Материалы

Бог решает, кто побеждает

В книге Псалмов 74:7-11 написано:

7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Это место Писания хорошо известно нам в формулировке Синодального перевода, однако стоит рассмотреть его в других. В наше время происходит много изменений и различных процессов, в которых уже трудно разобраться. Однако этот Псалом говорит, что Бог есть Судия.

Примечательно, что толкование говорит о том, что этот Псалом был написан во время царя Езекии, когда на Иерусалим пришел Сеннахирим, царь Ассирийский (4Цар.18-19), поэтому проводят параллель с его дерзкими речами и увещеваниями Псалма: "Не безумствуйте и не поднимайте рога". Бог допустил возвышение Ассирии и даже использовал их как Свой инструмент суда над другими народами, и они дошли аж до Иерусалима. Однако теперь они попутали Бога Израилева с идолами прочих народов, а потому пали, быв низвержены Богом. Так что в этой истории четко прослеживается сказанное о том, что Бог есть Судия.

Это все же не значит, что все происходящее в мире -- от Бога, ровно как и не значит того, что все лидеры по всей земле поставляются Богом. Однако Господь царствует, как говорят другие Псалмы, так что Бог имеет власть и силу и над ними, которую Он неоднократно являл в Писании, например, над Навуходоносором, Сеннахиримом и другими. Потому если кто-то был возвышен нечестиво, то суда не избегнет. И если станет превозноситься перед Богом, то будет низвержен. Об этом и говорит рассматриваемый Псалом. Однако пойдем по порядку, и сначала обратимся к другим переводам.

Перевод Современной английской версии (далее -- САВ) говорит: "Наш Господь и наш Бог, победа не приходит ни с востока, ни с запада, ни из пустыни. Ты -- Тот, кто судит. Ты можешь отобрать силу (власть) и передать ее другим. Ты держишь в руке чашу, наполненную вином, крепким и пенистым. Ты будешь изливать его на каждого грешного человека на этой земле, и ему придется пить, пока оно не уйдет (не закончится). Но я всегда буду рассказывать о Тебе, о Боге Иакова, и буду петь Тебе хвалу. Господь наш, Ты уничтожишь силу злых людей, но Ты дашь силу тем, кто добр".

Теперь формулировка Нового живого перевода Библии (далее -- НЖПБ): "Не поднимайте кулаки в пренебрежении к небесам и не говорите с таким высокомерием». Никто на земле -- ни с востока, ни с запада, ни даже из пустыни -- не должен поднимать вызывающий кулак. Только Бог судит; Он решает, кто поднимется, а кто упадет. Ибо Господь держит в руке чашку, полную пенного вина, смешанного со специями. Он изливает вино в суде [или в вершении суда, правосудия], и все нечестивые должны пить его, осушая его до дна. Но что касается меня, я всегда буду провозглашать, что сделал Бог; Я буду петь хвалу Богу Иакова. Ибо Бог говорит: «Я сломаю силу нечестивых, но Я увеличу (умножу) силу благочестивых»".

Если соединить эти переводы, вырисовываются интересные акценты. Возвышение и победа не приходит с востока, запада или пустыни. Толкование поясняет это тем, что "падение или возвышение народа происходит не от людей (могущественных армий, идущих от востока… от запада или от пустыни), но от Бога, Который есть высший судия". Если говорить в личностном аспекте, то здесь то же самое. При этом, полагаю, речь идет не о том, что нечестивый человек вовсе не может подняться -- нет, может, однако когда чаша его нечестия будет наполнена, тогда он будет низвержен. И это падение может быть и будет столь же быстрым и стремительным, как и само возвышение.

Но Бог есть Судия. Победа и возвышение приходят от Него ко всем благочестивым. Мне понравилось, как сформулировал это НЖПБ, что Бог решает, кто поднимется, а кто упадет -- или, иначе говоря, кто выиграет, кто победит, а кто проиграет. И для нас это хорошая новость, потому что этот Судия, Который все решает -- наш знакомый! Даже более того, Он -- наш Отец! И другого судьи быть не может, так что все решает наш Бог. И ясное дело, что возвышение и победу в конечном счете Он отдаст благочестивым и угодным Себе. Так что победа всегда будет за нами, за детьми Божьими, за Его представителями.

И если посмотреть на это с такой стороны отношений с Судьей, то можно увидеть мотивацию для молитвы в более отчетливом свете. Ведь если кому-то что-то надо, то нужно об этом попросить. Так что если нам нужен определенный исход дела, определенный результат, мы можем обратиться к Богу и попросить Его, мы можем обратиться к Богу и замолвить словечко и за кого-то, и тогда дело будет решено по нашей просьбе в нашу пользу. И здесь предполагаются, как благочестивые просьбы, так и о благочестивых людях и от благочестивых людей. Никто не идеален, и каждый может совершать ошибки, так что важно состояние сердца перед Богом. Но ясное дело, что нечестивого суда Бог творить не станет, ровно как не станет и поддерживать нечестивых. Если они будут каяться, Он может явить им милость, однако они должны каяться и отвращаться от своих злых путей. Если же этого нет, значит, будет суд.

И в этом контексте очень интересен образ наполненной чаши. В Писании этот образ неоднократно встречается. Например, даже когда Бог обратился еще к Аврааму, Он сказал, что пока чаша беззаконий жителей Ханаана не полна, так что Он отдаст землю его потомкам в будущем (Быт.15:16). Таким образом, подразумевается, что есть чаша и она наполняется. Но почему так? Для чего? С одной стороны, в этом тоже можно усмотреть милость Божью, который дает время на покаяние. С другой стороны, этот Псалом раскрывает причину существования этой меры, и такой причиной есть суд. Если не покаются, то беззаконным придется испить до дна ту чашу, которую они же наполнили. Грубо говоря, эта чаша -- это учет, это архивная папка или блокнот, куда попадают записи о всех их делах. И когда она наполнится, или когда блокнот заполнится, испишется, тогда придет суд. При этом образ чаши более совершенный, ведь записи в блокноте -- это только образ учета, но образ чаши, которую им придется испить, говорит и о возмездии. Так что ничего никому не сойдет с рук. Ту же чашу, которую они наполнили, они же и выпьют сполна, полностью. Толкование говорит, что даже осадок, дрожжи, поглотят.

К тому же, в НЖПБ говорится и о специях в вине. Толкование поясняет, что их добавляли в вино на древнем востоке. Не знаю, для чего это делалось -- то ли для остроты вкуса, то ли с целью санитарии, чтобы убивались микробы, однако для меня специи -- это то, что печет. Конечно, в малых количествах это может быть еще ничего, однако если в больших, то это уже не вкусно, а горько, остро и т.д. Потому это добавление специй в этом образе значит для меня то, что нечестивые не только выпьют чашу своих дел, но с возмездием. Иначе говоря, к ним возвратиться не только та горечь, которую они посеяли, но умножившаяся -- еще большая горечь. Они сами наполняют свою меру, однако когда они дойдут до установленного Богом предела, так что милость Божья больше не сможет сдерживать наказание и возмездие, тогда они получат не только то, что посеяли, но еще хуже, еще больше -- не только вино, но и со специями. Во всяком случае, это так в моем виденье этого образа вина со специями.

И в конце Псалма написана, опять-таки, хороша новость для нас. Синодальный говорит, что роги праведных вознесутся, а роги, как поясняет толкование -- символ могущества. Другие переводы, как мы увидели, говорят о том, что Бог заберет и разобьет силу (и власть, соответственно) у нечестивых, но Он даст силу благочестивым и умножит её, сделает силу благочестивых еще более великой. Это созвучно с написанным в книге Даниила о том, что люди, чтущие своего Бога, усилятся (Дан.11:32). И это умножение силы придет от Бога. Так что это значит, что посреди всего происходящего и независимо от него, все благочестивые не только сохранят свое положение, не только будут укоренены в нем прочно, но даже наоборот -- будут усиливаться, будут возвышаться и оказывать все большее влияние на мир и окружающих людей. И это -- от Бога. Ведь Он есть Судия, Который все решает, и Который возвышает. Слава Господу!

Поэтому, нам нужно оставаться на правильном пути с Богом, и мы не только увидим падение нечестивых, но и сами будем возвышены Богом. Для Бога любой человек -- ничто, так что Он может забрать у любого его силу и власть, на которую тот надеется. При этом чаша беззаконных наполняется, так что когда она наполнится, то они сами же изопьют её до дна. Поэтому, возмездие придет, и когда оно придет, то это будет сполна, в полной мере, и это может быть даже больше того, что нечестивые смогут выдержать. Потому их рог будет сломлен, они падут, освободив место для богобоязненных и благочестивых, которые в последнее время будут только усиливаться. Почему-то люди склонны видеть усиление зла, греха и беззакония, в том числе, и люди Божьи. Однако у Бога есть ответ, и он заключается в том, чтобы умножить силу благочестивых в то время, когда роги нечестивых будут ломаться и когда беззаконные будут терпеть крушение и падение, выпивая наполненную ими же, их же беззакониями, чашу суда до дна. А мы будем веселиться и радоваться о том, что делает Бог, прославляя Его Святое Имя, как и псалмопевец.

Аллилуия! Слава Богу!

Да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь. И аминь.