Подпишитесь на рассылку

О Божьем утешении, или Посажены для явления славы Божьей

Обратимся к написанному в книге Исаии 61:1-3,9, начиная с этих стихов, но рассмотрим их в связи с некоторыми другими похожими местами Писания. Обратимся к переводу Месседж, который эти стихи формулирует так: “1-3 Дух Бога, Господа, на Мне, потому что Он помазал Меня. Он послал Меня проповедовать благую весть бедным, исцелять разбитых сердцем, объявить свободу всем пленникам, помиловать всех узников. Бог послал Меня объявить год Его благодати -- празднование уничтожения Богом наших врагов -- и утешить всех скорбящих, позаботиться о нуждах всех скорбящих на Сионе, дать им букеты роз вместо пепла, послания радости вместо новостей уныния, прославляющее сердце вместо унылого духа... 9 Твои потомки станут известными во всем мире. Твои дети в чужих странах сразу будут признаны людьми, которых Я благословил.”

Здесь несколько аспектов привлекают внимание. Во-первых, говорится о сокрушении Богом врагов, противления, и о праздновании этого. Это упомянуто прежде того, что далее говорится об утешении, из чего можно сделать вывод о том, что сначала Господь должен разобраться с враждебным, чтобы потом принести Свое утешение. Вместе с этим, это показывает, что за уничтожением противления следует утешение. И это подводит нас ко второму аспекту -- описывается утешение, которое приносит букеты роз вместо пепла, радость вместо скорби, хорошие известия вместо новостей уныния... 

Вот такое утешение Божье -- Господь берет одно и заменяет это иным, полностью противоположным, обращая уныние и сетование в празднование. Вот так Бог действует, и только Он так может... Более того, сказано также о том, что Божий Посланник пришел, чтобы позаботиться о нуждах угнетенных и скорбящих, что показывает, что Божье утешение есть частью Его заботы, ведь главная нужда скорбящего -- в утешении. И Господь заботится об этом тем, что приносит такое утешение, которое описано образами букетов роз, радости, хороших известий, прославляющего сердца и празднования... И это созвучно с написанным также в Ис.65:15 о том, что прежние скорби будут забыты и, как говорят другие переводы -- стерты с памяти. Вот что делает утешение Божье -- оно стирает с памяти прежние скорби. И мы знаем, что Господь дает забыть, хотя это показывает, что не просто забыть, но Его утешение даже стирает с памяти прежнее стеснение...

Читать дальше: О Божьем утешении, или Посажены для явления славы Божьей

Не сдаваться и быть сильным

В книге Неемии 6:9 написано: "Ибо все они стращали нас, думая: «опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится»; но я тем более укрепил руки мои".

Рассмотрим несколько аспектов в этой книге, начиная с указанного места Писания, которое в переводе Месседж звучит так: «Они пытались запугать нас, чтобы мы прекратили. Они думали: «Они сдадутся; они никогда не закончат это [дело].» Я молился: «Дай мне силы».»

Синодальный перевод говорит, что Неемия как бы сам укрепил тем более свои руки, но другие переводы (не только Месседж) говорят о том, что он молился, чтобы Господь дал ему силы. И это то, что и нам стоить делать каждый раз, когда мы нуждаемся в подкреплении – молиться, чтобы Господь дал силы.

Что касается стратегии врага, то в этом стихе она хорошо прослеживается, даже в этой истории и в сказанном в предыдущих главах, в частности. Неемия получил одобрение и письма, и помощь в ресурсах от царя, так что в естественном как бы не было ничего из того, что бы могло им воспрепятствовать строить стену. Потому, как писал Л. Самралл, если враг не сможет остановить вас снаружи, он попытается сделать это изнутри депрессией. 

Читать дальше: Не сдаваться и быть сильным

Остановить страх

В Ев. от Марка 5:35-36 читаем: "³⁵ Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? ³⁶ Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй".

Некоторые исследователи говорят, что сказанное Иисусом Иаиру: “Не бойся”, -- буквально значит: “Останови страх (или перестань бояться)!” Однако как мы можем остановить страх? Как он вообще останавливается?

Если немного проанализировать Писание, то во многих случаях то ли Ангелы, то ли Господь обращались и говорили: “Не бойся/не бойтесь”. И здесь Иисус сказал то же самое Иаиру. И для чего это было сказано? Чтобы остановить страх, не так ли? И это же и показывает, как страх останавливается -- словами. 

При этом после слов “не бойся” часто шло Божье обетование или иная благая весть. Самый яркий пример -- явление Ангелов пастухам в Рождество, когда Ангел сказал пастухам: “Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость...” При этом он сразу же переключил их внимание со страха на радость (и радость противоположна страху). Иисус тоже, когда сказал Иаиру не бояться, переключил внимание на веру и на Себя, на Свою силу. Из этого можем сделать вывод, что хорошие слова утешения и радости также могут остановить страх.

Читать дальше: Остановить страх

Ожидать Господа, чтобы воспарить

В этот раз рассмотрим написанное в Ис.40:27-31 в переводе Месседж:

  Зачем тебе когда-либо жаловаться, о Иаков, или ныть, Израиль, говоря: “Бог потерял меня из виду. Ему все равно, что со мной происходит”? Разве вы ничего не знаете? Разве вы не слышали? Бог не приходит и уходит. Бог пребывает. Он -- Создатель всего, что вы только можете увидеть или вообразить. Он не устает, не останавливается, чтобы отдышаться. И Он знает все -- от и до (букв.: “внутри и снаружи”). Он заряжает энергией тех, кто устает, дает свежие силы истощенным. Потому что даже молодые люди устают и изнемогают, молодые люди в расцвете сил спотыкаются и падают. Но те, кто ожидают Бога,  обретают свежие силы. Они расправляют крылья и парят, как орлы; они бегут и не устают, они идут и не отстают.

И вот в этом переводе примечательно два аспекта: во-первых, говорится о тех, кто ожидает Бога; во-вторых, о том, что эти ожидающие Бога воспарят, как орлы. И вот стоит обратить внимание на эту связь ожидания и образа орла. Как известно, орлы сидят и ждут восходящего потока воздуха, ветра, чтобы в нем воспарить. И этот же образ употребляется здесь в отношении ожидания Бога. 

Читать дальше: Ожидать Господа, чтобы воспарить

Господь обращает уничижение в возвышение

В 4Цар.14:25-27 читаем:

²⁵ Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, ²⁶ Ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. ²⁷ И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова.

Если рассмотреть контекст этих стихов (ст.23-24 также), то здесь речь идет о нечестивом царе, который делал неугодное перед Богом, однако же Господь все равно даровал Израилю избавление его рукою. 

Толкователи говорят, что этот Иеровоам восстановил пределы Израиля почти до тех пределов, которые были при Соломоне, за исключением Иудеи. Таким образом, Господь использовал даже нечестивого царя, однако ради одного -- чтобы не искоренился Израиль, потому что Господь видел великое их бедствие и непосильное бремя. Не удивительно ли то, что Господь восстановил пределы почти до тех, что были установлены Давидом? Но ведь Давид был муж по сердцу Божьему, а этот Иеровоам нет... Однако Господь явил такую великую милость Израилю. И из их великого бедствия, которое ставило Израиль на грань уничтожения, Господь сделал их царство самым большим на Ближнем Востоке. Не удивительно ли это?

Читать дальше: Господь обращает уничижение в возвышение

Неожиданный сюрприз, или Все просто так случилось...

В 4Цар.7 описывается довольно известная нам история, однако в этот раз рассмотрим некоторые аспекты в переводе Месседж.

Начинается с того, что Елисей провозглашает слово Господне -- как обычно, все начинается со слова. Как известно, здесь Самария находилась в осаде, и положение было уже настолько плохим, что доходило уже до каннибализма. Однако тут пророк изрек слово от Господа, что на следующий день ситуация поменяется настолько радикально, что еда будет продаваться дешево в городе. На что сановник царя в формулировке перевода Месседж ответил: “Ты что ожидаешь, что мы в это поверим? Разве небеса откроются и с них посыплется еда?”Неверие и неуважение к слову Божьему и слову пророка в чистом виде.

И мы знаем ответ Елисея, что тот увидит, как это произойдет, но есть не будет. Хотя интересно, что не есть того -- это как бы еще не самое худшее, но с тем человеком произошло самое худшее -- народ затоптал его у ворот. Мы не знаем, как слово Божье исполнится, однако способ исполнения может быть еще более радикальный, чем мы себе думаем... Или как бы наказание Божье может быть еще более радикально, чем мы можем себе это представлять, даже "сводя огонь с неба", молясь об отмщении и воздаянии Божьем.

И вот затем Писание говорит: “И случилось так, что четверо прокаженных сидели за воротами города”. Интересно, как Писание говорит, что так просто случилось... Хотя вероятно, что они сидели там и ранее... Но именно после того, как Елисей провозгласил слово, и уже после того, как Господь выполнил Свою работу, тем четырем пришла гениальная мысль: “Чего мы тут сидим?” В городе был голод, так что они, сидя там только могли вместе с городом погибнуть. Если им пойти в лагерь врага, то там 50/50 -- если их оставят в живых, то будут жить, а если нет -- что ж, все равно, что сидеть у ворот и дальше... И вот Месседж дальше говорит: “Нам все равно нечего терять”. Те четверо логично рассудили, что им нечего терять. И вот интересно, что именно с этого и началось чудо в их жизни, или с этого и началось движение к чуду.

Читать дальше: Неожиданный сюрприз, или Все просто так случилось...

Праздновать еще до проявления

В 3Цар.18:22-24, 41, 45 читаем:

²² И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]. ²³ Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; ²⁴ и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. <...>

⁴¹ И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. <...>

⁴⁵ Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель.

Начнем со стихов 22-24. Это хорошо известная нам история Илии, и некоторые аспекты вновь привлекли мое внимание. В частности, здесь Илия говорит, что он один, а пророков Ваала было 450. Илия один был против 450. Но чем это обернулось? Тем, что Илия погубил тех 450. И почему это было возможно? Потому что на его стороне был Бог и сила Божья.

Затем перевод Месседж очень колоритно передает насмешки Илии над теми пророками, говоря: “Зовите громче -- в конце концов, он -- бог. Может быть, он где-то медитирует или, может, занят каким-то проектом, или, может быть, он в отпуске. Или вы не можете подумать, что он, может, проспал, так его нужно разбудить?” 

Читать дальше: Праздновать еще до проявления

Радостное облегчение и избавление от Господа

Во Второй Паралипоменон 20 описывается, как на царя Иосафата пошло великое множество, как он обратился взыскать Бога и какое чудесное избавление даровал ему Бог. 

Когда Иосафату донесли о том, как обстоят дела, он собрал всех у храма. Интересно, что он не начал собирать свою миллионную армию и приводить её в полную боевую готовность, но объявил пост. Когда мы сталкиваемся с трудностями, какая наша первая реакция -- мобилизировать свои силы или взыскать Господа? И вот перевод Месседж говорит, что все жители Иудеи от мала до велика собрались, будучи внимательными к Богу. Они собрались, чтобы вместе воззвать к Богу, но они были и настроены на то, чтобы услышать от Него. И они получили ответ. И всем, кто желает получить ответ от Бога, нужно быть внимательными к Нему. И вот логично предположить, что они бросили все, чтобы собраться у храма и сосредоточить внимание на Боге. Ведь если бы Божий ответ не явился, то все остальное могло бы и не понадобиться уже. Иногда нам кажется сложным отложить свои дела, чтобы взыскать Бога, переключить внимание на Него, однако стоит не забывать и о приоритетах, и о том, что же есть самым важным.

Собравшись вместе, Иосафат стал молиться. И вот примечательно и то, что он как бы напоминает Богу, что Он им не позволил пройти через земли собравшихся на них народов, когда они шли брать Ханаан, и это звучит в том смысле, что эти народы были в свое время помилованы Богом и Израилем. Ведь что было бы, если бы Бог повел их через те земли? Богу нужно было бы расчистить путь Израилю и истребить те народы. Ничто не могло устоять тогда против них, ведь у Бога был план ввести Израиль в землю, обещанную Аврааму. И Бог отдал Израилю Ханаан во владение постоянное, вечное. Потому если те народы возмутились против Божьего определения, то с Кем им придется иметь дело?..

Читать дальше: Радостное облегчение и избавление от Господа

Об исполнении Божьего плана и роли людей в этом

В книге Исход 2:3-5 мы читаем: "³ Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, ⁴ а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. ⁵ И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее".

Во второй главе описывается история Моисея от рождения до того, как он вырос и вышел к Израильтянам, и как после убежал в Египет, но остановимся на начале истории. Как говорят раввины, слово, которое употреблено здесь на иврите, переведенное как корзинка, буквально значит “ковчег”. Мать Моисея сделала для него ковчег. 

И вот из повествования остается не совсем понятным, был ли это план Иохаведы оставить корзинку в определенном месте, где купается дочь фараона, или все так само собой случилось... Хотя интересно, что она оставила корзинку в тростнике в определенном месте, и туда же вышла купаться дочь фараона, возле того тростника. Могло ли быть так, что дочь фараона имела определенное место для купания, и об этом могла знать Иохаведа? И она оставила дочь смотреть, что же далее будет. Хотя вероятно, Мариамь не сама придумала предложить привести кормилицу, но это были указания её матери. Потому, весьма вероятно, что Бог дал такую мудрость и план Иохаведе. Хотя с естественной точки зрения, он был и рискованный, ведь как она могла знать реакцию дочери фараона? 

Читать дальше: Об исполнении Божьего плана и роли людей в этом

Бог посетит, или Благословение смехом

В Быт.21:1-2 читаем: "¹ И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. ² Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог".

Хотя это очень известное место Писания, и мы к нему неоднократно обращались, когда я пересматривала выделенные мной ранее места Писания, оно коснулось меня вновь в переводе Месседж, который говорит: “Бог посетил Сарру в точности так, как Он сказал; Бог сделал для Сарры то, что Он пообещал: Сарра стала беременна и дала Аврааму сына в его преклонном возрасте, и в точности в то время, которое установил Бог”.

И здесь по-особенному звучат несколько аспектов. Во-первых, говорится о том, что Бог посетил Сарру. Но что произошло? Чудо -- она родила сына вопреки всем обстоятельствам, которые были против неё в этом. И это названо Божьим посещением. Потому Божье посещение -- это всегда чудо. И это чудо, по сути, покоряет и попирает все обстоятельства, которые были против избранных Божьих, которые препятствовали, которые сдерживали в достижении и/или обретении желаемого и обетованного Богом. Но когда Господь посещает и происходит чудо, тогда все эти обстоятельства попираются, и происходит то, что ранее могло казаться невозможным или даже непостижимым. 

Читать дальше: Бог посетит, или Благословение смехом