Подпишитесь на рассылку
Доверять, как дети
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Матфея 18:10 написано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".
Как видим, здесь Иисус говорит о "малых сих", предостерегая внешних не презирать их. И кто же эти малые? Имеются ли в виду только дети, которые по физическому возрасту такие? Нет, ведь Иисус сказал всем: "Если не будете, как дети...", -- не зависимо от возраста по документам. И в этом контексте кажется, что с детьми полезно проводить время, ведь имеешь возможность непосредственно наблюдать за тем, какие же дети, и даже перенимать у них их беззаботность.
Но что же самое главное, что характеризирует детей? Полагаю, их доверчивость. Они верят всему, что говорят им взрослые, воспринимая это как истину в последней инстанции. Да, такая доверчивость у них из-за того, что многое они сами еще не понимают. Однако если сравнить нас в нашем, хотя и зрелом, но человеческом понимании, и Бога-Отца в Его знании всего, то не похожи ли мы на малых детей, мало понимающих? Несомненно. По этой причине Иисус и сказал, что нам следует иметь отношение детей, воспринимая слово Божье с полным доверием, как Богу, так и сказанному Им.
При этом дети могут серьезно воспринимать то, что на самом деле кажется абсолютно нелепым. Например, ребенок будет верить, что рыбу можно поймать, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и меленькая!" На первый взгляд, это кажется смешным взрослым, однако стоит поразмыслить, раз уже взрослые такие логические. В Быт.1:28 Бог передал владычество человеку над всем творением, в т.ч. и рад рыбами. Иисус пришел, демонстрируя это владычество. И как Он его использовал? Как Он использовал Свою власть владычествовать? Словами. Буре Он повелел умолкнуть, так что сделалась великая тишина (Мк.4). Поэтому, приказывать рыбе ловиться не так уж и смешно, ведь это соответствует духовным принципам использования человеком своего владычества на земле.
И вот парадокс в том, что взрослые-то не станут приказывать рыбе пойматься. А это значит, что они не будут задействовать и духовных принципов (ведущих в сверхъестественное), следствием чего будет то, что они не войдут в сверхъестественное и не будут действовать в нем. Это все к тому, что нелепое и смешное для серьезных логических взрослых может, на самом деле, содержать в себе важные духовные принципы и законы, использовать которые им мешает излишняя серьезность и логика. По этой причине возникают и трудности с тем, чтобы слушаться Бога, исполняя то, что Он скажет, ведь это может казаться нелепо.
И здесь проблема в том, что эти взрослые потеряли детскую доверчивость в отношении Бога-Отца, считая, что сами все понимают, так что теперь их понимание мешает им быть послушными Богу. Вот почему Иисус сказал, что такие не смогут войти в Царство, и не в смысле спастись не смогут, но не будут действовать во всех привилегиях, обеспеченных нам Отцом в Царстве. Иначе говоря, они будут жить за пределами забора, ограждающего царский дворец, в то время как могли бы жить во дворце. А все потому, что испытывают трудности с тем, чтобы довериться Богу-Отцу.
И мне понравилось, как говорит о "малых" Месседж -- в формулировке этого перевода они названы "верующими, подобными детям". Это как бы дети-верующие, и верующие дети. Но какое отношение обычно к детям? Их не воспринимают всерьез. При этом и излишняя детская доверчивость делает их уязвимыми для внешнего мира, в котором не все относятся к ним так же любяще и доброжелательно, как родители. Бог это знает, а потому, наставляя нас быть подобными доверчивым детям, тем самым не ведет нас к уязвимости, потому что обеспечивает Свою защиту.
Иисус предостерег неопределенный круг людей об отношении к Его малым, а это значит, что Его слова относятся ко всем и каждому, кто только может презреть "малых сих". И что значит "презирать"? На греческом это слово "καταφρονέω (kataphroneō)", которое значит: "пренебрегать, презирать, гнушаться (смотреть с высока, считать ниже своего достоинства), думать [как о чем-то] мало или ничего [незначащем]". Так что Иисус предостерег, чтобы никто из внешних по отношению к Его малым, не выразил презрения в мыслях и делах (ведь мысли ведут к делам, а дела говорят о соответствующих мыслях), потому что тогда им придется иметь дело с Самим Отцом этих малых. А это значит, что никому не стоит нас недооценивать, потому что за нами стоит наш Отец! Потому в случае чего, наш Отец устроит разборки...
Итак, нам нужно быть верующими, которые подобны детям, чтобы нам выражать к нашему Небесному Отцу такую же доверчивость, как и дети выражают к своим родителям. Такое наше состояние сердца не сделает нас уязвимыми для внешних, потому что наш Бог-Отец лично следит за нашей защитой. Наоборот, такое наше отношение к Богу только даст Ему возможность ввести нас в образ жизни, соответствующий Его королевстевенным детям -- т.е. в образ жизни со всеми привилегиями, обеспеченными нам Христом. Потому что в своем доверии мы не будем считать, что понимаем больше, но будем послушно повиноваться Богу и следовать за Ним, за голосом Его водительства, а это не может привести ни к чему иному, кроме благословения, счастья и благополучия.
Так что стоит оставаться в детской беззаботности, потому что наш Отец обо всем позаботится для нас и все устроит. А кто разучился быть беззаботным, тому стоит научиться быть в таком состоянии, чтобы Отец мог все устроить, потому что это Он и хочет сделать, и с Его устроением не сравнится никакое иное. Это как дети не могут заработать и обеспечить себя так, как обеспечивает их папа, и как не могут приготовить себе ужин такой, как мама, так и мы в отношениях с Богом-Отцом не можем того, что может для нас сделать Он. И в то время, как родителя заботятся о своих детях, сами дети играют, не думая о том, где же взять им есть, потому что это забота их родителей заработать на еду, купить её и приготовить.
Так и нам нужно довериться Отцу и делать то, что Он нам скажет, не заботясь об остальном, чтобы Он мог нам обеспечить то, чего не можем себе приготовить и приложить мы сами. Это и есть жизнь в Царстве -- жизнь в заботе Отца на Его обеспечении, в которую не могут войти те, кто разучился доверять. Но чтобы войти в такой стиль жизни, нужно исправить свое доверие и отношение сердца, и это откроет новые возможности жизни в благословении Божьем, которое обогащает и печали с собой не приносит (Пр.10:22).
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!