Подпишитесь на рассылку
Избавление от скорби и преткновения
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В 114-м Псалме Давид описывает свои переживания и свой опыт. Интересно, как в книге Псалмов мы можем находить для себя утешение, ведь здесь воспевается о делах Господних в явлении Его избавления Своим избранным:
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. (Пс.114:1-9)
Хотя Псалом начинается из утверждения о радости от Божьего спасения, в ст. 3 описываются переживания псалмопевца. А ведь он был помазан, но ему все равно пришлось столкнуться с таким стеснением и скорбью. И если проанализировать истории многих Библейских героев, то это помогает на свои обстоятельства смотреть проще: если Господь смог избавить Давида от руки Саула и всех прочих его врагов, да еще и поставить царем, тогда с ситуациями, с которыми мы можем сталкиваться, Ему вообще нечего делать, чтобы их разрешить.
Иосифа Господь поднял из ямы и темницы и поставил управителем Египта. Даниила поднял из львиного рва, а его друзей -- избавил от раскаленной печи и руки Навуходоносора. Это все показывает, что Бог избавляет и спасает, совершает чудеса на небе и на земле (Дан.6:27). Однако иногда хочется говорить, как Гедеон: "Где же все чудеса, о которых рассказывали нам отцы наши (Суд.6:13) -- в нашем случае, о которых повествует нам Библия?"
Конечно, силы Божьей всегда больше, чем достаточно, чтобы справиться с чем угодно на земле, однако хотелось бы видеть больше её чудесных проявлений в наше время. Очевидно, что мы тоже не идеальны, так что, скорее всего, здесь есть и наши недоработки, но утешает обетование, которое говорит о том, что Бог изливает воду на жаждущее и потоки -- на иссохшее (Ис.44:3). Так что если мы жаждем, то Он утолит нашу жажду, даже если Ему потребуется открыть источники вод в пустыне (Ис.41:18). И в этом проявление милости Божьей.
В рассматриваемом Псалме также говорится о милости Божьей, ведь ничего у Бога мы все равно не получаем по заслугам. Да, Ему нужна наша вера, ведь написано, что по вере, дабы было по милости (Рим.4:16). Однако иногда мы веру видим как то, что заслужит Божьего ответа. Нет, она не заслуживает, но просто дает Ему дорогу действовать в нашей жизни, она уполномочивает Его действовать для нас, в нашу пользу, в наших интересах, и через нас. Мне это немного напоминает юридический институт представительства по доверенности: мы выписываем доверенность и указываем спектр полномочий действовать другому человеку в наших интересах, тем самым выражая ему свое доверие. Так и Богу нужно наше доверие, чтобы действовать в наших интересах.
Но ведь если мы приходим к Богу и просим Его о помощи, разве мы не выражаем Ему свое доверие? Разве это не говорит о том, что мы не только верим в то, что Бог есть, но и в то, что Он силен исполнить обещание об избавлении и о благовременной помощи (Рим.4:21, Евр.4:16, 11:6)? Хотя тут есть этот элемент, что мы еще должны и верить в то, что получаем просимое прямо тогда, когда молимся, а далее нам нужно стоять на этом (Мк.11:24). Да поможет нам в этом Господь!
И вот интересно, что ст.6 говорит о том, что псалмопевец изнемог. Это значит, что у него уже не было сил продолжать дальше, не было сил стоять и сражаться. Но из написанного можно сделать вывод, что именно в этот момент Господь помог ему. И почему дело дошло до изнеможения? Почему помощь не пришла ранее? Мы не знаем ответы на эти вопросы, по крайней мере, пока нам Дух Святой не откроет их. Однако это все же вселяет надежду: если Давид изнемог, но получил избавление даже в изнеможении, то это говорит о том, что несмотря на то, сколько сил осталось у нас, мы все равно можем рассчитывать на Божью помощь.
Другими словами, это дает нам основание надеяться и верить, что Божье избавление мы можем получить даже в изнеможении собственных сил. Хотя здесь может существовать и некий парадокс, ведь пока у нас есть свои силы, мы можем не давать дорогу Богу, а когда они уже заканчиваются, тогда вступает в действие сила Божья -- вот что значит, что сила Божья совершается в немощах (Рим.8:26, 2Кор.12:10). Ведь она их просто покрывает, восполняет, заполняет, принося свое совершенство.
И ст.8 есть тем, что особенно меня коснулось в этом Псалме в этот раз. В нем говорится о том, что Господь избавил и дал жизнь, её продолжение долгоденствием. А ведь кому нужно долгоденствие, когда оно не доставляет никакого удовольствия, но только приносит страдания? Таким образом, подразумевается, что Господь не просто вернул саму жизнь, но вместе с этим обеспечил и её качество, её определенный уровень, который бы и позволил радоваться жизни и благоденствию, и долгоденствию в ней.
Далее в этом стихе говорится о том, что Господь избавил очи от слез. Но ведь глаза наполняются слезами не просто так, а как следствие расстраивающих и разочаровывающих факторов. Поэтому, избавление от слез значит и избавление от этих факторов, вызывающих и провоцирующих, и производящих слезы и печаль. Ведь когда нечего печалиться, тогда и очи будут свободны от слез. Таким образом, Господь Своим избавлением приносит радость, устраняя причины для печали.
И завершается ст.8 утверждением о том, что Господь избавил ноги от преткновения. А это значит, что Господь предотвратил падение, не смотря на то, что автор уже чувствовал себя в изнеможении. Так что мы в руках Божьих как Его дети, как Его избранные и помазанные, а потому Он не допустит нашего падения, что бы нам ни казалось, и как бы мы себя ни чувствовали. Он поддерживает нас Своей силой, поэтому не позволит нам преткнуться и упасть, но наоборот, обновит нас в силе и поведет дальше и выше, на невиданные нам ранее вершины (Ис.40:31). Вот благость Божья.
Поэтому, что бы мы ни проходили, мы можем уповать на благость Божью и на Его милость. И пусть мы многое не понимаем, и пока не видим все таким, каким бы нам хотелось видеть, нам не следует разочаровываться, потому что Бог может открыть двери и сделать выход там, где его нет, как написано, что Он прокладывает дороги в степи (Ис.43:19). Для веры понимание не нужно, мы можем просто верить, просто доверять Богу, что Он не позволит нам упасть, особенно с того места, к которому Он же нас и привел. Его милости и благости всегда больше, чем достаточно, и она покроет наши слабости, даровав нам жизнь с избытком (Ин.10:10), избавив глаза от слез и ноги -- от преткновения.
Аллилуйя! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!