В книге Иеремии 33:9 написано: "И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему".

Рассмотрим формулировку Нового Живого перевода Библии, которая мне показалась особенной: "Тогда этот город принесет Мне радость, славу и честь перед всеми народами земли! Люди мира увидят все то хорошее, что Я делаю для своих людей, и они затрепещут с благоговением (или благоговейно затрепещут -- прим.авт.) от мира и процветания, которые Я обеспечиваю им". 

И хотя эта формулировка немного размывает восприятие того, кто же будет трепетать и кому Бог обеспечивает хорошее, все же мы понимаем, о чем идет речь: Бог творит благо своему народу, от чего изумляются и трепещут другие. Хотя дела Божьи могут изумлять и приводить в трепет и народ Божий не меньше, чем людей, чуждых Завета с Богом.

В этой приведенной формулировке интересно заметить, как Господь говорит о том, что восстановленный город принесет Богу радость, славу и честь перед всеми народами земли. Господь здесь говорит о восстановлении, которое принесет славу Богу. Из этого можно увидеть, что Бог прославляется посреди других народов тем, что творит среди Своих людей и для них. Из этого и получается, что если славы Божьей нет в Церкви, то как её увидят и люди мира? 

Читать дальше: Божьи слава и честь в Его избранных

В Ев. от Матфея 2:1-2, 9-12 читаем:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

В очередной раз прочтения этой истории мое внимание привлекли волхвы. Они пришли из другой страны и, вероятно, из дальней страны. Эти люди оставили свои дома, двинулись в долгий путь, который в те времена был рискованным, чтобы пойти поклониться новорожденному Царю Иудеи -- страны, ничего не значащей в то время. Они пошли поклониться даже не наследному принцу своей страны, а Царю Иудейскому (как они говорили, спрашивая о нем в Мф.2:1-2), Царю евреев, как говорит другой перевод. 

Потому мало вероятно, что на такой путь, на такое паломничество, их сподвиг сам факт рождения просто очередного нового царя из какого-то незнакомого царства -- полагаю, они видели в этом Младенце Мессианский посыл, они видели в Нем Спасителя и Царя для всего человечества. Понимали ли они Мессию так, как о Нем было предсказано Писаниями и потом осуществилось в Иисусе -- сложно сказать, однако эти волхвы должны были увидеть точно нечто большее и нечто особенное в рождении этого Младенца, чтобы пойти в длинный путь и поклониться Ему, и принести дары.

Читать дальше: Волхвы и образ пути веры в истории Рождества