Подпишитесь на рассылку

Верить, что верим

В Ев. от Марка 11:23 написано: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет". 

Здесь есть один интересный момент, на который стоит остановиться и рассмотреть детальнее. Говорится о том, что поверивший в сердце будет говорить, и тогда будет ему, что ни скажет. Другими словами, если мы решаемся что-то сказать, значит, мы верим в то, или мы уверенны в том, что имеем необходимую веру для осуществления и проявления того, что мы решили сказать -- высвободить своими словами. Иначе говоря, когда мы исповедуем что-то, называя несуществующее как существующее, то при этом мы подразумеваем наличие у нас веры, которая требуется для исполнения наших слов.

Таким образом, когда мы говорим, то тем самым уже поступаем по вере в то, что у нас есть достаточно веры для осуществления сказанного нами. Ведь если бы мы не верили в это, то и не стали говорить бы. И вот тут враг хочет уловить, одурачить и остановить, заставив думать, что ничего не произойдет, потому что у нас не хватает для этого веры. Хватает! Должно хватать, ведь Иисус сказал, что вера с зерно горчичное может двигать горы (Мф.17:20)! Но враг хочет заставить нас думать, что у нас нет веры, чтобы тем самым обеспечить основание себе для того, чтобы остаться -- остаться со своей ложью в теле, в делах, в жизни... 

Ведь если у нас нет веры, то нечем и противостоять ему, а это значит, что мы принимаем и соглашаемся с тем, что он нам предлагает и подкидывает, соглашаясь с его клеветой. Более того, если думать, что нет веры при всех усилиях, которые были приложены для её обретения в слове Божьем, тогда и вовсе опускаются руки, человек больше не противостоит либо вообще, принимая ложь и обман и смиряясь с ними, либо перестает сражаться духовно и пытается сражаться по плоти, в которой не победить окончательно и полностью. И это все, что врагу и нужно.

Читать дальше: Верить, что верим

Только продолжать верить!

В Ев. от Марка 5:36 написано: "Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй". Этот стих есть частью еще одной истории о вере, хотя стоит признать, что к ней обращаются все-таки не столько, как к истории о прикоснувшейся к Иисусу женщине, описанной несколькими стихами выше. Но ведь и в этом месте Писания есть для нас нечто важное -- оно раскрывает еще один важный аспект хождения в вере и обретении победы в её подвиге. 

Стоит заметить также, что это подвиг веры (1Тим.6:12). Да, в других переводах речь идет о борьбе веры, но борьба веры в любом случае приводит к подвигу веры. Победа, которую мы достигаем через веру -- это подвиг. А обычные и легкие, и не стоящие никаких усилий вещи и дела не называют подвигами. Поэтому, отваживаясь на веру, мы отваживаемся на подвиг, который потребует от нас всех наших духовных усилий. И чтобы мобилизовать их, нам нужно будет стать посвященными стилю жизни веры, а это, в свою очередь, часто может не быть комфортным для плоти, однако она должна подчиниться духу.

Возвращаясь от этого небольшого отступления к рассматриваемой истории, стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, начальник синагоги пришел к Иисусу и пал к Его ногам. Я не припоминаю, чтобы еще Писание нам говорило о ком-либо, падающем в ноги Иисусу, а тем более о человеке такого положения (да, есть Мария, которая помазала Иисусу ноги, однако этот поступок был нечто иного характера). Следовательно, этот факт говорит о том, что этот человек пришел с верой, которую и выразил своими словами, умоляя Иисуса прийти и возложить руки, чтобы девица осталась жива. Его вера была в том, что если Иисус возложит руки, то его дочь будет жива. Поэтому, такими же были и его слова.

Читать дальше: Только продолжать верить!

Что делать, когда не знаешь, что делать

В 2-й книге Паралипоменон 20:12 читаем: "Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!"

Мы уже рассматривали эту историю ранее, однако, как известно, в Писании заложена бездна премудрости Божьей, поэтому всегда есть что-то новое, что Дух Святой может показать нам. Так что Господь вновь повел к этой уникальной и своеобразной истории, в которой заложены особенные образы. В указанном стихе говорится о том, как Иосафат констатировал факт того, что они не знают, что делать. И если мы с Богом, то это не плохое состояние.

Для человека естественного, не живущего с Богом, такое положение равняется безвыходности или даже обреченности. Но не с Богом. В действительности, ситуация, в которой мы не знаем, что делать, является даже благоприятной для Бога, потому что мы перестаем задействовать собственные силы и переводим взор на Бога, чем и позволяем Ему вступить в сражение за нас и вмешаться Своей силой ради нас, в нашу пользу. Да, это может быть сложно для плоти, но хорошо для духа и для исходящей из него силы веры, которая при таких обстоятельствах получает возможность проявить весь свой потенциал.

Итак, они не знали, что делать, поэтому обратили свой взор на Господа. Фактически, это и было тем, что от них требовалось. Так что когда мы не знаем, что делать, тогда нам нужно обращать свой взор на Господа, обращаться к Нему, потому что именно это нам и следует делать, когда мы не знаем, что делать. И в таком случае было бы хорошо поступать так, как говорил один проповедник: не двигаться и не действовать никак, пока не будем знать точно, как нам следует это делать -- другими словами, пока мы не получим водительство от Бога.

Читать дальше: Что делать, когда не знаешь, что делать

Все содействует ко благу

В посл. к Римлянам 8:28 написано: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу".

Это очень хорошее место Писания, которое дает основание надеяться на лучшее при любых обстоятельствах в ожидании, что все посодействует ко благу. Однако что же конкретно подразумевается под содействием ко благу? Попробуем разобраться.

Расширенный перевод Библии (далее -- РПБ) формулирует это место Писания так: "И мы знаем [с большой уверенностью], что Бог [Который глубоко обеспокоен нами] заставляет все работать вместе [как план] на благо для тех, кто любит Бога, для тех, кто призван согласно Его плану и цели".

РПБ в Классическом издании приводит нечто иную формулировку: "Мы уверены и знаем, что [Бог, являющийся партнером в их труде] все задействует вместе и [подстраивает в план] на благо для тех, кто любит Бога и призван по Его предопределению и цели".

Исходя из написанного в этих переводах, видим, что Бог не просто обращает все во благо, но даже действие любых факторов подстраивает в план так, чтобы они все сработали на пользу Его избранных. Другими словами, Бог не разбирается хаотично с неразберихой, пытающейся сбить с толку и воспрепятствовать, но Он приводит все в порядок, Он все использует для того, чтобы это послужило достижению Его целей и выполнению Его намерений. Однако это не все, что можно увидеть из рассматриваемого места Писания. Для углубления в смысле обратимся к греческому тексту.

Читать дальше: Все содействует ко благу

Исключить самонадеянность глупости

В книге Притчей 28:26 написано: "Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел", -- так говорит Синодальный перевод. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о надеющемся на себя. На иврите слово "בָּטַח (bāṭaḥ)", переведенное как "надеяться", имеет также значения "доверять, быть уверенным, быть смелым, быть безопасным (сохранным)".

Таким образом, можем говорить о том, что речь идет о человеке, который есть самоуверенным -- он доверяет только себе, считая свои силы достаточными для обеспечения его безопасности и благоденствия, а потому он чувствует себя смелым, так что может быть даже бесцеремонным, дерзким и наглым по отношению к другим. Такой человек полагается на свои собственные силы, способности и возможности и доверяет им в том, что они способны обеспечить его сохранность, а потому, не имея страха Божьего, может идти на неправедные поступки. 

И здесь вспоминается судья неправедный из притчи Иисуса в Лк.18:2-6, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился. Кажется, что это хорошая иллюстрация самонадеянного человека. Тот судья решил, что в его руках суд, так что его судить никто не будет. Он возомнил себя властелином человеческих судеб, которые были в его руках как судьи, а потому пришел к ошибочному выводу о том, что Бог ему в этом не указ. Он решил, что все в его жизни и в жизнях приходящих к нему зависит от него, а потому не видел причин угождать ни Богу, ни людям.

Читать дальше: Исключить самонадеянность глупости

Страх Божий и его плоды

В книге Притчей 19:23 написано: "Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его". Интересно, как здесь выстроена связь со страхом Господним и исключением зла, говоря о том, что  имеющего страх Божий зло не коснется.

Это место Писание напоминает сказанное в Пр.3:7-8, в котором наличие страха Господнего связывается с обретением исцеления и восстановления, подкрепления и здоровья. Здесь же идет речь о том, что зло не коснется боящихся Бога. Об этом же написано и в Пс.90, в котором говорится о живущем под покровом Всевышнего.

Соединяя все это вместе, можно увидеть, что страх Божий, т.е. почтение Господа, и помещает человека под покров Всевышнего, давая Ему возможность явить милость, не допуская злу приблизиться и, таким образом, скрывая от него. Грубо говоря, Божья милость прикрывает человека, боящегося Господа, обеспечивая ему защиту и не позволяя никакому проклятию оказывать какое-либо влияние. И это тоже есть частью благословения от Бога.

Теперь немного стоит остановиться на страхе Господнем. О нем говорится как о начале мудрости; как о том, что приносит исцеление и подкрепление, а также и уберегает от зла. Как же так, что сам страх Божий может оказать такое влияние на жизнь человека? На самом деле, не сам -- наличие у человека богобоязненности порождает в нем определенное состояние сердца и соответственный стиль жизни, в котором человек старается угодить Богу, так как не желает впасть в немилость со всеми последствиями. 

Читать дальше: Страх Божий и его плоды

Исцеление и освежение на пути

В книге Притчей 3:7-8 написано: "Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих".

Интересно, что Писание говорит о страхе Божьем, который есть Его почитанием, выражающимся в послушании и повиновении Ему, и об удалении от зла как о том, что несет здравие телу и питание костям. При этом стоит заметить, что эта формулировка не совсем точна.

На иврите слово, переведенное как "здравие" -- это не то же слово, которое употреблено в Пр.4:22, и букв. значит "исцеление". А "питание" дословно переводится как "напоение, освежение". Таким образом, можем говорить о том, что почитание Бога и послушание Ему приносит исцеление для тела, а удаление от зла приносит освежение костям. Посмотрим на другие переводы Библии.

Новый Живой перевод Библии говорит: "Не будь впечатлен своей собственной мудростью. Вместо этого, бойся Господа и отвергайся от зла. Тогда у тебя будет исцеление для твоего тела и крепость для твоих костей".

Расширенный перевод Библии: "Не будь мудрыми в своих глазах; бойся Господа (с благоговейным трепетом и послушанием) и отвергайся от зла. Это будет здоровьем для твоего тела [твоего мозга, твоих нервов, твоих сухожилий, твоих мышц -- всех твоих внутренних частей) и освежением (физическим благополучием) для твоих костей".

Читать дальше: Исцеление и освежение на пути

Исцелены, избавлены и живы для правды

В 1-м Посл. Петра 2:24 написано: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились". Это хорошо известное в Теле Христа место Писания об исцелении. Однако оно говорит не только об исцелении, а еще и о том, что ему предшествовало. Разберем этот стих по частям.

Сначала говорится о том, что Иисус вознес наши грехи телом Своим на древо. Это значит, что Иисус добровольно взял грехи всех, верующих в Него, забрал их от нас, взяв на Себя, и разобрался с ними на кресте. Как разобрался? Уничтожив их. Он претерпел наказание, Он прошел ад -- все, цена уплачена, так что того, что Иисус взял с Собой на крест, больше не существует.

Стоит немного остановится и на том, что говорится именно о вознесении грехов на древо. О древе упоминает также и Павел в Гал.3:13, цитируя Вт.21:23. Но ведь есть еще ст.22, мысль которого ст.23 только продолжает. И Вт.21:22 устанавливает смертную казнь за преступление, достойное такого наказания. И такая казнь устанавливалась в виде повешения на древе -- Иисус был пригвожден ко кресту, будучи повешен, таким образом, на нем.

Так что Иисус понес самую высшую меру наказания с точки зрения человеческого закона, и с точки зрения Божьего, сойдя в ад со всем бременем греха и проклятия, которое Он взял на Себя. Теперь стоит заметить, что наказание за любой грех -- смерть (Рим.6:23). Следовательно, грех сам по себе есть преступлением, достойным смертной казни с точки зрения Бога. И чтобы избавить человечество от этой участи, Иисус принес Себя в заместительную Жертву. Но приняв на Себя самую высшую меру наказания по закону Моисея, Он тем самым обеспечил избавление любому, кто только придет к Нему, даже тому, кто соделал преступление, достойное того наказания, которое незаслуженно понес Иисус. И для человеческого разума это непостижимо.

Читать дальше: Исцелены, избавлены и живы для правды

Сострадание Божье

В книге Псалмов 102:2-4 читаем:

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами.

Остановимся на ст.4. В нем говорится о том, что Господь венчает служащих Ему Своею милостью и щедротами. Щедроты указывают на Божью щедрость, и это верно, ведь Он желает всех, кто только доверится Ему, благословить обильно. Однако этого слова нет в оригинале.

Слово "רֶחֶם רַחַם "(reḥem raḥam), употребленное на иврите, значит, согласно словарю BDB, "сострадание". Таким образом, в тексте идет речь о том, что Господь венчает нас, можно сказать, обильно окутывает, Своею милостью и состраданием.

А что значит Божье сострадание и в чем оно проявляется? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно посмотреть на Иисуса. Везде, где в Евангелиях в Синодальном переводе говорится о том, что Он сжалился над кем-то, в других переводах сказано, что Он был движим состраданием. Поэтому, все те благодеяния, которые творил Иисус, были сделаны Им как явление Божьего сострадания к людям.

И в чем конкретно оно являлось? Разве не в том, что Он решал их насущные и наиболее волнующие их проблемы? И даже не с точки зрения важности вопроса жизни и смерти, как исцеление, например. Когда Иисус однажды пришел к Петру, тот вымывал сети, закончив свой рабочий день ни с чем. Я уверенна, что он был удручен, расстроен и разочарован таким результатом. Конечно, кому бы понравилось трудиться всю ночь и ничего не заработать? Это была абсолютная тщетность труда, времени и усилий.

Читать дальше: Сострадание Божье

Совершенный порядок праведности

В книге Екклесиаста 7:29 написано: "Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы". Как видим, в этом месте Писания говорится о том, что Бог сотворил человека правым, или праведным. Это значит, что Бог сотворил человека на столько же совершенным, как и Он Сам. Но что произошло? Человек упустил это совершенство.

В Синодальном написано, что человек пустился во многие помыслы, однако этого слова нет в оригинале. Расширенный перевод Библии передает точный смысл сказанного на иврите: "Вот, я нашел только это [в качестве причины]: Бог сотворил человека праведным и неповрежденным, но они [и мужчины и женщины] разыскали множество устройств [для зла]". Другими словами, человек, однажды пав, стал изобретательным на зло. Не на добро, но на зло.

Перевод Месседж передает это несколько иначе, говоря о том, что Бог сотворил человека правильным и праведным, но он стал тем, кто произвел беспорядок. Бог устроил все совершенно, как и человека, которого Он сотворил. Как говорит Новый Живой перевод Библии, Бог сотворил человека для добродетели, быть добродетельными, однако каждый из них повернулся, чтобы следовать своему собственному нисходящему, или ухудшающемуся, пути. 

Исходя из этого, можем увидеть несколько аспектов. Во-первых, человек, упустив призвание Божье для себя и вверенную ему позицию власти и господства над землей, произвел беспорядок. До падения все творение было совершенным, как и человек был совершен. Совершенный и праведный человек жил в совершенном мире -- в Эдемском саду. Но когда испортился человек, когда его внутренняя природа стала порочной, тогда порочность и беспорядок пришел и в мир человека: праведный Адам жил в Эдемском саду, но грешный Адам стал жить среди волчцов и терниев.

Читать дальше: Совершенный порядок праведности