Подпишитесь на рассылку
Надежда посреди стеснения
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Иова 8:21 написано: "Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием". Интересно, что практически каждый раз, когда друзья Иова обвиняли его, в конце их речи идет какой-то луч надежды прямо посреди того стеснения, которое переживал Иов. И вот здесь говорится о том, что Господь еще даст повод для веселия и причину для смеха.
Хотя друзья Иова обвиняли его в беззаконии и пытались доказать ему его вину в грехе, за который его и постигла скорбь, в итоге все же Бог восстановил Иова и, действительно, возвратил радость в его дом. И хотя книгу Иова не совсем приятно читать, однако посреди описания всего произошедшего в ней все же кроется надежда: если Бог смог восстановить Иова после такого полного крушения и провала, то тем более Он может восстановить любого человека и сегодня.
Ведь Иов потерял все, и даже его жизнь была под угрозой. Неприятности случаются на земле, но не часто найдется тот, кого постигло бы все зло и сразу, а с Иовом, кажется, это произошло. Да, мы не знаем почему, и хотелось бы, чтобы этого не было. Однако, как уже было сказано, в его истории тоже есть послание надежды на восстановление. И более того, на восстановление даже к лучшему состоянию, не зависимо от того, насколько невозможным бы это ни казалось (Иов 42:2). Вот почему книга Иова занимает свое место среди прочих книг Священного Писания, ведь она тоже несет надежду, и в ней это послание, может быть, даже сильнее, чем в некоторых других.
И кажется, что в образе поведения Иова в чем-то можно усмотреть себя. Когда начинает происходить то, чего мы не понимаем и чего мы не ожидали, то у нас могут возникать мысли, подобные мыслям, выраженным словами, Иова. Он оправдывался перед Богом, пытался убедить своих друзей, что он -- безвинен, непорочен и праведен, и желал отстоять перед Богом свой путь, обвиняя Его в том, что Он не верно творит суд, так как его жилище как праведника постигло плохое, тогда как беззаконники продолжают благоденствовать.
Разве мы не сталкиваемся с подобными мыслями? Мы смотрим вокруг и видим благоденствие безбожников в то время, как сами желали бы быть в лучшем положении, состоянии и в лучшей форме. Мы не понимаем, почему так. Возможно, по этой же причине не раскрывается и причина страданий Иова, ведь и мы часто, проходя через что-то, не знаем и не понимаем, почему, от чего, за что... Так что и нам есть за что каяться вместе с Иовом, потому что мы не знаем больше, чем Бог, чтобы обвинять Его в неправде -- в неисполнении Своего слова, в удержании справедливости, в неправильном суде.
Об этом было послание Бога к Иову. Господь обратился к Нему в голосе грома и бури. Он спросил его о том, чего он не мог знать. Нам тоже полезно напоминать себе о том, что Бог умнее нас, и по этой причине Он держит все под Своим контролем. Все, что Он сотворил и устроил, охватывается только Его мудростью, и мы не можем постигнуть всего. По этой причине, даже когда мы не понимаем, мы все равно должны Ему доверять, ведь Он -- Бог, и Бог благой.
Однако вместе с этим нужно не забывать и о том, что Он -- Всемогущий, так что, как написано, страшно впасть в руки Бога живого (Евр.10:31). Об этом тоже говорится в книге Иова: Бог напомнил ему о левиафане, против самого взгляда которого человек не может устоять, а он есть всего лишь творением Бога. Поэтому дальше и звучит риторический вопрос Бога: "А перед Моим лицом кто устоит? (Иов 41:2)"
Таким образом, мы не превзойдем Бога, так что не следует и пытаться -- в том смысле, что наша праведность никогда не превзойдет праведность Божью, о чем твердил Иов (т.е. этот настрой прослеживается в его речах). У Него времена и сроки, у Него есть Свой порядок, которого Он придерживается и который никому не позволит нарушить. Ведь когда, например, пришло время Мессии родиться, тогда никто не мог остановить этого, включая и т.н. "сильных мира сего": Ирода или кесаря Августа. Хотя последний сыграл даже свою роль в общем сценарии плана Божьего в отношении рождения Мессии, отправив своим законом Марию с Иосифом в Вифлеем.
И теперь стоит немного остановиться на сроках. Рождение Мессии было предречено Богом задолго до того, как это должно было произойти. И что же? Неужели течение времени и отсутствие проявления делало слово Божье тщетным? Никак! Но наоборот, только приближало исполнение предсказанного и возвещенного заранее. И здесь евреям нужно отдать должное: они ждали. Несмотря на сотни и тысячи лет, они ждали. Более того, они до сих пор продолжают ждать! Вот это терпение! И кажется, они не обвиняют Бога в том, что Он не исполняет им Свое слово, но считают всему причиной свои грехи, однако продолжают надеяться. А ведь сколько раз и они были на грани уничтожения, полного исчезновения, как и Иов, но Бог оставлял остаток и возрождал их вновь и вновь. Конечно, после этого они могут и сейчас надеяться, не смотря на все свои недоработки, скажем так.
И в этом тоже можем усмотреть некий образ. Во-первых, течение времени, в котором мы не видим проявления возвещенного нам слова от Бога, не опровергает его истинность и действенность. Оно было дано нам, чтобы возвестить наперед Божьи намерения о нас и открыть нам виденье Его плана для нас. Так что время должно быть для нас не фактором промедления, но показателем приближения, приближения к исполнению, ведь то, что Бог сказал, Он сделает. Поэтому, как написано: "Будем держаться исповедания неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евр.10:23).
Во-вторых, часто многое Бог уже мог совершить для нас, но поскольку мы могли представлять себе это иначе, то могли и упустить из виду это явление благодати Божьей. Или, по крайней мере, соделанное в нашем виденье может помрачаться тем, сколько и что еще должно быть исполнено Богом, согласно нашим представлениям. И в этом ошибка, и в этом опасность. Мессия пришел уже более 2000 лет тому назад, но Он пришел не так, как этого ожидали евреи, и Он не был таким, каким они себе Его представляли. По этой причине они не узнали и не приняли, и продолжают до сих пор ждать.
Это говорит о том, что нам нужно быть открытыми перед Богом и доверять Ему в том, что Он исполнит все, что сказал, открыл и показал. Иначе, если мы продолжим сравнивать реальность с нашими представлениями, то это может отвлечь наше внимание от того, что Бог для нас уже сделал и делает, что только создаст дополнительный повод врагу сказать нам ложь, чтобы привести в чувства разочарования и безнадеги. Однако со словом Божьим этого быть не должно! Ведь оно несет надежду, указывая на светлое будущее, так что пока мы держимся слова, мы имеем и надежду на светлое будущее. А оно светлое потому, что несет нам исполнение наших надежд и ожиданий, ведь Господь обещал исполнить желание сердца Его избранных и всех, послушных Ему (Пс.36:4).
Поэтому, Господь пошлет новые возможности нам и даже сотворит их специально для нас и под нас (в соответствии с нашими предпочтениями); Его благословение устроит для нас время и случай, и дарует успех; Его благоволение принесет нам сверхъестественное благорасположение, возвысив и возвеличив, как Есфирь и Даниила; Его помазание научит нас всему и дарует нам превосходство над оппонентами, как Давиду и Иосифу.
Господь силен! И если мы послушны Ему, если стараемся искать, прежде всего, Бога и Его Царства, то все остальное приложится (Мф.6:33), ведь иначе быть не может, потому что Он Сам сказал так! И это произойдет в нашей жизни для нас, потому что наше будущее определено Господом и Его благословением, а Его определение -- это только успех и счастье, и благополучие, ведь иного Бог и не планирует (Иер.29:11). Так что нам нужно соблюдать и сохранять спокойствие и только спокойствие, ведь Господь будет поборать за нас (Исх.14:14), и Его сила дарует нам торжество и даст покой со всех сторон (2Пар.20:25-30).
Аллилуйя! Слава Господу!
Да будет нам по слову Божьему!
И да поможет нам в этом Господь!