В книге Исаии 60:2 написано: "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою".

Как-то раньше Господь уже обращал наше внимание на это место Писания, говоря о различии участи Церкви и мира (см. ст. "Будущее, полное славы"), однако Дух Святой ведет нас к этому месту Писания вновь. В нем говорится о том, что тьма покроет землю и мрак -- народы, но над народом Божьим явится Господня слава.

Стоит обратить внимание, что в отношении народов речь идет не просто о тьме, но о мраке. И кажется, что мрак -- это самая высокая форма тьмы, это самая полная фаза развития тьмы, в которой все на столько темно и мрачно, что нет ни малейшего проблеска света. Вот к чему приближается безбожный мир.

По мере истечения времени тьма, в которой они погрязли сейчас, будет сгущаться, достигая мрака. А это значит, что в мире будут происходить разного рода мрачные вещи -- великие бедствия. От этого и состояние людей, живущих без надежды на Бога и веры в Него, будет мрачным, потому что им не из чего будет черпать надежду на лучшее, ведь в окружающем их мраке для этого не будет никакого основания.

Однако это не полная картина. Это лишь одна её часть. Потому что рассматриваемое место Писания говорит о двух параллельных процессах: в то время, как тьма в мире будет сгущаться, слава Божья посреди Церкви будет умножаться. Эту параллельность помогает увидеть формулировка Нового Живого перевода Библии, которая говорит о происшествиях в нынешнем времени: "Тьма, как черная ночь, охватывает все народы земли, но слава Господня восходит и появляется над вами".

Читать дальше: Сгущение тьмы, умножение славы

В Ев. от Иоанна 6:11 написано: "Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел".

Этот стих есть частью известной истории о насыщении множества народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хотя, лучше сказать, умножившимися пятью хлебами и двумя рыбами, ведь Иисус накормил народ умножившимся, ведь того количества еды, которая была в наличии, явно не достаточно было, чтобы накормить всех.

И вот на что следует обратить внимание: все ели столько, сколько кто хотел. При том не только хлеба, а рыбы немножко, но ст. 11 говорит, что и хлеба, и рыбы раздали каждому, сколько кто хотел. Не порциями, не определенной мерой: по два на человека, -- но сколько кто хотел без каких-либо ограничений. И ясно, что желание каждого определялось их способностью вместить, съесть -- сколько кто мог съесть, сколько кто хотел съесть, чтобы насытиться, столько и мог получить. Вот как Иисус накормил народ. 

Он не просто дал им немножко поесть, лишь бы они были не голодные. Нет! Он дал каждому столько, сколько кто хотел, чтобы наестся, чтобы насытиться полностью! И Иисус не нормировал порции и не определял потребности каждого, чтобы каждому получить по потребностям. Ничего подобного. Он позволил каждому брать столько, сколько кто хотел: кто мог съесть немного, получал немного; кто хотел больше, не ограничивался меньшим, но получал больше, как и хотел.

Читать дальше: Способность вместить