Подпишитесь на рассылку
Исключение опасности и страха
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В книге Исаии 43:1-4 написано:
1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
2 Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.
4 Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.
Остановимся сначала на стихах 1-2, в которых Господь говорит о том, что нам нечего бояться. Как видим, в этом месте Писания в качестве иллюстрации используются вода и огонь, которые считаются неконтролируемыми стихиями. Это природные ресурсы и явления, которые человек научился использовать в своих целях и для своих потребностей, однако все это в неких пределах. Пока вода находится на своем месте в русле реки или в океане, тогда человек чувствует себя безопасно. Но как только стихия разыграется -- как только речь зайдет о наводнении или цунами, об извержении вулкана или о большом пожаре, тогда человек становится абсолютно бессилен перед этими силами природы, не имея способности им противостоять.
Следовательно, можем говорить о том, что эти образы обобщают в себе опасности, существующие на земле и несущие человеку прямую угрозу в том случае, когда они выйдут за рамки, которые человек способен проконтролировать. И вот, как говорится, беда еще в том, что человек пал, а потому теперь является несовершенным, так что многого, а тем более всего, он и не может проконтролировать. Очень много катастроф случалось из-за человеческих ошибок или промахов, вследствие чего ситуация выходила из-под контроля (в частности, вспоминается авария на ЧАЭС). Так что на земле ситуации довольно часто выходят за рамки человеческого контроля, и тогда это называют "несчастным случаем".
Но что сказал Бог? В рассматриваемом месте Писания Он говорит о том, что стихия Его избранным не страшна. Почему? Потому что Бог держит её под Своим контролем. Он -- Создатель и Творец, Он есть Тот, Кто определил всему рамки, так что все во Вселенной находится в пределах Его способности контроля. По этой причине мы и можем не бояться, ведь наш Господь, Который всегда с нами, все контролирует! А это значит, что никакая сила на земле не сможет нам навредить.
Об этом и идет речь, когда говорится: "Будешь ли переходить через воды -- Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя (река не может утопить?! Да это же сверхъестественно!), пойдешь ли через огонь -- не обожжёшься, и пламя не опалит тебя (огонь не обжигает, а пламя не палит?! Да это же невозможно... Однако не для Бога)". Все это говорит о том, что Господь для нас обезвреживает вредителя, тем самым исключая угрозу его опасности, так что река уже не может потопить, а огонь -- обжечь. Это лишено силы и способности навредить нам.
Об этом же говорил Иисус, когда сказал: "Мужайтесь, ибо Я победил мир" (Ин.16:33), -- Иисус победил вредителя, а это значит, что он лишен способности причинить нам какое-либо зло. Писание хоть и говорит о рыкающем льве, который ходит, ища кого поглотить (1Пет.5:8), но что касается Божьих избранных, то Иисус выбил этому льву зубы, так что он не может поглотить избранных Божьих, находящихся под Божьей защитой, так как жевать нечем -- подавится...
И это мы рассмотрели сказанное в этом месте Писания с точки зрения страхов опасности на земле, так что нам можно и даже нужно не бояться ходить, бегать, плавать, прыгать, ездить, летать... ведь Бог с нами, и Он охраняет нас. К тому же, Господь приставил к нам и Своих Ангелов, как написано: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс.33:8). Таким образом, получается, Ангелы -- избавляют от опасности и из неё, а Господь и вовсе её ликвидирует. И такая Божья защита и Его покров обеспечивают нам непроницаемость. По этой причине мы можем не бояться.
Ведь страх стал естественным для человека после грехопадения, точно так же, как и вера была естественной ему до этого. И страх является следствием осознания человеком реальности опасности и её угрозы для него. Однако Господь говорит нам не бояться, и не просто так, без оснований, в лицо опасности, осознавая её угрозу, нет -- Он говорит, что угрозы нет, а потому мы можем и не бояться. Господь сказал, что Он с нами, а Он держит все под Своим контролем, так что пока с нами Бог, а мы -- с ним, то никакая сила на земле не выйдет за пределы Божьего контроля, чтобы иметь способность навредить нам как тем, кто находится под покровом Его защиты.
Вот почему так важно, чтобы мы оставались с Богом, а наша жизнь -- по Его контролем, ведь Он нас никогда не оставит и не покинет, нам же нужно господство Иисуса в нашей жизни для того, чтобы Божий контроль держал все на своих местах, так чтобы не допустить хаоса изнутри и предотвратить и обезвредить угрозы извне. Это может казаться фантастикой, однако об этом говорит Библия.
И теперь мы переходим к следующему аспекту, который раскрывается в Новом живом переводе Библии (далее - НЖПБ). Из Синодального мы уяснили, что на земле мы можем не бояться быть настигнуты любой существующей здесь опасностью, потому что её сила никогда не окажется больше защищающей и охраняющей нас силы Божьей. Теперь посмотрим на сказанное немного в иной формулировке, что позволит нам увидеть употребленные образы немного под другим углом как образы жизненных ситуаций. Итак, Ис.43:1-2 в НЖПБ: "...Не бойся, потому что Я выкупил тебя. Я назвал тебя по имени; ты мой. Когда ты пойдешь через глубокие воды, Я буду с тобою. Когда ты пойдешь через реки трудности, ты не утонешь. Когда вы пойдешь через огонь притеснения, ты не будешь сожжен; пламя не поглотит тебя".
Первое, на что хочется обратить внимание, так это на то, что Господь говорит о том, что Он назвал по имени (хотя это тоже так сказано в Синодальном). И то, что Господь назвал по имени, стоит рассматривать как то, что Бог дал имя, ведь это то, что и было с Иаковом, когда Господь поменял его имя на Израиль, или Аврама на Авраам. А ведь часто способность давать имя связана с обладанием, с владением и господством. Человек называет своих домашних питомцев, которыми он владеет, имея полный контроль над из жизнью, т.к. животное находится в полном распоряжении своего хозяина. Когда автор создает произведение, он и называет его. Родители называют своих детей, которые находятся у них в подчинении до определенного времени.
Таким образом, тот факт, что Господь назвал по имени, или дал имя, и есть прямым указателем на Его господство в нашей жизни. Мы принадлежим Ему, а, как мы знаем, собственность неприкосновенна. Если Господь есть Бог в нашей жизни, тогда Он является и её Хозяином, который держит все под Своим контролем, устрояя все совершенно. Хотя, конечно же, отношения Бога с человеком -- это отношение родителей и детей, а не хозяина и питомцев, так что у нас есть свободная воля и свобода выбора, так что многое в нашей жизни зависит от наших же решений. Однако если наши решения в пользу Бога, тогда Он устроит нашу жизнь и позаботится о ней.
И тут тоже нужно иметь мудрость и быть ведомым духом Божьим, чтобы не оправдывать свое бездействие доверием Богу и не перекладывать ответственность за свои недоработки, находя отговорки. Как говорят проповедники веры, вера -- это действие, так что доверие Богу поведет вслед за Ним, а не оставит на прежнем месте без никаких сдвигов в направлении продвижения вперед.
Теперь пойдем дальше, непосредственно к сути сказанного в НЖПБ, в котором говорится о том, что ни реки трудностей, ни огонь притеснения не способны нам нанести поражение. Реки трудностей не накроют с головой, а это значит, что у нас всегда будет достаточно способностей и возможностей, сил и крепости, чтобы с ними справиться. Как написано, что Господь не допускает искушения сверх сил (1Кор.10:13) -- оно никогда не будет выше головы, выше крыши, как говорится, а это значит, что трудности не захлестнут нас и не смогут остановить наше дыхание жизни с Богом, и дарованной нам Иисусом жизни с избытком.
Точно так же и огонь притеснения не сможет оставить нам мало места -- стеснение никогда не будет настолько сильным, чтобы заставить нас упасть под его гнетом. Нет, не раздавит и не опалит -- так Бог сказал. Так что мы можем стоять и не бояться, крепиться и мужаться, потому что никакие трудности или стеснение никогда не выйдут за пределы Божьего контроля, чтобы им иметь способность навредить нам -- то же самое, что и с природными катаклизмами, только это так больше со стороны жизненных ситуаций.
Перевод Месседж тоже об этом передает мысль оригинально, говоря о том, что бурные воды не заставят пойти на дно, а пребывание между скалой и твердым, трудным, местом не будет тупиком. Ведь наш Бог с нами, а Он всегда найдет выход, потому что может создать его даже там, где его нет: воды могут расступиться, а скала -- повергнуться в море. Он же Бог! А мы -- Его избранные.
И вот стоит обратить внимание и на то, что Господь дальше сказал о Своих избранных. Ст.3-4 говорит о том, что Он отдал великий выкуп. Об этом достаточно колоритно говорит тот же перевод Месседж: "Я заплатил за вас огромную цену: весь Египет, с богатым Кушем и Себой, брошенными! Это то, что ты для Меня значишь! Вот как Я тебя люблю! Я бы продал весь мир, чтобы вернуть тебя, продал творение именно для (или ради) тебя".
И вот это интересно, ведь Господь говорит о том, что все народы для Него не имеют той ценности, которую Он видит в Своих избранных. Вот это наш Бог. Как говорит тот же Месседж, наш личный Бог. Поэтому ради нас Он может сделать многое... ни перед чем и ни перед кем не остановившись. Ведь говорится о том, что весь Египет, Ефиопия и Савея со своими богатствами были выброшены, брошены как выкуп, а это значит, что личность Божьих избранных для Бога более значима и ценна, чем весь мир...
А ведь часто мы настолько увлекаемся миссией Евангелизации, что желаем обрести весь мир любою ценою. Конечно, проповедовать Евангелие -- это хорошо, и даже более того, мы имеем это поручение от Иисуса. Однако в этом нам нужно, опять-таки, иметь мудрость и тоже быть ведомым Духом Божьим, чтобы в стремлении обрести мир, не потерять собственной души, как говорил Иисус. Да, возможно, Он говорил немного не об этом, однако нам тоже нужно иметь правильное понимание приоритетов: Бог не просто использует нас в качестве слуг, которых впоследствии оценивает по заслугам.
Нет, мы уже оценены им и найдены бесценными, так что и весь мир, все творение во Вселенной, не имеет в глазах Бога той же ценности, что и Его дети. А ведь разве не такое де отношение у [нормальных, благополучных] родителей к своим детям? Так что мы должны понимать, что это не мы служим миру, в том смысле, что мир не является большей ценностью, чем мы перед Богом, но мир Господь положил у наших ног, посадив нас с Иисусом на небесах (Еф.2:6). Конечно, мы исполняем вверенное нам задание, однако с пониманием, что весь мир для Бога не стоит больше, чем мы сами -- чем личность Его детей и Его избранных и помазанных.
Итак, мы под Божьей защитой, так что нам нечего бояться. Мы ценны для Бога, так что Он не допустит, чтобы нам был причинен какой-либо ущерб. Поэтому, нам нужно уповать на Бога и надеяться на Его милость, вспоминая о Его благодеяниях и помня о Его обетованиях, а не размышлять над существующими в мире опасностями и трудностями, чтобы эти мысли не подпитывали и не развивали внутри страх. Нам нужно укрепляться Господом и могуществом Его силы (Еф.6:10), утешаясь верой и надеждой, и упованием на силу Божью, которая всегда все держит под своим контролем, так что, удерживая Вселенную и планеты на своих орбитах, она, конечно же, удержит и нашу жизнь и устроит в ней все, предотвратив вред и восстановив упущенное.
Аллилуйя! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!