Подпишитесь на рассылку
Чудо и личность
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Иоанна 5:14-16 читаем: "Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу".
Стоит обратить внимание на поведение этого человека. Иисус исцелил его, а потом объявился ему, и тот вместо благодарности пошел и "наябедничал" Иудеям, что именно по приказу этого Человека он нес постель в субботу. И после этого они стали гнать Иисуса. И как это называется?!
Тот человек страдал 38 лет от болезни. Видимо, тому были причины. РПБ говорит, что Иисус, встретив того человека в храме, сказал ему перестать грешить. Не будем строить догадки, что именно стало причиной столь печального состояния того человека на протяжении столь длительного времени, однако его поведение в этом случае выставляет его личность не в благоприятном свете. Не видно, чтобы он был благодарен своему Целителю, и тем более не говорится, что он поверил в Иисуса как в Мессию. Он переживал за свою шкуру, чтобы его не побили камнями за то, что переносил свою постель в субботу. Но ведь уже не побили, отпустили же -- зачем было идти к Иудеям самому и говорить, что Иисус виноват в том, что повелел ему переносить постель?..
Иисус не хотел, чтобы Его узнали, ведь тогда Он скрылся в народе. Почему? Сегодня, кажется, если бы Бог через кого-то сделал чудо, то все хотели бы раструбить об этом, выставляя себя. Однако часто истинные Божьи помазанники желают лучше скрыться и не афишировать себя. Почему? Да потому что они понимают, чем это может для них обернуться. Иисуса стали гнать Иудеи. Другие переводы говорят о том, что с того момента они стали гнать Его постоянно, что стали создавать Ему много трудностей. И зачем Ему были те осложнения? Он творил волю Отца, и это было Его целью -- делать дела Пославшего Его. Известность Его не интересовала, тем более, что она не несла Ему лично особо ничего хорошего: гонения от Иудеев, толпы народа, окружающие Его день и ночь... Потому помазанники и не желают разглашения, а то потом люди днюют и ночуют у дверей дома, ночью стучат в окна, чтобы их приняли... Но ведь мы все люди, потому желаем спокойствия и наличия личного пространства...
Так вот, Иисус специально скрылся, ведь Ему незачем были гонения Иудеев. Иначе говоря, Ему лучше было избежать их хотя бы отчасти, там, где это было возможно. И кажется, что если бы этот исцелившийся человек не пошел и не рассказал об Иисусе, тогда Иудеи не знали бы, а потому и не стали бы гнать Иисуса, по крайней мере, уже тогда, с того момента. Очевидно же было, что Иисус не желает разглашения, раз скрылся в толпе -- тот человек должен был это понять. Но создается впечатление, что судьба Иисуса его не волновала, ему было все равно, как повлияет на Иисуса и на Его служение реакция Иудеев -- он пошел и рассказал, чтобы прикрыть собственную шкуру. Этим он подставил Иисуса, ведь написано, что с того момента Иудеи захотели убить Его.
Чтобы избежать этой участи самому, тот человек подставил Иисуса, а ведь он должен был знать и понимать эти последствия своего поступка. За нарушение субботы была предписана смертная казнь, и Иудеи считали произошедшее нарушением субботы, хотя такое толкование было уже раввинистическими преданиями, а не законом Моисея и истинным планом Божьим об отведенном времени для слова Божьего, для молитвенного общения с Богом и для отдыха. И вот этот человек пошел и сделал заявление о нарушении субботы Иисусом -- это было обвинение, за которым, по идее, следовало привлечение к ответственности. Вот так этот человек отблагодарил Иисуса -- пошел и заявил на Него, вследствие чего, говоря современным языком, на Иисуса открыли криминальное дело. Вот такая благодарность за добро...
И поведение этого человека совсем противоположно тому, как повел себя слепой в Ин.9:30-38. Первый из Вифезды видел Иисуса, но не знал ни Его Имени, ни Кто Он; этот же слепой знал Имя Иисуса, но никогда Его не видел, так что обоих Иисус разыскал в храме. И тогда, как этот из Вифезды никак даже не поблагодарил Иисуса, а еще и свинью Ему подсунул, то бывший слепой пал ниц перед Иисусом, исповедав, что верует, что Он есть Христос Господь, перед этим завив и Иудеям о своей вере в то, что этот Человек от Бога, что те отрицали и за что выгнали его вон. Этот бывший слепой наоборот стал на сторону своего Целителя и перед Иудеями защищал Его, за что был отлучен от синагоги. Этому было все равно в отношении этих Иудеев -- максимум, что от них он получал, это подачки милостыни, которые его не устраивали. Иисус же дал ему зрение и этим дал способность жить полноценной жизнью, за что тот был безмерно благодарен, так что отлучение от синагоги его и не особо-то удручало.
Ему особо не было разницы, как к нему относились эти Иудеи -- он был рад, что прозрел, что наконец сможет жить полноценной жизнью, и потому отлучение от синагоги было для него мелочью, хотя и влекло за собой непринятие в обществе иудейском. А оно его и так не принимало, когда тот еще был несчастным слепым нищим ("жебраком"), потому их мнение о нем тем более стало его еще меньше волновать, когда он прозрел. Потому Иисус, когда объявился ему, то это повлекло за собой веру того человека в то, что Иисус есть Христос. Поведение этого человека и реакция на сотворенную ему милость Божью была совсем иной. Интересно также заметить, что и Иисус этого разыскал уже после того, как услышал о его отлучении от синагоги, что уже свидетельствовало о том, что у этого бывшего слепого было иное отношение к Иудеям, чем у того человека из Вифезды. Но тот, вместо синагоги, от которой его отлучили, обрел истинный путь жизни и спасение. Вот так бывает: религия гонит, но только на истинном пути жизни оказываются те, кого религиозное общество исключает из своих кругов...
О чем все это нам говорит? А о том, что люди есть разные, так что и реакция на оказанную им милость будет разной: кто-то будет благодарен, а кто-то даже окажется инструментом не в Божьих руках. Это человеческий фактор, который стоит учитывать, ведь падшая человеческая натура ищет своих интересов, не взирая на интересы других. Потому мы должны понимать, что реакция на сотворенное добро не всегда будет благодарностью, а иногда обернется гонением. Конечно, такое понимание, по меньшей мере, уменьшает желание делать добро. Однако Иисус сказал благотворить, не ожидая ничего взамен. Наша награда и воздаяние приходят от Бога, а с личностью разберется Господь.
Вместе с этим, рассмотренная история показывает и то, что чудо не изменяет личности, внутреннего характера и сущности, человека. Ведь оба человека пережили чудо, и тот из Вифезды, может, был даже больше тронут силой Божьей, которая принесла ему избавление от сорокалетнего недуга. Но вот как личность он оказался никудышным, и чудо, изменившее его жизнь, никак не повлияло на его личность. Это показывает, что чудо, хоть и приносит преобразование в жизнь, однако не преобразовывает внутреннюю сущность личности. Характер человека и его личность созидается и изменяет по-иному, и это длительный процесс роста и развития в Боге. У кого-то в начале этого пути могут быть лучшие задатки моральности, у кого-то меньше, однако в конечном итоге, кто какой личностью есть и станет, будет зависеть от его желания и открытости для преобразования Духа Святого, и усилий, направленных на сотрудничество с Духом Святым в этом процессе духовного развития.
И кажется, что именно эта часть и есть самой важной для Бога -- именно эта часть личностного аспекта, какая мы личность, насколько мы похожи на Него и приближаемся к Нему, какие у нас с Ним отношения. Ведь даже сделав чудо, Бог может потерять взаимоотношения с человеком, личность которого будет испорчена при отсутствии желания каяться и изменяться. Вот почему Иисус сказал тому человеку не грешить, что означало призыв покаяться и измениться. Но кажется, что этого не произошло. Потому хотя Иисус и сотворил для него чудо, Он не приобрел этого человека, в то время как с бывшим слепым все было иначе.
Вот так бывает, что одних людей добром приобретаешь, а других все равно нет, ведь то, как добро (вос)принимается, зависит от личности, и если она испорченная, то на добро ответит злом. Чудо изменяет что-то внешнее в жизни, что для Бога не есть проблемой, но вот внутреннее состояние человека может быть для Него проблемой. Так что важны не столько чудеса, сколько преобразование личности. Ведь и евреи видели чудеса Иисуса, но потом все как один кричали: "Распни Его!" Они не приняли Христа, они не покаялись, они не встали на путь внутреннего преобразования, а потому и не изменились. Иудеи привыкли к внешнему исполнению закона, совсем игнорируя внутреннее. Но вот Иисус как раз и пришел с посланием о том, что внутри человека, Он начал говорить о сердце и у внутреннем состоянии, о внутренней сокровищнице сердца (используя также, в частности, образ о чашах, которые снаружи вымываются, но остаются грязными внутри), однако Иудеи и фарисеи (которых Иисус тоже сравнивал с красивой оболочкой, но внутри полной мерзостей) так и не пере настроились с внешнего на внутреннее.
Поэтому, нам нужно понимать, что не сами чудеса важны -- для Бога более важны мы сами как личность и Его взаимоотношения с нами, так что если мы позволяем Духу Святому работать с нами, все более преобразовывая в образ Христов, если мы развиваем взаимоотношения с Богом и возрастаем в познании истины, то у нас есть даже нечто большее и более главное, чем сами чудеса. Если мы развиваемся в Боге и вследствие этого есть целостной личностью, вбирающей в себя характер Христа, тогда мы сами есть чудом, чудом Божьим, на этой земле, Его ручной работой, Его творением и шедевром (Еф.2:10). А к шедеврам особое и отношение, у них и особое задание, так что наша личность и уровень развития взаимоотношений с Богом и определит наше положение в жизни и то, как Господь будет нас использовать. Так что сделав Своим чудом, выражающим Его, Его характер, нас самих, Он затем станет нас использовать и для того, чтобы творить чудеса через нас. И хотя это повлечет за собой неоднозначную реакцию -- от одних благодарность, от других гонения -- мы все равно должны творить добро и продолжать делать дело Божье, ведь на то мы и посланы Иисусом -- продолжать Его дела в явлении Отца миру.
Но прежде всего мы сами и сама наша жизнь должна стать и станет таким явлением, если мы будем открыты для Бога и позволим Ему работать в этом с нами. А чудеса придут. Они затем последуют из-за особенного Божьего присутствия, возложенного на нас. Но мы должны не забывать и продолжать помнить, что не чудеса важны, а наши взаимоотношения с Богом, ведь в конце концов и чудеса предназначены лишь привлекать людей к Богу, чтобы они примирялись с Ним и возвращались в живые отношения с Отцом. Вот что есть главным и приоритетным в жизни и в нашем задании на этой земле. Так что если у нас есть главное, то все остальное приложится, и это уже не наша забота, а нашего Небесного Отца (Мф.6:30-33), Которого нам следует стараться подражать и наследовать, как чада возлюбленные (Еф.5:1).
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в нашей части Дух Святой! Слава Господу! Аминь.