Подпишитесь на рассылку
Вера Авраама
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Посл. к Римлянам 4:18-21 написано:
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое".
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
Это известное место Писания о вере Авраама, который есть примером всем нам. Сначала остановимся на сказанном в ст.18 о том, что он сверх надежды поверил с надеждою.
Естественной надежды для Авраама не было в виду всех неблагоприятных факторов -- ничего в естественном не могло дать ему основание для надежды иметь сына от Сарры. Но Писание говорит, что не смотря на это, он поверил с надеждою. Что значит верить с надеждою? Казалось бы, это силы, имеющие разную временную направленность: надежда ожидает чего-то хорошего в будущем, а вера имеет обещанное Богом сейчас. Тогда как же можно верить, что ты имеешь это сейчас, и в то же время надеяться на то, что ты получишь это в будущем?
Не претендуя на полный, исчерпывающий ответ относительно сотрудничества веры и надежды, стоит заметить, что именно так часто и происходит. Мы верим Богу, что имеем Его обетование, которым в Завете нам уже обеспечено все, потребное для жизни и благочестия во Христе. При этом, пока слово не проявится, мы не имеем способности опираться на что-либо в естественном как на доказательство наличия у нас обещанного нам Богом, поэтому мы имеем надежду веры в то, что Бог это осуществит и проявит для нас. Да, Бог уже все сделал для нас во Христе, но мы верим Ему о том, чтобы это стало осязаемой реальностью в нашей жизни, надеясь на силу Божью, которая и произведет это для нас в нашей жизни.
Вместе с этим, можем говорить и о том, что надежда в некотором смысле предшествует вере. Имеется в виду, что когда человек только узнает об определенном обетовании Божьем, оно сразу же (конечно, если только человек воспринимает его серьезно) вселяет в человека надежду на позитивные перемены в его жизни, на обретение светлого будущего, которое приготовил Бог. Это создает благоприятную среду в сердце человека для взращивания в нем веры в то, что Бог верен и силен исполнить обещанное конкретно для него. А если для Бога нет ничего невозможного, и Его слово -- истина, в которой Бог называет и видит Своих детей имеющими Его драгоценные обетования, тогда таким я и есть -- я и есть имеющим: я исцелен, я избавлен, я благословлен, я успешен...
Таким образом, от надежды в будущем человек переходит к виденью веры в сейчас, которая и проявляет то, на что он надеялся -- чего ожидал в своей надежде. Поэтому, вера и надежда связаны: вера в силу Божью и Его могущество приносит надежду на улучшения в жизни согласно Божьим обетованием, и в то же время надежда на действие силы Божьей, приводящей в исполнение обетование, создает основание для веры достичь обетования и ухватиться за него так, чтобы взять, принять, обещанное, вследствие чего и перейти в состояние уже имеющего, а не только надеющегося и ожидающего что-то иметь в будущем.
В любом случае, Библейская надежда, Божья надежда -- это всегда надежда веры, в том смысле, что своим основанием она имеет веру в Бога и в могущество Его силы, для которой нет ничего невозможного. Естественная же надежда, впрочем, как и человеческая вера, опирается не на слово Божье и не на силу Божью, но на наличие определенных естественных факторов, которые создают для них основание надеяться и верить. Например, Авраам лет в 30-40 еще имел естественную надежду о рождении сына, так как еще не было естественных физических факторов, делающих это для него невозможным. Человеческая вера тоже находится в пределах того, что представляется человеку возможным в его естественных обстоятельствах.
Например, абсолютно возможно, что завтра пойдет дождь, поэтому, видя прогноз погоды, человек верит ему и строит на этом свои планы и действия, отменяя поход и запасаясь зонтиком при выходе из дома по делам или на недлительную прогулку. Это не Бог сказал человеку о погоде завтра, поэтому он имеет человеческую веру в прогноз погоды и в сделавших его синоптиков, а не веру Божию. Вот в чем отличие -- в основании, которое и производит веру: слово Божье приносит веру Божью; естественные же факторы и обстоятельства формируют естественную человеческую веру.
Да, некие принципы их действия могут быть общими -- например, человек, который верит, основывает свои действия на этом: верящий в слово Божье о множестве потомков называет себя отцом множества, а верящий в прогноз погоды берет зонтик. Однако это две разные силы с совершенно разным уровнем интенсивности и способности, так что вера человеческая не может того, что возможно для веры Божией. Вера Божия может творить и владычествовать в масштабах владычества и творческих способностей силы Божьей; вера же человеческая в этом ограничена человеческими силами и естественными возможностями.
Теперь хотелось бы перейти непосредственно к примеру Авраама, только в изложении его в переводе Месседж, который дает увидеть совершенно иную картину -- более глубокую и четкую. Рассмотрим ст.17-25:
17-18 Мы называем Авраама «отцом» не потому, что он привлек внимание Бога, живя как святой, а потому, что Бог сделал что-то из Авраама, когда он был никем. Разве это не то, что мы всегда читали в Писании, [о том, что] Бог сказал Аврааму: «Я поставил тебя как отца многих народов»? Авраам был сначала назван «отцом», а затем стал отцом, потому что он осмелился доверять Богу в совершении того, что только Бог мог сделать: воскресить мертвых к жизни, словом сделать что-то из ничего. Когда все было безнадежно, Авраам все равно верил, решив жить не на основании того, что он видел, чего он не мог сделать, но на основании того, что Бог сказал, что Он сделает. И поэтому он был сделан отцом множества народов. Сам Бог сказал ему: «У тебя будет большая семья, Авраам!»
19-25 Авраам не сосредоточился на своей собственной неспособности и не сказал: «Это безнадежно. Это столетнее тело никогда не породит отцовства ребенку». Он также не осматривал десятилетия бесплодия Сары и не сдавался. Он не избегал Божьего обещания (или: не ходил вокруг да около Божьего обещания), осмотрительно задавая скептические вопросы. Он погрузился в обетование и вышел сильным, готовым для Бога, уверенным, что Бог исполнит то, что Он сказал. Вот почему сказано: «Авраам был объявлен подходящим перед Богом через доверие Богу в соделании его правым (праведным)». Но это не просто Авраам; это тоже мы! То же самое говорится о нас, когда мы принимаем и верим тому, кто привел Иисуса к жизни, когда условия были в равной степени безнадежными. Принесенный в жертву Иисус сделал нас пригодными для Бога, поставив нас в правильное [положение] перед Богом" (выделения сохранены из текста перевода).
Исходя из этого, можно усмотреть несколько интересных и важных аспектов в вере Авраама. Во-первых, он осмелился доверять Богу в совершение того, что только Бог мог сделать, а потому и получил осуществление невозможного в своей жизни. Во-вторых, он решил жить не на основании того, что он может или не может, но на основании того, что Бог может и что Он пообещал Ему. По этой причине он и получил обещанное, которое выходило за рамки человеческих возможностей.
В-третьих, он не сосредотачивался на естественных обстоятельствах, которые были против него, а потому не задавал скептических вопросов неверия. Вместо этого, не смотря на видимое, он не сдавался. И чтобы иметь способность не сдаваться, он погрузился в обетование, вследствие чего стал сильным и твердым в вере, что и произвело в нем готовность для принятия исполнения обещанного, которое Господь и совершил для него. И в-четвертых, такая вера Авраама сделала его кем-то из ничего -- она превратила его из простого, ординарного и безызвестного среднего человека в известного и выдающегося. Вот что творит вера: она обращает ничто в что-то значащее, делая его известным и выдающимся. Потому что это совершает сила благословения, которая приводится в действие верой.
На основании этого можем сформулировать алгоритм достижения веры Авраама:
1) осмелиться верить и доверять Богу о том, что только Он может сделать. А это значит, принять от Бога невозможную для человека цель;
2) принять решение жить и действовать не на основании своих способностей, но на основании возможностей силы Божьей. А это значит не пытаться достичь достижимого для человека и не спускать план Божий на уровень своих человеческих возможностей, но положиться на силу Божью в совершении Божьего высокого плана Его высоким путем;
3) не сосредотачиваться на внешних факторах и естественных обстоятельствах, которые говорят и выступают против того, что сказал нам Бог. А это значит отказаться руководствоваться видимым, но взирать на невидимое, виденье которого дает нам способность не сдаваться;
4) погрузиться в обетование, держа его перед своими глазами и размышляя над ним, чтобы оно созидало, развивало и укрепляло нашу веру, выполняя с нами свою работу в том, чтобы привести нас в состояние готовности принимать от Бога осуществление обещанного;
5) прославлять Бога за ответ в явлении Его могущественной силы в нашей жизни, а также Его милости и благости для нас в исполнении данного нам слова.
Это все приводит к результату веры -- обретению обещанного, как было это с Авраамом.
Кстати, то, что Авраам воздал хвалу Богу, упущено в переводе Месседж, но об этом говорится во всех других переводах. Таким образом, это есть неотъемлемым аспектом веры. Синодальный говорит, что Авраам пребыл тверд в вере, воздав славу Богу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что прославление и восхваление Бога было элементом, укрепляющим веру Авраама, соделавшим и поддерживающим её твердой. Поэтому, стоя в вере в Божье обетование, вместо того, чтобы жаловаться и задавать скептические вопросы, нужно прославлять Бога, потому что это укрепит нашу веру, а потому и приблизит, и принесет нам ответ, в отличии от скептицизма, который только открывает двери для неверия.
Итак, у нас есть слово Божье, Его драгоценное обетование, которое и является единственно нужным основанием для веры Божией. Поэтому, желая обрести осуществление обещанного и исполнение Божьего плана в нашей жизни, нам нужно последовать примеру Авраама в том, чтобы пребыть твердыми в вере, пока не получим обещанное. И в результате это принесет нам не только радость от явления славы Божьей, но также сделает нас известными и выдающимися в качестве примера того, что может совершить сила Божья в жизни человека и для него.
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!