Подпишитесь на рассылку

Не заботиться о завтрашнем дне

В Евангелии от Матфея 6:34 переданы нам уже всем, практически, известные слова Иисуса: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы".

И хотя мы много раз могли читать это место Писания, давайте над ним еще раз задумаемся. Интересно, что Иисус здесь акцентирует на том, чтобы не заботиться именно о завтрашнем дне. Как говорят другие переводы Библии (Расширенный и Новый Живой переводы Библии), завтрашний день принесет свои заботы, так что для каждого дня достаточно своих хлопот.

В ст. 31 Иисус сказал не заботиться о том, что есть или что пить, а в ст. 33 наставляет искать прежде Царства Божьего. Но в ст. 34 Он подводит итог Своим предыдущим словам, говоря: "Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне". Интересно, что Иисус не сказал здесь о нынешнем дне, но именно о том, что будет завтра.

Из этого следует, что забота всегда направлена в будущее. Она не сконцентрирована в нынешнем моменте времени, но несет волнение о будущем: о том, что есть или что пить, когда вновь придет чувство голода; о том, что одеть, когда имеющаяся одежда износиться; о том, что будет, если сделать то или, наоборот, не сделать, как поступить, что предпринять, что будет завтра, через месяц, в следующем году... 

Но Иисус сказал не заботиться о завтрашнем дне, который есть частью будущего. Почему? Потому что будущее находится за пределами человека и им самим, практически, не определяется. По этой причине Иисус несколькими стихами ранее и пытался доказать бесполезность заботы, которой человек не может ни на что повлиять или что-либо изменить.

Когда человек находится в нынешнем моменте времени, он, как правило, занят определенным делом, он выполняет определенную работу, находит себе занятие -- другими словами, о том, что происходит с человеком сейчас, он не заботиться, но предпринимает определенные конкретные действия. Эти действия уже могут делать какой-то свой вклад в будущее, однако все равно не могут определять его в целом.

Например, ученик или студент трудится сейчас и изучает науки, в результате чего через несколько лет в будущем он получит аттестат или диплом, так что с точки зрения будущего это будет результат их усилий в прошедшем. Однако тот же диплом не гарантирует получение желаемого места работы. Таким образом, вклад в будущее есть, однако оно все равно остается не до конца определенным.

Или человек, который трудится на работе целый месяц, чтобы получить зарплату. И в определенный момент времени в будущем он её получит, так что зарплата будет результатом прошлых усилий. Однако, опять-таки, получение зарплаты не гарантирует восполнение всех нужд человека. Таким образом, будущее все равно остается не совсем определенным, хотя своими усилиями человек и вносит в него определенный вклад.

При этом, когда человек читает, например, книгу сейчас, он не заботиться о том, как же её почитать, потому что он читает. Имеется в виду, что человека не заботит его деятельность, которой он занимается сейчас. Но он может заботиться о том, как же успеть её дочитать до определенного момента в будущем времени, например, до завтра, до следующей недели. Таким образом, видим, что забота всегда направлена в будущее -- она не имеет никакого отношения к нынешнему моменту во времени и не имеет в нем ничего, за что могла бы зацепиться.

Однако, о будущем человек переживает. И почему так? Потому что нынешний момент совершенно определен для человека: он читает, работает, едет и т.д. Но будущее для человека совершенно не определенное -- по этой причине забота и может иметь место. И поскольку будущее -- завтрашний день -- для человека совершенно не определен, ведь он не имеет абсолютного и полного знания о том, что будет завтра, то он может переживать о том, чтобы все сложилось хорошо. 

Вследствие этого, такая забота может подталкивать человека предпринимать определенные действия (хотя для их выполнения совсем и не обязательно быть отягощенным именно заботой и переживанием) -- например, хорошо выучить предметы, чтобы хорошо cдать экзамены, чтобы хорошо закончить университет и иметь больше шансов на получение хорошей должности. Однако даже такие хорошие усилия все равно не дают стопроцентной гарантии будущего результата -- они не определяют будущее полностью, но могут иметь влияние на него лишь отчасти.

Почему? Потому что будущее, находясь за пределами человеческой досягаемости, определяется факторами более высокого духовного уровня, на котором забота ничего не определяет. Поэтому Иисус и говорил не заботиться, но искать Царства, потому что поиски Царства и обретение в результате откровения его тайн как раз и имеет способность определить и устроить будущее с высшего уровня, на котором Царство и находится и с которого оно и владычествует над всем остальным. 

Другими словами, человек может устроить свое будущее и определенно получить желаемое в своем будущем, только найдя Царство, только в Царстве и из него, потому что именно положение человека в Царстве Божьем определяет его будущее, а не забота. Человек либо чуждый завета с Богом и находится вне Царства Божьего, живя под проклятием и имея перспективу озера огненного в вечности, либо примирился с Богом, получил доступ к благословению и занимает место сынов Царства с перспективой царствования в вечности. 

Поэтому, когда Иисус говорит искать прежде Царства, Он не предлагает плюнуть на все остальное или отречься от всего земного, но Он предлагает путь того, как человек может определенно устроить свое будущее, вместо заботы, которая не может ни на что повлиять.

Вместе с тем, Иисус обращается здесь к причастникам завета. Поэтому, Он даже не просто предлагает лучший путь, но и говорит о том, что у нас есть Отец, который заботится о нашем будущем. Таким образом, наше будущее в руках у Бога. Наше будущее -- это не наша забота. Нам не нужно самим заботиться о завтрашнем дне, потому что Отец Небесный уже имеет для нас Свои планы относительно завтра. Так что когда завтра наступит, тогда оно и принесет исполнение этих планов. Так что заботы не уместны.

И о том, что наш Бог заботиться о нашем будущем, говорят и слова Иисуса о том, что Отец благоволил дать нам Царство (Лк.12:32). Так что оно не где-то далеко и сокрыто от нас, вследствие чего нам нужно его искать, чтобы вообще найти и получить шанс в него войти, но оно уже было отдано нам.

А если в Царстве и находится  светлое будущее для человека, то поскольку Царство было нам дано по благоволению Божьему, значит, мы уже обрели и светлое будущее, на которое мы надеемся. Другими словами, наше будущее уже было определено для нас Богом в Его Царстве, так что если мы обрели Царство, так как Отец дал нам его, то вместе с ним мы получили и светлое будущее в Боге и с Ним.

Из всего этого следует, что нам не о чем заботиться, потому что Отец благоволил дать нам Царство и вместе с ним -- перспективу светлого будущего, которую человек сам для себя обрести и определить не может. Поэтому, вместо заботы о завтрашнем дне, нам нужно доверять Богу о завтрашнем дне, потому что у Него уже есть план для нас и на завтра, и на все будущее, так что с наступлением нового дня придет и исполнение Божьего плана в нем и для него. Таким образом, это не забота, которая устроит будущее, но наше доверие Богу, которое позволит Божьему превосходному плану явиться в нашей жизни.

Да поможет нам в этом Господь!

Аллилуйя! 

 

_____________________________

Смотрите также:

Видео проповедь "Не заботиться о завтрашнем дне"