Подпишитесь на рассылку

Господь обращает уничижение в возвышение

В 4Цар.14:25-27 читаем:

²⁵ Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, ²⁶ Ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. ²⁷ И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова.

Если рассмотреть контекст этих стихов (ст.23-24 также), то здесь речь идет о нечестивом царе, который делал неугодное перед Богом, однако же Господь все равно даровал Израилю избавление его рукою. 

Толкователи говорят, что этот Иеровоам восстановил пределы Израиля почти до тех пределов, которые были при Соломоне, за исключением Иудеи. Таким образом, Господь использовал даже нечестивого царя, однако ради одного -- чтобы не искоренился Израиль, потому что Господь видел великое их бедствие и непосильное бремя. Не удивительно ли то, что Господь восстановил пределы почти до тех, что были установлены Давидом? Но ведь Давид был муж по сердцу Божьему, а этот Иеровоам нет... Однако Господь явил такую великую милость Израилю. И из их великого бедствия, которое ставило Израиль на грань уничтожения, Господь сделал их царство самым большим на Ближнем Востоке. Не удивительно ли это?

Читать дальше: Господь обращает уничижение в возвышение

Неожиданный сюрприз, или Все просто так случилось...

В 4Цар.7 описывается довольно известная нам история, однако в этот раз рассмотрим некоторые аспекты в переводе Месседж.

Начинается с того, что Елисей провозглашает слово Господне -- как обычно, все начинается со слова. Как известно, здесь Самария находилась в осаде, и положение было уже настолько плохим, что доходило уже до каннибализма. Однако тут пророк изрек слово от Господа, что на следующий день ситуация поменяется настолько радикально, что еда будет продаваться дешево в городе. На что сановник царя в формулировке перевода Месседж ответил: “Ты что ожидаешь, что мы в это поверим? Разве небеса откроются и с них посыплется еда?”Неверие и неуважение к слову Божьему и слову пророка в чистом виде.

И мы знаем ответ Елисея, что тот увидит, как это произойдет, но есть не будет. Хотя интересно, что не есть того -- это как бы еще не самое худшее, но с тем человеком произошло самое худшее -- народ затоптал его у ворот. Мы не знаем, как слово Божье исполнится, однако способ исполнения может быть еще более радикальный, чем мы себе думаем... Или как бы наказание Божье может быть еще более радикально, чем мы можем себе это представлять, даже "сводя огонь с неба", молясь об отмщении и воздаянии Божьем.

И вот затем Писание говорит: “И случилось так, что четверо прокаженных сидели за воротами города”. Интересно, как Писание говорит, что так просто случилось... Хотя вероятно, что они сидели там и ранее... Но именно после того, как Елисей провозгласил слово, и уже после того, как Господь выполнил Свою работу, тем четырем пришла гениальная мысль: “Чего мы тут сидим?” В городе был голод, так что они, сидя там только могли вместе с городом погибнуть. Если им пойти в лагерь врага, то там 50/50 -- если их оставят в живых, то будут жить, а если нет -- что ж, все равно, что сидеть у ворот и дальше... И вот Месседж дальше говорит: “Нам все равно нечего терять”. Те четверо логично рассудили, что им нечего терять. И вот интересно, что именно с этого и началось чудо в их жизни, или с этого и началось движение к чуду.

Читать дальше: Неожиданный сюрприз, или Все просто так случилось...

Праздновать еще до проявления

В 3Цар.18:22-24, 41, 45 читаем:

²² И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]. ²³ Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; ²⁴ и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. <...>

⁴¹ И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. <...>

⁴⁵ Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.

Начнем со стихов 22-24. Это хорошо известная нам история Илии, и некоторые аспекты вновь привлекли мое внимание. В частности, здесь Илия говорит, что он один, а пророков Ваала было 450. Илия один был против 450. Но чем это обернулось? Тем, что Илия погубил тех 450. И почему это было возможно? Потому что на его стороне был Бог и сила Божья.

Затем перевод Месседж очень колоритно передает насмешки Илии над теми пророками, говоря: “Зовите громче -- в конце концов, он -- бог. Может быть, он где-то медитирует или, может, занят каким-то проектом, или, может быть, он в отпуске. Или вы не можете подумать, что он, может, проспал, так его нужно разбудить?” 

Читать дальше: Праздновать еще до проявления

Радостное облегчение и избавление от Господа

Во Второй Паралипоменон 20 описывается, как на царя Иосафата пошло великое множество, как он обратился взыскать Бога и какое чудесное избавление даровал ему Бог. 

Когда Иосафату донесли о том, как обстоят дела, он собрал всех у храма. Интересно, что он не начал собирать свою миллионную армию и приводить её в полную боевую готовность, но объявил пост. Когда мы сталкиваемся с трудностями, какая наша первая реакция -- мобилизировать свои силы или взыскать Господа? И вот перевод Месседж говорит, что все жители Иудеи от мала до велика собрались, будучи внимательными к Богу. Они собрались, чтобы вместе воззвать к Богу, но они были и настроены на то, чтобы услышать от Него. И они получили ответ. И всем, кто желает получить ответ от Бога, нужно быть внимательными к Нему. И вот логично предположить, что они бросили все, чтобы собраться у храма и сосредоточить внимание на Боге. Ведь если бы Божий ответ не явился, то все остальное могло бы и не понадобиться уже. Иногда нам кажется сложным отложить свои дела, чтобы взыскать Бога, переключить внимание на Него, однако стоит не забывать и о приоритетах, и о том, что же есть самым важным.

Собравшись вместе, Иосафат стал молиться. И вот примечательно и то, что он как бы напоминает Богу, что Он им не позволил пройти через земли собравшихся на них народов, когда они шли брать Ханаан, и это звучит в том смысле, что эти народы были в свое время помилованы Богом и Израилем. Ведь что было бы, если бы Бог повел их через те земли? Богу нужно было бы расчистить путь Израилю и истребить те народы. Ничто не могло устоять тогда против них, ведь у Бога был план ввести Израиль в землю, обещанную Аврааму. И Бог отдал Израилю Ханаан во владение постоянное, вечное. Потому если те народы возмутились против Божьего определения, то с Кем им придется иметь дело?..

Читать дальше: Радостное облегчение и избавление от Господа

Об исполнении Божьего плана и роли людей в этом

В книге Исход 2:3-5 мы читаем: "³ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, ⁴ а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. ⁵ И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее".

Во второй главе описывается история Моисея от рождения до того, как он вырос и вышел к Израильтянам, и как после убежал в Египет, но остановимся на начале истории. Как говорят раввины, слово, которое употреблено здесь на иврите, переведенное как корзинка, буквально значит “ковчег”. Мать Моисея сделала для него ковчег. 

И вот из повествования остается не совсем понятным, был ли это план Иохаведы оставить корзинку в определенном месте, где купается дочь фараона, или все так само собой случилось... Хотя интересно, что она оставила корзинку в тростнике в определенном месте, и туда же вышла купаться дочь фараона, возле того тростника. Могло ли быть так, что дочь фараона имела определенное место для купания, и об этом могла знать Иохаведа? И она оставила дочь смотреть, что же далее будет. Хотя вероятно, Мариамь не сама придумала предложить привести кормилицу, но это были указания её матери. Потому, весьма вероятно, что Бог дал такую мудрость и план Иохаведе. Хотя с естественной точки зрения, он был и рискованный, ведь как она могла знать реакцию дочери фараона? 

Читать дальше: Об исполнении Божьего плана и роли людей в этом

Бог посетит, или Благословение смехом

В Быт.21:1-2 читаем: "¹ И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. ² Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог".

Хотя это очень известное место Писания, и мы к нему неоднократно обращались, когда я пересматривала выделенные мной ранее места Писания, оно коснулось меня вновь в переводе Месседж, который говорит: “Бог посетил Сарру в точности так, как Он сказал; Бог сделал для Сарры то, что Он пообещал: Сарра стала беременна и дала Аврааму сына в его преклонном возрасте, и в точности в то время, которое установил Бог”.

И здесь по-особенному звучат несколько аспектов. Во-первых, говорится о том, что Бог посетил Сарру. Но что произошло? Чудо -- она родила сына вопреки всем обстоятельствам, которые были против неё в этом. И это названо Божьим посещением. Потому Божье посещение -- это всегда чудо. И это чудо, по сути, покоряет и попирает все обстоятельства, которые были против избранных Божьих, которые препятствовали, которые сдерживали в достижении и/или обретении желаемого и обетованного Богом. Но когда Господь посещает и происходит чудо, тогда все эти обстоятельства попираются, и происходит то, что ранее могло казаться невозможным или даже непостижимым. 

Читать дальше: Бог посетит, или Благословение смехом

Быть сильными силой Божьей

В Посл. к Ефесянам 6:10 читаем: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его".

Это очень хорошо известное место Писания, и мы уже его рассматривали, однако стоит обратиться к нему вновь. При этом стоит заметить, что согласно словарю Стронга, слово, переведенное как “укрепляйтесь”, в оригинале не имеет этой формы возвратной формы глагола, но значит просто “укреплять, давать силу”. Следовательно, это немного переводит стрелки -- не мы сами пытаемся укрепляться, но речь идет о том, чтобы могущество Божье и сила Его Святого Духа укрепляла нас и давала нам силу. И кажется, что такая перспектива многое (если не сказать, все) меняет.

Посмотрим другие переводы. РПБ говорит: “В заключение, будьте сильными в Господе [черпайте свою силу (крепость) от Него и обретайте силу через ваше единство с Ним] и в силе Его [безграничной] мощи”.Как видим, в этом переводе говорится черпать свою силу и крепость от Бога, а именно, через единство -- и можно добавить: живую связь -- с Ним. Единство с Богом, живая связь с Ним -- это то, что делает нас сильными, ведь подключает нас к силе Божьей. И мы поддерживаем живую связь с Богом через обращение к слову Божьему и пребывание в нем, молитву, хвалу и поклонение и т.п. Так что все это необходимо нам, чтобы нам через все это укрепляться силой Божьей, силой Духа Святого.

Читать дальше: Быть сильными силой Божьей

Дело Божье не может быть разрушено или остановлено

В книге Деяний 5:34-39 читаем: "³⁴ Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, ³⁵ а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что́ вам с ними делать. ³⁶ Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого‐то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. ³⁷ После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. ³⁸ И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, ³⁹ а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками".

Остановимся на ст.29, в котором привлекает записанная истина о том, что то, что от Бога, не может быть разрушено.

Обращаясь к другим местам Писания, мы уже увидели, что дело Божье не может быть отменено, оно не отменяется, и что Божий план не может быть разрушен или остановлен. И сказанное здесь, кажется, эту картину дополняет. Слово “дело”, употребленное здесь в контексте в ст.38, согласно словарю Тайер, значит: “дело, действие; труд, работа, занятие, деятельность; произведение, работа, изделие, творение”. А слово “разрушить” значит: “разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять; останавливаться”.

Читать дальше: Дело Божье не может быть разрушено или остановлено

Увидеть небо открытым

В Ев. от Иоанна 1:50-51 написано: "⁵⁰ Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. ⁵¹ И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".

Здесь Нафанаила привели к Иисусу, чтобы он посмотрел на Учителя и убедился в том, что ему сказал об Иисусе Филипп. Сначала Нафанаил сказал, что может ли быть нечто доброе из Назарета?.. Как видим, Иисус разбивал все стереотипы: Бог и Царь всей Вселенной, но родился в хлеву, два года был беженцем в Египте, вырос в Назарете, в Галилее, которая была переполнена язычниками, а потому о которой Иудеи и имели такое мнение, что оттуда, из языческой Галиллеи, не может быть ничего доброго и того, что от Бога. Однако Бог совершенно не взирал ни чьи стереотипы, и Мессия пришел именно оттуда. Хотя и в этом может быть знак того, что и язычники спасутся, что и для них спасение.

Итак, после чего Нафанаил поверил и исповедал, что Иисус -- Сын Божий и Царь Израиля, т.е. Мессия (и получается, Нафанаил исповедал это прежде Петра?). После того, как Иисус сказал ему, что видел его прежде, чем позвал его Филипп, видел его, когда Нафанаил был под смоковницею. И вот нам, кажется, немного сложно понять, что именно имеет Иисус в виду, говоря, что видел Нафанаила под смоковницею, ведь это относилось лично к Нафанаилу, и Писание нам не раскрывает, что именно Нафанаил делал под смоковницею -- молился ли или читал/размышлял над Писанием, -- но сказанное ему Иисусом настолько впечетлило его, что он тут же поверил в Божественность Иисуса. 

Читать дальше: Увидеть небо открытым

Обеспечение Божье на пути

В Ев. от Луки читаем: "И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем". Здесь Иисус спрашивает учеников и они в ответ утверждают, что они ни в чем не имели нужды, когда шли на легке, так сказать, будучи посланными Иисусом. И вот стоит заметить, что речь идет о том, что, во-первых, они шли, будучи посланными Иисусом, и во-вторых, они не имели ни в чем нужды. И как усматривается, эти два аспекта связаны.

Если Господь посылает куда-то, то Он обеспечивает и все путешествие, скажем так. Потому, по сути, единственное, что человеку нужно знать, это был ли он послан Богом. И если был, значит, все обеспечение на пути; а если не был послан, то там нет и Божьего обеспечения. И вот примечательно также то, что обеспечение было на пути. Иисус не загрузил их сразу всем необходимым в начале путешествия, но сказал идти так, и если им что нужно будет, то это обеспечение будет на пути. 

Вот так с Богом всегда -- Он не нагрузит караваны верблюдов и много багажа сразу на весь путь, на все путешествие, образно говоря, но обеспечение Божье будет на пути. Поэтому, нам нужно будет пойти и делать каждый последующий шаг на этом пути, чтобы получить обеспечение Божье, но если сидеть на месте, то и обеспечение Божье не придет. Обеспечение Божье приготовлено на Божьем пути, по которому Он ведет нас и который посылает пройти, и только пройдя этот путь мы получим все, что Господь приготовил для нас.

Читать дальше: Обеспечение Божье на пути