Подпишитесь на рассылку
Отношение толпы к лидерству
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Иоанна 6:11-15 читаем: "Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один".
Здесь говорится о том, что люди, видевшие это чудо Иисуса, когда Он накормил их, признали, что это тот Пророк, который должен прийти в мир, т.е. что Он -- Мессия. И затем они захотели поставить Иисуса царем над ними. И вот важно обратить внимание именно на эту связь данного конкретного чуда и его характера с реакцией людей.
Что сделал Иисус? Накормил толпу. При этом им совсем не пришлось трудиться, чтобы добыть себе этот хлеб. Иисус много и других чудес явил миру, однако никакое чудо исцеления или даже воскресения не заставило людей признать, что Иисус -- Мессия. Никакое из других чудес избавления и восстановления человеческих жизней не вызвало у людей рвение поставить Иисуса царем над собою. А именно только это чудо с хлебом и рыбами, когда люди ели и насытились. Вот суть человеческих интересов, в т.ч. и в политике.
Исходя из сказанного в рассматриваемых стихах данного места Писания, можно увидеть, что мало кого интересуют глобальные геополитические процессы. Да, Иудеи ждали Избавителя от гнета Римлян, однако и это им нужно было, чтобы им самим жилось лучше. Поэтому сказанное здесь показывает меркантильные интересы большей части общества -- их волнует хлеб и рыба на ужин, их волнует еда на их столе, а не национальные или тем более интернациональные интересы. Они решили сделать царем того, кто позаботился об их личных интересах. Иисус подумал о каждом из них лично и накормил их. Не знаю, что их больше прельстило -- то, что Иисус заботится о них, или сам факт хлеба на шару, однако они в правители себе захотели именно такого Человека.
Как видим, все оказывается довольно просто. Людей заботит их благосостояние. Лишь бы было у них что есть и что пить, и во что одеться, и кров над головой, а еще лучше -- и средство передвижения, а все остальное -- принципы, ценности -- для многих это второстепенно, а для некоторых и вовсе не существует. Вот почему гречка перед выборами работает. Иисус накормил толпу, и они захотели поставить Его царем -- человек раздал гречку, и люди выбрали его депутатом или президентом. Банально, однако это работает. Как видим, все политтехнологии в Библии -- нужно только уметь это рассмотреть.
Затем эта же толпа, водящаяся и руководствующаяся своими инстинктами, кричала перед Пилатом о распятии Того, Кого некогда хотели поставить над собою царем. И как Иисус реагировал на весь этот контраст отношения к Нему толпы? В первом случае Он просто скрылся от них. Он никак не был польщен такой реакцией толпы, которая захотела поставить Его царем. И чтобы этого не произошло, Он удалился и скрылся от них. Если почитать Ин.6 далее, то история развивается тем, что толпа разыскивала Иисуса после того, как Он накормил их, и когда нашла Его, то Иисус заявил им прямо, что знает об их интересах, т.е. о том, что их интересовала не столько проповедуема Иисусом истина и Божий путь спасения, сколько дармовой хлеб. И тогда Иисус начал говорить о хлебе вечной жизни -- о Своем ломимом Теле и о проливаемой Крови во искупление человечества.
И это настолько не понравилось большинству, что все отвернулись и ушли, так что многие из учеников тоже перестали ходить за Иисусом. Они поняли, что "кина не будет" -- царем над Израилем тогда Иисус не собирался ставать, хотя Он уже и был Царем, Царство которого было и есть не от мира сего. Иисус знал внутренние мотивы всех и каждого, поэтому Он просто скрылся от толпы, полной энтузиазма сделать Его царем -- проголосовать за Него на выборах, если бы они были. Их интересовали не духовные ценности, а хлеб, потому когда Иисус начал говорить о ценностях и о Своем истинном предназначении, большинство отвернулось от Него, потому что это не входило ни в их планы, ни в круг их истинных интересов.
Во втором случае, когда толпа отвергла Его с таким же рвением, как некогда хотела поставить царем, Иисус молил Отца простить им, ибо они не знают, что делают. Они не знают, что делают. И вот интересно, почему они не знают и как бы им узнать, чтобы не делать?.. Но вот они не знают... В погоне за хлебом и маслом готовы кивать кому угодно, кто их накормит, или наоборот восстать против кого угодно, чтобы только сохранить свой хлеб и масло. Критическое мышление не включают -- когда толпа кричала: "Распни!" -- то она делала то, к чему побудили, подговорили, книжники и фарисеи. Кажется, эти тоже знали способы манипуляции общественным мнением. Когда же люди хотели поставить царем, то были под впечатлением полного желудка. И никакое из этих отношений не смутило Иисуса и не произвело на Него никакого впечатления. Кажется, что Он одинаково спокойно воспринял оба происшествия и оба стиля поведения толпы по отношению к Нему.
Вот так бывает и так есть. У народа есть сила -- не зря он называется источником силы и власти в конституциях, однако завладевает этой силой тот, кто манипулирует общественным сознанием, направляя эту силу туда, куда ему нужно. Народ же как общая серая масса в своем большинстве не руководствуется больше ничем, кроме своего комфорта -- лишь бы был хлеб и к хлебу. Людей волнуют, прежде всего, их интересы и желания, так что ценности, особенно когда ради них нужно идти на жертвы, никого не прельщают. Потому покажи народу, хотя бы создай вид, что ты позаботишься об их благополучии и об их хлебе -- и они, долго не задумываясь, выберут тебя царем.
И никакие национальные интересы их особо-то волновать не будут, так что те, кто заботились о национальных интересах, чтобы, отстояв интересы страны, создаст условия для удовлетворения и интересов индивидуума, не будут надлежаще оценены обществом. Толпе нужно бросить хлеб, а еще лучше с рыбой, и этого для них будет достаточно. Желудок -- т.е. инстинкты, желания и хотения -- вот чем руководствуется большинство, а не критическим мышлением и логикой. И это, на самом деле, печально, если смотреть на это с точки зрения мыслящего меньшинства и истинных (недооцененных) лидеров.
Однако Иисуса это восприятие Его толпой совершенно не заботило -- Он знал Свою миссию и цель, и шел к ней. Он творил волю Отца. Он делал то, что должен был делать. Он был сконцентрирован на Своей миссии. И это то же самое, что должны делать и мы. У нас есть от Бога задание, и у Бога для нас есть цель. На исполнении этого мы и должны быть сконцентрированы. Нас не должно смущать или волновать мнение людей, как по отдельности, так и в совокупности, как толпы, ни тогда, когда они принимают нас с энтузиазмом и рвением, ни тогда, когда отвергают с таким же энтузиазмом и рвением.
Наша участь зависит от Бога, так что мы должны творить волю Пославшего нас Отца, продолжая дело Иисуса на этой земле по распространению Благой Вести и Царства Божьего. Если люди будут против нас и исполнения воли Божьей через нас, тогда Господь защитит нас, чтобы довести Его план до необходимого завершения через нас. Если же люди будут принимать нас, то это не должно нас прельщать, чтобы это не увело нас от исполнения истинного плана Божьего для нас и через нас. Божий план состоял в том, чтобы Иисусу пойти на крест, а не сделаться царем над тем поколением. Потому и мы должны исполнять свое предназначение, а не искать человеческого принятия, почета и должностей.
Хотя никто не сказал, что Бог не наделит Своих сосудов всем этим. Если Божий план для нас будет связан с должностями, то Господь позаботится, чтобы мы оказались в правильное время в правильном месте, чтобы нас там использовать в нужный момент. Об этом повествует история Иосифа, Моисея, Давида, Даниила, Есфири, Неемии и можно продолжать... И когда помазанникам Божьим придется столкнуться с противлением на том конкретном посту при исполнении обязанностей -- при выполнении поручения Божьего, -- тогда всем противникам придется иметь дело с Богом, так что одни окажутся на той же виселице, которую приготовили для праведников, как Аман (Есф.6), а другие -- в том же львином рву, в котором пытались закрыть тех же праведников, как сговорившиеся против Даниила князья (Дан.6).
Бог есть Бог, и нам нужно не забывать о Его Всемогуществе. В конце концов, это хорошая новость, что мы служим верному Богу, а не изменчивой и манипулируемой, и ведомой инстинктами толпе, которая, если и оценит усилия лидеров, приложенных с целью обеспечения им благополучия в долгосрочной (а не кратковременной) перспективе с сохранением ценностей и принципов, то часто уже после жизни этих лидеров, как было со многими историческими личностями, писателями, художниками, получающими признание посмертно (и это тоже помилуй Бог).
Однако мы служим верному Богу, который, видя тайное, воздает всем явно. Господь воздаст всем за их старания делать правильно, творить и отстаивать справедливость, бороться за ценности... Господь вознаградит Своих избранных за каждое доброе посеянное семя и за исполнение Его поручения. И я верю, что это произойдет как при жизни человека Божьего в виде благословения земными благами, так и в вечности в виде вечной награды на Небесах.
Поэтому, нам нужно не смотреть на толпу, не перениматься и не руководствоваться теми же настроениями, которые преобладают у большинства, но смотреть на Бога, взыскивая того, что Он делает посреди всей суматохи в мире. А ведь Бог действует, а ведь Бог двигается. Часто люди склонны видеть только негативные процессы, не замечая при этом движение Божье. Но оно присутствует, и Бог не стоит в стороне, и Его действие более реально, чем любые другие наблюдаемые процессы и события. Так что у Бога на все есть ответ.
Поэтому, в моменты эйфории толпы мы должны смотреть здраво на ситуацию, оценивая её словом Божьим, и продолжать делать то, на выполнение чего и были посланы Богом и поставлены в определенном месте; в моменты же отвержения нам точно так же нужно продолжать делать то, что Бог поручил нам, не оглядываясь по сторонам, ведь Бог видит наше сердце, а потому выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу -- как полдень. Нам главное думать и заботиться о том, чтобы угождать Отцу и продолжать творить Его волю, а со всякой толпой Он разберется. Вместе с этим, нам даже следует брать пример с Иисуса и ходатайствовать, когда мы видим, что толпа делает то, чего делать не следует, не понимая этого, потому нам следует молиться, чтобы Господь просветил их взгляд и открыл им глаза.
И при всем этом у Бога есть путь, как нас защитить и избавить, а благословение Божье и Его покров в Его воле -- это наш ковчег. И вот ковчег оставался на плаву и даже поднимался все выше, когда вокруг все становилось только хуже. Потому нам главное бдеть об интересах Царства и об исполнении слова Божьего, позволяя Духу Святому нас использовать; другие же происходящие процессы следует придать в руки Божьи, ведь только Он знает, как справиться со всем беспорядком в мире и только Господь и может навести порядок. И Он есть Бог Всемогущий, Он Царь, Судья и Законодатель, и Он даст спасение всем, уповающим на Него.
Вот так мы должны смотреть на все и воспринимать наблюдаемые события, не позволяя никому и ничему пошатнуть нас или увести от достижения нашей цели в Боге. И Господь поможет нам в этом, если мы будем стремиться исполнять свою часть. И Божий план будет исполнен. И да придет Царствие Божие, и да будет воля Божья установлена на земле, как и на небе. И да поможет нам в исполнении нашей в этом части Дух Святой!
Аллилуия! Слава Богу!
Аминь.
P.S. И во всем этом нам нужно четко и конкретно знать свое задание от Бога, знать свою цель и предназначение, чтобы не свернуть от него даже под воздействием влияния толпы. И да поможет нам в обретении этого познания Господь через Духа Своего Святого, аминь!