Подпишитесь на рассылку
Богу лучше, когда мало, чем когда много
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Суддей 7:2 написано: "И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: 'моя рука спасла меня'."
Примечательно, что Господь сказал, что Он не может предать Мадианитян в его руки с таким количеством народа, т.е. с 32 тыс. людей в армии. А это значит, что если бы Гедеон пошел с таким войском, то сила Божья не вмешалась бы и не вступилась бы за них, а потому Гедеон со своей армией, вероятно, потерпели бы поражение.
Вот как это место Писания сформулировано в других переводах. Современная английская версия (САВ) передает это так: “Господь сказал: «Гедеон, твоя армия слишком велика. Я не могу позволить тебе победить с таким количеством солдат. Израильтяне подумают, что они выиграли битву сами по себе и что Я не имею к этому никакого отношения”.
Новый живой перевод Библии (НЖПБ) передает похожую мысль: “Господь сказал Гедеону: «У тебя слишком много воинов. Если Я позволю всем вам сражаться с мадианитянами, то израильтяне будут хвалиться передо Мной, что они спаслись своими собственными силами”.
И перевод Месседж предлагает такую формулировку: “Бог сказал Гедеону: «У тебя слишком большое войско. Я не могу предать им Мадианитян вот так — они присвоят себе все заслуги, сказав: «Я все сделал сам», и забудут обо Мне”.
В этих переводах эта идея звучит еще более отчетливо и резко – Господь сказал: “Я не могу предать вам Мадианитян вот так, с таким количеством воинов, потому что тогда Израиль присвоит себе победу, решит, что он победил своими силами, а Бог не имеет к этому никакого отношения, так что забудет обо Мне”. И представим себя на месте Гедеона: его враг силен и многочислен, он созвал воинов и насобиралось 32 тыс., хотя армия Мадианитян, вероятно, все равно была больше, потому они все равно могли иметь количественное преимущество. И тут Бог ему говорит: “Вас слишком много”. Что???
На таком примере может быть не совсем понятно, потому возьмем более житейское для большинства. Предположим, есть хороший дом, который кто-то хочет купить. Человек насобирал какую-то часть денег, но тут Господь ему говорит: “У тебя слишком много, Я не могу позволить тебе купить этот дом с таким количеством денег, часть оставь или отдай”. Что? Или человек выбрал дом, который ему по карману, а Бог говорит: “Я не могу позволить тебе купить этот дом, возьми другой – намного больше, дороже, который ты сам себе не можешь позволить”. Вот приблизительно в такой ситуации оказался Гедеон: он мог быть благодарным, что хоть 30 тыс. откликнулось, а тут Господь говорит: “Отправь большую половину домой, потому что так Я не могу действовать”.
И это показывает, что у Бога совершенно иной подход, чем у нас. Мы заботимся и всегда переживаем о том, что у нас мало – мало сил, мало ресурсов, мало опыта, мало знаний… Нам бы побольше. Но Господь на это смотрит иначе: Ему бы поменьше человеческого, чтобы Его сила могла явиться побольше. Более того, этот эпизод показывает также и то, что Господу человеческое может только мешать, особенно когда его много, потому что чем больше естественных человеческих сил и способностей, тем меньше места остается для Бога и для Его силы. Потому это нам не нравится, когда у нас мало, но Господу это как раз нравится, потому что Он может вмешаться и явиться. По этой причине Он и ведет нас к тому, что сами мы не можем себе позволить, достичь, приложить, чтобы не создавалось впечатление, что как будто Бог не имеет к этому никакого отношения.
И если посмотреть и на иные библейские истории, то у Господа никогда не возникало проблем с тем, когда у людей было мало. Когда Давид вышел против Голиафа, то для Господа не составило проблемы то, что у Давида не было столько опыта и вооружения, как у Голиафа, потому Господь предал ему Голиафа одним только камнем. Казалось бы, что камень и праща – это мало, но этого было достаточно для Бога (1Цар.17). Когда у женщины был дома только суд с елеем, то этого было мало, чтобы покрыть долги, однако для Господа этого было достаточно и как раз столько, сколько нужно (4Цар.4). Когда у мальчика было только пять хлебов и две рыбки, то в учеников возникли проблемы с тем, чтобы накормить этой едой великую толпу людей, но для Иисуса этого было достаточно (Мф.15:32-36) Как видим, для Господа подходит, когда мало, но вот Ему не подходит, когда у человека слишком много…
Следовательно, нам не нужно переживать о том, когда у нас мало – мало ресурсов, собственных сил, потому что когда мы с Богом, то хуже, когда их слишком много, так что они могут мешать явлению Его славы. Потому Господь и может говорить либо оставить что-то, тем самым поставив себя в полную зависимость от Него, либо поведет к проектам, которые больше нас, наших естественных способностей и возможностей. Но Господь сделает это легким и достижимым для нас сверхъестественно, как Гедеону, которому Господь пообещал, что он поразит Мадианитян так же легко, как одного человека, что в итоге и произошло в этой истории.
И для этого Гедеону нужно было только слушаться Господа. И вот интересно, что в Суд.6:34 говорится о том, что Дух Господень объял Гедеона. И если посмотреть это слово “объял”, то буквально оно, в частности, значит: “окутывать, быть одетым”. Потому Дух Святой окутал Гедеона, и Гедеон действовал, будучи как бы одетым в силу Святого Духа. И вот если Дух Святой мог так сойти на Гедеона в Ветхом Завете, то не тем ли более на нас в Новом Завете? Разве это не замечательно, что Дух Святой окутывает нас, а мы как бы облачены, одеты в силу Божью и в Его помазание, в благословение? И вот когда мы так облачены, одеты, в силу Божью и в Его благословение, то разве у нас может быть мало сил или способностей, или ресурсов для того, чтобы справиться с чем угодно на этой земле?!
Поэтому, нам нужно не взирать на свои собственные силы, но смотреть на Бога и на силу Божью, которая окутывает нас, потому что Господь хочет явить Свою славу для нас и через нас. Так что когда нам кажется, что у нас мало в естественном, то это как раз хорошая ситуация, чтобы Господь мог вмешаться. Иначе говоря, когда у человека слишком много, Господь не сможет явиться, чтобы никто не приписал себе Его славу. Потому когда мы с Богом, то нам нечего переживать о том, что мы имеем сами по себе в естественном, ведь если мало, то это даже хорошо для Бога, так что проблемы могут возникнуть, когда у нас слишком много для Бога (и вот поразительно, что у людей обычно проблемы возникают с тем, что у них мало, но для Господа составляет проблему, когда у человека слишком много, так что Богу нет места). Следовательно, нам нужно просто уповать на Господа и смотреть на Него, следовать Его водительству, и Он предаст нам в наши руки то, что больше того, что мы сами можем себе позволить или что можем достичь, и явит в этом Свою славу.
Аллилуия! Слава Богу!
И да поможет нам в нашей части Дух Святой!
Аминь!