Подпишитесь на рассылку
Гонения и умножение
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 10:30 написано:
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Остановимся на стихе 30. Здесь Иисус говорит о воздаянии за все, что будет оставлено ради Него и Евангелия. И Он сказал, что воздаяние придет ныне, во время сие, что указывает еще на земной период пребывания на земле. И вот подчеркивается это словами среди гонений, которые точно относятся к земле. С одной стороны, эта последняя фраза была сказана Иисусом, чтобы и показать отчетливо, что Он имеет в виду именно земной период жизни. С другой стороны, эта фраза может нести и дополнительную смысловую нагрузку.
Интересно, что Иисус сказал о принятии воздаяния именно среди гонений, посреди стесненных обстоятельств. Из других мест Писания нам известно, что Господь обещает и избавление от стеснения, и расширение, распространение пределов (Иов 36:16, Пс.17:20, Ис.54:2-3). Но вот почему об умножении сказано в связи с гонениями? На греческом это слово "гонения" также значит "преследование, погоня, охота". В других переводах (РПБ, НЖПБ, Месседж) говорится о том, что воздаяние придет с гонениями. Так все-таки, какая между ними связь? Умножение порождает гонения, или гонения -- умножение? Или они просто так себе идут вместе, но не зависят одно от другого? Последнее возможно, однако, на мой взгляд, мало вероятно. Предполагаю, что-то из первых двух вариантов или оба вместе (т.е. может быть и то, и другое). Попробуем разобраться.
Если говорить о том, что умножения порождают гонения, правдоподобно ли это? Очень даже. Полагаю, всем приходилось сталкиваться с ревностью и завистью со стороны других из-за того, что у них что-то было лучше. Когда одни приобретают какое-то новое и хорошее имущество, чаще всего, в большинстве случаев, других, всех остальных, это не радует. Вот пример умножения, которое порождает гонения. Это также видим и в жизнях Библейских героев. Когда Исаак собрал 100-кратный урожай во время голода и стал богаче всех в округе, то царь филистимский просил его удалиться из их земли (Быт.28).
А жизнь Иосифа чего стоит! Ему завидовали братья, так что через их зависть и ревность, породившие злобу и ненависть, ему пришлось пройти тяжелый путь от ямы до Египта в цепях, как рабу, и от темницы -- до управителя земли той (Быт.37-41). Да, его Бог поднял. И кажется, что Иосиф хороший пример и того, как он получил воздаяние новым домом, семьей и положением в обществе за все то, чего был лишен из-за зависти братьев по причине благосклонности отца к нему. Однако это был довольно сложный путь на вершину с самыми настоящими гонениями.
Но вот пример Иосифа показывает не совсем ту связь, что воздаяние производит гонения. Это лучше видно в приведенном примере Исаака. У Иосифа прослеживается иное: за гонения он получил воздаяние. Господь дал ему компенсацию за все то, что ему пришлось пройти. Вместе с этим, в жизни Исаака тоже можно увидеть эпизод, где он получил умножение посреди стесненных обстоятельств в округе -- посреди голода он собрал небывалый урожай. А Ной поднимался в ковчеге все выше, по мере того, как вода затапливала землю все больше... (Быт.7)
В этих двух последних примерах открывается нечто иной аспект: посреди всего того проклятия, которое происходит в мире, у Господа есть путь того, как дать умножение Своим избранным и как возвысить их. Посреди всего того стеснения, которое в обстоятельствах в мире, Господь дает умножение и воздаяние, независимо от того, что происходит вокруг. И вот в этом, я верю, и заключается главное значение того, что воздаяние приходит среди гонений.
Интересно, что часто в Библии мы наблюдаем, что чем более стесненными были обстоятельства, тем с большим триумфом выводил из них Бог. Голод был по всей земле, однако Исаак получил такой урожай, который, вероятно, не собирал и в хорошие времена. Иосиф был в яме, но из неё Господь вывел его на управителя Египтом. Больше никто не проходил такой путь, не был предан братьями и не был в яме из патриархов или из пророков, но и не был управителем Египта, вторым после самого сильного правителя своего времени. Давид столкнулся с самым большим великаном в его жизни, но из-за этого он одержал и свою самую великую победу (ну, или первую из великих, самую великую за период своей жизни до того момента встречи с Голиафом) (1Цар.17).
Даниил был уведен в плен, но там поставлен Богом начальником над мудрецами, а потом одним из 3-х князей, управляющих всем царством (Дан.1-2,6). Мардохей и Есфирь, как и все Иудеи Персии в их время, оказались в трудном положении из-за подстроенного Аманом, но это Господь обратил в один из самых больших триумфов в истории Израильского народа (Есф.4-9). И эти примеры можно продолжать. Хотя нельзя еще не вспомнить и Иисуса -- Он прошел самое большое гонение и стеснение, был распят и пребывал 3 ночи в аду, но потом приобрел величайшую победу для всего человечества, воскреснув из мертвых и открыв путь ко спасению всем верующим.
Как видим, большое стеснение порождало большое умножение, и за гонениями следовало воздаяние. С одной стороны, это воздаяние может быть как компенсация от Бога за то, что пришлось претерпеть, за моральный ущерб, так сказать. А с другой стороны это просто может показывать закономерность, что за стесненными обстоятельствами стоит большая победа, так что противник просто может пытаться удержать от неё, подстраивая гонения. Но Бог этого так не оставит -- Его рука изменит ход событий (Пс.117) и из стеснения даст простор, из кажущегося утерянным или утраченным -- 100-кратное умножение, а из угрозы -- большую победу. Вот такой наш Бог!
Поэтому, перестанем опасаться гонений, потому что они произведут великое умножение и воздаяние, и победы в жизнях всех верующих, кто откажется сдаваться и будет решительно следовать за Господом до конца. При этом у Господа есть еще и намного больше того, о чем мы просим или помышляем, и Он обещал превзойти все ожидания (Еф.3:20). Так что станем доверять Ему в наших жизнях, потому что это даст Ему возможность принести в них Свое совершенное устроение (Ис.26:12), устраняющее печаль, обращая её в радость и давая забыть все прежние разочарования (Ис.61:3). Потому станем веселиться и радоваться, потому что Бог ведет к чему-то хорошему и благому, к светлому будущему, на которое мы надеемся, ибо именно такими есть Его намерения о всех Своих детях (Ис.12:6, Иер.29:11).
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!