В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза "собрать на голову горящие уголья".

Естественно, существует уже много толкований этого места Писания и этого образа. Так, толкование Далласской семинарии говорит о том, что здесь, вероятнее всего, "подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями". Во свете этого, собрать горящие уголья -- это привести человека-врага к покаянию. Комментарий Женевской Библии высказывает похожую мысль: "Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится". Здесь уже говорится о том, чтобы и устыдить врага.

Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.

Читать дальше: О собирании угольев на голову врага

В книге Псалмов 17:26-28 написано:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Интересно, как это место Писания показывает как бы ответную реакцию Бога на состояние человека, так что Господь поступает с каждым согласно тому, каким он есть.

Лучше увидеть суть сказанного здесь помогают также и другие переводы. Например, Новый живой перевод Библии (далее -- НЖПБ) говорит о том, что Господь показывает, или являет, Себя каждому согласно состоянию каждого человека. Если дословно, то НЖПБ говорит: "Верным Ты показываешь себя верным; тем, кто честен, Ты показываешь честность. Чистым Ты показываешь Себя чистым, а нечестным -- [разоблачающе] проницательным. Ты спасаешь скромных, но унижаешь гордых". 

Формулировка Современной английской версии (САВ) похожа: "Ты всегда предан Своим преданным людям, и Ты верен верным. Со всеми искренними Ты искренен, но относишься к неверным так, как того заслуживают их дела". Месседж хоть и передает сказанное по-своему, все же суть мысли остается той же: "Хорошие люди вкушают Твою доброту, целостные люди вкушают Твое [божественное] здоровье, честные люди вкушают Твою правду, плохие не могут понять Тебя. Ты принимаешь сторону того, кто унижен, а вот превозносящихся Ты сокрушаешь (сламываешь)".

Читать дальше: С добрым по доброму, с лукавым по лукавству его, или Господь отвечает взаимностью