Подпишитесь на рассылку
Символизм даров в истории Рождества
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Матфея 2:9-11 читаем: "⁹ Они (волхвы, мудрецы - Т.Б.), выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. ¹⁰ Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, ¹¹ и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну".
Важной частью истории Рождества есть поклонение волхвов Иисусу. В некоторых источниках указано, что буквально это слово, переведенное как “волхвы”, значит “маги”; хотя довольно распространенным есть и восприятие этих волхвов как неких восточных царей. Считается также, что именно они стали основателями традиции дарить подарки на Рождество (хотя Сам Мессия был первым и самым главным подарком человечеству от Бога-Отца, так что Кто основал традицию дарить подарки, еще нужно разобраться…). Но как бы то ни было, эти люди пришли поклониться Мессии.
И хотя повествование не говорит конкретно о том, что это были за люди, очевидно, что это были люди знатные и ученые, которые, во-первых, могли позволить себе дальнее путешествие; во-вторых, могли позволить себе подарить столь дорогостоящие подарки; и в-третьих, исследовали звёздное небо, что и дает основания отнести их к ученым. Сам Ирод принял их. Думаю, простые и заурядные люди вряд ли бы удостоились личной аудиенции царя. Так что это точно были люди не простые и необычные. И вот они пришли поклониться Мессии своими дарами.
И вот интересно, что они не просто пришли поклониться Иисусу, но принесли ему и дары. А это было богатство язычников, так сказать. Потому в истории Рождества можем увидеть еще и идею перевода богатства. И вот Писание, опять-таки, не уточняет, сколько же именно было принесено ими в дар, однако практически все исследователи и толкователи говорят о том, что это были подарки, достойные царя, или подходящие царю. Потому грамм золота они точно не могли подарить, ведь это не достойно царя… И вот обычно, чем более великий царь, тем большими должны быть и дары, достойные его. А если они шли поклониться Царю царей, тогда это должны были быть подарки весьма и весьма значительные. Потому, полагаю, речь не идет даже о маленькой шкатулочке золота… это вполне мог быть достаточно приличный сундук, достойный великого Царя.
О ладане пишут, что в определенные исторические периоды он был равноценен золоту. А если брать в общем, то это было тоже очень ценное и дорогостоящее вещество, как и смирна, или мирро, как называют это некоторые источники. Потому каждого из этих трех даров могло быть приблизительно одинаково по стоимости – и опять-таки, в количестве, достойном царя, и великого Царя царей. А на основании этого можем сделать вывод, что эти волхвы принести целое состояние. Потому можно предположить, что эти дары, в частности, золото, Иосиф и Мария могли использовать не только пока жили в Египте. Вероятно, этих даров было достаточно, чтобы обеспечить все детство Иисуса. Более того, дары, достойные царя, могли быть настолько ценными, что обычный плотник мог не заработать столько за всю свою жизнь. Потому эти дары, как минимум, превратили эту семью в состоятельную семью, а то и вовсе в очень богатую.
Впрочем, Писание не говорит нам о количестве, как бы не давая сведений о стоимости, потому остается только догадываться. Однако все же очевидно, что подарки были очень ценные. Хотя их толкователи рассматривают обычно с точки зрения их символизма (в отношении Мессии), так что золото символизирует царственность Иисуса; ладан как вещество, в частности, для воскурения – Его священство; а смирна как вещество, использующееся, в частности, в погребении – Его смерть за грехи человечества. Однако этот символизм – для нас, скажем так; а для Марии и Иосифа эти дары имели практическое значение… И хотя православная традиция считает, что Мария все эти дары сохранила, а потом передала в храм, так что эти дары хранятся и поныне на Афоне, все же мне усматривается это маловероятным… Особенно в силу реалий, когда им нужно было бежать в Египет и там содержать Младенца, а потом возвратиться и обеспечивать его в земле Израиля.
И вот стоит также заметить и то, что никто из Израиля не принес Иисусу подобных даров, так что это было именно богатство народов, язычников. И вот Бог-Отец привел этих волхвов и побудил, вдохновил, их пройти такой путь и принести все эти дары. И в отношении их пути говорится, что звезда, которую они видели на востоке, вновь вела их, когда они вышли с Иерусалима, чтобы направиться в Вифлеем. И это есть указанием на то, что слава Божья вела их в виде звезды, ведь будь это сближение планет или сверхновая, то это явление не произошло бы вновь, так как такое случается очень редко – раз в десятки, а то и сотни лет. Потому более вероятно, что это было сверхъестественное явление славы Божьей, хотя бы в отношении того, как она вела их в Вифлеем и именно в тот дом, где и находился Иисус.
И вот Месседж говорит, что они были очень рады, когда пришли и увидели Младенца, потому что они были в правильном месте и прибыли в правильное время. А Расширенный перевод Библии говорит, что звезда вела их постоянно, пока они не пришли к дому. Их путешествие увенчалось успехом, ведь, если представить, как они шли – только зная направление, но не зная, куда конкретно, то можно понять их великую радость, когда они, наконец, увидели Младенца – прибыли в правильное место и вовремя, не опоздали, прибыли тогда, пока Мария и Иосиф еще оставались в Вифлееме. И вот Марии и Иосифу нужно было оставаться в Вифлееме, ведь в Назарете их волхвы не нашли бы, ведь им дали указание на Вифлеем… Но как бы то ни было, это было устроение Божье – Мария с Иосифом и Младенцем оставались в правильном месте, а волхвы пришли в правильное место в правильное время, и это было устроение Божье, работающее с этими обеими сторонами участников истории.
И если соединить все это вместе, то получается, что слава Божья сначала побудила волхвов отправиться в путешествие и принести дары новорожденному Царю, а потом вела их, пока они не оказались в правильное время в правильном месте, чтобы принести дары Иисусу и поклониться Ему. Слава Божья привела их как раз к Иисусу, а они принесли Ему богатство народов. И хотя Богу-Отцу нужно было как бы зажечь звезду на небе, провести этих волхвов через дальнее путешествие, а потом вести конкретно к дому, однако слава Божья привела их, и явилась для волхвов тем, что они пришли в правильное время в правильное место, а для Марии, Иосифа и Младенца она явилась дарами, достойными Царя царей.
И это показывает нам также и кое-что о Боге: Он может призвать исполнителей Своего слова с другого конца земли. Если поблизости не найдется никого, кого бы Он мог использовать, Господь может привести нужных людей с другого конца земли. Это во-первых. Во-вторых, слава Божья является также для нас и в Божьем водительстве, так что если мы следуем за Богом, то мы всегда будем в правильное время в правильном месте, а результатом этого будет то, что мы обретем благословение Божье (обретем приготовленные нам Богом “дары”). А это значит, что нам не следует переживать о том, что мы можем опоздать, что мы можем что-то упустить, ведь если только слава Божья ведет нас, если Дух Святой направляет нас, то этого просто не может быть. Так что единственное, о чем нам следует думать, так это о том, следуем ли мы за Богом, идет ли Он перед нами, как звезда, как столп огненный и облачный или как любой другой символ водительства Божьего и явления славы Божьей в качестве Его направления в Писании. И если да, тогда слава Божья будет являться для нас в том, чтобы мы всегда были в правильное время в правильном месте.
И вместе с этим, она будет являться для нас и в переводе богатства – и это в-третьих. Явление славы Божьей принесет нам перевод богатства. И для этого Господь может использовать даже далеких людей – нам вовсе не известных и незнакомых, которые могут появиться всего лишь на миг, чтобы исполнить волю Божью, как эти волхвы появились, вероятно, всего на один вечер, но кардинально изменили материальное состояние семьи Марии и Иосифа. И Бог-Отец таким образом обеспечил Своего Сына для жизни на земле и для всех вызовов, с которыми Ему предстояло столкнуться – в частности, для их бегства в Египет ради сохранения жизни Младенца. Потому на Божьем пути мы будем иметь и достаточное нам Божье обеспечение, чтобы покрыть все вызовы и успешно продвигаться в исполнении воли Божьей. Но это также показывает и то, что слава Божья будет вести нас к переводу богатства – к тому, чтобы мы овладели тем, что обеспечил для нас Христос, в том числе и в материальном аспекте благословения Божьего. И если мы будем следовать за Господом, то мы будем в правильное время и в правильном месте, чтобы взять во владение все то, что нам принадлежит.
Итак, история Рождества – весьма многогранна, и раскрывает нам различные стороны и того, как Бог действует. И вот всех, кто открыт для Него, Он призовет следовать за Ним. И всех, кто последует за Ним, Он будет вести различными способами явления Своей славы, так что слава Божья будет сопровождать нас на всем пути, пока мы не окажемся в правильное время в правильном месте. И с одной стороны, цель нашего путешествия с Богом – поклонение Царю царей, т.е. чтобы Господь прославился на нас и через нас. А с другой, цель – это Ханаан, земля обетованная, исполнение Божьих обетований о нас, в том числе, и в отношении перевода богатства.
И вот интересно, что Иисусу Навину пришлось завоевывать богатства народов; а Мессии принесли волхвы эти богатства сами… И это были разные периоды, и это разные символы, однако все же это открывает, что в определенное время слава Божья с нами, чтобы нам отвоевать землю; но затем есть также иной период полноты, скажем так, когда слава является в том, что богатство и благословения сами текут в наши руки… И когда слава будет являться так, то нам нужно просто принимать от Бога, как Марии и Иосифу нужно было просто принять эти дары. И вот когда мы на Божьем пути, то Господь ведет нас от славы в славу, так что нам нужно просто оставаться на этом пути, на котором слава Божья сопровождает нас от одного уровня явления славы Божьей и благословения к иному, так что мы простираемся к большему и лучшему, и мы ничего не упустим, но, следуя за Богом, мы всегда будем в правильное время в правильном месте, где и обретем уготованное для нас Богом, достигнув цели исполнения плана Божьего для нас и через нас.
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой!
Аминь!