Подпишитесь на рассылку
Быть, как дети
- Подробности
- Автор: Татьяна Бордюг
В Ев. от Марка 10:13-17 написано:
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Интересно, как эти две истории переданы одна за другой. А это значит, что они связаны одной общей мыслью. Так часто мы рассматриваем Писание фрагментарно, в то время как оно все едино.
Итак, сначала Иисус вознегодовал на учеников за то, что они не подпускали к Нему детей. Стоит заметить, что это единственный случай во всех Евангелиях, в котором говорится, что Иисуса вознегодовал. И это произошло потому, что ученики недооценивали детей. Как говорит толкование Далласской семинарии, ученики чисто по-человечески считали детей малозначимыми, чтобы Иисусу тратить на них Свое время. Однако Иисуса такой их подход возмутил.
Вот как говорит об этом Месседж (ст.13-16): "Люди привели детей к Иисусу, надеясь, что он коснется их. Ученики отогнали их. Но Иисус был разгневан и дал им понять: «Не отталкивай этих детей. Никогда не становись между ними и Мной. Эти дети находятся в самом центре жизни в Царстве. Отметьте это: если вы не примете Царство Божье в простоте ребенка, вы никогда не войдете [в него]». Затем, взяв детей на руки, Он возложил на них руки благословения". Иисус благословил всех и каждого ребенка, пришедшего к Нему. Он не удерживает благословения ни от кого, кто к Нему обращается.
И вот интересно, как в Месседж сформулировано место детей -- написано, что они в центре жизни в Царстве. Об этом толкование говорит: "Божие Царство не дается ценой человеческих достижений; оно – именно дар Божий (в награду за простое доверие) тем, кто осознал свою неспособность обрести его каким-то иным путем". И кажется, что детям подарки принимать очень легко. Более того, они источником своих приобретений видят только подарки родителей и других взрослых близких. Для них естественно получать подарки. А вот зарабатывание как способ обретения чего-то для них и вовсе не известен (по крайней мере, до поры до времени). И вот Иисус сказал, что приходящие к Нему должны быть готовы принять Царство, как дети, что значит, как дар, понимая, что у Бога никак иначе как только через простое детское доверие Ему они ничего не обретут.
В этом контексте также интересен и образ детей, о котором тоже упоминалось в толковании. Там говорится, что упомянутое греческое слово, переведенное как дети, обозначает детей с 0 до 8 лет. А в таком возрасте человек беспомощен. Он не сможет жить без заботы взрослых. Самостоятельность у ребенка начинает развиваться только с 5-6 лет, и то в каких-то элементарных вещах, по типу завязать шнурки. Конечно, все дети разные, но по наблюдениям за современными детьми, кажется, что самостоятельность к ним приходит не слишком рано.
Так вот, возможно, слова Иисуса: "Если не будете, как дети..." -- подразумевает также осознание своей беспомощности, прежде всего, духовной в обретении спасения. Но и не только спасения, ведь если мы войти в Царство не можем сами, своими силами, за свои заслуги, то что заставляет нас думать, что жить в Царстве мы сможем сами? Все это к тому, что в Царстве Божьем нам нужно осознавать необходимость заботы Отца Небесного о нас, как дети осознают необходимость родительской заботы о них.
Более того, они не представляют себя без родительской заботы, и потому всецело полагаются на неё. Так и нам следует принимать необходимость Божьей заботы и всецело полагаться на неё, осознавая свою духовную беспомощность в том, чтобы самим по себе, своими силами наследовать Царство. Как говорил Иисус: "Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5)". И вот благодаря Его достижениям мы можем наследовать Царство со спасением и прочими благословениями как небесный дар, подарок.
И теперь, имея вышеизложенное в виду, стоит рассмотреть вопрос юноши, который звучал не правильно. В ст.17 он спросил: "Что мне ДЕЛАТЬ, чтобы НАСЛЕДОВАТЬ..?" Но обычно право наследовать возникает не от дел. Чтобы наследовать, нужно БЫТЬ дитем, внуком или другим родственником. Право наследования -- это, прежде всего, право ближайших родственников и потомков владеть тем, чем владел наследодатель. Так что здесь вновь видим указатель на слова Иисуса о детях -- чтобы наследовать Царство Божье, нужно быть дитем Божьим. И все, принимающие Иисуса, рождаются свыше, от Бога, становятся детьми и наследниками.
Так что нам больше нужно концентрироваться на том, кем нам нужно быть и кем мы уже есть во Христе, а не на том, что делать. Ведь если подумать, то какие у детей заслуги? Они еще ничего значительного не сделали, потому что сами о себе-то позаботиться не могут, не то, что о других... Дети просто есть. И в том, что они есть, их и заслуга. Да, с возрастом заслуги могут появляться, однако главная заслуга детей все же остается в том, что они есть. И поскольку они дети, то они имеют право на все, что имеют их родители.
Так и в Царстве Божьем: мы наследуем благословения Божьи не по заслугам, а просто потому, что мы Его дети. Конечно, мы знаем, что у Бога есть для нас предназначение, выполнение которого несет небесную награду, однако Божьи благословения для нас доступны только по причине заслуг Одного -- Иисуса Христа.
Поэтому, станем полагаться на Бога и на Его заботу о нас, как дети полагаются на заботу своих родителей, и станем доверять Богу, как дети доверяют родителям. Станем помнить о том, что благословения Божьи доступны нам и принадлежат нам по причине того, кем мы есть во Христе, а не наших дел или заслуг. И это понимание переводит взгляд с себя на Бога и на Его возможности. Ведь дети, хотя сами по себе беспомощны, но их возможности иметь что-то определяются возможностями их родителей. Так и мы, понимая, что самим нам не справиться, станем понимать и то, что это всего-лишь значит, что наш Отец должен решить это Своими возможностями.
Так и выходим на то, что наши возможности как детей Божьих определяются возможностями нашего Небесного Отца, для Которого нет ничего невозможного (Мк.10:27). Поэтому, мы можем веселиться и радоваться, и просто позволить нашему Отцу явить нам Свои возможности и соделать великое, большое и нечто большее в нашей жизни, ведь это то, чего и хочет благой Бог, наш любящий Отец. Ведь разве не все родители хотят этого для своих детей? То не тем ли более Бог даст блага просящим у Него (Лк.11:13)? И в Иисусе Он нам уже все дал... (Еф.1:3)
Аллилуия! Слава Богу!
Да поможет нам в этом Господь!