Подпишитесь на рассылку
Молиться, вместо того, чтобы беспокоиться
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
или Мир и спокойствие от Бога
В Посл. к Филиппийцам 4:6-7 написано: "⁶ Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, ⁷ и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе".
Рассмотрим это место Писания в разных переводах, ведь интересно, как здесь молитва и принесение Богу всех своих желаний через молитву и прошения связывается с миром Божьим.
Начнем с Расширенного перевода Библии (далее -- РПБ) в классическом издании, который говорит: “6 Не тревожьтесь и не беспокойтесь ни о чем, но во всех обстоятельствах и во всем в молитве и прошении (определенных просьбах) с благодарением открывайте свои желания пред Богом. 7 И мир Божий [будет вашим, это спокойное состояние души, уверенной в своем спасении через Христа, и поэтому ничего не боящейся от Бога и довольствующейся своей земной участью, какой бы она ни была, этот мир], который превосходит всякое понимание, будет охранять и стоять на страже ваших сердец и умов во Христе Иисусе”.
В этой формулировке примечательно, как поясняется этот мир – как спокойное состояние души, уверенной в своем спасении через Христа, которая не боится ничего от Бога – как подразумевается, наказания за грех, от которого Христос искупил и избавил – и которая довольствуется своей участью на земле. И это определение можно разбить на три части, которые как бы есть составляющими спокойствия души. Во-первых, уверенность в спасении через Иисуса – если её не иметь, то и мира не будет. Но мы можем быть спокойны, потому что Христос даровал нам спасение, так что наша участь, по большому счету, уже определена – как бы что там ни было, мы с Богом и будем с Богом, и ведь мы знаем, что написано, что если Бог за нас, то тогда кто или что может быть против?..
Во-вторых, отсутствие страха наказания от Бога за грех, ведь мы были спасены и искуплены Иисусом. Это в древние времена люди боялись божества, потому что не знали, чего можно ожидать от него. Но Иисус пришел и явил нам Отца, и как написано: “Вы вкусили и увидели, что благ Господь”. Так что если Господь благ, если нам нечего бояться, что от Него может прийти что-то плохое, тогда мы можем быть спокойны и иметь Его мир. И вот если нам нечего бояться Бога, то тем более нечего бояться человека, который ничто перед Богом; так что если Бог обещал нам благотворить и защищать от зла, то никакой человек и никакие обстоятельства не смогут пойти против этого, а потому Господь и им не позволить причинить нам вред. Следовательно, если нам нечего бояться Бога, то тем более какого-то мелочного человека.
В-третьих, говорится о довольствовании своей участью на земле, и это возвращает нас к тому, чтобы быть довольным. Пример этого мы видим у самого Павла – нигде мы не видим, чтобы он сетовал на свою участь и на все, что пришлось ему претерпеть ради Христа. А у людей, кажется, все всегда наоборот: хочется того, чего нет, а потому всегда и всем не удовлетворены. Люди, который имеют работу, жалуются на свою работу и хотят лучше не работать; люди которые работы не имеют, хотят иметь работу; люди, которые имеют детей, жалуются на детей и их поведение; а люди, у которых нет детей, хотят их иметь; люди, которые имеют квартиру, хотят иметь дом, а имеющие дом – квартиру… и этот список можно продолжать.
Но вот Павел наставляет быть довольным и удовлетворенным, благодарить Бога за имеющееся и открывать перед Ним свои желания о лучшем. Так что быть довольным и удовлетворенным не значит не желать лучшего и не стремиться к нему, но это состояние души, в котором мы не позволяем внешнему настолько влиять на нас, чтобы обстоятельства в нем воровали наш мир. И для этого нам нужно смотреть на Бога и на Его обетования. Как написано об Иисусе, что Он смог претерпеть крест, взирая на воздаяние. Так и нам нужно смотреть туда, куда мы устремляемся с Богом, и это поможет нам хранить мир и радость в Боге. Это составляющие мира согласно формулировке РПБ. Теперь пойдем дальше.
Современная английская версия (далее -- САВ) передает это так: “6 Не заботьтесь ни о чем, но молитесь обо всем. С благодарным сердцем возносите свои молитвы и просьбы к Богу. 7 Тогда, поскольку вы принадлежите Христу Иисусу, Бог благословит вас миром, который никто не может полностью понять. И этот мир будет контролировать то, как вы думаете и чувствуете”.
Здесь интересно, как наставляется обо всем молиться. Вместо того, чтобы обо всем заботиться и волноваться, и говорить об этих волнениях и заботах, наставляется молиться обо всем, таким образом, все предавая Богу и Его заботе о нас. И здесь также сказано о благодарном сердце, и без этого мира не будет. И вот примечательно, что сказано дальше о том, что Господь благословит миром – как результат наших молитв обо всем Господь благословит нас миром. Иначе говоря, первый Божий ответ на молитву – это мир от Бога, и это Божье благословение (и полагаю, можно также молиться и о том, чтобы Господь благословил нас миром – т.е. как просьба о благословении от Бога в виде мира). И дальше сказано, что этот мир, которым Господь нас благословит, будет контролировать то, как мы думаем и чувствуем… Вот сила мира от Бога! В результате молитвы от Бога приходит мир, который будет контролировать мысли, а потому и эмоции, и чувства! Нам всем нужен такой мир! И он доступен нам через молитву.
Формулировка Нового живого перевода Библии (далее -- НЖПБ) несколько похожая: “6 Не беспокойтесь ни о чем; вместо этого молитесь обо всем. Скажите Богу, что вам нужно, и благодарите Его за все, что Он сделал. 7 Тогда вы испытаете Божий мир, который превосходит все, что мы можем понять. Его мир будет охранять ваши сердца и разумы, пока вы живете во Христе Иисусе”.
Стоит заметить, что и здесь, и в САВ говорится о том, что это мир, который превосходит то, что можно понять, а это значит, что мы можем иметь мир даже тогда, когда это сложно понять… например, во время военных слухов. И это потому, что это сверхъестественный мир, который не зависит от естественного – по этой причине его и нельзя понять суто естественно.
И Месседж: “6-7 Не беспокойтесь и не волнуйтесь. Вместо того, чтобы беспокоиться, молитесь. Пусть прошения и хвала превращают ваши заботы в молитвы, позволяя Богу узнать о ваших заботах. Прежде чем вы это поймете, чувство целостности Бога [и того], что все сходится во благо, придет и успокоит вас. Удивительно, что происходит, когда Христос замещает беспокойство в центре вашей жизни (или смещает и вытесняет беспокойство из центра вашей жизни – подразумевается, Собой – прим.при переводе)”. Особенная формулировка, которая тоже имеет свои акценты.
Во-первых, прошение и хвала должны превращать наши заборы в молитвы. Во-вторых, здесь мир передан как некое ощущение Божьей целостности, или Его совершенства, которое все обратит и выстроит во благо для нас, и вот это осознание, это чувство и приносит успокоение. И ведь, действительно, если Господь держит все в Своих руках и все делает совершенно и цельно, и все обращает нам во благо, то чего тогда заботиться и переживать? И вот это осознание тоже способно дать нам мир и спокойствие. И в-третьих, говорится о том, что Христос должен быть в центре нашей жизни, и тогда Он сместит, заменит Собой беспокойство, чем и вытеснит его из нашей жизни. И это еще один ответ на волнение и беспокойство – если Христос будет в центре, а не что-то иное, то не будет места и волнению, и заботам, так что когда они пытаются прийти, нам нужно проверить, что сейчас для нас в центре – в центре нашего внимания и приоритетов и где произошло смещение и перекос?..
Итак, Господь приготовил для нас мир, и Он хочет, чтобы мы имели мир, а потому Он наставляет нас молиться вместо того, чтобы заботиться, тем самым передавая все заботы Ему, которые мы не предназначены были нести. И тогда мир Божий, который превосходит все понимание, будет охранять наши сердца и контролировать наши мысли и чувства. И хорошая новость в том, что этот мир уже принадлежит нам во Христе, Он уже наш, так что нам нужно только позволить ему подняться внутри и наполнить нас, держа Христа в центре нашей жизни.
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой!
Аминь!