская злу приблизиться и, таким образом, скрывая от него. Грубо говоря, Божья милость прикрывает человека, боящегося Господа, обеспечивая ему защиту и не позволяя никакому проклятию оказывать какое-либо влияние. И это тоже есть частью благословения от Бога.

Теперь немного стоит остановиться на страхе Господнем. О нем говорится как о начале мудрости; как о том, что приносит исцеление и подкрепление, а также и уберегает от зла. Как же так, что сам страх Божий может оказать такое влияние на жизнь человека? На самом деле, не сам -- наличие у человека богобоязненности порождает в нем определенное состояние сердца и соответственный стиль жизни, в котором человек старается угодить Богу, так как не желает впасть в немилость со всеми последствиями. 

Читать дальше: Страх Божий и его плоды

Исцеление и освежение на пути

В книге Притчей 3:7-8 написано: "Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих".

Интересно, что Писание говорит о страхе Божьем, который есть Его почитанием, выражающимся в послушании и повиновении Ему, и об удалении от зла как о том, что несет здравие телу и питание костям. При этом стоит заметить, что эта формулировка не совсем точна.

На иврите слово, переведенное как "здравие" -- это не то же слово, которое употреблено в Пр.4:22, и букв. значит "исцеление". А "питание" дословно переводится как "напоение, освежение". Таким образом, можем говорить о том, что почитание Бога и послушание Ему приносит исцеление для тела, а удаление от зла приносит освежение костям. Посмотрим на другие переводы Библии.

Новый Живой перевод Библии говорит: "Не будь впечатлен своей собственной мудростью. Вместо этого, бойся Господа и отвергайся от зла. Тогда у тебя будет исцеление для твоего тела и крепость для твоих костей".

Расширенный перевод Библии: "Не будь мудрыми в своих глазах; бойся Господа (с благоговейным трепетом и послушанием) и отвергайся от зла. Это будет здоровьем для твоего тела [твоего мозга, твоих нервов, твоих сухожилий, твоих мышц -- всех твоих внутренних частей) и освежением (физическим благополучием) для твоих костей".

Читать дальше: Исцеление и освежение на пути

Исцелены, избавлены и живы для правды

В 1-м Посл. Петра 2:24 написано: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились". Это хорошо известное в Теле Христа место Писания об исцелении. Однако оно говорит не только об исцелении, а еще и о том, что ему предшествовало. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о том, что Иисус вознес наши грехи телом Своим на древо. Это значит, что Иисус добровольно взял грехи всех, верующих в Него, забрал их от нас, взяв на Себя, и разобрался с ними на кресте. Как разобрался? Уничтожив их. Он претерпел наказание, Он прошел ад -- все, цена уплачена, так что того, что Иисус взял с Собой на крест, больше не существует.

Стоит немного остановится и на том, что говорится именно о вознесении грехов на древо. О древе упоминает также и Павел в Гал.3:13, цитируя Вт.21:23. Но ведь есть еще ст.22, мысль которого ст.23 только продолжает. И Вт.21:22 устанавливает смертную казнь за преступление, достойное такого наказания. И такая казнь устанавливалась в виде повешения на древе -- Иисус был пригвожден ко кресту, будучи повешен, таким образом, на нем.

Так что Иисус понес самую высшую меру наказания с точки зрения человеческого закона, и с точки зрения Божьего, сойдя в ад со всем бременем греха и проклятия, которое Он взял на Себя. Теперь стоит заметить, что наказание за любой грех -- смерть (Рим.6:23). Следовательно, грех сам по себе есть преступлением, достойным смертной казни с точки зрения Бога. И чтобы избавить человечество от этой участи, Иисус принес Себя в заместительную Жертву. Но приняв на Себя самую высшую меру наказания по закону Моисея, Он тем самым обеспечил избавление любому, кто только придет к Нему, даже тому, кто соделал преступление, достойное того наказания, которое незаслуженно понес Иисус. И для человеческого разума это непостижимо.

Читать дальше: Исцелены, избавлены и живы для правды

Сострадание Божье

В книге Псалмов 102:2-4 читаем:

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами.

Остановимся на ст.4. В нем говорится о том, что Господь венчает служащих Ему Своею милостью и щедротами. Щедроты указывают на Божью щедрость, и это верно, ведь Он желает всех, кто только доверится Ему, благословить обильно. Однако этого слова нет в оригинале.

Слово "רֶחֶם רַחַם "(reḥem raḥam), употребленное на иврите, значит, согласно словарю BDB, "сострадание". Таким образом, в тексте идет речь о том, что Господь венчает нас, можно сказать, обильно окутывает, Своею милостью и состраданием.

А что значит Божье сострадание и в чем оно проявляется? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно посмотреть на Иисуса. Везде, где в Евангелиях в Синодальном переводе говорится о том, что Он сжалился над кем-то, в других переводах сказано, что Он был движим состраданием. Поэтому, все те благодеяния, которые творил Иисус, были сделаны Им как явление Божьего сострадания к людям.

И в чем конкретно оно являлось? Разве не в том, что Он решал их насущные и наиболее волнующие их проблемы? И даже не с точки зрения важности вопроса жизни и смерти, как исцеление, например. Когда Иисус однажды пришел к Петру, тот вымывал сети, закончив свой рабочий день ни с чем. Я уверенна, что он был удручен, расстроен и разочарован таким результатом. Конечно, кому бы понравилось трудиться всю ночь и ничего не заработать? Это была абсолютная тщетность труда, времени и усилий.

Читать дальше: Сострадание Божье

Совершенный порядок праведности

В книге Екклесиаста 7:29 написано: "Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы". Как видим, в этом месте Писания говорится о том, что Бог сотворил человека правым, или праведным. Это значит, что Бог сотворил человека на столько же совершенным, как и Он Сам. Но что произошло? Человек упустил это совершенство.

В Синодальном написано, что человек пустился во многие помыслы, однако этого слова нет в оригинале. Расширенный перевод Библии передает точный смысл сказанного на иврите: "Вот, я нашел только это [в качестве причины]: Бог сотворил человека праведным и неповрежденным, но они [и мужчины и женщины] разыскали множество устройств [для зла]". Другими словами, человек, однажды пав, стал изобретательным на зло. Не на добро, но на зло.

Перевод Месседж передает это несколько иначе, говоря о том, что Бог сотворил человека правильным и праведным, но он стал тем, кто произвел беспорядок. Бог устроил все совершенно, как и человека, которого Он сотворил. Как говорит Новый Живой перевод Библии, Бог сотворил человека для добродетели, быть добродетельными, однако каждый из них повернулся, чтобы следовать своему собственному нисходящему, или ухудшающемуся, пути. 

Исходя из этого, можем увидеть несколько аспектов. Во-первых, человек, упустив призвание Божье для себя и вверенную ему позицию власти и господства над землей, произвел беспорядок. До падения все творение было совершенным, как и человек был совершен. Совершенный и праведный человек жил в совершенном мире -- в Эдемском саду. Но когда испортился человек, когда его внутренняя природа стала порочной, тогда порочность и беспорядок пришел и в мир человека: праведный Адам жил в Эдемском саду, но грешный Адам стал жить среди волчцов и терниев.

Читать дальше: Совершенный порядок праведности

Господь устроит исполнение слова

В Ев. от Луки 2:25-32 написано:

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Интересно обратить внимание на ст.26-27, в которых говорится о том, что Симеону было предсказано, что он увидит Мессию и что по вдохновению от Духа Святого он пришел в храм, где и встретил Марию и Иосифа с Младенцем Иисусом.

Разве это могло быть случайностью, что Симеон оказался именно в тот момент именно в том месте, где и Мария с Иисусом и Иосифом? Ведь прийти в храм -- это понятие растяжимое, так как Иерусалимский храм не был крохотным местным зданием, где обрезывали одного новорожденного младенца, которого знала вся община. Туда приходили со всего Израиля! Поэтому и младенцев там могло оказаться, по меньшей мере, несколько, а потому и несколько семейств.

Читать дальше: Господь устроит исполнение слова

Чудо среди обычного

В Ев. от Луки 2:7-17 написано:

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

Перечитывая историю Рождества вновь, стоит обратить внимание на то, что Младенец родился именно в хлеву -- в месте, которое было доступно и досягаемо для пастухов. И потом им же Ангел и возвестил о рождении Мессии. Важным и богатым волхвам с Востока Ангел не являлся -- они увидели звезду и сами пришли поклониться новорожденному царю. Но вот пастухам, которые были неподалеку, вблизи места, в котором родился Иисус, явился Ангел, возвещая им великую радость, после чего они смогли пойти и посмотреть, и увидеть собственными глазами то, о чем им было возвещено.

Читать дальше: Чудо среди обычного

Пример Марии, или Бог призрит

В Ев. от Луки 1:45-48 читаем:

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Сначала говорится о том, что "Блаженна уверовавшая", или, как звучат эти слова при дословном переводе, согласно комментарию Женевской Библии: "И Блаженна поверившая тому, что будет совершение произнесенному ей от Господа".

Слово Синодального перевода "блаженный" соответствует слову "благословенный" английского перевода употребленного в оригинале слова. Из этого всего следует, что "блаженство", или лучше сказать, благословение, исходит именно от веры, так что степень, или мера, благословения напрямую зависит от степени, или уровня, веры. Таким образом, способность верить тому, что будет совершение произнесенного нам от Господа, напрямую связано с нашей способностью принимать благословения.

Читать дальше: Пример Марии, или Бог призрит

Сыны Всевышнего

В Ев. от Луки 1:32 читаем:

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Остановимся на стихе 32, в котором Ангел возвестил Марии о том, что рожденное Ею Дитя наречется сыном Всевышнего. В толковании Даллаской семинарии сказано, что "в понимании семитов, сын -- всегда копия своего отца, внутренняя суть одного -- аналогична внутренней сути другого". И это всеми воспринимается как само собой разумеющееся в отношении Иисуса. Но разве о Нем одном Библия говорит как о Сыне Всевышнего?

Читать дальше: Сыны Всевышнего