В Ев. от Марка 10:46-52 читаем: "⁴⁶ Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. ⁴⁷ Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. ⁴⁸ Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. ⁴⁹ Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. ⁵⁰ Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. ⁵¹ Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. ⁵² Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге."

Стоит обратить внимание на то, что Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, чтобы прийти к Иисусу. Он не сбросил её после того, как получил исцеление, но еще до того. 

И вот эта история также характерна тем, что Вартимей вопил к Иисусу о милости, о помощи. Сколько было городов, в которых был Иисус, и вероятно, там тоже были подобные люди, но только Вартимей так вопил к Иисусу, что заставил Его остановиться и послужить ему. Интересно также и то, что Иисус Сам не подал инициативу, Он не подошел к Вартимею первый -- если бы Вартимей не вопил, то Иисус бы пошел себе дальше. И это уже было перед Пасхой, как раз подошло время страданий Иисуса, так что, по сути, у Вартимея был последний шанс... Он то этого не знал естественно, однако, возможно, он ощущал это в духе.

Но как бы то ни было, Вартимей, услышав, что Иисус идет мимо него, начал кричать, вопить и взывать, к Иисусу. И откуда был этот вопль? Многие рассматривают эту историю как пример веры, и это верно, ведь Иисус сказал ему, что вера его спасла его, однако я полагаю, что так вопить к Иисусу его побудила не вера (или даже не столько вера, сколько нечто иное также). Этот бедняк, просящий милостыню, был сыт по горло такой жизнью. Его не устраивало его положение бедняка, однако из-за своей инвалидности он ничего не мог с этим сделать. 

Потому его крик к Иисусу более напоминает вопль отчаяния. Он отчаянно цеплялся за свой единственный шанс в жизни изменить свою жизнь. И потому когда его заставляли замолчать, он стал кричать еще больше. Вот как он хватался за свой шанс. Он не собирался угождать окружающим и упустить свой шанс, свое чудо. Более того, то, что предназначено было его заткнуть, только еще больше смотивировало его, так что он стал кричать еще громче, так что в итоге был услышан. Он не сдался, он умножил усилия, и он был услышан, и он получил то, о чем взывал.

И о чем он взывал? О милости. Это широкое понятие, так что Иисус, позвав его, спросил, чего он хочет, чтобы тот конкретизировал. И он просил прозреть. И хотя в греческом это уже иное слово, чем на иврите, это слово “элео”, а не “хесед”, все же полагаю, он апеллировал к милости Божьей по завету, при этом называя и Иисуса Сыном Давида. Не имел ли он в виду истории с явлением милости Мемфивосфею?.. И если Давид мог только посадить за царский стол Мемфивесфея, но не мог исцелить его, хотя все равно милость Давида принесла изменение в его жизнь, то Иисус мог исцелить Вартимея. Этой милости он и хотел, и именно это и могло изменить его жизнь и положение. Мемфивосфею повезло в том, что Давид сам разыскал и позвал его (ведь у него был завет с Ионафаном), но Вартимею пришлось кричать к Иисусу самому. И он обратился к Иисусу как к Сыну Давида.

Толкователи говорят, что в Марка это обращение к Иисусу упрминается впервые -- впервые Иисус назван Сыном Давида. И в Израиле верили, что Мессия есть сыном Давида, так что Вартимей, по сути, кричал: “Иисус, Мессия, помилуй меня!” Это уже было свидетельство, или проповедь, об Иисусе тем, кто еще не прверил в Него. И тот факт, что Иисус остановился, позвал и явил ему милость, должен был только подтвердить всем, что Иисус есть Мессия. Так что этот случай был проповедью сам по себе. Вартимей имел откровение об Иисусе, которое дало ему способность получить от Иисуса то, что не получил никто другой из находящихся в одинаковом с ним положении.

И вот когда Иисус позвал Вартимея, он сбросил с себя свою верхнюю одежду, о которой говорят, что она была его лицензией, грубо говоря -- он имел специальную верхнюю одежду, которая свидетельствовала всем, что он официально бедняк, который имеет право просить милостыню. И вот люди могли дать ему только подачки, но Иисус мог изменить всю его жизнь. Потому, уже не обращая внимание на других людей, Вартимей сконцентрировался на Иисусе. И когда Иисус его позвал, он с легкостью избавился от своей нищенской одежды просящего милостыню. Он не стоял там и не думал: “А стоит ли мне снимать её сейчас? А вдруг она мне понадобится еще?” -- или что-либо прочее, нет. Он был сыт по горло жизнью просящего милостыню, так что он был полон решительности не возвращаться на свое прежнее место нищего. Он сбросил эту одежду, потому что он не собирался возвращаться к прежней жизни. Он устремился к Иисусу и за Иисусом, и больше не собирался возвращаться назад, на свое прежнее место. Наоборот, он бы рад избавиться от своей нищенской одежды, устремившись вперед за своим единственным шансом изменить свою жизнь.

Но вот больше никто, кроме Вартимея, этого не повторил... Кому-то было и так комфортно, их и так устраивало их место, ведь они могли не работать, но иметь на пропитание. Кто-то, вероятно, боялся потерять хотя бы то малое, что у них было, пусть это и нищенская одежда просящих милостыню... Кто-то боялся покинуть свое место, кто-то не был так полон решительности покинуть его и устремиться к тому, чтобы изменить жизнь, ведь они не были сыты по горло такой жизнью, но могли считать это приемлемым для себя... И все остальные так и остались на своих местах просящими милостыню, подачек от людей. Вартимей же отказался от человеческих подачек его окружения, жителей и посетителей Иерихона, и устремился к тому, чтобы получить милость от Иисуса. Все остались на прежних местах, потому что Иисус пошел на небо, так что у них не было больше возможности получить от Него милостыню... Но Вартимей не упустил свой шанс.

И это показывает, что пока человек будет удовлетворен своей жизнью, своим положением или даже если будет держаться за свое место и свою одежду нищего и т.д., то не будет и места вере, которая нужна, чтобы изменить жизнь (не будет этого стремления, которое есть доброй почвой для веры). Но когда человек не удовлетворен своим положением и желает большего, тогда он ухватывается за любую возможность изменить его жизнь, что создает хорошие условия для зарождения, развития и действия веры. Вартимей поверил, что Иисус есть Мессия, и по этой причине и стал кричать к Нему, однако кричать его побуждало еще и его отчаяние и неудовлетворенность своим положением. Но пока человек удовлетворен, пока довольствуется одеждой и положением нищего, пока не станет кричать к Богу, то Бог Сам и не останавливается возле него, чтобы вытащить его из места нищего, просящего милостыню, как Иисус сначала прошел мимо Вартимея и не остановился возле него.

И пока человек держится за свое место и за свою нищенскую одежду с разных причин -- то ли от страха, то ли от заблуждения, будучи удовлетворенным своим положением, считая это нормальным и приемлемым, и думая, что это все, на что он может рассчитывать в этой жизни и т.п., -- то это будет мешать и удерживать от того, чтобы следовать за Иисусом. Но когда человек готов оставить свое прежнее тепленькое и обжитое место, так чтобы никогда туда больше не возвращаться, то это как раз и дает способность следовать за Иисусом. Тогда Иисус останавливается, зовет, спрашивает, чего хочешь, и являет милость, которая открывает возможность для дальнейшего (и последующего) следования за Ним. И Вартимей был готов. Он сбросил с себя одежду нищего, не собираясь возвращаться на место просящего милостыню, и потому считая, что эта одежда ему больше не нужна и никогда не понадобится. Он полностью порвал с прежней жизнью и со всем, что его могло с ней связывать, чтобы пойти за Иисусом. Так сделать должен быть готов каждый, кто желает следовать за Иисусом к тому большему и лучшему в жизни, что Иисус может предложить.

Итак, нам не нужно держаться ни за что прежнее, если мы желаем следовать за Иисусом. Более того, мы должны быть готовы настолько устремиться вперед, чтобы больше даже не оборачиваться назад, как и Вартимей больше не оборачивался на свое прежнее место просящего милостыню, не собираясь возвращаться туда. И нам не нужно держаться ни за что, связывающее нас с прежней жизнью, с прежним положением и стилем жизни... Наоборот, мы должны быть готовы сбросить из себя и оставить все, что могло привязывать нас к прежнему положению. И в этом тоже нет места тому, чтобы обращать внимание на людей, чтобы угодить им, иначе Вартимей так и остался бы слепым нищим... От людей можно ожидать лишь подачек (и даже наоборот, они будут только пытаться удержать человека в его прежнем положении, как пытались это сделать люди, заставляющие Вартимея молчать и через давление которых ему пришлось прорваться к Иисусу), и только Иисус может явить милость так, чтобы изменить жизнь настолько же кардинально, как была изменена жизнь Вартимея и Мемфивосфея. 

Потому устремимся за Иисусом к тому большему и лучшему, что Он имеет для нас, и не будем оборачиваться назад, не собираясь возвращаться на прежнее место, ведь Иисус предусмотрел для нас нечто лучшее. И вот примечательно, что история Вартимея заканчивается тем, что он пошел за Иисусом -- он не занял лучшее место, но пошел... Следование за Иисусом -- это всегда путь, это никогда не будет одно только место, пусть даже и лучше прежнего. Так что следование за Иисусом -- это постоянное движение от одного места к другому, к лучшему и лучшему, это овладевание землей, пока все приготовленное Им для нас не будет нами взято, пока мы не овладеем всей землей и всем нашим наследством во Христе. Это путь, но это замечательный путь, который стоит того, чтобы им идти. И это путь только вперед -- к большему и лучшему!

Аллилуия! Слава Богу!

И да поможет нам в нашей части Дух Святой!

Аминь.