Подпишитесь на рассылку

Преимущество мудрости перед глупостью

В книге Екклесиаста 2:13-14 написано:

13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:

14 у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

Здесь говорится о преимуществе мудрости перед глупостью, и для описания этого преимущества использовано сравнение света с тьмою. И всем очевидно, что наличие или отсутствие света является определяющим в отношении движения и продвижения.

Если света нет, то не видно куда идти. Человек без света совершенно не ориентируется в незнакомой обстановке и не знает чего ожидать из-за следующего угла. Во тьме можно двигаться только наощупь методом проб и ошибок. Без света глаза человека не могут выполнять главную свою функцию виденья, потому что во тьме ничего не видно. Однако свет совершенно меняет картину -- когда приходит свет, положение человека радикально изменяется, и изменяется к лучшему. 

Во свете можно видеть, а потому и огибать препятствия, можно выбирать оптимальную траекторию движения. При свете колоссально понижается вероятность споткнуться, и при свете скорость продвижения существенно повышается, так как ориентирование в окружающей среде происходит не только наощупь, но даже более совершенным методом -- при помощи зрения, которое дает до 95% информации об окружающей среде. Вот разница света и тьмы.

Читать дальше: Преимущество мудрости перед глупостью

Внутренняя направленность, или личное значение, мудрости

В книге Притчей 9:12 написано: "Если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь".

Здесь говорится о том, что мудрость имеет значение и приносит результаты, прежде всего, в жизни того, кто её имеет. Как написано: "Если ты мудр, то мудр для себя". Другими словами, мудрость дается не для того, чтобы просто показываться мудрым перед людьми, и значение её наличия для обладающего ею не направлено на посторонних и внешних людей, но на жизнь самого имеющего мудрость.

Таким образом, мудрость оказывает влияние на жизнь самого того, кому она была дана. Она приносит результаты для тех, кем она была найдена. Значение наличия у нас мудрости не в том, чтобы просто иметь способность доказать что-то людям или показать им свою проницательность, но в том, чтобы ей наполнить своими превосходными плодами успеха, процветания и благополучия жизнь тех, кто её приобретает.

Поэтому, мудрость имеет, прежде всего, внутреннюю направленность, а не внешнюю. Её цель состоит в том, чтобы проявиться соответственными достижениями, скажем так, и отличиями в жизни того человека, кому она была открыта. Да, имеющий мудрость может ею и делиться, однако она была дана не с этой целью, имея не это своим главным предназначением, но с целью того, чтобы выполнить определенную работу в жизни и в делах того, кем она была обретена.

Читать дальше: Внутренняя направленность, или личное значение, мудрости

Бог возвышает отверженное

В книге Псалмов Пс.117:22-23 написано: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших".

Это известное место Писания, которое пророчески говорит об Иисусе. При этом как сказанное здесь, так и то, что мы видели происходящим в жизни Иисуса, в общем открывает нам пути Божьи и характер Божий.

Как мы прочитали, говорится о камне, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Произошло ли это случайно? Очевидно, что нет. Отверженный камень мог сделаться главою только потому, что его на это определил Господь.

Из этого следует, что то, что люди отвергают, Бог возвышает; те, кого люди отвергают, Бог возвышает. То, что мир может считать ничтожным и ничего не значащим, Бог делает значащим, да еще и так, что все, что до этого было значащим, перестает быть таким, теперь уже только скрываясь в тени нового значащего, возвышенного Богом. Об этом писал и Апостол Павел в 1Кор.1:27-29.

Однако рассматриваемое место Писания значит не только то, что Бог может поднять из праха и пепла и посадить с князьями, как говорится в Пс.112. Говоря об отвержении строителями, оно указывает также на сказанное Иисусом о том, что мир не принимает Отца, а потому и посылаемых Им (Ин.15:21, 17:14,25). Сам Иисус не был принят обществом Израильским, однако о Нем нельзя говорить как о ничего не значащем, потому что Он был Сын Божий -- Наследник всей Вселенной (Евр.1:2)!

Читать дальше: Бог возвышает отверженное

Защита, поддержка и возвышение от Бога

В книге Псалмов 17:36 написано: "Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня". Это чудесное место Писания. Рассмотрим каждую его часть.

Сначала говорится о том, что Бог дал щит Своего спасения. В Новом Живом переводе Библии говорится о щите победы. И это, можно сказать, взаимозаменяемые слова, ведь спасение означает победу, и победа означает спасение. Иисус даровал нам спасение, тем самым даровав победу, владычество и господство над грехом и проклятием и их последствиями (1Кор.15:57, 2Кор.2:14).

Поэтому, щит спасения говорит о победе. Но не только, ведь это щит. А щит защищает, уберегает от опасности, сохраняет в целостности, предотвращает угрозу затруднительного положения поражения. Вот что значит щит Божьего спасения, которым Он окружает Своих избранных и помазанных!

Господь уберегает нас от опасностей этого мира и коварных сетей врага и его нечестивых сосудов; Господь сохраняет нас в целостности и непроницаемости, не позволяя никому и ничему причинить нам вред или нанести какой-либо ущерб; и Своей протекцией Господь предотвращает всякую и любую угрозу поражения и других подобных затруднений неудач и провалов, вместо этого даруя нам победу и триумф в каждом деле, в каждой сфере и ситуации. Аллилуия!

Читать дальше: Защита, поддержка и возвышение от Бога

Внимание определяет состояние

В книге Исаии 33:14-15 написано:

14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" -

15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

16 тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Почему обитать на высотах, иметь убежищем неприступные скалы, получать все нужное обеспечение будет тот, кто, в частности, закрывает уши, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза, чтобы не видеть зла? Стоит обратить внимание, что говорится именно об ушах и глазах, которые есть воротами в разум и дверями в сердце. Иисус тоже говорил: "Замечайте, что слышите" (Мк.4:24), -- наставляя концентрировать внимание на правильных вещах, т.е. на истине. И вот кровопролитие и зло не имеют никого отношения к истине.

Исходя из этого можем усмотреть причину, по которой следует ограждать уши и глаза от зла -- потому что это будет влиять на наше состояние. И здесь вспоминаются слова См. Виглзворта, который говорил, что страх смотрит, а вера прыгает. Страх смотрит. Интересно, что не вера смотрит. Разве что на невидимое и на слово Божье, но только не на обстоятельства и, тем более, на зло. Но вот страх смотрит на зло. Он привязывает взгляд, слух и, таким образом, все внимание на зле. Почему? Потому что он питается им.

Читать дальше: Внимание определяет состояние

Сгущение тьмы, умножение славы

В книге Исаии 60:2 написано: "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою".

Как-то раньше Господь уже обращал наше внимание на это место Писания, говоря о различии участи Церкви и мира (см. ст. "Будущее, полное славы"), однако Дух Святой ведет нас к этому месту Писания вновь. В нем говорится о том, что тьма покроет землю и мрак -- народы, но над народом Божьим явится Господня слава.

Стоит обратить внимание, что в отношении народов речь идет не просто о тьме, но о мраке. И кажется, что мрак -- это самая высокая форма тьмы, это самая полная фаза развития тьмы, в которой все на столько темно и мрачно, что нет ни малейшего проблеска света. Вот к чему приближается безбожный мир.

По мере истечения времени тьма, в которой они погрязли сейчас, будет сгущаться, достигая мрака. А это значит, что в мире будут происходить разного рода мрачные вещи -- великие бедствия. От этого и состояние людей, живущих без надежды на Бога и веры в Него, будет мрачным, потому что им не из чего будет черпать надежду на лучшее, ведь в окружающем их мраке для этого не будет никакого основания.

Однако это не полная картина. Это лишь одна её часть. Потому что рассматриваемое место Писания говорит о двух параллельных процессах: в то время, как тьма в мире будет сгущаться, слава Божья посреди Церкви будет умножаться. Эту параллельность помогает увидеть формулировка Нового Живого перевода Библии, которая говорит о происшествиях в нынешнем времени: "Тьма, как черная ночь, охватывает все народы земли, но слава Господня восходит и появляется над вами".

Читать дальше: Сгущение тьмы, умножение славы

Способность вместить

В Ев. от Иоанна 6:11 написано: "Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел".

Этот стих есть частью известной истории о насыщении множества народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хотя, лучше сказать, умножившимися пятью хлебами и двумя рыбами, ведь Иисус накормил народ умножившимся, ведь того количества еды, которая была в наличии, явно не достаточно было, чтобы накормить всех.

И вот на что следует обратить внимание: все ели столько, сколько кто хотел. При том не только хлеба, а рыбы немножко, но ст. 11 говорит, что и хлеба, и рыбы раздали каждому, сколько кто хотел. Не порциями, не определенной мерой: по два на человека, -- но сколько кто хотел без каких-либо ограничений. И ясно, что желание каждого определялось их способностью вместить, съесть -- сколько кто мог съесть, сколько кто хотел съесть, чтобы насытиться, столько и мог получить. Вот как Иисус накормил народ. 

Он не просто дал им немножко поесть, лишь бы они были не голодные. Нет! Он дал каждому столько, сколько кто хотел, чтобы наестся, чтобы насытиться полностью! И Иисус не нормировал порции и не определял потребности каждого, чтобы каждому получить по потребностям. Ничего подобного. Он позволил каждому брать столько, сколько кто хотел: кто мог съесть немного, получал немного; кто хотел больше, не ограничивался меньшим, но получал больше, как и хотел.

Читать дальше: Способность вместить

Светлые одежды и праздник каждый день

В этот раз мы обратимся к нечто необычному месту Писания, однако все, что мы находим в Библии, богодухновенно, дано нам в назидание (2Тим.3:16) и открывает волю Божью, Его замысел, намерения и планы.

В книге Екклесиаста 9:8 написано: "Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей". Остановимся сначала на наставлении о том, чтобы одежды были светлы. Кажется, что мир сегодня развивает совершенно другие тенденции темных одежд. Но почему Писание указывает именно на то, чтобы одежды были светлы? В этом тоже можно усмотреть некие образы.

Во-первых, светлые одежды одевают и носят, когда все хорошо. Более того, на каждый день светлое считается не практично, чтобы не так пачкалось в процессе выполняемых дел. Но вот на праздники светлое и нарядное -- это как раз то, что одевают. Другими словами, светлое и нарядное часто приберегается для особенных случаев и праздников.

Но Писание в прочитанном нами отрывке наставляет одевать светлые одежды во всякое время, что значит, постоянно, каждодневно. При этом, употреблена форма: "Да будет", -- как и в начале книги Бытия при сотворении. Таким образом, это говорит о том, что Бог нашу жизнь каждодневно будет наполнять поводами для светлой одежды. Детям Божьим не будет чего скорбеть или унывать, но их одежды будут светлы во всякое время, как и их настроение.

Читать дальше: Светлые одежды и праздник каждый день

Разрушение стереотипов

В книге Исаии 41:17-20 написано: 

17 Бедные и нищие ищут воды, и нет [ее]; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.

18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды;

19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе,

20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие.

Все это место Писания замечательное, однако в этот раз остановимся на стихе 18. В нем говорится о том, что Господь откроет на горах -- реки, а среди долин -- источники. Но ведь источники, обычно, находятся в горах, а реки -- в долинах. Не смотря на это, Библия приводит нам именно такой порядок, который не соответствует обычному и привычному, говоря об источниках в долине и реках в горах.

Да, существует понятие горных рек, и в долинах случаются подземные источники. Однако обычно, как принято считать в географической науке, реки берут начало в горах, в ледниках, с которых текут в долины. При этом, реки в долине становятся глубже и шире, чем в горах. Таких рек, как в долинах, сложно найти в горах, а то и вовсе нельзя. Но Писание говорит именно об источниках в долине и реках в горах -- т.е. о том, что не является обычным и не соответствует сформированным человеческим стереотипам и стандартам.

Читать дальше: Разрушение стереотипов

Доступ к полноте Божьей

В книге Откровение 1:1 написано: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну". 

В первом предложении этого стиха говорится о том, что это откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, что будет вскоре -- как написано в Расширенном переводе Библии, что произойдет быстро и внезапно. И важно обратить внимание именно на то, что не сказано, что Бог дал откровение Иисусу, чтобы показать Ему, что будет. Нет, говорится о том, что откровение было дано Иисусу, чтобы показать нам, которые названы здесь Божьими рабами, Его служителями на земле.

О чем это говорит? О том, что все, даруемое Богом Иисусу, предназначено для нас, ведь мы -- в Нем. Чтобы дать откровение нам о грядущих событиях последнего времени, Богу-Отцу нужно было показать это Иисусу. И если это показано Иисусу, то с целью сделать доступным это и для нас, иначе это бы не открывалось и Иисусу! Все, что Иисус имеет, мы имеем; и все, что Бог-Отец приготовил и предопределил для Него, предназначено и для нас. Потому что мы -- сонаследники со Христом (Рим.8:17).

Читать дальше: Доступ к полноте Божьей