Подпишитесь на рассылку
Отношение к трудностям ч.2
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Посл. от Иакова 1:2-4 читаем:
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
Стоит обратить внимание на написанное в ст.3, где говорится о том, что испытание веры производит терпение. Расширенный перевод Библии (далее -- РПБ) дает более точное понимание сказанного: "Зная, что ваша вера, пройдя через испытание, порождает терпение (выдержку и стойкость)". А это, в конечном итоге, все ближе приводит нас к совершенству личности, характера, крепости духа. Как сказано в том же РПБ в ст.4: "И это терпение (выдержка и стойкость) должно оказать свое действие, так что вы достигнете совершенства и полноты, и не будет в вас изъяна".
Итак, вера, пройдя через испытание, порождает терпение. Не сказано, что испытание производит губительное действие на веру. Не сказано, что вера истощается, ослабевает, увядает, исчезает... Нет! Как раз наоборот! Испытание создает среду, в которой вера может показать себя практически. Ведь когда все хорошо, то и вера-то особо не нужна, ведь мы видим, что все хорошо. Но испытания создают возможность для веры проявить себя. Как говорил один проповедник, в таких обстоятельствах вера как раз работает наилучше.
И здесь не идет речь о том, чтобы мы ожидали испытаний и искали их. Не идет речь также и о том, что Бог будет их специально посылать, чтобы научить, чтобы устроить проверку, как на экзамене. Я вижу, что здесь идет речь об отношении, которое нам следует иметь и демонстрировать, когда нам придется столкнуться с чем-то не благоприятным и не желательным в жизни и обстоятельствах. Ведь это жизнь, и мы все еще на земле. Со времен грехопадения и до времени явления нового неба и новой земли все идеально здесь не будет. Конечно, мы приносим небеса на землю (Ис.51:16, Мф.6:10) -- мы стремимся к их установлению в нашей жизни и через нас, однако это не произойдет никак иначе, кроме как по вере. Вера должна будет победить, изменить неблагоприятные обстоятельства, обратив их во благо, насадив небеса и реализовав план Божий. Иного пути, варианта, нет -- только побеждать, а это можно только с верой.
Так что сталкиваясь с трудностями, мы должны воспринимать это как еще одну сферу, в которой наша вера должна установить небеса на земле и принести исполнение плана Божьего. И, повторюсь, не Бог посылает трудности с практической, образовательной целью, однако Он обещал обратить все для нас во благо (Рим.8:28). Поэтому, когда говорится о том, что, пройдя испытание, вера достигает совершенного действия, производя терпение и выдержку, и стойкость, то это есть частью как раз этой работы Божьей, в которой Он все обращает во благо. Можно выразить это так, что Бог сказал: "Хорошо, раз на земле им придется столкнуться с трудностями, тогда сделаем так, чтобы они им шли на пользу и укрепляли их, и совершенствовали".
Вместе с этим, я не верю и в то, что чем больше трудностей пройдет человек, тем более совершенным он станет. Иначе говоря, я не верю в то, что испытания сами по себе укрепляют, что от их количества зависит уровень силы и крепости, и духовного развития человека. Скорее всего, его способность переносить трудности показывает уже достигнутый уровень силы и крепости духа. Так что если человек продолжает стоять в своей вере и не сдается, то это уже есть показателем его духовного уровня развития. Да, выдержав и преодолев, Господь обернет это во благо и сделает еще более крепким. Однако для этого нужно будет пройти период восстановления.
Как в физических тренировках: если человек пробежит полумарафон или марафон, на следующий день он не будет способен пробежать его опять -- нужно отдохнуть и восстановиться, так как организм "выложился" по полной. Однако через некоторое время боль в мышцах пройдет, так что марафон, в итоге, послужит укреплению мышц и развитию выдержки организма. Но стоит заметить, что и пробежать его могут до конца люди со специальной подготовкой, так что способность дойти до конца и конечный показатель результата сам будет свидетельствовать об уровне физической подготовки.
По этой причине и Апостолы могли выдержать и перенести все те испытания, с которыми им пришлось столкнуться, потому что у них был соответствующий уровень подготовки -- духовной силы и крепости. Кто-то другой на месте Павла мог давно сдаться и закинуть эту идею евангелизации язычников уже после первых побоев, но нет -- Павел продолжал продолжать... И это уже есть показателем его силы и крепости духа, выдержки и терпения.
Да, полагаю, чем больше он проходит трудностей, тем более бесстрашным он становился. Однако их нужно было преодолеть, для чего нужно было продемонстрировать уровень силы, который в наличии сейчас, на момент прохождения трудностей. И Павел продемонстрировал, оставляя многие поколения лишь удивляться и восхищаться такой железной выдержкой, непоколебимой решительностью и непрекращающимся терпением. Ведь о нем нельзя сказать: "Ну, это же Иисус!" -- ведь Павел был подобный нам. Хотя и Иисус во плоти точно так же был подобен нам -- разница заключалась лишь в силе и крепости духа.
Из всего этого следует, что слабый человек не станет сильным, если его запустить на марафон -- т.е. только по причине испытаний. Наоборот, слабого испытание только может сломать и еще более ослабить. Однако здесь есть хорошая новость: Господь не выпустит никого из нас на марафон, который нам не по силам, который мы не сможем пробежать. Как об этом написано, что Господь не допускает искушение сверх сил (1Кор.10:13). А это значит, что с чем бы мы ни встретились, у нас есть достаточная сила и крепость это преодолеть.
Павел мог преодолеть все то, через что он проходил. В действительности, он даже сам стремился пострадать за Христа, хотя Дух Святой его предупреждал, советуя не идти в Иерусалим (Деян.21:4). Сегодня мы ни с чем подобным, благодарение Богу, не сталкиваемся, потому что в нашей культуре при нашем образе жизни мы не готовы ни к чему подобному. Хотя в этом можем усмотреть и Божью благодать: Он настолько поменял культуру и представления о человеке и его жизни как о высшей ценности, что уже и нормы международного права запрещают преследование за вероисповедание и пытки. Да, исполняется это в цивилизованных странах, так что находящиеся в них могут благодарить Бога за такую благодать.
В тех же странах, которые держат под прицелом верующих, как и любое другое инакомыслие по отношению к правящей идеологии или религии, люди живут и иными понятиями, и другим стилем жизни, так что, возможно, они способны столкнуться с тем, что для людей из более мягких условий будет казаться непреодолимым и выше их сил. Хотя так может казаться в любом случае трудностей и испытаний, однако мы должны помнить, что на марафон, который выше наших сил, Господь нас не выпустит. А значит, то, с чем мы сталкиваемся, нам по силах, как в отношении духовных сил, так и физических, естественных.
Итак, трудности не могут навредить нам, если мы будем держаться своей веры и правильного отношения. И правильное отношение, согласно рассматриваемому месту Писания, заключается в радости, потому что с нами будет все хорошо -- ничего плохого Бог не допустит, ведь Он обещал сохранить нас (1Фес.5:23). Следовательно, нам не нужно бояться трудностей, потому что с Богом они могут оказать на нас лишь благотворное действие, развив силу духа в терпении и выдержке. Так что сталкиваясь с некоторыми задачами (ведь для Бога ничто не есть проблемой, но лишь решаемой задачей), нам следует иметь отношение: "Что, хочешь сделать меня сильнее? Ну, давай!"
И полагаю, если мы будем встречать трудности с таким отношением, то нам будет легче их перенести, и они могут быть еще более кратковременными (ведь в 2Кор.4:17-18 Писание говорит, что все скорби кратковременные). А возможно, враг, видя такое отношение, вообще отступит и оставит в покое -- он же не хочет делать своих и без того опасных противников еще более сильными, а потому и еще более опасными!
Так что станем веселиться и радоваться, потому что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу, так что даже трудности и испытания, вместо вреда, принесут в конечном итоге только пользу, сделав нас сильнее и более близкими к совершенству ("совершеннее"), чтобы, как написано, мы были совершенными во всей полноте без всякого недостатка.
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!