Подпишитесь на рассылку

Суд над тьмой, благословение во свете

В Ев. от Иоанна 3:19-21 написано:

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Остановимся сначала на сказанном в стихе 19. Здесь Иисус говорит о том, в чем же состоит суд над миром, в чем его суть. Попробуем разобраться в этом получше.

Синодальный перевод говорит о том, что суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди больше полюбили тьму. Что это значит? Если бы свет не пришел, если бы люди не увидели его, то их не в чем было бы и обвинить. Но поскольку свет пришел, но они отказались его принимать, то тем самым они сами себя осудили. Другими словами, поскольку они не приняли свет, то они сами этим засвидетельствовали о том, что более любят тьму.

И следующие стихи поясняют этот феномен. Люди больше полюбили тьму, потому что и дела их злые, так что свет разоблачил бы их злобу и злые дела. Таким образом, любящие тьму виновны не столько в том, что любят тьму (т.е. не столько в самом этом факте), сколько в своих злых делах и нежелании каяться, обращаясь к свету, ведь если бы они не творили злых дел и сами не были злыми, то они приняли бы свет. Так что любящие тьму любят её потому, что она скрывает их дела, говоря образами текста стихов 20-21. А это значит, что сама их привязанность к тьме говорит о том, что они злы и такие же их и дела.

И здесь интересно обратить внимание на греческое значение слова "злый". Толкование Далласской семинарии говорит: "Словом "злы" переведено тут греческое слово "фаула", буквально – "не имеющий пользы, смысла", "дрянной", "никчемный"," -- и это подтверждается словарями. Толкование делает из этого следующий вывод: "Это может быть понято в том значении, что жизнь неверующих в Бога людей лишена конечного смысла, оправданных побуждений и достойной цели; это – жизнь обреченных". 

Однако эту бесполезность и бессмысленность можно и нужно также рассматривать не только в общем контексте смысла жизни, но и в более мелком масштабе отдельных дел. Хотя здесь одно от другого зависит: поскольку вся жизнь у безбожных людей бессмысленная, то и отдельные её компоненты, очевидно, тоже будут аналогичными; и если отдельные составляющие (дела) бессмысленны, то таким же будет и общее целое (жизнь). 

Но все-таки следует обратить внимание и конкретно на бессмысленность и бесполезность дел и занятий безбожных людей. Они не имеют конечного смысла. Они не приносят им никакого удовлетворения, они ничего не прибавляют в их жизнь, а только забирают. И при всем этом люди, погрязнув в этой никчемности, не желают выйти на свет, чтобы их никчемность не объявилась и не стала видима миру. 

Но это глупо. Ведь придя ко Христу, выйдя на Его свет, они вместо своей никчемности обретут Его значимость и смысл в жизни. Но поскольку они отказываются идти на свет, тем самым выражая свою приверженность и преданность тьме, то это и наводит на них суд. Таким образом, они сами себе создают основание для того, чтобы они были судимы, и они сами делают себя виновными, отказываясь принимать тот свет, который Бог к ним посылает. 

Об этом же идет речь и в других переводах Библии. Посмотрим на некоторые. Так, РПБ говорит: "Вот суд [то есть повод для предъявления обвинения, тест, по которому судят людей (т.е. по которому можно рассудить -- прим.при переводе), основание для наказания]: свет пришел в мир, и люди полюбили тьму, а не свет, потому что их дела были злы". Как видим, тест на то, каким есть человек, заключается в том, что он выбирает: если он выбирает тьму, то это значит, что он сам злой, а потому и предпочитает тьму над светом.

Посмотрим на Месседж, который ст.19 передает в неразрывной связи с ст.20-21: "Вот кризис, в котором мы находимся: Божий свет устремился в мир, но мужчины и женщины всюду бежали за тьмой. Они пошли во тьму, потому что они не были заинтересованы в том, чтобы угодить Богу. Каждый, кто практикует зло, [кто] склонен к отрицанию и иллюзии, ненавидит свет Божий и не приблизится к нему, опасаясь болезненного разоблачения. Но каждый, работающий [действующий] и живущий в истине и в реальности, приветствует Божий свет, чтобы можно было увидеть [его] работу [дела], так как это есть работа Божья [или дело Божье]". Как видим, здесь предпочтения тьмы или света связываются с желанием угодить Богу, так что все, кто в этом не заинтересован, желают жить во тьме. 

И здесь также  интересно заметить, как употребляется и слово "иллюзия", а ведь люди во тьме не видят и не знают истины, а потому и живут иллюзиями, не зная настоящей реальности. А это, в свою очередь, говорит о том, что они обмануты, однако порочный круг в том, что этот обман не дает им и выйти на свет, не пускает их или они не отпускают его, держась за свои безбожные представления. И только Бог может вывести человека из этого порочного круга тьмы и обмана.

Потому на людей нечего негодовать. Они во тьме, они обмануты. И только сила Божья может что-то изменить. Так что если мы желаем этих перемен, то должны использовать и те инструменты, которые высвобождают силу Божью: молитву, веру, духовную власть в Имени Иисуса. С другой же стороны, мы должны понимать и то, что если люди не желают идти на свет, если держаться за тьму и если их ничтожные дела им важнее, чем свет и истина, тогда они пожнут плод своих дел, своего отношения, своих поступков, ведь они сами называют на себя суд, выбирая тьму, вместо света. И суд, и наказание состоит в том, что они лишаются милости Божьей, остаются один-на-один с проклятием, которое их и уничтожает, и приносит разрушение в их жизнь.

Но что же, если люди навлекают на себя наказание по своей глупости, то неужели и мы должны с ними терпеть? Никак нет, а потому не стоит и связывать себя с ними. Люди во тьме пожнут плод своих злых дел; люди же, стрем